Главные вкладки
Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова". 2 класс.
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс)
Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова". УМК "Школа России". В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. 2 класс (часть 2)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
русского языка
во 2 классе
по теме:
«Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова»
УМК «Школа России»
В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Выполнила учитель начальных классов
Дроздецкая Оксана Сергеевна
МБОУ «Курортская СОШ»
Петуховского района
Курганской области
Пояснительная записка
Урок по теме: «Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова» во 2 классе
Данный урок - четвёртый по счёту при изучении раздела «Звонкие и глухие согласные звуки». На изучение данного раздела отводится 18 часов, данной темы – 2 часа. На уроке дети открывают новые знания, знакомятся с новым правилом и составляют алгоритм действий для проверки парных согласных в корне слова, самостоятельно применяют новые знания, выполняя задания практического характера.
По типу – урок открытия нового знания. Структура и технология урока соответствует программе УМК “Школа России”.
Тема урока соответствует календарно-тематическому планированию по учебнику “Русский язык ”, 2 класс (1 часть), авторы В.П. Канакина,
В.Г. Горецкий, М.: « Просвещение», 2017 год.
Цель: Создать условия для овладения способами проверки парных согласных в корне слова.
Задачи:
Обучающие:
- Научить проверять парные согласных по алгоритму.
Развивающие:
- Развивать навык самостоятельного поиска решения поставленной задачи;
- Формировать умение анализировать, сравнивать и делать выводы;
- Создать условия для развития умения слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения и обосновывать разные позиции.
Воспитывающие:
- Воспитывать чувства взаимопомощи и сотрудничества при работе;
- Воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, умения работать в паре/группе/коллективе;
- Воспитывать ценностное отношение к жизни и здоровью, стремление к безопасности жизнедеятельности.
Тип урока: открытие нового знания.
Методы:
- проблемный,
- частично-поисковый,
- объяснительно-иллюстративный
Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная.
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, компьютер, учебник, презентация, карточки,
Планируемые результаты:
Предметные:
Научатся:
- осуществлять проверку сомнительных написаний парных по глухости и звонкости согласных звуков;
- соотносить произношение и написание парного по глухости и звонкости согласного звука в корне слова;
- подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов.
Получат возможность научиться:
- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
- подбирать примеры сомнительного написания парных согласных;
- при работе над ошибкой осознавать причины её появления и определять способы действий, помогающих предотвратит в последующих работах.
Метапредметные:
Регулятивные:
- уметь принимать и сохранять учебную задачу урока;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
уметь планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
- уметь оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности.
- уметь выполнять учебные задания в соответствии с
поставленными задачами.
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задач;
- уметь строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов, выделять главное, проводить сравнение, классификацию по разным критериям.
- уметь формулировать проблему.
- уметь формулировать тему и цель урока.
- уметь выстраивать логическую цепочку рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, взаимодействовать в группе.
- использовать речь для регуляции своего действия.
- уметь задавать вопросы.
- уметь формулировать собственное мнение.
Личностные:
- учебно–познавательный интерес к учебному заданию и способам решения новой частной задачи;
- понимание причин успеха в учебной деятельности;
- применение на практике своих знаний;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Технологическая карта урока.
Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности обучающихся | Инструментарий | ||||
Этап 1: Мотивация к учебной деятельности. | |||||||
регулятивная | познавательная | коммуникативная | |||||
Личностные: - учебно- познавательный интерес к учебному заданию. Метапредметные: Регулятивные: -уметь принимать учебную задачу. Познавательные: - уметь строить речевое высказывание в устной форме; Коммуникативные: - уметь задавать вопросы; - уметь использовать речь для регуляции своего действия; - выражать собственное мнение. Предметные: - уметь классифицировать парные согласные по глухости и звонкости. | - Вспомните, что мы изучали на предыдущем уроке? (парные согласные) - Задайте друг другу вопросы по теме прошлого урока и ответьте на них. (приём «толстые» и «тонкие» вопросы) - Откройте тетради, запишите число. Минутка чистописания. Обращает внимание на доску, где написаны буквы б, з, к, ф, ж, т. - Что можете сказать о них? Посоветуйтесь в парах. - На какие группы можно их разделить? Объясните. - Запишите эти буквы в тетрадь, соблюдая правила каллиграфии. - К каждой букве добавьте пару и запишите её в нижней строке. - Что это за буквы? (парные согласные) Звучит аудиозапись, воспроизводящая хруст снега. - Прислушайтесь. Узнали ли вы этот звук? На что он похож? Что может так хрустеть? (Если учащиеся затрудняются с ответом, учитель предлагает им отгадать загадку о снеге). С неба он летит зимой, - В какое время года бывает снег? - Я предлагаю вам отгадать ещё несколько «зимних» загадок. За окошком снег идёт, Снегу валом навалило, - Многие очень любят зиму и то, что с ней связано – снег, лёд, сугробы. Ведь зимние забавы – это так весело! А могут ли зимние забавы быть опасными? Какие правила безопасности в холодное время года нужно помнить, чтобы с вами не случилась беда? | Принимают и сохраняют учебную задачу. Решают задачу известным способом под руководством учителя, анализируют информацию. Вспоминают правила дорожного движения и правила безопасности в зимний период во время гололёда. | Отгадывают загадки. Строят речевое высказывание в устной форме. Проводят сравнение по заданным критериям. | Задают вопросы. Строят понятные для партнёра высказывания в устной форме. | Буквы на доске. б, з, к, ф, ж, т. Аудио- запись «Хруст снега» Слайд №15 «Зима», гиперссылки «Зимние загадки» Слайд №17 | ||
Этап 2: Актуализация знаний и пробное учебное действие | |||||||
Личностные: - учебно – познавательный интерес к учебному заданию. Метапредметные: Регулятивные: -уметь принимать учебную задачу урока, -уметь учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Коммуникативные: - уметь формулировать и аргументировать своё мнение в коммуникации. Предметные: - уметь классифицировать парные согласные по глухости и звонкости; - осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки (п/у). | - Вспомним все слова, которые вы отгадали. Перечислите их. (На слайде появляются иллюстрации, изображающие эти слова). - А теперь подумайте, как эти слова связаны с буквами из минутки чистописания. - В какой части слова находятся парные согласные? (в корне слова) - Запишите слова снег, лёд, сугроб в свою тетрадь. - Проверим в парах, как записали? (снег-снек, лёд-лёт, сугроб-сугроп). | Принимают учебную задачу урока, учитывают выделенные учителем ориентиры действия. | Сравнивают, классифицируют по разным критериям. | Формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации. Организуют взаимодействие в парах. | Слайд №19 Иллюстрации: снег, лёд, сугроб. | ||
3.Выявление места и причины затруднения. | |||||||
Личностные: - интерес к решению проблемы. Метапредметные: Регулятивные: - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: - уметь формулировать проблему. Коммуникативные: - уметь формулировать и аргументировать своё мнение в коммуникации. Предметные: - уметь фиксировать во внешней речи причины затруднения. | - Задание было одно, а результаты получились разные? Почему это произошло? (Мы не знаем правило написания слов с парными согласными в корне.) | Осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. | Строят речевое высказывание в устной форме. Формулируют проблему, подводят под понятие. | Формулируют свои мысли, строят высказывания, договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | |||
4.Построение проекта выхода из затруднения. | |||||||
Личностные: - интерес к решению проблемы; - применение на практике своих знаний. Метапредметные: Регулятивные: - уметь выполнять учебное задание в соответствии с поставленными задачами; - уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: - уметь формулировать тему и цель урока; - уметь выстраивать логическую цепочку рассуждения; - уметь самостоятельно находить способы решения проблемы. Коммуникативные: - уметь формулировать и аргументировать своё мнение в коммуникации. | - Назовите тему урока. (Проверка парных согласных в корнях слов). - Какова цель урока? (Узнать правило, как писать парную согласную в корнях слов). - Как называется опасное место в слове? (Это орфограмма) - С какой орфограммой мы будем сегодня работать? (Прочитать правило в учебнике. Составить алгоритм проверки парного согласного в корне слова. Научиться применять алгоритм и правило на практике). | Составляют план достижения цели и определяют средства, аргументируют свои высказывания, делают выводы. | Выдвигают гипотезы и их обоснование. Формулируют тему урока и определяют задачи. | Участвуют в обсуждении учебной задачи Формулируют свои мысли, строят высказывания. договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | |||
5. Реализация построенного проекта. | |||||||
Личностные: - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. Метапредметные: Регулятивные: - уметь принимать и сохранять учебную задачу; - уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Познавательные: - уметь строить логические цепочки рассуждения; нахождение способов и путей решения проблемы. Коммуникативные: - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | - Давайте поработаем в группах и составим алгоритм проверки парного согласного. Выдает конверт с разрезанным алгоритмом, альбомный лист и клей. (приём ТРКМ «Перепутанные логические цепочки»). - Прочитайте, проанализируйте шаги алгоритма, составьте порядок проверки парных согласных. Каждая группа представляет свой алгоритм, сравнивают алгоритмы, вырабатывают единый. Зрительная гимнастика «Снежинки». | Осуществляют самопроверку, выявляют и корректируют возможные затруднения. Выполняют зрительную гимнастику. | Анализируют, сравнивают полученные результаты. | Взаимодействуют в группе, договарива ются. | Альбом- ный лист, конверт с разрезан- ным алгорит- мом, клей. Слайд №26 Алгоритм: 1)Подберу однокоренное слово, в котором после проверяемого согласного слышится гласный звук. 2)Выделю корень в словах. 3)Сравню написание корней. 4)Вставлю пропущенную букву в проверяемое слово. | ||
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | |||||||
Личностные: - учебно-познавательный интерес к способам решения учебной задачи. Метапредметные: Регулятивные: - уметь выполнять учебное задание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные: - уметь строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Коммуникативные: - уметь взаимодействовать в группе; - уметь формулировать и аргументировать своё мнение в коммуникации. Предметные: - уметь подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов. | - Вернитесь к написанным в начале урока словам и, пользуясь составленным алгоритмом, проверьте их, при необходимости исправьте ошибки. - Выполните взаимопроверку в паре. - Поработаем в группах. Работа по карточкам. Вставьте пропущенную букву. Обменяйтесь карточками по кругу и проверьте друг друга. | Осуществляют самоконтроль, коррекцию. Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют анализ способов проверки сомнительных написаний. | Строят речевое высказывание в устной и письменной форме. | Сотрудничают в группе и в паре, планируют учебное сотрудничество. формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации. | Приложение № 1 Карточки с группой слов 1 группа: алма.. коло.. 2 группа: са.., ки.. 3 группа: гри.., кло.. 4 группа: клю.., шка.. 5 группа: утю.., пол.. 6 группа: мор.., шала... | ||
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | |||||||
Личностные: - применение на практике своих знаний. Метапредметные: Регулятивные: - уметь выполнять учебное задание в соответствии с поставленными задачами; - уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; - уметь осуществлять самоконтроль по результату. Познавательные: - уметь самостоятельно находить способы решения проблемы. Предметные: - уметь самостоятельно осуществлять подбор проверочных слов путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов. | Предлагает работу по учебнику. - Будем работать самостоятельно. Упр. №35 -Прочитайте задание. -Какой этап алгоритма уже выполнен? -Выполните задание, записывая его в тетрадь. - Проверьте правильность по образцу (на доске). - Оцените себя в соответствии с предложенными критериями (слайд). На полях поставьте себе оценку. | Осуществляют самопроверку, выявляют и корректируют возможные затруднения. | Самостоятель но находят способы и пути решения проблемы. | Учебник стр. 23 Упр.№35 Слайд №30 | |||
8. Включение в систему знаний и повторения. | |||||||
Личностные: - учебно-познавательный интерес к способам решения учебной задачи. - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей. Метапредметные: Регулятивные: - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Познавательные: - уметь строить речевое высказывание в устной форме; - уметь устанавливать причинно-следственные связи. - уметь подбирать примеры сомнительного написания парных согласных (п/у). Коммуникативные: - уметь формулировать собственное мнение и позицию; - уметь адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание. Предметные: - уметь самостоятельная проверка написания звуков. | Игра «Доскажи словечко и подбери проверочное слово» Динамическая пауза Я мороза не боюсь, С ним я крепко подружусь. Подойдет ко мне мороз, Тронет руку, тронет нос Значит, надо не зевать, Прыгать, бегать и играть. Проводит проверку работы каждой группы. (объясняют написание ) Предлагает работу в паре. (Приём «Лови ошибку», технология ТРИЗ) - Ваша задача: прочитать на карточке слова, найти среди них слова с ошибочным написанием, исправить ошибку карандашом в карточке, устно подбирая проверочное слово, доказывая свой выбор соседу. - Проверьте написание слов по образцу. Подберите самостоятельно примеры сомнительного написания парных согласных, которые не встречались ещё во время урока. Аргументируйте свой выбор. | Проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Шагают на месте. Хлопают в ладоши. Присели. Показали руку, нос. Хлопают в ладоши. Прыжки на месте. | Подбирают примеры сомнительного написания парных согласных. Строят речевое высказывание в устной форме. | Формулируют собственное мнение и позицию. Используют речевые средства для решения различных коммуникатив ных задач, строят монологическое высказывание. | Слайд №30 Приложение № 2 Карточки: Зуп Крофь Груз Крук
образец | ||
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | |||||||
Личностные: - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. Метапредметные: Регулятивные: - уметь в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Познавательные: - уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: - уметь излагать свое мнение и позицию. Предметные: - уметь самостоятельно применять правило проверки парного согласного в корне. | - Какую цель ставили? - Все ли задачи реализованы? - Что помогло нам успешно справиться со всеми заданиями? (дружная слаженная работа) Приём «Продолжи высказывание»: Сегодня я узнал… Мне удалось научиться … Я порадовался тому, что.. Могу похвалить себя за…и своих одноклассников за… Мне было трудно… Я не смог… - Ребята, что необходимо сделать, чтобы устранить пробелы в ваших знаниях? (Проработать ещё раз новый материал дома: повторить правило, алгоритм, потренироваться в выполнении упражнений). Домашнее задание: правило стр. 22, стр. 23 упр. 37, по желанию составить ребусы на изученную орфограмму. | В сотрудничест ве с учителем ставят новые учебные задачи. | Строят речевое высказывание в устной форме. | Формулируют и аргументируют своё мнение. | Слайд №37 Приложение № 3 Я узнал… Мне удалось научиться … Я порадовался тому, что… Могу похвалить себя и своих одноклассников за… Мне было трудно… Я не смог… |
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов.
- Ковалёва, Г. С., Логинова, О.Б. Планируемые результаты начального общего образования.- М.: Просвещение, 2009
- Панченко, Ю.В., Фалалеева И.В., Урок в свете требований ФГОС НОО, часть 1/ ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий». Курган, 2014.
- Ситникова, Т.Н., Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. – М: ВАКО, 2013.
- Учебник «Русский язык 2 класс» в 2 ч. ч. 1, Канакина В.П., В.Г. Горецкий. – 2 издание. – М.: Просвещение, 2017 .
- http://omczo.org/publ - Лаборатория начального образования - методические рекомендации по организации урока в рамках системно–деятельностного подхода.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг по русскому языку по теме "Парные звонкие и глухие согласные в корне слова". Таблица Exel
Мониторинг по русскому языку по теме: "Парные звонкие и глухие согласные в корне слова" в 3 классе содержится ...
Дифференцирование самостоятельной работы на уроках русского языка по теме:"Парные звонкие и глухие согласные"(практический материал)
Этот материал позволяет усвоить ученикам правило написания парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.Эти упражнения способствуют развитию речи и обогащению словарного запаса учащих...
Конспект урока русского языка по теме "Правописание звонких и глухих согласных в середине слова"
Цели урока: знать опознавательные признаки орфограмм; совершенствовать орфографические умения; развивать навыки самоконтроля; память, речь....
урок русского языка по теме "Парные звонкие и глухие согласные"
Урок проводится во 2 классе....
Урок русского языка на тему: «Парные звонкие и глухие согласные»
Урок русского языка в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида...
Урок Русского языка, тема "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" 2класс ФГОС
Разработка урока русского языка по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Произношение и написание безударных гласных в корне слова" 1 класс
Данный конспект урока разработан в виде технологической карты, в которой четко прослеживается наличие вызова (мотивация), осмысление учебной задачи, погружение в деятельность, открытие новог...