Технологическая карта урока русского языка во 2 классе «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова»
Скачать:
Предварительный просмотр:
. МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБОУ «Кижингинская средняя школа-интернат СОО»
Технологическая карта урока по русскому языку
Тема урока: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова»
Составитель: Банзаракцаева Оюна Сономовна
Кижинга
2023
Технологическая карта урока русского языка
УМК: Школа России
Класс: 2
Предмет: русский язык.
Тип урока: открытие нового знания.
Тема урока: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»
Цель урока: создать условия для ознакомления правописания слов с безударным гласным звуком в корне.
Задачи урока:
Обучающая: способствовать осуществлению познавательной деятельности по ознакомлению с правописанием слов с безударным гласным звуком в корне.
Развивающая: способствовать развитию логического мышления, письменной речи, умение точно отвечать на вопросы.
Воспитывающая: воспитывать умение преодолевать трудности и бережно относиться к природе.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание алгоритма учебного действия; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Предметные: знать, что в ударных и безударных слогах звуки обозначаются одной и той же буквой; знать способы проверки правильности написания безударных гласных в корне слова; уметь правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными в корне; пользоваться способами проверки безударной гласной в корне (изменением формы слова и подбором однокоренных слов), видеть орфограмму в слове; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.
Метапредметные: освоение умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной; формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям; формирование умения выполнять действия по алгоритму; формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.
Методы: метод наблюдения над фактами языка, метод языкового разбора, метод самостоятельной работы.
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: Учебник «Русский язык» 2 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий УМК «Школа России».
Ход урока:
- Организационный момент (1 мин)
- Минута чистописания (1-5)
- Определение темы, целеполагание (2-3 минуты)
- Работа по теме урока (10-15 минут)
- Физкультминутка (1 мин)
- Продолжение работы по теме урока (10-15 мин)
- Итог урока (1-2 мин)
- Рефлексия (1-2 мин)
- Домашнее задание (1 мин)
Этапы урока Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Организационный момент Цель: настроить учащихся на работу, на включение в учебную деятельность. | Звенит звонок, зовёт звонок, - Здравствуйте, ребята, сегодняшний урок русского языка у вас проведу я. - Сегодня на урок к нам пришел Знайка, который хочет вам дать новые знания о русском языке. | Приветствуют учителя, садятся на места | Регулятивные: - волевая само - регуляция; - формирование навыков самоорганизации; Личностные: формирование положительной мотивацию к обучению. |
2.Минутка чистописания. Цель: | - Первым делом он вам предлагает минутку чистописания. Он приготовил вам задание, вам нужно написать красиво и аккуратно слово карандаш. | Пишут. | |
3.Целеполагание Цель: формирование темы и цели урока. | - Ребята, посмотрите на доску, что вы видите? Предложение записано на доске. Бурундуки – мален…кие л…сные ж…тели. Они любят яг…ды, пл…ды ш…повника. - Давайте его прочитаем (просит прочитать одного из учащихся). – Чего не хватает в этом предложении? - Давайте вставим с вами пропущенные буквы (вызывает к доске учащихся) – А теперь вертикальной чертой разделите слова на слоги. – Выпишите слово лесные, подберите к нему однокоренные слова. Выделите корень в словах. – Подумайте и скажите, есть ли в тексте слова, у которых в корне пропущен гласный звук и его можно проверить. - Какое правило вы применили, чтобы правильно написать эти слова. - Посмотрите внимательно к словам, в которые вы вставили буквы и скажите, как назвать одним словом то, что вы применили в данных словах? - А знаете ли вы, как по-другому можно назвать правило. Ученые, которые занимаются русским языком, используют другое слово, в старших классах вы его часто будите слышать. А сегодня вам предстоит с ним познакомиться. Вы готовы? - Послушайте небольшой рассказ, который приготовил нам Знайка. В тридевятом царстве в тридесятом государстве находится страна правил. Живут там разные правила Их так много, что они всегда спорят между собой кто из них важнее и нужнее. Однажды спорили они, спорили и не заметили, как на самой главной городской площади появился старичок. Он стоял и, молча, слушал, как правила шумели. Надоел ему этот шум, и он сказал: “Тихо”. Но голос его прогремел как гром. Правила сразу умолкли. А старичок говорит: – Вам не надоело все время спорить. – А как же нам решить кто главнее и важнее, – хором закричали правила. – Это же очень просто. Надо разделиться. – Как это разделиться? – Очень просто. Направо от меня станут правила, которые нужны в математике, слева – правила которые нужны в русском языке, передо мной станут правила, которые нужны при поведении. Правила зашумели стали искать, в какую строну бежать надо. Прошло немного времени и все они стали на свои места. – Вот видите как просто, – сказал старичок. – А дальше что,– крикнуло правило с мягким знаком. – А дальше вот что. Правила, которые диктуют нам, как себя вести будут называться ЭТИКЕТ, правила по математике – ТЕОРЕМЫ, а правила по русскому языку– ОРФОГРАММЫ. – А это что такое, – спросили правила по русскому языку. – А это… и старичок исчез. - Как вы думаете, что сказал бы им старичок. - Сколько много у вас идей. Давайте посмотрим, что же предлагает нам наш весёлый звоночек. - Какой вывод можно сделать? - Можно ли назвать правило о написании безударного гласного звука в корне слова орфограммой? | - Педложение. Читает один из учащихся. - Буквы в словах. Работают у доски. Разделяют на слоги. - Лес, лесник. - Такие слова есть. Это лесные и плоды. - Чтобы проверить какой буквой обозначается безударный гласный звук в слове, надо изменить слово так, чтобы этот гласный звук стал ударным. - Мы в этих словах применили правило. - Да. Дети выдвигают свои идеи, что же такое орфограмма. - Слово орфограмма это правильное написание слова. - Да. | Познавательные: формулирование поставленной цели. Коммуникативные: постановка вопросов, умение строить речевое высказывание. |
4.Работа по теме Цель: совершенствовать умения устно составлять текст. | - Наш Знайка решил поискать знакомое правило в книжке. И мы тоже там его будем искать. Страница 93. – Прочитайте тему урока. – Чем мы будем заниматься на уроке? – Упражнение 141. Прочитайте про себя. - Теперь прочитаем вслух (просит прочитать одного из учащихся). – Что обозначает выражение скучная пора? – Спишите. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные в словах. – Какие гласные являются ударными? – Выполняем упражнение 142. Прочитайте первую пару слов. Чем отличаются слова? – Чем отличаются слова во второй паре? – Это форма одного и того же слова. – Прочитайте слова второй группы. Можно ли что сказать о данных словах? – Что записано в первом столбике? – Что записано во втором столбике? – Прочитайте вывод. | Открывают стр.93. Читают тему. Читают. - Время года, когда идут дожди, холодно, невесело. - Те, на которые падает ударение. Списывают текст. Тигр – один, тигры – много. Отличаются количеством предметов. - Они обозначают один и тот же предмет, но береза– одна, березы – много. - Это разные слова тигр – взрослое животное, тигренок – детеныш тигра. Это однокоренные слова. Береза – дерево, березовый – это то, что из березы. Однокоренные слова. - Формы одного и тог же слова. Однокоренные слова. | Коммуникативные:формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их. |
5.Физминутка Цель: обеспечить активный отдых организму в процессе определённой деятельности | - Знайка предлагает нам немного отдохнуть. Зайка, заинька, зайчишка | Личностные: осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий. | |
6.Продолжение работы по теме Цель: закрепить умения устно оставлять текст и переводить его в письменную форму. | - Вы немного отдохнули, и Знайка предлагает продолжить работать. Страница 94, упражнение 143. – Прочитайте первую пару предложений. Произнесите выделенные слова. Как произносятся эти слова? – Посмотрите на слово. Какими буквами обозначены безударные гласные звуки? – Кто может проверить безударные гласные в этих словах? – А что означают эти слова? – Рассмотрим вторую пару слов пары, поры. Какими буквами обозначены безударные гласные? – Кто может проверить безударные гласные в этих словах? – А что означают эти слова? – Какой вывод можно сделать? – Найдите среди предложений пословицу. – Объясните её смысл. – Спишите пословицу, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные. – Прочитайте, на что нужно обратить внимание? - Упражнение 144 поможет нам лучше запомнить наше правило. – Прочитайте группы слов. Где записаны формы слова? – Где записаны однокоренные слова? – Запишите слова так, как в учебнике. Поставьте ударение. - Ребята, мы с вами работаем со словами. Одни мы учимся правильно писать, а другие помогают нам это делать. Что это за слова? Прочитайте в учебнике. Чтение про себя, вслух, и проговаривание. | - Они произносятся одинаково. - а, о. - Валы – вал, волы, вол. - Вал – земляная насыпь, которая служит для укрепления и защиты. Вол – бык. - а,о. - Пары – пар, поры – впору. - Пора – время, час, година, срочное время, срок, удобное к чему-нибудь время. Пар – жидкость, обращенная жаром в летучее и воздушное вещество. - Безударные гласные звуки не всегда произносятся и пишутся одинаково. - До поры до времени не сеют семени. - Не нужно торопиться с важным делом. Читают. - В первой группе. - Во второй группе. У доски работают два учащихся. Остальные выполняют задание самостоятельно в тетрадях. Учащиеся, которые работают у доски, объясняют, как они вставляли пропущенные буквы. Учащегося, который работал с однокоренными слова, можно попросить выделить корни в словах. Читают. | Коммуникативные:формирование умения выполнять действия по алгоритму; формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем. |
7.Итог урока Цель: подведение итогов пройденного урока. | - Что мы делали на уроке? - Чему учились? Что узнали нового? | - Определяли слова с безударным звуком в корне. - Правильно писать слова с безударным гласным звуком в корне. - Узнали что такое форма слова, проверяемое слово и проверочное слово. | Коммуникативные: объяснять свою точку зрения. Регулятивные: умение высказывать мнения |
8.Рефлексия Цель: научить фиксировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений. | - А сейчас я вам предлагаю оценить своё настроение на уроке, вам нужно нарисовать смайлик, который соответствует вашему настроению. | Рисуют. | Регулятивные: оценивание своей деятельности. |
9.Домашнее задание | Страница 95, упражнение 145. | Записывают задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока русского языка 4 класс "Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий" УМК «Начальная школа XXI века»
Основой урока является технология деятельностного метода, ИКТ. Работа в парах, группах. Проблемные ситуации. Здоровьесберегающие технологии. Данный урок смоделирован с учётом основных поло...
Технологическая карта урока русского языка 1 класс Тема: Твёрдые и мягкие согласные звуки
Тема: . Твердые и мягкие согласные. Перенос словТип урока: закрепление полученных знанийЦель урока: создание условий для закрепления знаний учащихся о мягких и твердых согласных, о переносе слов...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Произношение и написание безударных гласных в корне слова" 1 класс
Данный конспект урока разработан в виде технологической карты, в которой четко прослеживается наличие вызова (мотивация), осмысление учебной задачи, погружение в деятельность, открытие новог...
Технологическая карта урока русского языка 2 класс УМК "Школа России" Тема: "Согласный звук {Й} и буква "и краткое".
Знакомство с особенностями согласного звука {й} и буквой "и краткое"....
Технологическая карта урока русского языка 3 класс "Правописание "Ь" после шипящих на конце имен существительных женского рода "
Технологическая карта урока русского языка 3 класс "Правописание "Ь" после шипящих на конце имен существительных женского рода " Школа России...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова". 2 класс.
Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова". УМК "Школа России". В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. 2 класс (часть 2)...
Технологическая карта по русскому языку 1 класс УМК "Перспектива" на тему:«Гласные звуки. Обозначение их буквами»
Тип урока: Урок общеметодологической направленностиЦель урока: Обобщение и систематизирование знаний о гласных звуках и буквах, закрепление написания гласных в словах после мягких и твёрдых согл...