урок русского языка. 3 склонения имен существительных.
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Материал предназначен для учащихся 3 класса, позволяет хорошо усвоить новый материал по теме: «Склонение имен существительных.».
Цели урока:
-установить отличительные признаки имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения;
-научить определять типы склонения имен существительных в зависимости от их рода и окончания в начальной форме;
-развивать внимание и память школьников, орфографическую зоркость;
воспитывать любовь к родному языку, интерес к предмету; воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, целеустремленность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_skloneniya_imyon_sushchestvitelnyh.zip | 737.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
город Новый Уренгой Тюменской области
Конспект урока по русскому языку
в 3 классе
«Склонение имен существительных.
3 склонения имен существительных»
подготовила
учитель начальных классов
Корнеева Лидия Ивановна
г. Новый Уренгой
2012год
Цели урока:
-установить отличительные признаки имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения;
-научить определять типы склонения имен существительных в зависимости от их рода и окончания в начальной форме;
-развивать внимание и память школьников, орфографическую зоркость;
воспитывать любовь к родному языку, интерес к предмету; воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, целеустремленность
Оборудование: таблица «Три склонения существительных», карточки с цифрами, карточки с заданиями, компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Рефлексия.
Учитель.
Урок русского языка.
-С каким настроением начинается урок?
/Дети поднимают светофоры/красный- хорошее, желтый- удовлетворительное.
Учитель.
-Замечательно! Хорошее настроение, взаимовыручка, желание активно и внимательно работать помогут нам сделать новые открытия. Желаю Вам успехов!
I Организационный момент
II Чистописание
Нн Сс Лл Кк Оо Ее Нн Ее Ии (на доске) склонение
1)-Назовите соединение.
Ответы детей.
-Верхнее, нижнее, верхнее, нижнее,…..
Учитель.
-Запишите буквы и пропишите правильно соединения.
2)-Расшифруйте слово, записанное на доске
Ответы детей.
-Склонение.
-Почему я зашифровала именно это слово?
3) Тема.
I I I Повторение пройденного
Учитель.
-Повторим пройденный материал по данной теме.
-Что такое изменение имен существительных по падежам?
-Сколько падежей в русском языке?
-Игра «Узнай падеж»
(Учитель называет вопросы, или вспомогательное слово, или предлоги, дети определяют падеж.)
Учитель.
Форма какого падежа является начальной?
Какой падеж не употребляется без предлога? (П.п. )
К какому падежу относится вопрос кому? (Д.п.)
Какой падеж имеет предлоги в, на, за, под, через, про, в?(В.п.)
Какой падеж имеет вспомогательное слово нет? (Р.п.)
Какой падеж имеет предлоги к, по? (Д.п.)
Добавьте слово. Существительное – подлежащее всегда стоит в … (И.п)
Какой падеж имеет вопрос кого? (В.п. и Р.п.)
Какой падеж имеет вопрос что? (И.п. и В.п)
Какой падеж имеет предлоги о, об? (П.п)
-Запишите предложения. Укажите части речи. Укажите падеж имени существительного.
Зимним утром ребята(Ип) с радостью(Т.п) бегут в школу(Вп).
Учитель.
- Молодцы! Вы были внимательны на уроках и серьезно изучали новый материал.
IV Орфографическая минутка(слайд)
Учитель.
Проведем орфографическую минутку. Задание выполняем по рядам
.птека
пш.ница
ул.ца
ст.лица
В..зал
ч.тверг
с.ловей
м.газин
М.рковь
т.традь
м.лодежь
меб.ль
Ответы детей.
1р. 2р 3р
Аптека Вокзал Морковь
пшеница четверг тетрадь
улица соловей молодежь
столица магазин мебель
Учитель.
Какое слово лишнее? Почему?
Ответы детей.
-Молодежь. Слово с проверяемой безударной гласной в корне слова.
-Соловей. Одушевленное имя существительное.
Работа в паре
2) Взаимопроверка
Учитель.
-Что общего у слов каждого столбика?
Ответы детей.
- 1с-Ж.р. с окончанием –а,-я,2с.-М.р.,3с.-Ж.р.с нулевым окончанием.
V Постановка темы урока. Слайд.
(Учитель открывает тему, записанную на доске.)
Учитель.
-Вы уже многое знаем об имени существительном, а сегодня сделаете ещё одно открытие, расширите ваши знания об имени существительном.
-Сегодня мы поговорим о типах склонения имен существительных
(слайд)
Тему новую опять
Надо нам запоминать.
Что за три склонения?
На лицах удивление?!
К концу урока исчезнут сомнения,
И мы узнаем ваше мнение!
VI Постановка проблемы.
Учитель.
- Прочитайте предложение
Книги учат нас смелост..__ и дружб.. .(слайд)
Учитель.
-Определите род, падеж выделенных имен существительных.
Ответы детей.
-Смелости- ж.р. Д.п; дружбе- ж.р, Д.п..
-Что можно сказать об окончаниях?
Ответы детей.
-Возможно, они одинаковые.
Учитель.
Какие?
Ответы детей.
-е; -и
Учитель.
- Прочитайте предложение без пропусков. Что заметили?
Книги учат нас смелости и дружбе.
- Какие вопросы возникают?
Ответы детей.
(Почему в одном и том же падеже окончания разные?
От чего зависит правописание гласной в окончании?)
VI. Решение проблемы
Учитель.
-Предлагаю вам, ребята, стать сегодня учёными – лингвистами и провести научное исследование.
-Это трудное заданье, (слайд)
Проявите-ка старанье,
Вы особенность ищите,
Ничего не проглядите.
-Предлагаю провести свои наблюдения сразу трём группам лингвистов.
-На каждом ряду мы организуем группу.
-Вы прочитаете и выполните свои задания и сделаете свои выводы.
-Выводы запишите в карточки.
1группа
задание
1. Просклоняйте имена существительные страна, земля, дядя, папа.
2.Выделите окончания.
3.Определите род имен существительных.
Сравните окончания имен существительных М, и Ж.р.
В чем сходство, в чем различие?
Ответы детей.
Вывод: Существительные м.р. и ж.р., которые в начальной форме имеют окончания -а, -я, имеют одни и те же окончания в одинаковых падежах. (слайд)
2группа
задание
1. Просклоняйте имена существительные стекло, поле, стол, огонь.
2. Выделите окончания.
3. Определите род имен существительных.
Сравните окончания имен существительных М, и Ж.р
В чем сходство, в чем различие?
Ответы детей.
Вывод: Существительные ср.р. с окончаниями -о, -е и м.р. с нулевым окончанием в начальной форме имеют одни и те же окончания в одинаковых падежах.(слайд)
3группа
задание
Склоняют существительные печь степь
Подобрать однотипное слово и просклонять.
Ответы детей.
Вывод: Существительные ж.р. с нулевым окончанием имеют однотипные падежные окончания. (слайд)
Учитель.
Вывод:
-Сколько же в русском языке групп имен существительных, у которых однотипные окончания. (слайд)
Ответы детей
(Дети делают вывод самостоятельно) 3 склонения
2.Повторяют вывод по таблице
3.Читают вывод по учебнику
Учитель.
- Вернёмся к предложению на доске.
- Почему же существительные смелости, дружбе имеют разные окончания?
Ответы детей.
-Эти существительные относятся к разным склонениям.
VIII Закрепление нового материала
Работа по таблице
Учитель.
-Если существительное относится ко 2 склонению, может ли оно перейти в 1 или 3 склонение? Почему?
Ответы детей.
-Склонение – это постоянный признак?
Учитель.
-Что нужно делать, чтобы определить к какому склонению относится существительное?
Ответы детей.
Определить число, падеж, род, выделить окончание и определить склонение
Учитель.
-Какой же будет алгоритм действий при определении склонения существительных?
-Поставьте карточки в нужной последовательности.
|окончание| |ед. число| |И.п.| |род| |склонение|
Алгоритм
|И.п.| |ед. число| |род| |окончание| |склонение|
Игра «Собери слова в корзинку»
Учитель.
- Собери нужные слова в каждое лукошко-склонение
ДРУЖБА СТРАНА СЕМЬЯ ОБЛАКО СОЛНЦЕ ЗАКАТ БОЛЬ
МЫСЛЬ ГРУСТЬ
- Докажи правильность ответа
Ответы детей.
4)Работа в паре
- Подберите и запишите по 3 слова каждого склонения
- Прочитать слова 1скл., 2 скл., 3 скл.
IХ Итог урока
Учитель.
-Что изучали на уроке?
- Сколько типов склонения знаете?
- Какие существительные относятся к 1 скл., 2скл., 3 скл.?
- Как определить склонение существительного?
Х Рефлексия
- Доволен ли ты своей работой?
- Что было особенно интересным?
- С каким настроением заканчиваем урок?
XI. Задание на дом.
Упражнение №4, стр. 93, постараться запомнить правило, которое мы вывели на уроке
Список использованной литературы
- Набойщикова Н. В. Тренинговые карточки по русскому языку для
начальной школы. 1-4 классы. Волгоград: Учитель, 2003 г.
2. Бакулина Г. А. Интеллектуальное развитие по русскому языку. – М.: Детская литература, 2008.
3. Рик, Т.Г. Здравствуйте, Имя Существительное! – М.: РИО «Самовар», 1994. – 101с.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
- http://allforchildren.ru
- http://www.rusedu.ru/detail
- http://iemcko.narod.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка.Склонение имен существительных.
Урок русского языка разработан для 4 класса,по программе "Школа России". Тип урока - закрепление ,форма урока- устный журнал. На этом уроке важно развивать активность,самостоятельность учащихся....
Урок русского языка "Склонения имен существительных"
Урок обобщения и закрепления полученных знаний о склонениях имен существительных....
Урок русского языка "Склонение имен существительных, употребленных в косвенных падежах"
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения с использованием игровых технологий....
Презентация к уроку русского языка "Склонение имен существительных"
Цифровой образовательный ресурс...
Методическая разработка урока русского языка "Склонение имен существительных" 4 класс, УМК "Гармония" с применением приемов технологии ТРИЗ
Методическая разработка урока русского языка "Склонение имен существительных" 4 класс, УМК "Гармония" с применением приемов технологии ТРИЗ...
Презентация к уроку русского языка "Склонение имен существительных"
Презентацию можно использовать на уроках русского языка, работая по любому УМК....
Урок русского языка "Склонение имен существительных
Урок русского языка в 3 классе "Начальная школа 21 век". на уроке продолжается изучение склонения существительных. Несклоняемые существительные...