Лексическое значение слова. Фразеологизмы. Технологическая карта урока русского языка в 4 классе. УМК «Школа России»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Предлагаю вашему вниманию технологическую карту урока русского языка по ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка в 4 классе. "Школа России" (Учебник В.П. Канакиной) | 33.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе. УМК «Школа России»
Тема: Лексическое значение слова. Фразеологизмы. | Тип: Изучение нового материала. |
Задачи:
| |
Основное содержание темы, термины и понятия: фразеологизм (устойчивое сочетание слов), фразеологический словарь, лексическое значение, синоним, антоним. |
Планируемые результаты: | ||
Предметные: • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью словаря; • работать с рубрикой «Странички для любознательных»: «О фразеологизме во весь опор»; • находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение; • работать с лингвистическим словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию о слове; • составлять текст по рисунку и данному фразеологизму | Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • находить информацию в словаре; • вести диалог в процессе решения поставленных задач; • оценивать результаты своей деятельности | Личностные: • осознавать богатство и образность русского языка; • осознавать важность различных форм учебного сотрудничества |
Организация пространства | ||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
Чтение (обогащение словарного запаса) | Фронтальная, в малых группах (парах), индивидуальная. | Учебник Русский язык. 4 класс. Ч. 1./ Канакина В. П., Горецкий В. Г.- М: Просвещение, 2014; Большой фразеологический словарь для детей. Автор Татьяна Розе. – ОЛМА Медиа Групп, 2010; Слайды презентации с фразеологизмами для оценки своей деятельности на уроке (этап VI.2, проектор, ноутбук) |
Ход урока | |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
I этап. Организация на работу. | |
II этап. Актуализация знаний. | |
Организует деятельность учащихся в тетрадях - записать слова с выделением непроверяемых орфограмм: праздник, шофёр, библиотека, прекрасный, рисунок, север, месяц, горизонт, багаж, каникулы, жёлтый. Организует взаимопроверку в парах. Просит ответить на вопросы:
| Записывают слова, слушая комментирование одноклассников и выделяя орфограммы. Осуществляют взаимопроверку в парах. Отвечают на вопросы учителя, слушая и дополняя ответы друг друга. |
III этап. Мотивация познавательной деятельности | |
Проблемная ситуация. 1. Читает отрывок из «Дневника фокса Микки» (учебник, упр. 74). 2. Просит ответить на вопросы:
3. Просит найти тему урока в учебнике и проверить высказанное предположение, поставить учебную задачу и определить цели урока. | Слушают чтение учителя. Выделяют выражение «глаза на лоб полезли», объясняют его значение, уточняют название – фразеологизм. Находят тему урока в учебнике (с. 49), проверяют высказанное предположение. Читают название темы, ставят учебную задачу: вспомнить, что такое фразеологизмы, определяют цели урока: учиться находить фразеологизмы, объяснять их значение и употреблять в речи. |
IV этап. Учебно-познавательная деятельность | ||
1.Организует перечитывание текста упр. 74 2. Просит ответить на вопросы:
3. Организует чтение текста в рубрике «Вспомните!» (учебник, с. 49) и просит составить вопросы по содержанию для одноклассников. 4. Предлагает прослушать текст, найти другие фразеологизмы о глазах, объяснить их значение, определить роль фразеологизмов в тексте. Чтобы вырасти глазах другого человека, вовсе не нужно строить глазки и есть его глазами. Иначе вы можете намозолить глаза. И тогда человек, у которого глаз намётан, сверкнёт глазами и скажет: с глаз долой!» 5. Предлагает сделать вывод о значении фразеологических оборотов. 6. Делает обобщение «Мы вспомнили об устойчивых сочетаниях слов, которые называют в русском языке фразеологизмами. Фразеологизмы часто встречаются в разговорной речи, в художественной литературе с целью создания образности, выразительности, шутливости, точности мысли». 7. Предлагает воспроизвести в памяти другие известные фразеологизмы с опорой на иллюстрации с изображением животных и записать некоторые из них. 8. Организует чтение текста в рубрике «Страничка для любознательных» (учебник, с. 49) о фразеологизме во весь опор. Просит ответить на вопросы:
Предлагает придумать для одноклассников задание по тексту рубрики. | Самостоятельно перечитывают текст. Отвечают на вопросы учителя. Самостоятельно читают текст, составляют и задают вопросы по прочитанному.
Слушают чтение учителя, называют фразеологизмы, объясняют их смысл. Пробуют заменить их обычными словами.
Делают вывод о том, что фразеологические обороты делают речь выразительнее, более точно передают смысл. Воспроизводят и записывают фразеологические обороты, слушая комментирование одноклассников. Самостоятельно читают текст, отвечают на вопросы учителя. Выписывают близкие по значению фразеологизмы (во весь опор, во весь дух, во все лопатки) и (или) составляют и записывают предложение с одним из них. | |
Физкультминутка. | ||
9. Предлагает в парах выполнить устные задания упр. 75, индивидуально - письменное задание. Знакомит с Большим фразеологическим словарём для детей. Индивидуальное задание: найти в данной книге историю происхождения фразеологизма бить баклуши. 10. Организует фронтальную работу со словарём фразеологизмов учебника (с. 157). 11. Организует работу над значением и написанием слова ещё (употребляется в значении: 1) опять, 2) до сих пор. И др.). Фразеологизмы, включающие слово ещё: Ещё бы! (в значении: конечно, безусловно); Ещё какой! (в значении: такой замечательный, такой удивительный). | Читают предложения. Определяют значение фразеологизмов по тексту. Находят фразеологизм-антоним к словосочетанию во весь дух. Сообщают о завершении работы в парах и возникших затруднениях. Самостоятельно выписывают выделенные сочетания слов и проверяют себя. Читают вслух «цепочкой» фразеологические обороты и их значения. Записывают слово ещё с выделением орфограмм и фразеологизмы с этим словом. | |
V этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность | ||
1. Организует работу по составлению предложений по рисункам (упр. 76). Просит ответить на вопрос:
2. Домашнее задание – по выбору: а) выписать из словаря Ожегова фразеологизмы со словом глаза, не звучавшие на уроке или б) выписать из словаря фразеологизмов учебника (с.157) пять понравившихся устойчивых сочетаний с толкованием их значений. | Рассматривают рисунки, соотносят их со значением данных фразеологизмов. Высказывают мнения. Слушают домашнее задание. При необходимости уточняют информацию. | |
VI этап. Подведение итогов. | ||
1. Просит ответить на вопросы:
2. Предлагает оценить результаты своей деятельности на уроке, используя нужные фразеологизмы: Сидеть сложа руки, бить баклуши, работать не покладая рук, лодыря гонять, засучив рукава, ворон считать, до седьмого пота. | Отвечают на вопросы учителя. Выбирают фразеологизмы со значением «трудиться» или «бездельничать», составляют предложения и высказываются. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка 4 класс УМК "Школа России" Тема: Именительный и винительный падеж имён прилагательных женского рода
Тема: Именительный и винительный падеж имён прилагательных женского родаЦель урока: познакомить учащихся с особенностями склонения прилагательных единственного числа женского рода в И.п. и В.п....
Лексическое значение слова. Фразеологизмы.Технологическая карта урока русского языка в 3 классе (учебник Канакиной, "Школа России").
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по ФГОС....
Технологическая карта урока русского языка 2 класс УМК "Школа России" Тема: "Согласный звук {Й} и буква "и краткое".
Знакомство с особенностями согласного звука {й} и буквой "и краткое"....
Технологическая карта урока русского языка 3 класс УМК "Школа России" Тема: "Именительный падеж имени существительного"
Знакомство с особенностями именительного падежа имени существительного....
Технологическая карта урока русского языка 4 класс УМК "Школа России" Тема: "Обобщение знаний об именах существительных и прилагательных".
Материал по обобщению знаний об именах существительных и прилагательных....
Технологическая карта урока русского языка 3 класс. УМК "Школа России"Тема: «Простое и сложное предложения. Запятая между частями сложного предложения».
Цели деятельности учителя: познакомить с понятием сложное предложение; развивать умение устанавливать связь слов в предложении; различать простое и сложное предложение; познакомить с прави...
Технологическая карта урока Русский язык 2 класс (УМК Школа России) "Повторение что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова"
Технологическая карта урока Русский язык 2 класс (УМК Школа России) "Повторение что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова"...