Технологическая карта урока русского языка по теме: "Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова" 3 класс
методическая разработка (3 класс)
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова" 3 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Всероссийский конкурс «Словарный урок»
Методическая разработка урока русского языка
Тема: «Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова»
Автор: Юркова Марина Нургалеевна
МБОУ Кутуликская СОШ
учитель начальных классов
Кутулик, 2022 г.
Технологическая карта урока
учителя начальных классов МБОУ Кутуликская СОШ
Юрковой Марины Нургалеевны
Предмет: русский язык, 3 класс
Тема | Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. |
Тип урока | Изучение нового материала |
УМК | УМК «Школа России» В.П. Канакина , В.Г. Горецкий «Русский язык», 3 класс, 1 часть |
Место урока по теме | Первый урок по теме «Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова» |
Формы работы | Фронтальная, индивидуальная, групповая, парная |
Цель | Научиться определять лексическое значение слова по толковому словарю русского языка |
Задачи урока | Предметные результаты: -расширить понятия учащихся о лексическом значении слова, однозначные и многозначные слова; уметь приводить примеры; -формировать умения распознавать многозначные и однозначные слова; Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: совместно с учителем планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; адекватно воспринимать оценку учителя, одноклассников; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; осуществлять самоконтроль; высказывать своё предположение; формулировать тему и цель деятельности на уроке; оценивать совместно с учителем результат своих действий. Познавательные УУД: анализировать, сравнивать объекты; определять свои границы знания / незнания; сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками, совместно с учителем о правилах поведения и общения, и следовать им; учиться работать в парах (группе); выполнять различные роли. |
Предполагаемый результат | Знать основные понятия Лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова Уметь находить лексическое значение слова в толковом словаре русского языка, пользоваться толковым словарем. |
Компетенции УУД | учебно-познавательная, информационная, коммуникативная |
Педагогические технологии | Метод проблемного обучения, игровая технология, ИКТ технология, здоровьесберегающие технологии |
Оборудование | мультимедийное оборудование, презентация, раздаточный материал (карточки), листы самооценки, учебник, толковый словарь русского языка С. И. Ожегова, орфографический словарь, словарь антонимов, словарь синонимов. |
Технологическая карта урока
Этап урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Организацион ный этап. (2 мин) Чистописание Работа с орфографическим словарем (русский язык, часть 1), словарная работа | Цели: -актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; -создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; уточнить тип урока; - наметить шаги учебной деятельности | Я рада приветствовать вас. Итак, друзья, внимание- Вновь прозвенел звонок Садитесь поудобней Начнем сейчас урок. Прочитайте эпиграф к уроку и объясните его смысл «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» К.Г.Паустовский (слайд 1) Я с вами согласна, что родной язык нужно хорошо знать, а любые знания оцениваются. И сегодня на уроке вы будете себя оценивать сами за каждый вид работы. В конце урока поставите себе общую оценку. Готовы? На парте лежит лист самооценки, в котором вы будете фиксировать результаты своей деятельности. В пустую колонку будете записывать баллы. Критерии оценивания будем определять вместе. На листе запишите каллиграфически правильно свою фамилию и имя. В тетради – число и классная работа. Обратите внимание на соединения. Какие орфограммы встретились в данных записях? Подчеркните их. Где можно проверить данные орфограммы? Я прошу вас быть внимательными и активными в течение всего урока | Приветствуют гостей на уроке, садятся на места. Проговаривают эпиграф, объясняют смысл. Высказывают предположения. Критерии оценивания. 2б – без ошибок 1б- 1ошибка, исправление 0б – 2 и более ошибки, исправления Каллиграфически записывают в тетрадь. Находят орфограммы в записи «Двадцать второе сентября. Классная работа» | Р:-умение настроиться на успешную работу. К: -умение слушать и слышать. Л:-выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. |
2.Мотивирование к учебной деятельности (1мин) | Цель: положительная мотивация к учебной деятельности | Ребята, что такое ребус? И сегодня мы не просто учитель и ученики, мы - агентство. А как называется наше агентство? (ребус «Сыщик») (слайд 2) Что это за профессия? И мы сегодня займемся расследованием! Ну, что готовы? На уроке мы будем равняться на знаменитого английского сыщика Шерлока Холмса, который распутывал самые сложные дела (слайд 3) | Разгадывают ребус, Проговаривают название | Л:самоопределение, смыслообразование, формирование эмоционального настроя на урок |
3.Актуализация знаний (5 мин) Работа с толковым словарем, словарем русского языка, поиск в интернете | Цели: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | Выполним задание. Запишем словарный диктант. Ваша задача расследовать, что это за слова по рисункам, что оно обозначает. Хлебный злак. Из него можно приготовить овсяную кашу. Какое слово вы запишите? (Овёс)Картинка (пшеница, орех, заря) Поставьте ударение в словах, выделите непроверяемую орфограмму. Где можно проверить написание данных слов?(по орфографическому словарю) (слайд 4) Какие умения пригодятся вам для выполнения этого задания? Справимся? Конечно! Поставьте себе прогностическую оценку. Самопроверка в тетради, ученик работает у доски. Оцените себя, занесите баллы в оценочный лист Молодцы! Значит, сегодняшний урок будет интересным и познавательным. Подберите синоним к слову «сыщик». Что означает слово «детектив»? А где можно узнать о лексическом значении слова? Давайте посмотрим толкование этого слова в разных словарях , в интернете(слайд 5) Итак, мы тщательно ознакомились с информацией. Теперь, пора ознакомиться с материалами дела. На слайде слова МИР, РОССИЯ Что вы понимаете под словом Россия? А как вы думаете, что такое мир? Объясните лексическое значение каждого слова. Кто знает, в каком словаре можно посмотреть лексическое значение слов? Сегодня мы начнем изучать новый раздел. Откройте учебник на стр.39 Прочитайте название раздела (Слово в языке и речи)
| Совместно с учителем актуализируют опорные знания по теме предыдущего урока. Ставят оценку на полях тетради, выполняют задание. Самопроверка по эталону,оценивание,занесение баллов в листы самооценки. Ответы, предположения Узнают лексическое значение слова «детектив» Поиск информации в интернете(телефон/ноутбук с доступом в интернет, толковый словарь ) Выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения, обнаруживают недостаток знаний Ответы учащихся. | Р:соотнесение того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно. К:умение излагать свое мнение, -формулируют выводы. П:умение анализировать , сравнивать, классифицировать объекты, выбирая обоснование для классификации (по существенному признаку). Л:развитие познавательных интересов, учебных мотивов. |
4.Формулирование темы урока, постановка цели, постановка УЗ (5 мин) | Цель: создать условия для определения темы урока формулирования цели и учебных задач урока: использование коллизий, проблемных ситуаций. Постановка У.З. | Сформулируйте тему нашего урока (слайд 6) Для чего нам нужно это знать? Где в жизни нам может пригодиться это знание? Давайте сформулируем учебную задачу. Чему будем учиться на уроке? (слайд 7) Чтобы решить УЗ предлагаю ознакомиться с планом работы. Прочитайте внимательно и скажите, всё ли здесь в порядке? Может внести изменения, дополнить его? Предлагайте ребята свои варианты. (слайд 8) | Формулируют тему урока, цель. УЗ: научиться определять лексическое значение слов, однозначные и многозначные слова, распознавать синонимы и антонимы, работать со словарями русского языка Диалог учащихся с учителем для выявления причины затруднения: мотивация «не знаю, но хочу научиться» | Л:Самоопределениесмыслообразование, формирование эмоционального настроя. К:Планирование учебного сотрудничества, взаимодействие с учителем. Р: Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала |
5.Первичное усвоение новых знаний (10 мин) Работа с учебником русский язык, часть1 Работа в паре
Самоконтроль Взаимоконтроль Физминутка для снятия напряжения с глаз | Цель: познакомить с основными понятиями темы | Детективы должны уметь разборчиво и правильно писать. И очень кстати у нас появился первый свидетель. К нам в агентство пришел тот, кто тоже учится в школе. Как вы думаете, кто это? (ученик) (слайд 9) А как пишется это слово? Где можно проверить правописание данного слова? (в орфографическом словаре) Назовите орфограммы. Найдите в толковом словаре лексическое значение слова «ученик» Запишите предложение с этим словом (слайд10) Выделите грамматическую основу. Справитесь? Поставьте себе прогностическую оценку. Молодцы! Оцените свою работу в оценочных листах. Исходя из темы урока и пользуясь схемой (учебник.стр.41), подготовьте устное сообщение на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка». Какой сделаем вывод? Расскажите, что такое однозначные слова, многозначные. -Какие слова относятся к синонимам? Антонимам? -А что такое синоним? А антоним? (в учебнике определения) -А теперь в паре составляем предложение с одним из данных в схеме слов. Запишите предложение и не забудьте про прогностическую оценку к этому заданию Сейчас, каждая пара договорится между собой, кто сделает вывод о однозначных и многозначных словах. Определились? Договорились? Начинаем! Какие слова называются однозначными? Какие многозначными? Проверим по учебнику, верно ли мы сделали вывод? Какие слова относятся к синонимам? антонимам? Приведите свои примеры однозначных и многозначных слов. Прежде чем перейти к следующему этапу, оцените себя. Занесите баллы в оценочный лист. Детективы не только должны хорошо писать и говорить, но еще очень хорошо видеть | Пишут каллиграфически правильно Проверяют правописание по орфографическому словарю. Работают с информацией, сравнивают и анализируют. Участвуют в обсуждении. Формулируют собственное мнение, аргументируют его. (Один учение у доски подчеркивает гр. основу ) Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова Синонимы –слова, близкие по значению Антонимы –слова, противоположные по значению | Л: выделение цели, смысловое чтение, анализ объектов, с целью выделения признаков, выбор основания для сравнения, построение логической цепи рассуждения. К: деловое сотрудничество, выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка способов разрешения, принятие решения, умение выражать свои мысли. Р:контроль, коррекция, оценка результата. |
6. Первичная проверка понимания (7 мин) Работа в группах с раздаточным материалом (карточки с текстом) Работа в парах Проверка работы в парах с фронтальным обсуждением. | Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах; развивать умение работать с учебной литературой, умение выделять существенную информацию из источника | Продолжаем решать учебную задачу. К нам только что пришли СМС от автора письма, который просит детективов поработать отделами (в группах) и выяснить новые улики преступления. А СМС-ки, всем известно, очень краткие. Тексты СМС вы видите на карточках. Прочитайте его (слайд 11) Здра..ствуйте! Вес..ло! Сп..сибо! Вмест..! Изв..ните! До св..дан..я! Какие слова вы получили на карточках? Вставьте пропущенные буквы. Проверьте себя по орфографическому словарю. Договоритесь своим отделом и выберите 1-2 карточки, к каким из данных слов можно подобрать синонимы, антонимы (слайд12) Справитесь? Поставьте себе прогностическую оценку и приступаем. Время работы ограничено. Оцените свою работу. Занесите баллы в оценочный лист. | Работают в группе с представленной информацией. Осуществляют в группах поиск решения учебной задачи. Участвуют в обсуждении. Формулируют вывод, аргументируют его. Представляют результаты групповой работы.
| К: деловое сотрудничество, выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка способов разрешения, принятие решения, умения выражать свои мысли.
|
7. Первичное закрепление (10 мин) Жужжащее чтение. Самостоятельная работа. | Цель: обобщение и закрепление полученных знаний | Ну вот, мы и приближаемся к завершению нашего расследования. Ребята, где вы можете найти интересные задания и ответы на самые разные вопросы? В каких источниках? Найдите по содержанию нужную нам страницу. Прочитайте текст задания упражнение №6 Поставьте прогностическую оценку. -Кто прочитает задание? -О каком явлении природы идет речь? -Правильно. -Кому приходилось наблюдать это явление природы? Расскажите о нем. -А теперь списываем вторую часть текста, очень внимательно, не допускайте ошибок Читаем второе задание: Выберите любое слово из текста и определите его лексическое значение. Первый ряд определяет лексическое значение слова ЛИСТЬЯ. -Второй ряд ГРОЗДЬЯ. Третий ряд ИСКОРКИ. -Пользуясь толковым словарем, который находится на стр. 152-153, разделите слова на две группы 1) однозначные 2) многозначные. (верста, гимн, журавль, коллектив, мышь, простокваша, заря) Проверка по эталону(слайд13) Оцените себя. Занесите баллы в оценочный лист. | Работа с учебником, стр42 Сопоставляют факты, выдвигают предположения. Читают текст | Л: выделение цели, смысловое чтение, анализ объектов, с целью выделения признаков, выбор основания для сравнения, построение логической цепи рассуждения. К: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками (в паре) Р: умение оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности;составление плана и последовательности действий;применять освоенные способы действия с учётом выделенных учителем . |
8. Итог урока. Рефлексия. (5 мин) Профориентационная работа Дифференцированное домашнее задание: на оценку «5»(высокий уровень), на оценку «4»(средний уровень) Постановка УЗ на следующий урок | Цели: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности; соотнести ее цель и результаты, зафиксировать степень их соответствия, и наметить дальнейшие цели деятельности. Осознание уч-ся своей учебной деятельности. | А мы продолжаем и переходим к следующему этапу. Какую учебную задачу мы ставили перед собой в начале урока? Мы достигли её? (слайд 14) Зачем нам нужно уметь определять лексическое значение слов? Давайте проанализируем работу на уроке. Что было самым сложным? Самый интересный? Что было самым лёгким? Где в жизни нам пригодится это умение? Закончим выразительной фразой великого сыщика Шерлока Холмса «Элементарно, Ватсон!». Попробуем разобрать это предложение по составу? Да, задачка! На следующих уроках вы об этом узнаете! (слайд 15) -Записываем домашнее задание: учебник - с.42 упр.67, р.т. с.20 упр.43 а для желающих творчески поработать задание на учебной платформе Учи.руhttps://uchi.ru/b2t/teacher/check/4580965 (слайд 16) | Повторяем план работы Учащиеся выполняют итоговую рефлексию. Отвечают на вопросы учителя. Устанавливают связь между учебной задачей и её результатом. | Л:самоопределение смыслообразование и нравственно-эстетическая ориентация. К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; Р : уметь выполнять работу по предложенному плану; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. |
Подведем итог, посчитаем баллы: 8-7б-«5», 6-5б-«4» Встаньте те, кто сегодня работал на «5» Отлично! У кого «4»? Молодцы! (слайд 17) А теперь посмотрите как я оцениваю нашу работу на уроке… Перед вами волшебная коробочка знаний. Если вы получили радость познания на уроке и вся полученная информация для вас важна и пригодится в будущем, то положите ваши листы самооценки в эту коробочку. Урок окончен! До свидания!(слайд 18) | Подсчитывают баллы, определяют объем выполнения, уровень |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка "Чередование согласных в корне слова" 2 класс УМК НШ 21 века
В данной разаботке содержится технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Чередование согласных в корне слова"...
Технологическая карта урока русского языка по теме " Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки" 2 класс ПНШ с использованием ЭОР
Технологическая карта урока русского языка с использованием ЭОР...
Технологическая карта урока русского языка ПНШ Тема: «Начальная форма слов- названий действий предмета» 2 класс
Учащиеся научатся: самостоятельно определять начальную форму слов- названий действий предмета, дифференцировать различные формы слова, оценивать результаты выполненного задания...
Технологическая карта по русскому языку на тему: Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.3 класс
Цели деятельности: формирование умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарем.Планируемые результатыПредметные:Знать: п...
Технологическая карта урока русского языка по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»
В данном документе содержится разработка технологической карты урока русского языка для 3 класса по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»...
Технологическая карта урока русского языка «Как можно объяснить значение слова» ( УМК " Школа России", 2 класс)
Тема урока «Как можно объяснить значение слова»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование условий для знакомства обучающихся с понятием «лексическое знач...
Технологическая карта урока русского языка "Прямое и переносное значение слова" (УМК Начальная школа XXI века), 3 класс
Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Формировать представление у обучающихся о прямом и переносном значении словa.2. Научить использовать прямое и переносное значение в зависимости от ко...