Урок русского языка тема "Правописание безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Урок русского языка тема "Правописание безударных окончаний существительных в Р. и Д. падежах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_bezud._okon-y_sushch_v_r._i_d._p._-_kopiya.docx | 27.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе
учитель начальных классов
Дунаева Светлана Александровна
Тема: Правописание безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах
Цель: упражнять в определении падежа имён существительных, в написании безударных падежных окончаний имён существительных.
УУД
Предметные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез;
Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
Личностные: нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки для парной, индивидуальной работы, индивидуальные таблицы.
1. Организационный момент
2. Эмоциональное вхождение в урок
У. Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Вы выпускники начальной школы и к нам в гости пришли учителя нашей начальной и старшей школы, посмотреть чему вы научились и как умеете работать.
3. Орфографическая минутка (слова записаны на доске)
-Итак, орфографическая минутка. На доске записаны слова с пропущенными буквами, прочитайте (дети читают про себя)
-Все слова понятны?
Берё..ка, трос..ник, л..ства, мес..ность, т..шина, подру..ка, сер..це, яго..ка, тр..пинка.
-Как можно назвать пропущенные буквы? ( Орфограммы – на доске появляется карточка - Орфограммы)
-Какие орфограммы в данных словах? (Дети говорят – безударные гласные, непроизносимые согласные, парные согласные – карточки с названиями появляются на доске в виде схемы и задания для каждого ряда)
- Выполняем задание: списать слова и вставить пропущенные буквы:
1 ряд – с безударными гласными, 2 ряд – с парными согласными, 3 ряд – с непроизносимыми согласными.
Проверка: выходят и записывают уч-ся с каждого ряда, которые первые выполнили задание.
- Что общего у всех слов, кроме того, что в них есть орфограммы? (Они – сущ.)
- Что можем определить у имён существительных?
1)падеж
2)число
3)склонение
Определим падеж (И.п.), число (ед.ч.), склонение (по цепочке – остальные сигналят +/-
4.Самоопределение к деятельности (запись на листе)
-Ребята, предлагаю вам рассмотреть такие словосочетания, прочитайте:
Подарок Оли
Подарок Оле
-Чем отличаются эти словосочетания? (смыслом, окончаниями собственных имен сущ., их падежами)
-Определим склонение, падеж имен собств., выделим окончания.
У. Сформулируйте тему урока, используя запись для этого на доске:
Правописание
…………окончаний
им.сущ. в .. и .. падежах.
(Правописание безударных окончаний им.сущ. в Р и Д. падежах)
- Определим цель нашего урока: научиться правильно писать безударные окончания в Р. и Д. падежах.
-Как вы думаете, что нам в этом поможет? (таблица, слова-помощники с ударными окончаниями )
-Для этого вспомним, что мы знаем о Р.и Д.падежах, посмотрев в нашу таблицу.
-Поработайте в парах, найдите общее и различия.
(ЭКРАН, файл на раб.столе компьютера «Для урока»)
Таблица на экране:
(Работа с таблицей фронтально и в парах)
- По каким признакам различаются родительный и дательный падежи?
(по падежным вопросам, по предлогам, по окончаниям существительных 1-го и 2-го склонения)
-Что общего у Р.и Д. п? (окончания 3-го склонения)
Падеж | Вопросы | Предлоги | 1 скл | 2скл | 3 скл | Роль в предложении |
Р.п. | Кого? Чего? (Откуда? Где? Куда?) | От, до, из, с, около, у, вокруг, без | -и, -ы | -а, -я | -и | Второстепенный член |
Д.п. | Кому? Чему? (Где? Куда?) | К, по | -е | -у, -ю | -и | Второстепенный член |
- Объясните, зачем нужно уметь грамотно писать безударные окончания имен сущ.?
Работа индивидуально: (на экране, на партах у каждого уч-ся)
1.Прочитайте слова. Что объединяет сущ. 1 столбика?
-По какому принципу сгруппированы сущ. во 2 столбик? В 3 столбик? (по типу склонения)
2.Вставьте безударные окончания имен существительных, используя нашу таблицу:
И.п. тропинка, город, площадь
Р.п. тропинк.., город.., площад..
Д.п. тропинк.., город.., площад..
Сделаем вывод: какие окончания у Р. и Д. падежей во всех склонениях?
5. Закрепление изученного материала
1.Работа в парах по алгоритму (15 карточек) (Свернуть экран, выкл.проектор)
Алгоритм ответа: начальная форма
(на доске) склонение
вопрос
падеж
окончание
бежал по дорог.. – скл., .п.
по краям дорог.. – скл., .п
ветка сирен.. - скл. .п .
подлетел к черёмух.. – скл., .п.
Проверка (1 пара у доски, остальные «сигналят» +/-)
2.Работа по учебнику
Стр. 116, № 215
- Работаем по группам, у каждой группы своё предложение. (Выпускники – 1, и т.д._
-Спишите своё предложение, вставляя пропущенные окончания, подготовьтесь доказать, что вы правильно написали окончания (укажите склонение и падеж)
(Выполняют в тетрадях, поднимают руку, если выполнили)
- По моему сигналу собираетесь в группу, записываете окончания на демонстрационном листе, и один учащийся от группы отвечает у доски.
(За правильность «5» в группу)
( уч-ся «сигналят» +/- и проверяют в тетради)
Самопроверка, оцените себя.
Кто не допустил ни одной ошибки? И т.д.
Упр.215
Пошёл он к своей землянк.., а землянк.. нет уже и следа. Пушки с пристан.. палят, к..раблю пристать велят. Волшебница велела Золушк.. приоткрыть дверцу мышеловк…Я от дедушк.. ушёл, я от бабушк.. ушёл. Лиса наварила манной каш.. и размазала по тарелк.. .
У. – Что надо сделать, чтобы правильно написать безударные окончания существительных?(определить падеж, определить склонение, вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже).
Оценка работы учащихся.
7. Итог
У. –Вернёмся к теме урока. Повторите окончания существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения в родительном и дательном падежах.
-Безударные падежные окончания – это орфограмма? (Да, прикрепляю карточку на доску)
У. –Эти знания вам пригодятся в практической работе на следующих уроках. Спасибо за хорошую работу.
8. Домашнее задание: стр. 116 упр.217 .
9. Рефлексия
Поднимите руку, кто понял тему и может помочь другим.
Поднимите руку, кто испытывал затруднения в выполнении заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах
Русский язык 4 класс.Тема : «Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах»...
Правописание окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах
Конспект урока русского языка для 3 классаЦели:1. Усовершенствование умения распознавать падежи по их существенным признакам2. Развитие умения сравнивать3. Формирование навыка правописания окончаний в...
Урок по русскому языку "Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах"
Обобщение знаний об окончаниях существительных в дательном и родительном падежах, формирование навыков правописания окончаний в родительном и дательном падежах, развитие умения сравнивать....
конспект урока по русскому языку Склонение имен существительных. Правописание родительного, дательного, предложного падежа.
Склонение имен существительных. Правописание родительного, дательного, предложного падежа....
Урок русского языка в 4 классе Тема: Упражнение в правописании безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах (УМК «Школа России») с использованием арт-технологии.
Творческое групповое задание, с использованием элемента арт-технологии стало наиболее интересно учащимся. Работая над основной учебной задачей- упражнении в правописании безударных падежных окончаний,...
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: "Правописание окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах"
Среди основных задач изучения данной темы следует выделить приоритетные: развитие умения распознавать родительный и дательный падежи имёнсуществительных 1 склонения; формирование навыка правописания о...
Конспект по русскому языку 4 класс «Правописание окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах»
Тема: «Правописание окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах»Цель урока: развивать умение определять падеж имён существительных, правильно писать безударные па...