Технологическая карта урока русского языка 2 класс УМК "Школа России" Тема: "Согласный звук {Й} и буква "и краткое".
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Знакомство с особенностями согласного звука {й} и буквой "и краткое".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus_yaz_2_klass.doc | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта русского языка во 2 А классе
Учитель: Фадеева И. В.
Тема | Согласный звук [й’] и буква «и краткое» |
Педагогическая цель | Формировать умение различать согласный звук [й’] и гласный звук [и], способы обозначения согласного звука [й’] буквами; создать условия для ознакомления с правописанием словарного слова урожай. |
Задачи | Образовательные: Познакомить с особенностями согласного звука [й’]. Учить выделять согласный звук в словах. |
Развивающие: Развивать наблюдательность, умение анализировать, обобщать, обогащать словарный запас, развивать речь. | |
Воспитательные: Воспитывать любовь к русскому языку. Воспитывать умение слушать одноклассников. | |
Здоровьесберегающие: сохранять здоровье детей путём чередования различных видов деятельности и активного отдыха, использования ИКТ, создания комфортной и доверительной атмосферы в классе. | |
Тип урока | Освоения нового материала |
Планируемые результаты (предметные) | Осознают безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры. Применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи текстов. Развитие навыков самоанализа, контроля и самооценки. |
Личностные результаты | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе. Ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, находить разные способы решения учебной задачи. |
Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебном тексте; освоение способов работы с учебной книгой, словарём; умение сравнивать, делать выводы; логические - выполняют логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям). | |
Коммуникативные: умение использовать речь для регуляции своего действия, формулировать своё мнение и позицию, учитывая мнения других людей, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания. | |
Образовательные ресурсы | Учебник В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Руссский язык» 2 класс, часть 1, М., - «Просвещение», 2012. ПК учителя, мультимедийный проектор, презентация. |
Технологическая карта русского языка во 2 А классе
Деятельность ученика | Деятельность учителя | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | УДД каждого этапа |
I этап. Организационный момент. Цель: психологически настроить учащихся на работу | |||
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. | Проводит инструктаж, настраивает детей на работу. | Чтобы грамотными стать, Надо много нам читать. Надо быть активным, А еще желательно Делать все внимательно! Проверим готовность к уроку | Регулятивные УУД: Учатся осуществлять контроль, проверять и оценивать результаты своей деятельности. Учатся принимать и сохранять учебную задачу. |
II этап. Актуализация знаний. Цель: обеспечение готовности учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. | |||
Работают с информацией, представленной на интерактивной доске. | Объясняет задание. Проводит индивидуальную работу. | Повторение ранее изученного материала. Тренажёр Учимся с Лунтиком» (безударные гласные в корне) Гроза, река, зима, звезда, глаза, блоха, шары, окно, грибы, цветок, морской и др.) | Познавательные УУД: Учатся осуществлять актуализацию изученного материала, учатся применять изученные орфограммы. Коммуникативные УУД Формирование умения слушать и слышать. Личностные УУД Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно. |
III этап. Самоопределение к деятельности. Цель: мотивация обучающихся к изучению темы. | |||
1) Отгадывают загадку. Вспоминают предыдущий урок, его тему. Рассматривают таблицу. Объясняют свой выбор. Вспоминают количество согласных букв в алфавите. Проверяют свою внимательность. Проверяют умение правильно называть буквы. Работают парами. Оценивают работу. Называют вслух звуки. Декодирование записи. Дети отвечают. Определяют тему урока. Определяют уровень своих знаний. | 1) Читает загадку. 2) Объясняет задание. Организует работу в парах. Показывает правильные ответы. Ставит проблему перед детьми. Читает сказку. | 1) Загадка. Кто из вас любит ходить в гости? А кто любит принимать гостей? У нас на уроке тоже гость. К нам сегодня на урок Из леса прискакал зверёк. Он пушистый, длинноухий, Хвост его - комочек пуха. Кто же это, угадай-ка. Ну, конечно, это…(зайка). Слайд 2. (по щелчку появляется Зайка) Он, узнав, какую тему Будет класс наш изучать Заявил, что он не прочь В этом деле нам помочь. Предложенье принимаем? Ну, тогда мы продолжаем! 2) Работа с таблицей. Предлагаю вспомнить, какую тему мы начали изучать на прошлом уроке. Слайд 2. Посмотрите на таблицу. - Найдите лишний ряд, объясните свой выбор. - Сколько согласных букв в русском языке? - Какой буквы среди согласных не достаёт? - Назовите друг другу правильно согласные буквы поочерёдно во 2 и 4 ряду. Оцените работу друг друга. Проверь себя. Слайд 3. Назовите звуки, которые обозначаются буквами в 4 ряду. 3) Постановка проблемы. Что закодировал Зайка? Сказка про букву «Й». Жила-была буква И, пела, кричала, как все гласные. Но однажды к ней на плечо села галочка. Испугалась буква И, стала заикаться, не может больше петь. А раз петь не умеет, взяла и ушла к согласным буквам, Хоть и ушла, но дружит она с гласными, приходит к ним. «Прочитайте» следы Зайки. (по щелчку открываются буквы З В У К [Й']) Слайд 4. Какой буквой мы обозначаем звук [Й']? 4) Определение темы урока. - Вы уже догадались, какая тема урока? (Буква Й) Является ли эта тема совершенно новой для нас? Да, мы уточним некоторые сведения по этой теме. В этом нам хочет помочь Зайка, так как с ним из-за незнания произошла неприятная история. Смотрите, какая. | Познавательные УУД: Вызов устойчивого интереса к теме урока, мотивация учащихся к учебной деятельности; побуждение учащихся к работе. Регулятивные УУД: Нацеливание на успешную деятельность. Личностные УУД: Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные УУД: Формирование умения слушать и слышать. Познавательные УУД: Классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку, вычленять лишнее) Личностные УУД: Выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. Знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности). Регулятивные УУД: Учатся осуществлять контроль, проверять и оценивать результаты деятельности сверстников. Учатся принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные УУД: Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Личностные УУД: Проявление интереса к поставленной проблеме. |
IV этап. Изучение нового материала. Цель: формировать умение различать согласный звук [й’] и гласный звук [и], способы обозначения согласного звука [й’] буквами. | |||
1) В тетрадях записали число и классная работа. Выполняют письмо по образцу. 2) Читают тему урока. 3) Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем 4) Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем 5) Принимают учебную задачу. 6) Записывают предложение с комментированием. Отвечают на вопросы. | 1) Показывает безотрывное письмо с соблюдением способов соединения букв. 2) Ставит задачу. 3) Ставит перед учениками проблему. Включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов. 4) Сообщает цель урока. 5) Организует работу с электронным приложением. 6) Ставит задачу. | 1) Минутка чистописания. й ил Запишем красиво буквы, которые являются главными героями нашего сегодняшнего урока. 2) Сообщение темы урока. Слайд 5. 3) Проблемная ситуация. Построил Зайка себе новый красивый дом. Слайд 6. Как полагается, на дом повесил вывеску со своим именем. Но когда пришли гости, раздался смех. Звери потешались над бедным Зайкой. Почему, давайте вместе разберёмся. Слайд 7. -Какой звук мы произносим в слове Зайка? Слайд 8. Дайте ему характеристику. - Какой буквой мы обозначаем звук [Й']? - А Зайка какую букву написал? - Какой звук мы обозначаем буквой И? - Кто догадался, какая цель нашего урока? 4) Сообщение цели урока. Цель урока: уметь различать согласный звук [й’] и гласный звук [и], знать способы обозначения согласного звука [й’] буквами. 5) Электронное приложение к учебнику. 6) Комментированное письмо. Ошибка была исправлена. Слайд 9. Хорошо, что вмешалась в дело Зайки Мудрая Сова. Она всё Зайке объяснила и пристыдила гостей. Давайте запишем, что сказала Мудрая Сова. Над чужой бедой не смейся, а помогай. - Подчеркните в словах букву Й. - Какой звук она обозначает? - Согласны ли вы с Совой? Почему? | Коммуникативные УУД Анализировать способ соединений элементов букв. Коммуникативные УУД Формирование умения слушать и слышать. Личностные УУД: Проявление интереса к поставленной проблеме. Познавательные УУД: Учатся находить и определять орфограммы. развивать умение формировать учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя, умение в выборе оснований и критериев для сравнения. Регулятивные УУД: Учатся контролировать в форме сличения действительности с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона. Коммуникативные УУД: Учатся строить доказательство правильности выполнения задания, излагать мысль чётко и ясно. Коммуникативные УУД: Используют речь для планирования и регуляции для своей деятельности. |
V этап. Первичное закрепление нового материала. Цель: формировать умение различать согласный звук [й’] и гласный звук [и], способы обозначения согласного звука [й’] буквами. | |||
Работают у доски (с комментированием) и в тетрадях по заданию учебника | Организует работу у доски, обеспечивает контроль за выполнением задания. | Дидактическая игра «Вставь букву». Откройте учебник Стр. 115. Упр.184. Слайд 10. Будем работать у доски с комментированием. Прочитайте задание к упражнению. | Регулятивные УУД: Умение анализировать, рассуждать, доказывать. Познавательные УУД: Развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью Личностные УУД: Готовность к сотрудничеству, оказанию помощи Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
VI этап. Физкультминутка. Цель: обеспечение активного отдыха организма. | |||
Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, активно участвуют в физминутке. | Декламация стихотворения, выполнение движений под руководством учителя. | Очень ловко скачут зайки- Раз, два, три, раз, два, три, Скачут, скачут на лужайке- Посмотри, посмотри! Вот присели, встали – сели, Вправо – влево поглядели. А потом они опять Дружно начали скакать. Вправо – влево поглядели И за парты тихо сели. Слайд 11. | Коммуникативные УУД Формирование умения слушать и слышать. Планирование сотрудничества с учителем и сверстниками. |
VII этап. Закрепление знаний и способов действий. Цель: научиться различать согласный звук [й’] и гласный звук [и], повторить правила переноса слов с буквой Й. | |||
1) Записывают в тетрадь пропущенную гласную из слов: малина, мороз, лягушка, снегирь, заяц Оценивают свою работу Отгадывают новое словарное слово. Записывают новое словарное слово урожай. Объясняют вслух лексическое значение слова. 2) Объясняют значение выражений. Выписывают слова со звуком [й’], делят слова на слоги. Выделяют грамматическую основу | 1) Проводит словарную работу, обеспечивает контроль за выполнением задания. 2) Объясняет задание. | 1) Словарная работа. Слайд 12 - А теперь Зайке пора отправляться в другую школу, там тоже дети знакомятся со звуком [Й'] и просит нас помочь ему принарядиться) Вы читаете слово, записываете пропущенную букву, затем (по щелчку) появляется буква и следующее слово, вы проверяете правильность своего выбора, читаете следующее слово и т. д. (У зайчика каждый раз появляется новый элемент одежды) Оцените свою работу, ведь вы помогли Зайке . Зайка очень доволен вашей работой, а я предлагаю вам записать и запомнить новое слово. Разгадайте его: 1.Первая буква стоит в алфавите между буквами Т и Ф (У) 2.Дальше первый слог в слове Родина 3.Следом идёт второй слог слова кожа 4.Последней буквой мы обозначаем звук, который является темой нашего урока (Й). (Урожай) Слайд 13 Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую надо запомнить. Объясните лексическое значение слова. 2) Грамматическая основа предложения. Деление слов на слоги. Откройте учебник Стр. 115. Упр.184. Слайд 14. Прочитайте предложения. | Регулятивные УУД: Умение анализировать, рассуждать, доказывать. Выделение и осознание того, что уже усвоено. Познавательные УУД: Развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью. Личностные УУД: Готовность к сотрудничеству, оказанию помощи Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
VIII э тап. Пальчиковая гимнастика. Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. | |||
Выполняют движения. | Декламирует стихотворение. | Этот пальчик дедушка, Этот пальчик бабушка, Этот пальчик папочка, Этот пальчик мамочка, Этот пальчик я, Вот и вся моя семья! | Коммуникативные УУД Формирование умения слушать и слышать. Планирование сотрудничества с учителем и сверстниками. |
IX этап. Закрепление знаний и способов действий. Цель: научиться различать согласный звук [й’] и гласный звук [и], повторить правила переноса слов с буквой Й. | |||
1) Устная работа по слайду. Находят звук [Й'] в словах: ягода, пьют, синие, ветер, ёрш, няня. Проговаривают каждое слово, называют букву, которая обозначает два звука (если такая имеется). Находят лишние слова, доказывают свой выбор. Называют буквы. Делают вывод, когда буквы Ё, Е, Ю, Я могут обозначать два звука. 2) Осмысленно читают текст, извлекают необходимую информацию из него. 3) Думают, размышляют, высказывают свое мнение. Используют правило для переноса слов с буквой «и краткое» 4) Работают в паре. Думают, размышляют, высказывают свое мнение. | 1) Объясняет задание. 2) Организует чтение сведений о звуке и беседует по тексту. 3) Организует работу над заданием. 4) Организует работу в парах. | 1) Дидактическая игра «Поиграем в прятки». Теперь Зайка дружит с буквой Й краткое и звуком [Й']. Они часто играют со звуком в прятки. Слайд 15. Оказывается, звук-то не простой. Он часто надевает на себя шапку-невидимку. Зайка предлагает поиграть вместе с ним и узнать, какие буквы «скрывают» от нас звук [Й']. Слайд 16. - Так за какими буквами может скрываться звук [Й']? по щелчку появятся буквы Ё, Я, Е, Ю - А когда буквы Ё, Е, Ю, Я могут обозначать два звука? Вывод: звук [Й'] часто «скрывается» за буквами Е, Ё, Ю, Я, если те стоят в начале слова, после мягкого согласного или после гласных. 2) Странички для любознательных. - Можно ли утверждать, что звук [й,] невидимка? Прочтите информацию на страничке для любознательных и обоснуйте свое мнение. Дети читают текст на с. 116 учебника - В каких буквах прячется невидимка? - Какие правила мы должны вспомнить, когда звук [й,] прячется в эти буквы? 3) Перенос слов. Откройте учебник Стр. 116. Упр.186. Слайд 17. - Прочитайте. Почему слова так разделены для переноса? - Как еще можно их перенести? – Запишите слова, разделяя их для переноса 4) Игра «Кто больше?» Работа в парах. «Соберите» слова из рассыпанных частей. В них должен быть звук [Й']. (Части: Не знай ка строй му ра вей лей чай май слу шай те ник) Слайд 18,19 | Познавательные УУД: Учатся анализировать учебный материал, производить звуко-буквенный разбор слов Коммуникативные УУД: Учатся строить доказательство правильности выполнения задания, излагать мысль чётко и ясно. Регулятивные УУД: Анализируют, действуют по плану, выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. Осознания качества и уровня усвоения материала. Познавательные УУД: Учатся осуществлять решение поставленной задачи. Коммуникативные УУД: Учатся строить доказательство правильности выполнения задания, излагать мысль чётко и ясно. Регулятивные УУД: Анализируют, действуют по плану, выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. Осознания качества и уровня усвоения материала. Коммуникативные УУД: Учатся договариваться в паре и приходить к общему ответу в совместной деятельности. Учатся формулировать собственное высказывание. Личностные УУД: Учатся быть терпимыми друг к другу. Познавательные УУД: Учатся конструировать слова согласно заданной теме. Регулятивные УУД: Учатся осуществлять совместный контроль, проверять и оценивать результаты деятельности в паре. |
X этап. Рефлексия учебной деятельности. Цель: научить школьников соотносить полученный результат с поставленной целью и оценивать результат своей деятельности. | |||
Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке. | Объясняет задание. | - Что на уроке вам понравилось? - Какая работа показалась сложной? - Оцените свою работу на уроке. | Регулятивные УУД: Учатся самостоятельно адекватно оценивать степень усвоения учебного материала, изученного на уроке |
XI этап. Оценка учителя. Цель: подвести итог проделанной работе на уроке. | |||
Принимают задачу. | Оценивают деятельность учащихся на уроке. | Коммуникативные УУД Формирование умения слушать и слышать. | |
XII этап. Подведение итогов урока. Цель: подвести итог проделанной работе на уроке. | |||
Высказывают свое мнение. | Подводит итог проделанной работе. | Чему вы научились на уроке? Расскажите по схеме:
Я смог | Коммуникативные УУД Формирование умения слушать и слышать. |
XIII этап. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении Цель: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | |||
Принимают учебное задание. Делают соответствующие записи дневниках. | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи | Дома вам необходимо записать данные слова в алфавитном порядке. Откройте дневник и запишите домашнее задание: стр. 116 упр. 187 Слайд 20,21. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка по теме: Буквы и звуки 2 класс
Урок русского языка по программе Школа России с элементами здоровьесбережения ( по Базарному)...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме"
Урок разработан по УМК Перспектива...
Технологическая карта урока русского языка "Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения"
Урок русского языка во втором классе автор УМК В. П. Канакина, В.Г. Горецкий...
Технологическая карта урока русского языка "Твердые и мягкие согласные звуки" (2 класс)
Данный материал может быть полезен учителям 2 классов, УМК "Перспектива"...
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
Технологическая карта урока русского языка «Буквы й и и. Звуки [й’] и [и]» (УМК «Школа России», 1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений о разнице звуков [й’] и [и], о том, почему звук [й’] не образует слогЗадачи урокаДидактические:У...
Технологическая карта урока русского языка «Что такое шипящие согласные звуки?» (УМК «Школа России», 1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений о шипящих согласных звукахЗадачи урокаДидактические:Учить различать шипящие звуки в слове и вне слова,Учить правил...