Лексическое значение слова. Фразеологизмы. Технологическая карта урока русского языка в 4 классе. УМК «Школа России»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Предлагаю вашему вниманию технологическую карту урока русского языка по ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе. УМК «Школа России»

Тема: Лексическое значение слова. Фразеологизмы.

 Тип: Изучение нового материала.

Задачи:

  • развивать умение находить фразеологизмы в тексте и в предложении, наблюдать за значениями фразеологизмов и объяснять их;
  • учить работать с фразеологическим словарём;
  • развивать умение употреблять фразеологизмы в речи.

Основное содержание темы, термины и понятия: фразеологизм (устойчивое сочетание слов), фразеологический словарь, лексическое значение, синоним, антоним.  

 

Планируемые результаты:

Предметные:

определять значение слова по тексту или уточнять с помощью словаря;

• работать с рубрикой «Странички для любознательных»: «О фразеологизме во весь опор»;

• находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение;

• работать с лингвистическим словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию о слове;

• составлять текст по рисунку и данному фразеологизму

 Метапредметные:

 • понимать и сохранять в памяти  учебную задачу урока;

 • находить информацию в словаре;

 • вести диалог в процессе решения поставленных задач;

 • оценивать результаты своей деятельности

Личностные:

• осознавать богатство и образность русского языка;

• осознавать важность различных форм учебного сотрудничества

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

 Чтение (обогащение словарного запаса)

Фронтальная, в малых группах (парах), индивидуальная.

Учебник Русский язык. 4 класс. Ч. 1./ Канакина В. П., Горецкий В. Г.- М: Просвещение, 2014;

Большой фразеологический словарь для детей. Автор Татьяна Розе. – ОЛМА Медиа Групп, 2010;

Слайды презентации с фразеологизмами для оценки своей деятельности на уроке (этап VI.2, проектор, ноутбук)

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

I этап. Организация на работу.

II этап. Актуализация знаний.

      Организует деятельность учащихся в тетрадях - записать слова с выделением непроверяемых орфограмм: праздник, шофёр, библиотека, прекрасный, рисунок, север, месяц, горизонт, багаж, каникулы, жёлтый.

      Организует взаимопроверку в парах.

Просит ответить на вопросы:

  • Объясните лексическое значение любого из слов.
  • Какие из данных слов однозначные?
  • К каким словам можно подобрать синонимы, антонимы?

      Записывают слова, слушая комментирование одноклассников и выделяя орфограммы.

      Осуществляют взаимопроверку в парах.

      Отвечают на вопросы учителя, слушая и дополняя ответы друг друга.

III этап. Мотивация познавательной деятельности

Проблемная ситуация.

1. Читает отрывок из «Дневника фокса Микки» (учебник, упр. 74).

2. Просит ответить на вопросы:

  • Что в тексте показалось вам забавным?
  • Почему фокс Микки не понял выражение «глаза на лоб полезли»?
  • Как называется устойчивое выражение, которое вызвало удивление собаки?

 3. Просит найти тему урока в учебнике и проверить высказанное предположение, поставить учебную задачу и определить цели урока.

Слушают чтение учителя.

Выделяют выражение «глаза на лоб полезли», объясняют        его значение, уточняют название – фразеологизм.

Находят тему урока в учебнике (с. 49), проверяют высказанное предположение. Читают название темы, ставят учебную задачу: вспомнить, что такое фразеологизмы, определяют цели урока: учиться находить фразеологизмы, объяснять их значение и употреблять в речи.


IV этап. Учебно-познавательная деятельность

  1.Организует перечитывание текста упр. 74

  2. Просит ответить на вопросы:

  • Можно ли понять смысл данного выражения, если объяснять в нём лексическое значение каждого слова?
  • В чём же смысл всего выражения?

   3. Организует чтение текста  в рубрике «Вспомните!» (учебник, с. 49) и просит составить вопросы по содержанию для одноклассников.

   4. Предлагает прослушать текст, найти другие фразеологизмы о глазах, объяснить их значение, определить роль фразеологизмов  в тексте.

      Чтобы вырасти  глазах другого человека, вовсе не нужно строить глазки и есть его глазами. Иначе вы можете намозолить глаза. И тогда человек, у которого глаз намётан, сверкнёт глазами и скажет: с глаз долой!»

   5. Предлагает сделать вывод о значении фразеологических оборотов.

  6.  Делает обобщение «Мы вспомнили об устойчивых сочетаниях слов, которые называют  в русском языке фразеологизмами. Фразеологизмы часто встречаются в разговорной речи, в художественной литературе с целью создания образности, выразительности, шутливости, точности мысли».

  7. Предлагает воспроизвести в памяти другие известные фразеологизмы с опорой на иллюстрации с изображением животных и записать некоторые из них.

  8. Организует чтение текста  в рубрике «Страничка для любознательных» (учебник, с. 49) о фразеологизме во весь опор. Просит ответить на вопросы:

  • Что интересного узнали о фразеологизме?
  • Когда так говорят?

Предлагает придумать для одноклассников задание по тексту рубрики.

    Самостоятельно перечитывают текст.

    Отвечают на вопросы учителя.

    Самостоятельно читают текст, составляют и задают вопросы по  прочитанному.

 

    Слушают чтение учителя,  называют фразеологизмы, объясняют их смысл. Пробуют заменить их обычными словами.

     

   Делают вывод о том, что фразеологические обороты делают речь выразительнее, более точно передают смысл.

    Воспроизводят и записывают фразеологические обороты,  слушая комментирование одноклассников.

   Самостоятельно читают текст, отвечают на вопросы учителя.

Выписывают близкие по значению фразеологизмы (во весь опор, во весь дух, во все лопатки) и (или) составляют и записывают предложение с одним из них.

Физкультминутка.

9. Предлагает в парах выполнить устные задания упр. 75, индивидуально - письменное задание.

   Знакомит с Большим фразеологическим словарём для детей.    Индивидуальное задание: найти в данной книге историю происхождения фразеологизма бить баклуши.

10. Организует фронтальную работу со словарём фразеологизмов учебника (с. 157).

11. Организует работу над значением и написанием слова ещё (употребляется в значении: 1) опять, 2) до сих пор. И др.).

Фразеологизмы, включающие слово ещё: Ещё бы! (в значении: конечно, безусловно); Ещё какой! (в значении: такой замечательный, такой удивительный).

  Читают предложения. Определяют значение фразеологизмов по тексту. Находят фразеологизм-антоним к словосочетанию во весь дух. Сообщают о завершении работы в парах и возникших затруднениях.

Самостоятельно выписывают выделенные сочетания слов и проверяют себя. 

Читают вслух «цепочкой» фразеологические обороты и их значения.

Записывают слово ещё с выделением орфограмм и фразеологизмы с этим словом.

V этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

1. Организует работу по составлению предложений по рисункам (упр. 76). Просит ответить на вопрос:

  • О ком или о чём можно составить текст по любому из данных рисунков?

2. Домашнее задание – по выбору:

    а) выписать из словаря Ожегова фразеологизмы со словом глаза, не звучавшие на уроке или

    б) выписать из словаря фразеологизмов учебника  (с.157) пять понравившихся устойчивых сочетаний с толкованием их значений.

   Рассматривают рисунки, соотносят их со значением данных фразеологизмов.

     Высказывают мнения.

 Слушают домашнее задание. При необходимости уточняют информацию.

VI этап. Подведение итогов.

1. Просит ответить на вопросы:

  • Что важного и интересного узнали о фразеологизмах?
  • Кто думает, что стал лучше понимать и объяснять значения фразеологических оборотов?
  • Где можно узнать толкование фразеологизмов?

2. Предлагает оценить результаты своей деятельности на уроке, используя нужные фразеологизмы:

 Сидеть сложа руки, бить баклуши, работать не покладая рук, лодыря гонять, засучив рукава, ворон считать, до седьмого пота.

    Отвечают на вопросы учителя.

Выбирают фразеологизмы со значением «трудиться» или «бездельничать», составляют предложения и высказываются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 4 класс УМК "Школа России" Тема: Именительный и винительный падеж имён прилагательных женского рода

Тема: Именительный и винительный падеж имён прилагательных женского родаЦель урока: познакомить учащихся с особенностями склонения прилагательных единственного числа женского рода в И.п. и  В.п....

Технологическая карта урока русского языка 3 класс. УМК "Школа России"Тема: «Простое и сложное предложения. Запятая между частями сложного предложения».

Цели деятельности учителя: познакомить с понятием сложное предложение; развивать умение устанавливать связь слов в предложении; различать простое и сложное предложение; познакомить с прави...

Технологическая карта урока Русский язык 2 класс (УМК Школа России) "Повторение что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова"

Технологическая карта урока Русский язык 2 класс (УМК Школа России) "Повторение что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова"...