Технологическая карта «Лексическое значение слова»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Технологическая карта «Лексическое значение слова» 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh_karta_russkiy_4_kl.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: Русский язык
Класс: 4
Тема урока: «Лексическое значение слова»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: уточнение представления учащихся о лексическом значении слова, умение распознавать многозначные и однозначные слова, работа со словарями.
Планируемые результаты:
- Личностные
-проявлять интерес к русскому языку;
- адекватно оценивать результаты своей учебной деятельности на основе заданных критериев её успешности.
-формировать навыки самоконтроля и самооценки.
-формировать чувство коллективизма и индивидуальности обучающихся.
- Метапредметные
Познавательные:
- формулируют познавательную цель;
- создают алгоритм деятельности;
- строят логическую цепочку рассуждений, устанавливают причинно-действенные связи;
Регулятивные:
- формируют учебную задачу;
- прогнозируют свою деятельность;
- контролируют и оценивают собственную деятельность и деятельность партнёра, при необходимости вносят корректировки;
- способны к саморегуляции;
Коммуникативные:
- уметь слушать, слышать и понимать партнёров по речевому высказыванию;
- уважать в общении и сотрудничестве всех участников образовательного процесса;
- при возникновении спорных ситуаций не создавать конфликтов.
- Предметные:
- вспомнить, что же такое лексическое значение слова,
- вспомнить или узнать, где мы можем посмотреть лексическое значение слов.
- работать над орфографической зоркостью, находить орфограммы изученные ранее
- научиться подбирать слово-помощник с ударным окончанием для проверки правильности написания
- отрабатывать умение правильно определять безударные окончания;
Формы работы: фронтальная, индивидуальная
Ресурсы: Учебник по русскому языку 4 класс В.П. Канакина, В.Г Горецкий, компьютер, проектор, экран.
I.Самоопределение к деятельности (2мин) | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | - Здравствуйте, дети! Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи. | Приветствуют учителя, занимают свои места, внимательно слушают, выполняют задания учителя. | Личностные: – развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; проявляют доброжелательное внимание к окружающим, соблюдают простейшие нормы речевого этикета, умеют здороваться, прощаться, благодарить. |
II.Целеполагание | Формулирование темы, цели урока, определение места и причины затруднений. Освоение нового способа действия. | - Ребят, сегодня я хочу начать наш урок со стихотворения Ирины Петровны Токмаковой «Плим» Ложка — это ложка, Ложкой суп едят. Кошка — это кошка, У кошки семь котят. Тряпка — это тряпка, Тряпкой вытру стол. Шапка — это шапка, Оделся и пошел. А я придумал слово, Смешное слово — плим. И повторяю снова: Плим, плим, плим! Вот прыгает и скачет Плим, плим, плим. И ничего не значит Плим, плим, плим! - Ребята, какое это стихотворение? - А что же такое это слово «ПЛИМ», что оно означает? Можем ли мы определить значение этого слова? - Верно, чаще всего, в русском языке, не встречаются слова, которые имеют это значение. Всех ли слов значения мы знаем? - Поднимите руки, кто знает значение всех слов? - Итак, ребята, у нас с вами сегодня цель – знакомство с лексическим значения слова. Тема нашего урока «Лексическое значение слова». Исходя из этого, какие задачи можем с вами поставить? - А еще, какие задачи на русском языке мы ставим? | Слушают стихотворение.
- веселое, шутошное. - Нет, значение определить не можем, потому что у этого слова нет значения - нет. - Наша задача вспомнить, что же такое лексическое значение слова, вспомнить или узнать, где мы можем посмотреть лексическое значение слов. - Работать над орфографической зоркостью, находить орфограммы изученные нами. | Личностные: -проявление интереса (мотивации) к занятиям русского языка -умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию. Коммуникативные: - формирование умения слушать |
IV.Введение в систему знаний, повторение изученного материала (15 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | - Ребят, урок у нас с вами русского языка, а лексическое значение слова ЯЗЫК не однозначно, а многозначно, так как наш русский язык. Откройте учебник на стр. 42 и посмотрите упражнение 57. Прочитайте выражения. -Прочитайте первое высказывание, поднимите руки, кому оно понравилось? -А кому понравилось второе высказывание? - Спишите высказывание, которое вам понравилось больше, и затем, попробуем объяснить, почему вы его записали. (спросить несколько детей по одному высказыванию, дети объясняют, почему выбрали то или иное высказывание) - Посмотрите на упр. 58. Рассмотрите рисунки, назовите предметы. Какие предметы вы затрудняетесь называть? Почему? - Запишите пять сов – предметов, проверьте их написание по орфографическому словарю. - Давайте сделаем вывод, для чего нужны слова и что они называют? - Проверим свое высказывание, подтвердим из текста (стр.42). - Хорошо, а что пишется в толковых словарях? Как располагаются словарные статьи? (Полистать словарь С.И. Ожигова) - Сколько значений может быть у слова? - Верно, мы видим, что у слов не одно лексическое значение, а несколько. Работа в группах по 4 человека (каждой группе учитель раздает по 5 слов и одному выражению). Даны 5 слов и значение одного из этих слов. Подберите к этому выражению подходящее слово, а остальным словам дайте значение сами. Может в этих словах есть многозначное, посмотрите, пожалуйста. Давайте проверим по толковому словарю, многозначное ли это слово. - На стр. 43 посмотрите на упр. 59. Прочитайте. Давайте разберем каждое слово. (устный разбор каждого предложения, например, «Столица России? – Москва» и так каждое). - Ребята, скажите, пожалуйста, как размещаются слова в словарях? - Верно. Давайте запишем эти слова в алфавитном порядке и подчеркнем в корне слова букву, которую необходимо запомнить. Выполняйте это задание вместе с соседом. - Теперь проверьте себя со слайдом. Кто не допустил ни одной ошибки, ставит себе оценку 5, кто допустил одну ошибку – 4, а кто допустил более двух ошибок – оценка 3. - Скажите, пожалуйста, как называются места в орфограммах, которые нужно проверять или запомнить? - Если орфограммы не нужно проверять и она четко слышится, это какая позиция? | Работа по учебнику. -объясняют, почему им понравилось то или другое высказывание, объясняют, как поняли это высказывание. Компьютер, кот, перо, ручка, телефон, сапоги, валенки, месяц, видеокамера, чернильница, мышь. - слова нужны для того, чтобы называть какие – то предметы, явления. - по алфавиту. - эти слова многозначны и однозначны. Работа в группах, работа по толковому словарю. - по алфавитному порядку. Багаж, Воскресенье, Горизонт, Каникулы, Москва, Ужин, Яблоко. - Ошибкоопасные места. - Сильная | Коммуникативные: выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания; Предметные: - осуществление совместной работы, анализируют пройденный результат. Личностные: - реализация своего логического потенциала; - готовность выражать и отстаивать свою позицию; формирование логических оснований. |
V.Физминутка | Настрой на дальнейшую работу. Переключить внимание с одного вида деятельности на другой. | - Давайте с вами немного отдохнем. Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили | - Выполняют упражнения, повторяют за учителем. | |
VI.Закрепление новых знаний и повторение ранее изученых(10мин) | Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | Продолжаем работу. Стр. 43 упр. 61.(САМОСТОЯТЕЛЬНО) Прочитайте. Все ли слова вам понятны? Какие из данных слов вышли из употребления, а какие появились в современном языке совсем недавно? -В каком словаре мы можем посмотреть устаревшие слова? Спишите любые 10 слов, располагая их по алфавиту. В словарных словах подчеркните орфограммы. - Проверять будем по цепочке. Вы должны были записать их в алфавитном порядке. Говорите, что у вас получилось, и не забывайте про орфограммы. - Ребята, а какие здесь часто встречающиеся орфограммы кроме гласной? - Ребята, а еще орфограммы в каком словаре мы смотрим? - Вернемся к упражнению 60. Давайте прочитаем четверостишье. - А кто сталкивался с каталогом в библиотеке? Как он располагается? -Верно, это может быть научные статьи, художественная литература и т.д. - Ребята, а где у вас находится библиотека? Поднимите руки, кто знает, где находится библиотека? - Давайте прочитаем на стр. 44 значение слова «библиотека» - А кто в библиотеке работает? - Что вы запомнили интересного о происхождении слова «БИБЛИОТЕКА? - Ребята, а слово КАТАЛОГ, которое мы прочитали из упр. 60, как нужно произносить? Почему? Где мы это можем увидеть? (в словаре). Потому что это слово иностранное и даже есть такой словарь – ИНОСТРАННЫХ СЛОВ. Словари иностранных слов бывают разными: греческими, итальянскими, голландскими, французскими, немецкими, латинскими. - А вы знаете, что большинство языков произошли от латинского. Давайте найдем слова, которые у нас уже есть в употреблении, но мы даже не знаем, что эти слова взяты из других языков. Прочитаем эти слова. - Вы можете определить из каких языков взяли больше всего слов? - А теперь у нас словарь иностранных слов, запишите толкование слова ДИРИЖЁР , придумайте с этим словом предложение и запишите его в тетрадь. - А слово ШОЁР это какие слово? - Обратите внимание, где здесь у нас ошибкоопасное место? - Давайте запишем это слово, и придумаем несколько однокоренных родственных слов. - А вы знаете, кого раньше называли шофером? (так называли кочегара) Как вы думаете, в каком словаре я нашла это? стр. 45 упр.64 - Итак, ребята, давайте прочитаем и определимся, к чему мы все эти слова можем отнести? - Сейчас вы будите согласно своему варианту выписывать слова, относящиеся, на ваш взгляд, к этому времени года. - Как вы думаете, что может произойти? |
Самостоятельно выполняют упражнение. - словарь устаревших слов. - мягкий знак на конце слова, удвоенная согласная, парные согласные. - в орфографическом. - в алфавитном порядке и по тематике произведений. - библиотекарь, человека, который работает в библиотеке. - читают слова иностранного происхождения. - Из латинского, потому что этот язык был в основе нашей азбуки. - словарное. - в корне слова - шоферской и т.д. - в толковом словаре. - к явлениям природы. - слова могут повторяться и относится, например, и к лету, и к осени. | Предметные: - осуществление совместной работы, анализируют пройденный результат. Личностные: - реализация своего логического потенциала; - готовность выражать и отстаивать свою позицию; формирование логических оснований. |
VII.Рефлексия деятельности (3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | - Какая тема урока была, давайте вспомним? - Давайте вспомним, какие задачи мы перед собой ставили? - Удалось ли решить поставленные задачи? - Спасибо, что активно работали на уроке. Я благодарю вас за работу! Урок окончен, до свидания. | - «Лексическое значение слова» - наша задача была вспомнить, что же такое лексическое значение слова, вспомнить или узнать, где мы можем посмотреть лексическое значение слов. - Работать над орфографической зоркостью, находить орфограммы изученные нами. | Познавательные: – освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; -позитивная самооценка своих возможностей; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лексическое значение слова. Фразеологизмы. Технологическая карта урока русского языка в 4 классе. УМК «Школа России»
Предлагаю вашему вниманию технологическую карту урока русского языка по ФГОС....
Лексическое значение слова. Фразеологизмы.Технологическая карта урока русского языка в 3 классе (учебник Канакиной, "Школа России").
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по ФГОС....
Технологическая карта по русскому языку на тему: Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.3 класс
Цели деятельности: формирование умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарем.Планируемые результатыПредметные:Знать: п...
Технологическая карта с презентационным сопровождением по русскому языку на тему: "Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова".3 класс.
Предлагаю вашему вниманию технологическую карту урока русского языка для 3 класса....
Технологическая карта урока Русский язык 2 класс (УМК Школа России) "Повторение что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова"
Технологическая карта урока Русский язык 2 класс (УМК Школа России) "Повторение что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова"...
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова" 3 класс
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова" 3 класс...
Технологическая карта урока русского языка "Повторение: что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова?" 2 класс, УМК - "Начальная школа XXI"
Цель деятельности учителя:углубление и закрепление знаний у обучающихся о лексическом значении слова и его составе.Задачи урока:Дидактические:1) повторить, что такое лексическое значение слова;2) закр...