Технологическая карта урока русского языка во 2 классе «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Банзаракцаева Оюна Сономовна

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова»

Скачать:


Предварительный просмотр:

. МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГБОУ «Кижингинская средняя школа-интернат СОО»

 

Технологическая карта урока по русскому языку

Тема урока: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова»

 Составитель: Банзаракцаева Оюна Сономовна

 

Кижинга

2023

Технологическая карта урока русского языка

УМК: Школа России 

Класс: 2

Предмет: русский язык.

Тип урока: открытие нового знания.

Тема урока: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»

Цель урока: создать условия для ознакомления правописания слов с безударным гласным звуком в корне.

Задачи урока:

Обучающая: способствовать осуществлению познавательной деятельности по ознакомлению с правописанием слов с безударным гласным звуком в корне.

Развивающая: способствовать развитию логического мышления, письменной речи, умение точно отвечать на вопросы.

Воспитывающая: воспитывать умение преодолевать трудности и бережно относиться к природе.

Планируемые результаты:  

Личностные: осознание алгоритма учебного действия; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Предметные: знать, что в ударных и безударных слогах звуки обозначаются одной и той же буквой; знать способы проверки правильности написания безударных гласных в корне слова; уметь правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными в корне; пользоваться способами проверки безударной гласной в корне (изменением формы слова и подбором однокоренных слов), видеть орфограмму в слове; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.

Метапредметные: освоение умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной; формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям; формирование умения выполнять действия по алгоритму; формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Методы: метод наблюдения над фактами языка, метод языкового разбора, метод самостоятельной работы.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: Учебник «Русский язык» 2 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий УМК «Школа России».

Ход урока:

  1. Организационный момент (1 мин)
  2. Минута чистописания (1-5)
  3. Определение темы, целеполагание (2-3 минуты)
  4. Работа по теме урока (10-15 минут)
  5. Физкультминутка (1 мин)
  6. Продолжение работы по теме урока (10-15 мин)
  7. Итог урока (1-2 мин)        
  8. Рефлексия (1-2 мин)
  9. Домашнее задание (1 мин)

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент

Цель: настроить учащихся на работу, на включение в учебную деятельность.

Звенит звонок, зовёт звонок,
Пора нам начинать урок.

- Здравствуйте, ребята,  сегодняшний урок русского языка у вас проведу я.

- Сегодня на урок к нам пришел Знайка, который хочет вам дать новые знания о русском языке.

Приветствуют учителя, садятся на места

Регулятивные: - волевая само - регуляция;

 - формирование навыков самоорганизации;

Личностные: формирование положительной мотивацию к обучению.

2.Минутка чистописания.

Цель:

- Первым делом он вам предлагает минутку чистописания. Он приготовил вам задание, вам нужно написать красиво и аккуратно слово карандаш.

Пишут.

3.Целеполагание

Цель: формирование темы и цели урока.

- Ребята, посмотрите на доску, что вы видите? Предложение записано на доске.

Бурундуки – мален…кие л…сные ж…тели. Они любят яг…ды, пл…ды ш…повника.

- Давайте его прочитаем (просит прочитать одного из учащихся).

– Чего не хватает в этом предложении?

- Давайте вставим с вами пропущенные буквы (вызывает к доске учащихся)

– А теперь вертикальной чертой разделите слова на слоги.

– Выпишите слово лесные, подберите к нему однокоренные слова. Выделите корень в словах.

– Подумайте и скажите, есть ли в тексте слова, у которых в корне пропущен гласный звук и его можно проверить.

- Какое правило вы применили, чтобы правильно написать эти слова.

- Посмотрите внимательно к словам, в которые вы вставили буквы и скажите, как назвать одним словом то, что вы применили в данных словах?

А знаете ли вы, как по-другому можно назвать правило. Ученые, которые занимаются русским языком, используют другое слово, в старших классах вы его часто будите слышать. А сегодня вам предстоит с ним познакомиться. Вы готовы?

- Послушайте небольшой рассказ, который приготовил нам Знайка.

В тридевятом царстве в тридесятом государстве находится страна правил. Живут там разные правила Их так много, что они всегда спорят между собой кто из них важнее и нужнее. Однажды спорили они, спорили и не заметили, как на самой главной городской площади появился старичок. Он стоял и, молча, слушал, как правила шумели. Надоел ему этот шум, и он сказал: “Тихо”. Но голос его прогремел как гром. Правила сразу умолкли. А старичок говорит:

– Вам не надоело все время спорить.

– А как же нам решить кто главнее и важнее, – хором закричали правила.

– Это же очень просто. Надо разделиться.

– Как это разделиться?

– Очень просто. Направо от меня станут правила, которые нужны в математике, слева – правила которые нужны в русском языке, передо мной станут правила, которые нужны при поведении.

Правила зашумели стали искать, в какую строну бежать надо. Прошло немного времени и все они стали на свои места.

– Вот видите как просто, – сказал старичок.

– А дальше что,– крикнуло правило с мягким знаком.

– А дальше вот что. Правила, которые диктуют нам, как себя вести будут называться ЭТИКЕТ, правила по математике – ТЕОРЕМЫ, а правила по русскому языку– ОРФОГРАММЫ.

– А это что такое, – спросили правила по русскому языку.

– А это… и старичок исчез.

- Как вы думаете, что сказал бы им старичок.

- Сколько много у вас идей. Давайте посмотрим, что же предлагает нам наш весёлый звоночек.

- Какой вывод можно сделать?

- Можно ли назвать правило о написании безударного гласного звука в корне слова орфограммой?

- Педложение.

Читает один из учащихся.

- Буквы в словах.

Работают у доски.

Разделяют на слоги.

- Лес, лесник.

- Такие слова есть. Это лесные и плоды.

- Чтобы проверить какой буквой обозначается безударный гласный звук в слове, надо изменить слово так, чтобы этот гласный звук стал ударным.

- Мы в этих словах применили правило.

- Да.

Дети выдвигают свои идеи, что же такое орфограмма.

- Слово орфограмма это правильное написание слова.

- Да.

Познавательные: формулирование поставленной цели.

Коммуникативные: постановка вопросов, умение строить речевое высказывание.

4.Работа по теме

Цель: совершенствовать умения устно составлять текст.

- Наш Знайка решил поискать знакомое правило в книжке. И мы тоже там его будем искать. Страница 93.

– Прочитайте тему урока.

– Чем мы будем заниматься на уроке?

– Упражнение 141. Прочитайте про себя.

- Теперь прочитаем вслух (просит прочитать одного из учащихся).

– Что обозначает выражение скучная пора?

– Спишите. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные в словах.

– Какие гласные являются ударными?

– Выполняем упражнение 142. Прочитайте первую пару слов. Чем отличаются слова?

– Чем отличаются слова во второй паре? 

– Это форма одного и того же слова.

– Прочитайте слова второй группы. Можно ли что сказать о данных словах?

– Что записано в первом столбике?

– Что записано во втором столбике?

– Прочитайте вывод.

Открывают стр.93.

Читают тему.

Читают. 

- Время года, когда идут дожди, холодно, невесело. 

- Те, на которые падает ударение.

Списывают текст. 

Тигр – один, тигры – много. Отличаются количеством предметов.

- Они обозначают один и тот же предмет, но береза– одна, березы – много.

- Это разные слова тигр – взрослое животное, тигренок – детеныш тигра. Это однокоренные слова. Береза – дерево, березовый – это то, что из березы. Однокоренные слова.

- Формы одного и тог же слова.

Однокоренные слова.

Коммуникативные:формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

5.Физминутка

Цель: обеспечить активный отдых организму в процессе определённой деятельности

- Знайка предлагает нам немного отдохнуть.

Зайка, заинька, зайчишка
Долго ты читаешь книжки.
А теперь пора вставать,
Прыгать, бегать и скакать.
Лапками похлопал ты,
Лапками потопал ты,
Помахал другим зайчатам,
“Здравствуйте!” – сказал ребятам.
Ты за парту рядом сел
И учиться захотел.

Личностные: осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий.

6.Продолжение работы по теме

Цель: закрепить умения устно оставлять текст и переводить его в письменную форму.

-  Вы немного отдохнули, и Знайка предлагает продолжить работать. Страница 94, упражнение 143.

– Прочитайте первую пару предложений. Произнесите выделенные слова. Как произносятся эти слова?

– Посмотрите на слово. Какими буквами обозначены безударные гласные звуки?

– Кто может проверить безударные гласные в этих словах? 

– А что означают эти слова? 

– Рассмотрим вторую пару слов пары, поры. Какими буквами обозначены безударные гласные?

– Кто может проверить безударные гласные в этих словах?

– А что означают эти слова? 

– Какой вывод можно сделать?

– Найдите среди предложений пословицу.

– Объясните её смысл.

– Спишите пословицу, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

– Прочитайте, на что нужно обратить внимание?

- Упражнение 144 поможет нам лучше запомнить наше правило.

– Прочитайте группы слов. Где записаны формы слова? 

– Где записаны однокоренные слова?

– Запишите слова так, как в учебнике. Поставьте ударение.

- Ребята, мы с вами работаем со словами. Одни мы учимся правильно писать, а другие помогают нам это делать. Что это за слова? Прочитайте в учебнике. Чтение про себя, вслух, и проговаривание.

- Они произносятся одинаково.

- а, о.

- Валы – вал, волы, вол.

- Вал – земляная насыпь, которая служит для укрепления и защиты. Вол – бык.

- а,о. 

- Пары – пар, поры – впору.

- Пора – время, час, година, срочное время, срок, удобное к чему-нибудь время. Пар – жидкость, обращенная жаром в летучее и воздушное вещество.

- Безударные гласные звуки не всегда произносятся и пишутся одинаково.

- До поры до времени не сеют семени. 

- Не нужно торопиться с важным делом.

Читают. 

- В первой группе.

- Во второй группе. 

У доски работают два учащихся. Остальные выполняют задание самостоятельно в тетрадях. Учащиеся, которые работают у доски, объясняют, как они вставляли пропущенные буквы. Учащегося, который работал с однокоренными слова, можно попросить выделить корни в словах.

Читают.

Коммуникативные:формирование умения выполнять действия по алгоритму; формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем.

7.Итог урока

Цель: подведение итогов пройденного урока.

- Что мы делали на уроке?

- Чему учились?

Что узнали нового?

- Определяли слова с безударным звуком в корне.

- Правильно писать слова с безударным гласным звуком в корне.

- Узнали что такое форма слова, проверяемое слово и проверочное слово.

Коммуникативные: объяснять свою точку зрения.

Регулятивные: умение высказывать мнения

8.Рефлексия

Цель: научить фиксировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений.

- А сейчас я вам предлагаю оценить своё настроение на уроке, вам нужно нарисовать смайлик, который соответствует вашему настроению.

Рисуют.

Регулятивные: оценивание своей деятельности.

9.Домашнее задание

Страница 95, упражнение 145.

Записывают задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока русского языка 4 класс "Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий" УМК «Начальная школа XXI века»

Основой урока является технология деятельностного метода, ИКТ. Работа в парах, группах. Проблемные ситуации. Здоровьесберегающие технологии.  Данный урок смоделирован с учётом основных поло...

Технологическая карта урока русского языка 1 класс Тема: Твёрдые и мягкие согласные звуки

Тема: . Твердые и мягкие согласные. Перенос словТип урока: закрепление полученных знанийЦель урока: создание условий для закрепления знаний  учащихся о мягких и твердых согласных, о переносе слов...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Произношение и написание безударных гласных в корне слова" 1 класс

Данный конспект урока разработан в виде технологической карты, в которой четко прослеживается наличие вызова (мотивация), осмысление учебной задачи, погружение в деятельность, открытие новог...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс "Правописание "Ь" после шипящих на конце имен существительных женского рода "

Технологическая карта урока русского языка  3 класс "Правописание "Ь" после шипящих на конце имен существительных женского рода " Школа России...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова". 2 класс.

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова". УМК "Школа России". В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. 2 класс (часть 2)...

Технологическая карта по русскому языку 1 класс УМК "Перспектива" на тему:«Гласные звуки. Обозначение их буквами»

Тип урока:  Урок общеметодологической направленностиЦель урока: Обобщение и систематизирование знаний о гласных звуках и буквах, закрепление написания гласных в словах после мягких и твёрдых согл...