Технологическая карта «Лексическое значение слова»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Мальцева Ангелина Ивановна

Технологическая карта «Лексическое значение слова» 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh_karta_russkiy_4_kl.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Русский язык

Класс: 4

Тема урока: «Лексическое значение слова»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: уточнение представления учащихся о лексическом значении слова, умение распознавать многозначные и однозначные слова, работа со словарями.

Планируемые результаты:

  • Личностные

        -проявлять интерес к русскому языку;

        - адекватно оценивать результаты своей учебной деятельности на основе заданных критериев её успешности.

        -формировать навыки самоконтроля и самооценки.

        -формировать чувство коллективизма и индивидуальности обучающихся.

  • Метапредметные

          Познавательные:

          - формулируют познавательную цель;

          - создают алгоритм деятельности;

          - строят логическую цепочку рассуждений, устанавливают причинно-действенные связи;  

           Регулятивные:

          - формируют учебную задачу;

          - прогнозируют свою деятельность;

          - контролируют и оценивают собственную деятельность и деятельность партнёра, при необходимости вносят корректировки;

          - способны к саморегуляции;

          Коммуникативные:

          - уметь слушать, слышать и понимать партнёров по речевому высказыванию;

          - уважать в общении и сотрудничестве всех участников образовательного процесса;

          - при возникновении спорных ситуаций не создавать конфликтов.

  • Предметные:

        -  вспомнить, что же такое лексическое значение слова,

       -  вспомнить или узнать, где мы можем посмотреть лексическое значение слов.

       - работать над орфографической зоркостью, находить орфограммы изученные ранее

       - научиться подбирать слово-помощник с ударным окончанием для проверки правильности написания

       - отрабатывать умение правильно определять безударные окончания;

     

       

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Ресурсы: Учебник по русскому языку 4 класс В.П. Канакина, В.Г  Горецкий, компьютер, проектор, экран.

I.Самоопределение к деятельности

(2мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

- Здравствуйте, дети!
- Меня зовут Ангелина Ивановна и сегодня урок русского языка проведу у вас я. Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем урок!

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи.

Приветствуют учителя, занимают свои места, внимательно слушают, выполняют задания учителя.

Личностные:

– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; проявляют доброжелательное внимание к окружающим, соблюдают простейшие нормы речевого этикета, умеют здороваться, прощаться, благодарить. 

II.Целеполагание

Формулирование темы, цели урока, определение места и причины затруднений.

Освоение нового способа действия.

- Ребят, сегодня я хочу начать наш урок со стихотворения Ирины Петровны Токмаковой «Плим»

Ложка — это ложка,

Ложкой суп едят.

Кошка — это кошка,

У кошки семь котят.

Тряпка — это тряпка,

Тряпкой вытру стол.

Шапка — это шапка,

Оделся и пошел.

А я придумал слово,

Смешное слово — плим.

И повторяю снова:

Плим, плим, плим!

Вот прыгает и скачет

Плим, плим, плим.

И ничего не значит

Плим, плим, плим!

- Ребята, какое это стихотворение?

- А что же такое это слово «ПЛИМ», что оно означает? Можем ли мы определить значение этого слова?

- Верно, чаще всего, в русском языке, не встречаются слова, которые имеют это значение. Всех ли слов значения мы знаем?

- Поднимите руки, кто знает значение всех слов?

 - Итак, ребята, у нас с вами сегодня цель – знакомство с лексическим значения слова. Тема нашего урока «Лексическое значение слова». Исходя из этого, какие задачи можем с вами поставить?

- А еще, какие задачи на русском языке мы ставим?

 Слушают стихотворение.

 

- веселое, шутошное.

- Нет, значение определить не можем, потому что у этого слова нет значения

- нет.

- Наша задача вспомнить, что же такое лексическое значение слова, вспомнить или узнать, где мы можем посмотреть лексическое значение слов.

- Работать над орфографической зоркостью, находить орфограммы изученные нами.

Личностные:

-проявление интереса (мотивации) к занятиям русского языка

-умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать

IV.Введение в систему  знаний, повторение изученного материала

(15 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

- Ребят, урок у нас с вами русского языка, а лексическое значение слова ЯЗЫК не однозначно, а многозначно, так как наш русский язык.  Откройте учебник на стр. 42 и посмотрите упражнение 57. Прочитайте выражения.

-Прочитайте первое высказывание, поднимите руки, кому оно понравилось?

-А кому понравилось второе высказывание?

- Спишите высказывание, которое вам понравилось больше, и затем, попробуем объяснить, почему вы его записали. (спросить несколько детей по одному высказыванию, дети  объясняют, почему выбрали то или иное высказывание)

- Посмотрите на упр. 58. Рассмотрите рисунки, назовите предметы. Какие предметы вы затрудняетесь называть? Почему?

- Запишите пять сов – предметов, проверьте их написание по орфографическому словарю.

- Давайте сделаем вывод,  для чего нужны слова и что они называют?

- Проверим свое высказывание, подтвердим из текста  (стр.42).

- Хорошо, а что пишется в толковых словарях? Как располагаются словарные статьи?

(Полистать словарь С.И. Ожигова)

- Сколько значений может быть у слова?

- Верно, мы видим, что у слов не одно лексическое значение, а несколько.

Работа в группах по  4 человека  (каждой группе учитель раздает по 5 слов и одному выражению).

Даны 5 слов и значение одного из этих слов. Подберите к этому выражению подходящее слово, а остальным словам дайте значение сами. Может в этих словах есть многозначное, посмотрите, пожалуйста. Давайте проверим по толковому словарю, многозначное ли это слово.

- На стр. 43 посмотрите на упр. 59.  Прочитайте. Давайте разберем каждое слово. (устный разбор каждого предложения, например, «Столица  России? – Москва» и так каждое).

- Ребята, скажите, пожалуйста, как размещаются слова в словарях?

- Верно. Давайте запишем эти слова в алфавитном порядке и подчеркнем в корне слова букву, которую необходимо запомнить.  Выполняйте это задание вместе с соседом.

- Теперь проверьте себя со слайдом. Кто не допустил ни одной ошибки, ставит себе оценку 5, кто допустил одну ошибку – 4, а кто допустил более двух ошибок – оценка 3.

- Скажите, пожалуйста, как называются места в орфограммах, которые нужно проверять или запомнить?

- Если орфограммы не нужно проверять и она четко слышится, это какая позиция?

Работа по учебнику.

-объясняют, почему им понравилось то или другое высказывание, объясняют, как поняли это высказывание.

Компьютер, кот, перо, ручка, телефон, сапоги, валенки, месяц, видеокамера, чернильница, мышь.

- слова нужны для того, чтобы называть какие – то предметы, явления.

- по алфавиту.

- эти слова многозначны и однозначны.

Работа в группах, работа по толковому словарю.

- по алфавитному порядку.

Багаж, Воскресенье, Горизонт, Каникулы, Москва, Ужин, Яблоко.

- Ошибкоопасные места.

- Сильная

Коммуникативные:   выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;

Предметные:

- осуществление совместной работы, анализируют пройденный результат.

Личностные:

- реализация своего логического потенциала;

- готовность выражать и отстаивать свою позицию;

формирование логических оснований.

V.Физминутка

Настрой на дальнейшую работу. Переключить внимание с одного вида деятельности на другой.

        - Давайте с вами немного отдохнем.

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили

- Выполняют упражнения, повторяют за учителем.

VI.Закрепление новых знаний и повторение ранее изученых(10мин)

Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Продолжаем работу.  Стр. 43 упр. 61.(САМОСТОЯТЕЛЬНО) Прочитайте. Все ли слова вам понятны? Какие из данных слов вышли из употребления, а какие появились в современном языке совсем недавно?

-В каком словаре мы можем посмотреть устаревшие слова?

Спишите любые 10 слов, располагая их по алфавиту. В словарных словах подчеркните орфограммы.

- Проверять будем по цепочке. Вы должны были записать их в алфавитном порядке. Говорите, что у вас получилось, и не забывайте про орфограммы.

- Ребята, а какие здесь часто встречающиеся орфограммы кроме гласной?

- Ребята, а еще орфограммы в каком словаре мы смотрим?

- Вернемся к упражнению 60. Давайте прочитаем четверостишье.

- А кто сталкивался с каталогом в библиотеке?  Как он располагается?

-Верно, это может быть научные статьи, художественная литература и т.д.

- Ребята, а где у вас находится библиотека? Поднимите руки, кто знает, где находится библиотека?

- Давайте прочитаем на стр. 44 значение слова «библиотека»

- А кто в библиотеке работает?

- Что вы запомнили интересного о происхождении слова «БИБЛИОТЕКА?

- Ребята, а слово КАТАЛОГ, которое мы прочитали из упр. 60, как нужно произносить? Почему? Где мы это можем увидеть? (в словаре). Потому что это слово иностранное и даже есть такой словарь – ИНОСТРАННЫХ СЛОВ. Словари иностранных слов бывают разными: греческими, итальянскими, голландскими, французскими, немецкими, латинскими.

- А вы знаете, что большинство языков произошли от латинского. Давайте найдем слова, которые у нас уже есть в употреблении, но мы даже не знаем, что эти слова взяты из других языков. Прочитаем эти слова.

- Вы можете определить из каких языков взяли больше всего слов?

- А теперь у нас словарь иностранных слов, запишите толкование слова ДИРИЖЁР , придумайте с этим словом предложение и запишите его в тетрадь.

- А слово ШОЁР это какие слово?

- Обратите внимание, где здесь у нас ошибкоопасное место?

- Давайте запишем это слово, и придумаем несколько однокоренных родственных слов.

- А вы знаете, кого раньше называли шофером? (так называли кочегара) Как вы думаете, в каком словаре я нашла это?

стр. 45 упр.64  

- Итак, ребята, давайте прочитаем и определимся, к чему мы все эти слова можем отнести?

- Сейчас вы будите согласно своему варианту выписывать слова, относящиеся, на ваш взгляд, к этому времени года.

- Как вы думаете, что может произойти?

 

Самостоятельно выполняют упражнение.

- словарь устаревших слов.

- мягкий знак на конце слова, удвоенная согласная, парные согласные.

- в орфографическом.

- в алфавитном порядке и по тематике произведений.

- библиотекарь, человека, который работает в библиотеке.  

- читают слова иностранного происхождения.

- Из латинского, потому что этот язык был в основе нашей азбуки.

- словарное.

- в корне слова

- шоферской и т.д.

- в толковом словаре.

- к явлениям природы.

- слова могут повторяться и относится, например, и к лету, и к осени.

Предметные:

- осуществление совместной работы, анализируют пройденный результат.

Личностные:

- реализация своего логического потенциала;

- готовность выражать и отстаивать свою позицию;

формирование логических оснований.

VII.Рефлексия деятельности (3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

- Какая тема урока была, давайте вспомним?

- Давайте вспомним, какие задачи мы перед собой ставили?

- Удалось ли решить поставленные задачи?

- Спасибо, что активно работали на уроке. Я благодарю вас за работу! Урок окончен, до свидания.

- «Лексическое значение слова»

- наша задача была вспомнить, что же такое лексическое значение слова, вспомнить или узнать, где мы можем посмотреть лексическое значение слов.

- Работать над орфографической зоркостью, находить орфограммы изученные нами.

Познавательные:

– освоение начальных форм познавательной и личностной

рефлексии;

-позитивная самооценка своих возможностей;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексическое значение слова. Фразеологизмы. Технологическая карта урока русского языка в 4 классе. УМК «Школа России»

Предлагаю вашему вниманию технологическую карту урока русского языка по ФГОС....

Технологическая карта по русскому языку на тему: Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.3 класс

Цели деятельности:  формирование умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарем.Планируемые результатыПредметные:Знать: п...

Технологическая карта урока Русский язык 2 класс (УМК Школа России) "Повторение что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова"

Технологическая карта урока Русский язык 2 класс (УМК Школа России) "Повторение что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова"...

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова" 3 класс

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова" 3 класс...

Технологическая карта урока русского языка "Повторение: что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова?" 2 класс, УМК - "Начальная школа XXI"

Цель деятельности учителя:углубление и закрепление знаний у обучающихся о лексическом значении слова и его составе.Задачи урока:Дидактические:1) повторить, что такое лексическое значение слова;2) закр...