Технологическая карта урока Русский язык 2 класс (УМК Школа России) "Повторение что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Левченко Анна Евгеньевна

Технологическая карта урока Русский язык 2 класс (УМК Школа России) "Повторение что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Дата: 15.03.2022

Школа: МАОУ «Образовательный центр «НЬЮТОН»

Класс: 2-12

Урок: 2

Время: 13:50 – 14:30

Кабинет: 209

Студент: Левченко Анна

Группа: 35

Учитель: Марченко Евгения Владимировна

Методист: Синтяева Галина Анатольевна

Тема урока «Повторение: что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова»

Тип урока: урок рефлексии

Цель урока: расширение и углубление знаний у обучающихся о лексическом значении слова и его составе

Задачи урока:

Дидактические:

  1. Повторить что такое лексическое значение слова
  2. Закрепить умения о разборе слова по составу

Развивающие:

  1. Развивать умение строить речевые высказывания, отвечая на вопросы.
  2. Развить связную речь, мышление, память, внимание посредством выполнения различных заданий

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к изучаемому предмету, стремление к самостоятельности и трудолюбию
  2. Воспитывать умение слушать и понимать речь других, посредством участия в диалоге, беседе.

Оборудование: Учебник «Русский язык», 2 класс часть вторая, А. О. Евдокимова (УМК «школа 21 века»), презентация.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

                         Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Эмоциональный настрой

Наглядный метод. Практический: каллиграфическое упражнение

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

-Добрый день, ребята! Меня зовут Анна Евгеньевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

2. Создаёт эмоциональный настрой.

-Посмотрите друг на друга, и улыбнитесь друг другу.

- Присаживайтесь

- Ребята посмотрите на слайд. Какие качества из предложенных (на слайде: разговоры, старание, внимание, сообразительность, лень) нам сегодня понадобятся?

- Предлагаю воспользоваться этой формулой на нашем уроке.

- Поднимите левую руку, кто согласен.

-Ребята, у вас на партах вы видите карточки «Моя успешность на уроке». В них вы будете отмечать свою успешность на уроке.

Выполняют действия учителя

Р: волевая саморегуляция

Л: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

презентация

 

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

                          Готовность мышления  и осознание  потребности к построению нового способа действий  

              Словесный: диалог, обсуждение смысла высказывания автора; эмоциональный настрой

1. Минутка чистописания.

- Сейчас откройте тетрадки для чистописания и поработайте в них.

- Отлично мы можем продолжать урок

2. Проводит словарную работу.

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. Сегодня пятнадцатое марта. Обратите внимание на написание слова пятнадцатое. На следующей строчке запишите «Классная работа

- Сейчас мы с вами напишем словарный диктант, но перед этим откройте словарь и повторите слова из первого столика.

- Обратите внимание на слайд, на нем картинками загаданы слова которые будут в вашей словарной работе.

Космос, космонавт, овощи, пальто, ягода, соловей

-Отлично, вы отгадали все слова, и сейчас мы приступаем к словарной работе, я диктую слова, а вы записываете к себе в тетрадь. Кто готов поднимите правую руку.

-Теперь обратите внимание на слайд, и сверьте ответы со своей словарной работой.

3. Организует оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию и взаимооцениванию .

-Возьмите свой лист успеха, напротив словарной работы оцените как вы справились со словарной работой.

-ребята, на наш с вами урок приехал поезд. Нам нужно загрузить вагоны словами. Разложите их в нужный вагон.

-А вы можете сказать куда отправится наш поезд? В какую страну?

Работают в тетради для чистописания.

Записывают число.

Отгадывают слова по картинк

Поднимают руку.

Выполняют словарную работу.

Самопроверка по образцу.

Оценивают свою работу

Синонимы, антонимы, устаревшие, заимствованные

-в страну Лексики

К: умение строить речевое высказывание

М: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу

П: анализ объектов с целью выделения признаков

Презентация

Карта «моя успешность на уроке»

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

                              Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

                            Словесный: подводящий и формирующий диалог. Наглядный: выведение темы и целей урока

1. Побуждает учащихся к формулированию темы и целей урока.

- Как в думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Узнавать новое или повторять пройденный материал?

2. Вовлекает учащихся в определение последовательности действий на уроке.

Тема нашего урока «Повторение: что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова»

- Какая будет цель нашего урока?

Цель: вспомнить о том, что такое лексическое значение слова и как его определить; повторить разбор слова по составу.

- Работать на уроке мы будем по  плану,  но для начала нам необходимо его составить. Посмотрите на слайд.

  1. Вспомнить…
  2. Закрепить...
  3. Выполнить…

- Верно и в конце урока мы подведем итоги и сделаем выводы.

- Мы будем повторять пройденный материал.

- вспомнить о том, что такое лексическое значение слова и как его определить; повторить разбор слова по составу.

1.что такое син,ант,устар,заим

2.знания о лексике

3.упражнения

Л:смыслообразование

Р: целеполагание

П:формулировать цели и задачи деятельности; выстраивать последовательность шагов для достижен\

ия цели

Презентация

 Включение в систему знаний

Усвоение нового способа действия

Практический:

Метод языкового анализа и синтеза

Организует динамическую паузу.

- Сейчас мы с вами проведём физминутку.

1. Предлагает выполнение упражнения.

- Первая остановка нашего поезда по стране лексики – станция синонимы!

-Чтобы разгрузить наш вагон, нужно ответить на вопрос и выполнить задание.

И так, что такое синоним?

- Откройте учебник на странице 94. Прочитайте, что нужно сделать в упражнении под номером 1. - Записываем в тетрадях упражнение 1.

-Посмотрите, на следующей странице есть еще 3 предложения. Запишите их самостоятельно. Будьте готовы объяснить, почему вы выбрали именно этот синоним.

- Давайте сверим ваши предложения с эталоном на слайде.

-Оценили себя в карточке.

-Едем дальше. Прибываем на станцию – Антонимы.

-И снова нас ждет теоретический вопрос. Что же такое антоним?

И осталось выполнить задание.

-Оцените выполнение своего задания в карточке.

- Давайте выполним задание 5 на странице 96. Что нам нужно сделать?

- (имя ученика), поработай пожалуйста за доской. Остальные работают в своих тетрадях. Записывайте слова парами, выделяя приставки.

- Давайте сверим свои работы с доской, выявим и исправим ошибки. (самостоятельно)

-Ребята, за то, что мы помогаем паровозу, он решил подарить нам билет на какой-то концерт. Но воспользоваться им мы сможем только в конце поездки.

- Нужно дописать предложения, вставляя подходящие по смыслу синонимы.

1. Расположите фамилии по алфавиту.

2. Сперва надо азбуке научиться, а потом уже взяться за книгу. (Л. Толстой)

1. Мы бежали всю дорогу без передышки.

2. В театре после второго действия объявили антракт.

3. В перерыве между уроками он успел сбегать домой.

Найди слова-АНТОНИМЫ,

 соедини стрелочками:

близкий                              мелкий

крупный                            чужбина

свет                                    разрешать

родина                               далёкий

вечер                                 утро

запрещать                         темнота

начало                               конец

- Антонимы.

Прибежал – убежал

 Вошел – вышел

Унести – принести

Вылить – налить

Отплыть – подплыть

П:структурирование знаний;

П: анализ

Презентация

Учебник

-А пока мы с вами смотрели билет, поезд уже прибыл на следующую станцию – устаревшие слова.

-Какие слова называют устаревшими?

Ого! Кто это нас встречает на этой станции? Это конек-горбунок! И кажется, чтоб разгрузить вагон, нужно выполнить задание, которое как-то связано с его сказкой.

Сказка Петра Павловича Ершова написана в 19 веке (1834 году). Многие слова в этой сказке устарели, их либо нет в современном русском языке, либо они заменены другими.

Каждая группа работает над отрывками из этой сказки, ищет в них устаревшие слова и пытается объяснить их значение.

Ребята потом поделятся с нами, что же интересного они узнали.

Итак, 1 группа.

1) Время катит чередом,
Час за часом, день за днем,-
И на первую седмицу
братья едут в град - столицу.  

Седмица -  так в старину называли неделю. Се – семь, дми- дней. Семь дней – то есть неделя.

А знаете ли вы, что в старину было слово Неделя? Так называли воскресенье. Как вы думаете , почему? ( нет дел)

Град – так в старину называли  город.

В этом отрывке мы нашли устаревшие слова: Седмица и Град

2 группа

1) Повели коней в конюшни
десять конюхов седых,
Все в нашивках золотых,
Все с цветными кушаками
И с сафьянными бичами

Кушаком называли широкий пояс, а сафьяном тонкую и мягкую козью шерсть.
Сейчас мы не употребляем эти слова: кушак исчез из нашей одежды, а слово сафьян заменяется сочетанием тонкая кожа.

Как можно назвать эти слова: кушак – пояс? Итак, мы видим еще одну причину исчезновения устаревших слов – они заменились другими словами – синонимами.

 3 группа.

1) Да еще рожу конька
Ростом только в тори вершка.
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.

Вершок – старинная русская мера длины, равная четырем с половиной см.

Аршин – старинная русская мера длины, равная 71 см.

-У нас получилось, разгрузили вагон. Остался последний.

-И наша последняя станция – заимствованные слова

-Какие слова называются заимствованными?

-И вот наша последняя станция – заимствованные слова. Какие слова мы называем заимствованными?

-Откройте ваши словари. И по порядку найдите мне каждый по заимствованному слову.

Не забывайте оценивать себя на листе успеха.

В этом отрывке мы встретили такие слова: кушак, сафьян. 

Синонимы

В этом отрывке мы встретили такие слова: вершок, аршин.

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Практический: алгоритмизация

1. Осуществляет закрепление материала.

 

Самостоятельная работа

Р: коррекция, оценка

Карточка с заданием

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: анализ

1. Организует беседу, связывая результаты урока с целями.

- Давайте вернемся к тому с чего мы начали наш урок. Какую цель мы перед собой ставили?

Все ли пункты плана мы выполнили?

- Достигли ли мы поставленной цели?

- Возникали ли у вас какие-то затруднения?

- Сейчас я хотела бы, чтобы вы нарисовали смайлик на кружке, который лежит у вас на парте. (В соответствии с листом самооценивания)

– Поднимите их вверх, чтобы я вас всех увидела

- Спасибо за урок! Вы все молодцы! Урок окончен!

- Вспомнить правила орфографии, которые изучались на предыдущих уроках; применять эти правила при выполнении упражнений

- Да

Л: установление учащимися значения результатов своей деятельности

Р: оценка результатов

К: построение речевого высказывания

Презентация



Предварительный просмотр:

Словарная работа

Станция «Синонимы»

Станция

«Антонимы»

Станция «Устаревшие слова»

Словарная работа

Станция «Синонимы»

Станция «Антонимы»

Станция «Устаревшие слова»

Словарная работа

Станция «Синонимы»

Станция «Антонимы»

Станция «Устаревшие слова»

Словарная работа

Станция «Синонимы»

Станция «Антонимы»

Станция «Устаревшие слова»



Предварительный просмотр:

1) Время катит чередом,
Час за часом, день за днем,-
И на первую седмицу
братья едут в град - столицу.  

1) Время катит чередом,
Час за часом, день за днем,-
И на первую седмицу
братья едут в град - столицу.  

1) Время катит чередом,
Час за часом, день за днем,-
И на первую седмицу
братья едут в град - столицу.  

2) Повели коней в конюшни
десять конюхов седых,
Все в нашивках золотых,
Все с цветными кушаками
И с сафьянными бичами

2) Повели коней в конюшни
десять конюхов седых,
Все в нашивках золотых,
Все с цветными кушаками
И с сафьянными бичами

2) Повели коней в конюшни
десять конюхов седых,
Все в нашивках золотых,
Все с цветными кушаками
И с сафьянными бичами

3) Да еще рожу конька
Ростом только в тори вершка.
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.

3) Да еще рожу конька
Ростом только в тори вершка.
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.

3) Да еще рожу конька
Ростом только в тори вершка.
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.

3) Да еще рожу конька
Ростом только в тори вершка.
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.

3) Да еще рожу конька
Ростом только в тори вершка.
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.

3) Да еще рожу конька
Ростом только в тори вершка.
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.

1) Время катит чередом,
Час за часом, день за днем,-
И на первую седмицу
братья едут в град - столицу.  

1) Время катит чередом,
Час за часом, день за днем,-
И на первую седмицу
братья едут в град - столицу.  

1) Время катит чередом,
Час за часом, день за днем,-
И на первую седмицу
братья едут в град - столицу.  

2) Повели коней в конюшни
десять конюхов седых,
Все в нашивках золотых,
Все с цветными кушаками
И с сафьянными бичами

2) Повели коней в конюшни
десять конюхов седых,
Все в нашивках золотых,
Все с цветными кушаками
И с сафьянными бичами

2) Повели коней в конюшни
десять конюхов седых,
Все в нашивках золотых,
Все с цветными кушаками
И с сафьянными бичами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме: «Значения суффиксов. Учимся находить суффиксы в словах.»

Цель  урока:-познакомить учащихся с группой суффиксов (суффиксы, образующие ласковую форму имён и суффиксы, образующие отчества), отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в слове....

Что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова?»

УМК "Начальная школа XXI века"Русский язык....

Технологическая карта урока русского языка по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Раздельное написание предлогов со словами»

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для формирования знаний о правильном написании предлогов со словами.Задачи урокаДидактические:расширить знания учащихся ...

Технологическая карта урока русского языка УМК "Начальная школа XXI века" 2 класс 1 часть Тема: "Слово. Имя существительное"

Цель урока: умения определять имена существительные, их признакиДидактические:1. Познакомить обучающихся с понятиями слово и имя существительное.2. Формирование умения определять имена существительные...

Технологическая карта урока русского языка, УМК "Начальная Школа XXI", 2 класс, тема: "Слово в толковом словаре и тексте"

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о способах толкования слов в толковых словарях, умение работать со словарной статьёй в толковом словаре.Задачи урока:Дидактические: 1)дать представ...

Технологическая карта урока русского языка, УМК "Начальная Школа XXI", 2 класс, тема: "Устаревшие слова"

Цель урока: формирование у обучающихся представления об устаревших словах, умения распознавать и понимать эти слова в речи.Задачи урока:Дидактические:1)дать представление о том, что такое устаревшие с...