Урок русского языка " 2 склонение имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Урок изучения нового материала, направленный на знакомство учащихся со 2 склонением имен существительных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_2_skl_imen_mushchestvitelnyh.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Нижнемамонская основная общеобразовательная школа»
Конспект открытого урока
русского языка
по теме:
«2-е склонение имён существительных»
в 4 классе
Провела: Шалимова Валентина
Александровна
с. Нижний Мамон
2022 г.
Тема: 2-е склонение имён существительных.
Педагогическая цель: познакомить учащихся с признаками имён существительных 2-го склонения; формировать умение распознавать имена существительные 2-го склонения.
Учебная цель: познакомиться с признаками имён существительных 2-го склонения; научиться распознавать имена существительные 2-го склонения.
Универсальные учебные действия:
Личностные: уметь устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом; уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: уметь формулировать цель урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем формулировать учебную проблему.
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; анализировать; сравнивать, классифицировать объекты по выделенным признакам; подводить под понятие; строить логическую цепь рассуждений.
Планируемые результаты.
Научиться безошибочно определять 2-е склонение имён существительных.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: презентация, компьютер, проекционный экран, карточки, толковый словарь.
Ход урока
1. Организационный момент (слайд 1 пустой)
-Сядьте ровно, распрямите спинку, расправьте плечи, улыбнитесь друг другу.
-Я желаю вам хорошего настроения и успехов на уроке.
Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.
2. Актуализация знаний. (СЛАЙД 2)
- Прочитайте слова великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова:
«Всем, кто хочет добиться успеха в изучении языка, нужно научиться открывать его тайны».
- Как вы понимаете смысл этого высказывания? (Ответы детей)
- Продолжим открывать тайны нашего языка, а слова Ломоносова будут девизом нашего сегодняшнего урока.
- Начнем урок с небольшой проверочной работы. Каждый из вас получает карточку, которую вы должны вначале подписать. Работать будем по вариантам. Задание для всех одинаковое: нужно вставить пропущенные буквы в слова с непроверяемой орфограммой. (до 3х мин)
- А, сейчас проведем небольшой блиц-опрос.
- Сначала отгадайте загадку:
Эта часть речи предмет означает
И на вопросы «Кто?», «Что?» отвечает. (Существительное)
- Какого рода бывают имена существительные? (Мужского, женского и среднего)
- Сколько падежей в русском языке? ( 6)
- В каком падеже имена существительные употребляются всегда без предлога?(И. п)
- С каким падежом дружит предлог «К»? (Д. п.)
- Этот падеж связан с глаголом «творить» и обозначает орудие действия. (Т. п)
- Какой падеж употребляется всегда только с предлогом? (П. п)
- Какой падеж отвечает на вопросы Кого? Чего? ( Р. п.)
- Падеж, который связан со словом «вина»? ( В.п.)
-Изменение имен существительных по падежам называется..? ( склонением)
3. Самоопределение к деятельности.
- У вас на столах есть вот такие таблицы. (СЛАЙД 3 )
И. п. | дедушка, яблоня, туча | дождь, облако, солнце |
Р. п. | дедушки, яблони, тучи | дождя, облака, солнца |
Д. п. | дедушке, яблоне, туче | дождю, облаку, солнцу |
В. п. | дедушку, яблоню, тучу | дождь, облако, солнце |
Т. п. | дедушкой, яблоней, тучей | дождём, облаком, солнцем |
П. п. | о дедушке, о яблоне, о туче | о дожде, об облаке, о солнце |
- Посмотрите на первую группу слов.
- Назовите начальную форму имён существительных в первом столбце. (Дедушка, яблоня, туча)
- К какому склонению они относятся? (К 1-му.)
- Как вы это определили? (Это существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я.)
- Напишите над словами первого столбца слов – 1-е скл.
- Какие грамматические признаки у второй группы слов. (Это имена существительные среднего и мужского рода в единственном числе.)
-Назовите их окончания в начальной форме. (В мужском роде окончание нулевое, в среднем роде окончание -о, -е.)
- Можем ли мы сразу сказать, к какому склонению относятся эти существительные? (Нет.) Почему? (Мы не знаем, какие признаки надо иметь именам существительным, чтобы относиться ко 2-му или 3-му склонению.)
- А, что мы уже знаем о склонении? (Что имена существительные бывают 1-го, 2-го и 3-го склонения. Знаем признаки существительных 1-го склонения.)
- Подумайте, к какому склонению могут относиться существительные из второй группы? (Ответы детей). Почему?
- Что мы должны сделать в данном случае для того, чтобы подтвердить или опровергнуть свои предположения? (Обратиться к учебнику.)
- Откройте страницу 93 учебника. Прочитайте тему. (СЛАЙД 4)
- Как вы думаете, чему мы должны научиться сегодня на уроке? (Узнать, какие признаки имеют имена существительные 2-го склонения. Научиться распознавать имена сущ. 2-го скл.)
4. Работа по теме урока.
Работа по учебнику.
- Откройте учебник на с 93 и прочитайте задание упражнения 162.
- Чем похожи слова каждой пары? (Это однокоренные слова.)
- Чем они отличаются? (Во втором слове каждой пары есть суффикс)
- Выполните письменные задания к упражнению.
(Комментированное письмо по одному у доски)
- У каких существительных нулевое окончание? (У существительных мужского рода.)
- Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!» (Вы записали имена существительные 2-го склонения.)
- Кто попробует на основе нашей таблицы и выполненного сейчас упражнения сделать вывод, какие имена существительные относятся ко 2-му склонению? (Ко 2-му склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о, -е в именительном падеже.)
Читаем рубрику «Мудрая сова» на с 93
- Верный мы сделали вывод?
- Напишите над вторым столбцом таблицы – 2-е скл.
5. Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику
- Продолжаем работу по учебнику. Упражнение 164.
- Прочитайте стихотворение.
- Что такое натюрморт?(изображение неодушевленных предметов) Слайд 5
- Рассмотрите иллюстрацию к нему. Как называется этот жанр живописи? (Натюрморт.)
- Значение каких слов ещё нам предлагают объяснить? (Сервиз. Бутерброд.)
Прочитай. (Бутерброд – ломтик хлеба с маслом, сыром, колбасой и т. п.)
Сервиз – полный набор чайной или столовой посуды на определённое количество человек. (СЛАЙД 6-7)
6. Физкультминутка. (Слайд 8 пустой)
Вижу, вы уже устали.
А, сейчас мы отдохнем и разминку проведем.
Не ленитесь, повторяйте, настроенье поднимайте.
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше потянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь.
Рук коленями коснитесь.
Сели-встали, сели-встали.
Вы надеюсь, не устали.
Физзарядка ровно в срок
Продолжаем наш урок.
- Составьте устно предложение с однородными членами по иллюстрации к этому упражнению.
Работа в парах.
- А, теперь поработаем в парах. Вспомните правила работы в парах. Слайд № 9
- У вас на столах у каждой пары карточки со словами.
Задание: над каждым словом надо надписать склонение: 1-е склонение или 2-е склонение. А потом проверим.
- Капуста, яблоко, помидор, ягода, роща, картофель, крапива, воскресенье, море.
Проверка. (читает слово и называет один человек из пары)
7. Подведение итогов.
- Вернёмся к теме нашего урока. (2-е скл имён существительных.) (СЛАЙД 10)
- Какие цели перед собой ставили? (Узнать, какие признаки имеют имена существительные 2-го склонения, научиться их распознавать.)
- Как вы считаете, достигли мы целей?
- Существительные какого рода относятся ко 2-му склонению? (Мужского и среднего.)
- Какие окончания имеют существительные 2-го склонения? (Нулевое окончание в мужском роде и окончания -о, -е в среднем роде.)
7. Рефлексия.
- А, сейчас попробуйте закончить предложения, которые вы видите на экране.
Слайд 11
9. Домашнее задание.
- Запишите домашнее задание. (СЛАЙД 12)
Упр. 163, правило на с 93
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка.Склонение имен существительных.
Урок русского языка разработан для 4 класса,по программе "Школа России". Тип урока - закрепление ,форма урока- устный журнал. На этом уроке важно развивать активность,самостоятельность учащихся....
Урок русского языка "Склонения имен существительных"
Урок обобщения и закрепления полученных знаний о склонениях имен существительных....
Урок русского языка "Склонение имен существительных, употребленных в косвенных падежах"
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения с использованием игровых технологий....
Презентация к уроку русского языка "Склонение имен существительных"
Цифровой образовательный ресурс...
Методическая разработка урока русского языка "Склонение имен существительных" 4 класс, УМК "Гармония" с применением приемов технологии ТРИЗ
Методическая разработка урока русского языка "Склонение имен существительных" 4 класс, УМК "Гармония" с применением приемов технологии ТРИЗ...
Презентация к уроку русского языка "Склонение имен существительных"
Презентацию можно использовать на уроках русского языка, работая по любому УМК....
Урок русского языка "Склонение имен существительных
Урок русского языка в 3 классе "Начальная школа 21 век". на уроке продолжается изучение склонения существительных. Несклоняемые существительные...