Урок русского языка 3 класс "Три склонения имени существительного"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

gluhih-ljudmila@rambler.ru

Урок позволяет прочно закрепить знания учащихся о грамматической категории имени   существительного – склонение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_urok_russkogo_yazyka_3_klass.docx25.85 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе

Тема: «Три склонения имен существительных».

Цель: закрепить знания учащихся о грамматической категории имени   существительного – склонение.

Задачи:

  1. Закрепить знания учащихся о понятиях склонение имён существительных и наличие у существительных трёх склонений.
  2. Формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.
  3. Формировать универсальные учебные действия:

Личностные УУД:

формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка;

Регулятивные УУД:

умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.

Познавательные УУД:

умение строить устные высказывания;  формулирование проблемы и её решение; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.

 Коммуникативные УУД:

умение слушать и слышать учителя, ученика;  вступать в диалог;  сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач;  адекватно оценивать себя, работу в паре, в группе,

формулировать собственное мнение.

Ожидаемые результаты: Ученик научится  определять тип склонения имён существительных.

Тип урока - урок повторение изученного материала с элементами уровневой дифференциации.

Основные методы - объяснительно-иллюстрированный,  наглядный, самостоятельная работа.

Формы организации познавательной деятельности - индивидуальная, работа в парах, в группах, дифференцированная работа, учебный диалог, фронтальная.

Средства обучения -  учебник, презентация.

Оборудование: карточки с символами орфограмм, карточки с заданиями, мультимедийный проектор, экран,  ноутбук,  сканер, учебник, тетрадь, карточки-знаки, веер склонений, лист самооценки.

Ход урока.

  1. Организационный этап.

- Здравствуйте, ребята и уважаемые коллеги, меня зовут Вера Ивановна. Мы сегодня  вместе проведем урок русского языка.

  1. Проверка готовности к уроку. (слайд 2)

Ну, проверь-ка ты, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

  1. Оформление рабочей записи. (слайд 3)

- Откройте тетради, запишите число 17 марта. Классная работа.

- Старайтесь писать красиво и правильно, сидите за партами ровно, не наклоняйтесь низко над тетрадками при письме.

  1. Минута чистописания. (слайд 3)     Не запутайся!!!!!

- Минутка чистописания.

- Запишите в тетрадь соединения ер, ор, оро

- Запишите словарные слова: огород, дорога, сердце, найдите и подчеркните орфограммы.

- Какие орфограммы вы подчеркнули?

  1. Повторение о падежах, орфограммах. (слайд 4-5)
  1. Собрать пословицы.

- Ребята, посмотрите на экран. В каких словах встретилась та же орфограмма, что и в слове сердце? Какие еще орфограммы встретились в этих словосочетаниях?

 - Это  пословицы, они распались, нужно их собрать правильно.

- Объясните смысл данных пословиц.

  1. Письмо по памяти. (слайд 6)

- Ребята, запишите одну пословицу, по выбору, в тетрадь, укажите падеж существительных.

  1. Взаимопроверка.

- Если выполнили работу, то обменяйтесь тетрадками и проверьте работу друг друга, если встретились ошибки, исправьте их карандашом.

- Встретились ли ошибки на определение падежа? (по ходу сориентироваться)

  1. Актуализация знаний. (слайд 6)
  1. Повторение изученного материала.

На слайде предложение: Автобус едет по улице Кирова и по площади Пионерии.

- Найдите имена существительные в предложении. (называют вслух, только тогда нажимаю на слайд6)

- Определите падеж у слов по улице и по площади. Выделите в этих словах окончания. (называют вслух, только тогда нажимаю на слайд6)

2. Целеполагание.

- Почему падеж и предлог у слов одинаковый, а окончания разные?

- Подумайте и скажите, какова цель нашего сегодняшнего урока?

(Доказать, что написание падежных окончаний имен существительных зависит  от склонения) или (Выяснить отчего зависит правописание падежных окончаний имен существительных).  Проговорить самой конкретно!!!!!!

  1. Повторение изученного материала. Решение поставленной проблемы. (слайд 7)
  1. Выбор способов действия, разрешение проблемной ситуации.

- Сейчас мы поработаем устно. Прочитайте слова на экране. Что у них общего? (все слова это существительные, единственного числа. Именительного падежа)

- Чем они отличаются? (родом)

  1. Распределение слов на группы. (слайд 8)

- Разделите слова на группы , ориентируясь на указания:

-Назовите существительные женского рода с окончаниями –а, -я (вода, земля)

-Назовите существительные мужского рода с окончаниями –а, -я (Юра, дядя)

- Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода.

- Выделите у них окончания.

- Назовите существительные среднего рода и тоже выделите у них окончания.

-Назовите оставшиеся имена существительные.

- Определите у них род.

- Какая буква на конце слов?

- По каким признакам мы сгруппировали имена существительные?

- Сделайте вывод. Какие существительные относятся к 1 склонению, 2 склонению, 3 склонению? !!!!!!

  1. Динамическая пауза. (слайд 9)  сначала сделать настрой на отдых

- Сейчас, ребята, мы немного отдохнем. Проведем физминутку для глаз. Смотрим на экран и следим внимательно глазами за всеми появляющимися и движущимися предметами на экране.

- А теперь продолжаем наш урок.

  1. Составление алгоритма действий при определении склонения имени существительного. (слайд 10)

- Давайте вспомним, как определить склонение имени существительного в именительном падеже?

  1. Упражнение в определении склонений у существительных.

(слайд 11)

  1. Работа в тетрадях.

- Запишите в тетрадь слова: яблоко, книга, товарищ, молоко, лошадь, ягода, письмо. Определите склонение.

  1. Проверка. Работа с веерами.

- Проверим вашу работу с помощью веера, они лежат у вас на столе. Покажите  число, соответствующее склонению существительного: яблоко - 2, книга -1, товарищ -2, молоко - 2, лошадь - 3, ягода - 1, письмо -2. 

  1. Самостоятельная работа в группах.
  1. Организация работы учащихся в группах.

- Ребята, организуйте группы. Я вам даю карточки с заданиями для работы в группе.

- Распределите работу в группе, выберите командира, определитесь, кто начнет работу первым и т.д.

-Прочитайте задание и выполните работу.

  1. Самопроверка.

-Ребята, я даю вам карточки – проверялки, сравните их с вашей работой, если есть ошибки, исправьте их аккуратно карандашом.

  1. Анализ работы в группе.

- Пусть командир группы проанализирует работу учащихся. Как выполнили работу? Допустили ли ошибки и сколько? Как ребята работали в группе?

  1. Итог урока.(слайд 12)  

- Итак, ребята, с какой целью необходимо уметь определять склонение у имен существительных?

- Повторите алгоритм, по которому вы будете определять склонение существительного?

  1. Рефлексия. (слайд 13)

- Подведем итоги вашей работе на уроке, а в этом вам помогут слова – помощники на экране.

- А мне, ребята, тоже понравилось с вами работать. И у меня сегодня вот такое хорошее настроение. Предлагаю вам оценить результаты работы всего класса. Для этого возьмите лепесток у вас на парте того цвета, который соответствует вашему результату по вот этим критериям ( слайд 14) и поместите его на доску с помощью магнитика вокруг моего настроения так, что бы получился цветок. Прокомментируйте свой выбор результата. Или сделать вывод самой, как на пробном уроке.

  1. Оценивание.  Запись в дневники домашнего задания.

Д/З:  выписать из карточки существительные и определить у них склонение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка. 3 склонения имен существительных.

Материал предназначен для учащихся 3 класса, позволяет хорошо усвоить новый  материал  по теме: «Склонение имен существительных.».Цели урока:-установить отличительные признаки имён сущ...

Урок русского языка "Три склонения имени существительного"

Урок по системе Занкова ,автор  Полякова А.В."Русский язык ",3 класс...

Урок русского языка "Третье склонение имен существительных"

Урок русского языка "Третье склонение имен существительных"Цели: 1. Обобщить знания о склонении имен существительных, совершенствовать умения учащихся определять тип склонения; 2. Развивать ...

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных»

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных» для 4 класса УМК "Школа России"Цель: дать общее пред...

Конспект урока русского языка "3 склонения имени существительного"

Конспект урока русского языка "3 склонения имени существительного"...

Урок русского языка " 2 склонение имен существительных"

Урок изучения нового материала, направленный на знакомство учащихся со 2 склонением имен существительных....