Урок русского языка "Третье склонение имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Кузнецова Галина Михайловна

Урок русского языка "Третье склонение имен существительных"

Цели: 1. Обобщить знания о склонении имен существительных, совершенствовать умения учащихся определять тип склонения; 
2. Развивать орфографическую зоркость, речь, внимание, логическое мышление; 
3. Воспитывать доброе отношение к близким, природе, аккуратность письма, интерес к предмету. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_sklonenie_imyon_sushch.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

в 4 классе.

 Тема урока: «Третье склонение

 имён существительных».

УМК «Школа России»

Учитель начальных классов  Кузнецова Г.М.

Цели: 1. Обобщить знания о склонении имен существительных, совершенствовать умения учащихся определять тип склонения; 
2. Развивать орфографическую зоркость, речь, внимание, логическое мышление; 
3. Воспитывать доброе отношение к близким, природе, аккуратность письма, интерес к предмету. 
Оборудование: компьютер, проектор, видеоролики песен «Дорога добра» и «Живет повсюду красота», толковый словарь С.И.Ожегова, раздаточный материал: карточки с заданиями, картина «Кормушка», аудиозапись песни «Про воробья», сигнальные карточки, словарик добрых качеств человека

Ход урока:

1.Организационный момент. 
У.: Дорогие, ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Садитесь, ребята. 
2.Минутка каллиграфии. 
У.: Наш урок мне хотелось бы начать вот с таких слов: 
Прикоснись ко мне добротой, 
И болезни смоет волной, 
И печаль обойдёт стороной, 
Озарится душа красотой… 
- Ребята, а что такое, по-вашему, доброта? 
Д.: Доброта – это когда человек любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и бережёт её, заботится о близких, выручает друзей в беде, никогда ни с кем не ссорится, всегда улыбается. Человек добрый, если он стремится сделать других людей счастливыми. 
У.: Молодцы, ребята! А вот в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, стремление делать добро другим». 
- Ребята, откройте тетради и напишите число, классная работа. 
-Сегодня на минутке чистописания мы отрабатываем высоту буквы Дд и правильное соединение буквы д с буквой о. Какое это соединение? (нижнее) 
Добро, дорога, походка 
Объясните орфограммы! (дорога- это словарное слово) 
-Придумайте однокоренные слова к слову «добро»: Добро- доброта, задобрить, добряк. 
Какие слова называются однокоренными? Д.: Слова, имеющие одинаковый корень и близкие по смыслу, называются однокоренными. 
Итог: Я посмотрела ваши работы, за высотой букв следили…, красивая каллиграфия у …

 3. Словарная работа.

(На доске таблица)

 

а

б

в

г

1

паль

же

да

кар

2

фель

го

мор

лать

3

ковь

се

то

ри

4

зонт

по

да

бе

Учитель: Отгадайте, какие слова из словаря я зашифровала. Ключ перед вами:

1а 3в (пальто)
2в 3а (морковь)
1г 3в 2а (картофель)
1б 2г (желать)
4г 3б1в (беседа)
2б 3г 4а (горизонт) письмо с комментированием, определить склонение
4б 2б 4в (погода)

Учитель: Какое слово лишнее? (Желать)

Почему? (Это глагол, а остальные слова имена существительные)

Учитель: Определите склонение имён существительных. У какого слова мы не можем определить склонение? (морковь)

Почему?

Как вы  думаете, относится оно к какому-нибудь другому склонению?

К какому?

Правильно. Сегодня мы с вами будем говорить о третьем склонении имён существительных.

А что нам поможет определить склонение имён существительных?

Давайте составим алгоритм, по которому мы сможем определить имена существительные 3 склонения.

1 шаг.

Поставить имя существительное в начальную форму.

2 шаг.

Определить род, выделить окончание.

3 шаг.

Слова ж.р. с нулевым окончанием.

4. Проверка домашнего задания.

 1. Блиц-опрос

    . За 1 минуту надо ответить на максимальное количество вопросов. Итак, начинаем!

  1. Изменяемая часть слова … (окончание).
  2. Часть речи, обозначающая предмет … (существительное).
  3. Слова женского и мужского родов с окончаниями -а, -я относятся … (к 1 склонению).
  4. Постоянный признак имён существительных… (род).
  5. Часть речи, отвечающая в начальной форме на вопросы: кто?, что? … (существительное).
  6. К 1 склонению относятся имена существительные … (женского рода с окончанием а,- я).
  7. Имена существительные бывают … (одушевлённые и неодушевлённые).
  8. Ко 2 склонению относятся … (слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е).
  9. Имена существительные изменяются по … (по числам и по падежам).

10 .Сколько падежей в русском языке? … (шесть).

Справились с заданием. Молодцы! 

4.Применение знаний, умений и навыков. 
-А какие пословицы о доброте вы нашли и записали дома? 
Д.: 1. Земля согревается солнышком, а душа – добротой. 
2. Доброе слово и кошке приятно. 
3. Мир не без добрых людей. 
4. Нет худа без добра. 
5. Доброе слово лечит, злое калечит. 
6. Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила. 
7. Путём зла не доходят до добра. 
У.: А как вы понимаете пословицу «Жизнь дана на добрые дела»? (ответы учащихся). 
У.: Запишите эту пословицу к себе в тетрадь. Произведём синтаксический разбор этого предложения.(один ученик у доски)
 5.Творческая работа учащихся.

-Рассмотрим картинку! - Что мы видим? Какие у вас возникают чувства? Что испытывают дети? (восторг, радость, счастье) Как можно назвать картину? 
У.: Ребята, а о чём говорит нам эта картина? 
Д.: О том, что добрым можно быть не только по отношению к людям, но и к животным, растениям, что нужно любить не только людей, близких, но и природу. Составление рассказа по картине. Например: Наступили морозные дни. Холодно и голодно бедным птицам. Школьники сделали кормушку для пернатых друзей и повесили ее в парке. Рады дети, что помогли в лютую зиму птицам.

 Физкультминутка. (стихотворная форма с имитацией движений)

- Я буду называть имена существительные. Если имя существительное относится к 1-му склонению, вы хлопаете в ладоши; если имя существительное относится ко 2-му склонению, то приседаете; если имя существительное относится к 3-му склонению, то прыгаете на месте.

Лошадка, берег, молодость, старик, ученик, парта, старость, степь, астра, георгин, морковь, свёкла, огурец, велосипед, пальто, осень, лето, весна, зима, снежинка, метель.

7.Проверка усвоения знаний.

- Итак, что нужно сделать, чтобы определить склонение существительного? (таблица) Сколько типов склонения имеет существительное? Расскажите об их особенностях. 
1 склонение  
Существительные  ж.р.,м.р. с окончаниями -а, -я.

2 склонение

Существительные м.р.с нулевым окончанием, с.р. с окончанием –о, -е.

3 склонение

Существительные ж.р. с ь на конце

Сейчас я буду диктовать имена существительные, а вы будете писать их антонимы и определять склонение записанных слов. Что такое антонимы? 
Злость- доброта-1, грубость-вежливость-3, жадность-щедрость-3
(1 ученик у доски) 
Я диктовала «Плохие слова». Мне бы очень хотелось, чтобы для вас святыми стали такие качества как доброта, вежливость, щедрость. Мы с вами закрепили умение определять тип склонения сущ-ных. И в самостоятельной работе вы покажете, как вы с этим можете сами справиться. 

8.Работа с текстом.

-Посмотрите на слайд. Прочитайте стихотворение. 
Не прячьте доброты своей, 
Откройте сердце всем наружу. 
Тем, что имеете, щедрей 
Делитесь, распахните душу!

О чем это стихотворение? 
Задание: списать текст и определить у всех имен сущ-ных тип склонения. 
Проверка в парах. 
Как вы определяли склонение у существительных? (сначала – в нач.форму!) 
- Кому было трудно выполнять такое задание? 


9.Работа у доски.

 Игра «Собери цветок доброты!» 
-Вспомните о волшебном Цветике-семицветике из сказки Катаева. Девочка совершила добрый поступок. А куда бы вы потратили лепестки волшебного цветка? на доске – три серединки ромашек! На лепестках вы прочитаете слова, обозначающие добрые качества человека. Задание: выйти к доске и прикрепить эти существительные по типу склонения: 1-го, 2-го, 3-го. 
1.Доброта, отвага, дружба, ласка, забота 
2.Внимание, уважение, мир, сочувствие, мужество 
3.скромность, честность, щедрость, чуткость, справедливость, Любовь! 
Молодцы! Все сделали верно! У нас получился букет из цветов доброты! Быть добрым- значит быть внимательным , чутким и т.д. И любить все живое вокруг! Вспомните, нас окружает красота, и надо ее беречь!
(видеоролик «Живет повсюду красота») 
Итог: давайте будем беречь все живое на Земле! 

13. Рефлексия.

-Молодцы, ребята! Ваша работа на уроке мне очень понравилась. Вы справились со всеми заданиями. Я хочу отметить отличную работу на уроке … Вернемся к нашему цветку доброты. Какими же качествами должен обладать человек, про которого говорят, что он добрый? 
Будьте и вы добры ко всем окружающим вас людям, животным, природе. Спешите делать добро! Для этого я вам дарю сегодня сок «Добрый»

 

Карточки с заданиями разного уровня.

1. Определи склонение каждого существительного. Напиши существительные в три столбика по склонениям.

Зима, лето, ночь, новость, карандаш, река

1 скл.                                    2 скл.                                3 скл.

2.Найдите в предложениях существительные, определите их склонение.

1. В саду поселилась осень. 2. По ночам сова охотится, а днём спит. 3. Коршун высматривает добычу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка.Склонение имен существительных.

Урок русского языка разработан для 4 класса,по программе "Школа России". Тип урока - закрепление ,форма урока- устный журнал. На этом уроке важно развивать активность,самостоятельность учащихся....

Урок русского языка "Склонения имен существительных"

Урок обобщения и закрепления полученных знаний о склонениях имен существительных....

Урок русского языка "Склонение имен существительных, употребленных в косвенных падежах"

Интегрированный урок русского языка и литературного чтения с использованием игровых технологий....

Методическая разработка урока русского языка "Склонение имен существительных" 4 класс, УМК "Гармония" с применением приемов технологии ТРИЗ

Методическая разработка урока русского языка "Склонение имен существительных" 4 класс, УМК "Гармония" с применением  приемов технологии ТРИЗ...

Презентация к уроку русского языка "Склонение имен существительных"

Презентацию можно использовать на уроках русского языка, работая по любому УМК....

Урок русского языка "Склонение имен существительных

Урок  русского языка в 3 классе "Начальная школа 21 век". на уроке продолжается изучение склонения существительных. Несклоняемые существительные...