Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных» для 4 класса УМК "Школа России"
Цель: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного – 1 склонение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 32.49 КБ |
Презентация к уроку | 153.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных»
Цель: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного – 1 склонение.
Задачи:
- Создать условия для «открытия» учащимися понятия 1 склонения имён существительных и их признаков.
- Формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.
- Формировать универсальные учебные действия:
Личностные УУД:
формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, формировать адекватную самооценку;
Регулятивные УУД:
умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; умение контролировать свою деятельность способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.
Познавательные УУД:
умение строить устные высказывания: формулирование проблемы и её решение;
поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре,
формулировать собственное мнение.
Ожидаемые результаты: умение определять тип склонения имён существительных.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент).
- Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, поприветствуем их.
- Мы будем на уроке думать? (да)
- Мы будем рассуждать? (да)
- А может, будем спать? (нет)
- И в облаках летать? (нет)
- Друг другу будем помогать? (да)
- И трудности преодолевать? (да)
- Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением.
-Ребята, улыбнитесь друг другу.
-Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Вы у меня очень способные ученики. Я уверена, у нас с вами все получится.
1 слайд
-Открыли тетради. Сели правильно. Записываем число, классная работа. (Комментирует Землянухина Ирина).
II. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной проблемы. (с опорой на прежний опыт об-ся)
– Какую часть речи мы изучаем? (Имя сущ.)
- У вас на партах есть карточка «Знаю, не знаю». Я вам задаю вопросы, если вы знаете ответ на вопрос, то ставите «+», если не знаете «-».
1. Знаете ли вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто? что?
2. Знаете ли вы, что имена существительные могут стоят в форме единственного и множественного числа?
3. Знаете ли вы, что имена существительные бывают разного рода?
4. Знаете ли вы, падежи имен существительных?
5. Знаете ли вы, что такое 1 склонение имён существительных?
6. Знаете ли вы, что в русском языке есть три склонения имён существительных?
- Есть ли такие вопросы, где вы поставили минус? (да)
- Сформулируйте тему нашего урока? (Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных).
- Тема нашего урока «Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных».
2 слайд
Учитель: Какие цели поставим перед собой на уроке.
(На доске опорные слова:
понять….
запомнить….
применять….)
Дети:
– Я хочу понять, почему только три склонения, что такое 1 склонение и как его определять.
– Я хочу запомнить всю новую информацию на уроке.
– Я хочу научиться применять новое правило на уроках и в жизни.
Учитель: Ребята, к концу урока мы разберёмся, что такое склонение имён существительных и как его определять 1-ое склонение.
- А как нам поможет достичь поставленной цели? – проведём какое-нибудь исследование, будем наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.)
- Ребята, а как вы понимаете слово склонение?
3 слайд
- Давайте, обратимся к толковому словарю. В словаре С.И. Ожегова дано такое толкование:
Склонение – группа имен с одинаковыми формами словоизменения. (т.е. с одинаковыми окончаниями)
- Попробуйте подобрать родственные слова (склонять, склоняемые, склониться, поклон.)
- Что значит просклонять имя существительное? (Изменить по падежам и числам)
- А как думаете, почему склонения три?
III. Решение учебной проблемы.
- Исследование (работа в группах).
4 слайд
1)- Проведем исследовательскую работу в группах по 4 человека.
(Учитель раздаёт таблицы для исследования)
Просклоняйте каждую группу имен существительных и сделайте вывод, одинаковые ли падежные окончания имеют эти имена существительные при склонении.
1группа: лиса, папа.
2 группа: окно, волк.
3 группа: пыль, мышь.
Проверка по 5 слайду
Вывод: окончания всех существительных, входящих в одну группу совпадают, но они отличаются от окончаний существительных двух других групп.
Оценивание на листе достижений.
- Итак, сколько групп склонений в русском языке? (Три)
- Что для них характерно? (Они имеют одинаковые окончания при изменении по падежам)
2)- Во второй части исследовательской работы давайте понаблюдаем за признаками 1 склонения имён существительных.
- Сейчас вы будете работать в группах.
(Учитель раздаёт таблицы для исследования)
- Исследуйте признаки первого склонения имён существительных.
Таблица для исследования признаков 1 склонения имён существительных | |
Капля, братишка, дядя, зима, дедушка, роса, Коля, книга | |
Вопросы | Ответы |
| |
| |
| |
| |
|
6 слайд
Зачитывают столбики ответов. (На доске сравнивают правильные ответы).
- Сделайте вывод: к 1-му склонению относятся имена существительные мужского и женского рода с окончаниями а, я, в Им. п. ед-го числа.
2. Работа с учебником.
-Откройте учебник с. 90 Познакомьтесь с правилом. (Дети читают).
-Совпали ли ваши выводы с правилом в учебнике? (Да).
Оценивание на листе достижений
3.Физминутка
IV. Применение опорных знаний.
1. Работа в парах. В тетрадь.
- Ребята, а сейчас я хочу проверить, как вы усвоили материал. И предлагают вам выполнить задание.
-Выпишите имена существительные 1 склонения. Укажите род, выделите окончания. Придумайте свою пару слов.
Беседа – собеседник, гость – гостья, буква – букварь, хозяйство – хозяйка, юность – юноша, железо – железка, Иван – Иванушка.
-Сколько выписали слов? (8) Назовите их, род и окончание.
-Какое имя существительное 1 склонения придумали сами? Назовите.
-По какому признаку узнавали имена сущ. 1 склонения.
7 слайд
Поменяйтесь тетрадками проверьте по образцу и поставьте оценки друг другу в лист достижений.
Оценивание на листе достижений.
V. Закрепление новых знаний.
1. Самостоятельная работа по карточкам (с учётом дифференцированного подхода)
1 уровень: Выписать имена существительные 1 склонения.
Аллея, собачка, дорога, поверхность, мышь,
герой, деревня, речка, стройка.
2 уровень: Образовать от каждого имени существительного однокоренное имя существительное 1 склонения. Запишите слова парами. Подчеркните изученные орфограммы.
Например: Сельдь - селёдка, метель, соль, ночь, цепь, кость, ель.
8 слайд (Проходит проверка, оценивание)
2. Работа с учебником, упр.157
-Ребята, перед вами загадки, отгадайте их. Определите, какие из имён существительных относятся к 1 склонению.
-Запишите любую загадку, а над словами укажите склонение.
Фронтальная проверка.
Оценивание на листе достижений.
VI. Итог урока.
-Давайте подведём итог нашего урока.
9 слайд
-Какая тема нашего урока?
-Каких целей вы достигли?
(На доске опорные слова:
я понял….
я запомнил….
я буду применять….)
– Я понял, почему три склонения у имен существительных, по каким признакам можно определить 1 склонение имён существительных.
– Я запомнил, что имена существительные ж.р. и м.р. с окончаниями –а, -я в И.п. ед.ч. относятся к 1 склонению.
– Я буду применять новое правило и думаю, что это мне в дальнейшем пригодится.
10 слайд
Д/з.- по выбору
*с. 90 правило, упр. 155
*Написать сочинение о школе, употребив имена существительные 1 склонения.
- Теперь давайте вернемся к карточке «Знаю, не знаю» и ответим на 5 и 6 вопросы.
5. Знаете ли вы, что такое 1 склонение?
6. Знаете ли вы, что в русском языке есть три склонения имён существительных?
Рефлексия.
11 слайд
Выставление итоговой оценки на листе достижений.
- Ребята, с каким настроением заканчиваем урок?
-Поднимите руки у кого – 5-ки и 4-ки. А как думаете, какое настроение у меня, когда я вижу такие результаты?
-Спасибо за урок. Было приятно с вами сотрудничать.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Я хочу понять… Я хочу запомнить… Я хочу научиться применять… Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных .
Склонение – группа имен с одинаковыми формами словоизменения. С.И. Ожегов СЛОВАРЬ
1 группа: лиса, папа. 2 группа: окно, волк. 3 группа: пыль, мышь.
ж. р. м. р. с. р. м. р. ж. р. ж. р. И. п. лиса папа окно волк пыль мышь Р. п. лисы папы окна волка пыли мыши Д. п. лисе папе окну волку пыли мыши В. п. лису папу окно волка пыль мышь Т. п. лисой папой окном волком пылью мышью П. п. о лисе о папе об окне о волке о пыли о мыши 1 группа 2 группа 3 группа 1 склонение 2 склонение 3 склонение
Капля, братишка, дядя, зима, дедушка, роса, Коля, книга Вопросы Ответы К какой части речи относится? имя существительное 2. В какой форме эти существительные? начальная 3. Определите число, падеж единственное число, И. п. 4. Определите род ж. р., м. р. 5. Выделите окончания -а, -я
Выпишите имена существительные 1 склонения. Укажите род, выделите окончания. Беседа – собеседник, гость – гостья, буква – букварь, хозяйство – хозяйка, юность – юноша, железо – железка, Иван – Иванушка. ж.р. ж.р. ж.р. ж.р. м.р. Беседа, гостья, буква, хозяйка, юноша, ж.р. м.р. железка, Иванушка.
1 уровень: Выписать имена существительные 1 склонения. Аллея, собачка, дорога, деревня, речка, стройка. 2 уровень: Образовать от каждого имени существительного однокоренное имя существительное 1 склонения. Запишите слова парами. Подчеркните изученные орфограммы. Сельдь – селёдка, метель – метелица, соль – солонка, ночь – ночка, цепь – цепочка, кость – косточка, ель – ёлка.
Я понял… Я запомнил… Я буду применять…
Домашнее задание: (по выбору) с. 90 прав., у. 155 карточка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе "Что такое склонение? Три склонения имени существительного"
Урок - открытие новых знаний, на котором учащиеся знакомятся с новой грамматической категорией имени существительного - склонением. Конспект урока, карта урока и приложения для работы на смарт д...
Конспект урока с ЭОР по русскому языку 4 класс "Три склонения имен существительных. Первое склонение имён существительных"
Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс по теме "Три склонения имен существительных . Первое склонение имен существительных"...
Технологическая карта урока русского языка УМК " Школа России" 4 класс. Тема:" Три склонения имен существительных. Первое склонение."
Технологическая карта урока русского языка. УМК " Школа России" 4 класс....
Конспект урока по русскому языку "Три склонения имен существительных"
Три склонения имен существительных Тип урока: урок «открытие» новых знаний. Цель. Дать общее понятие о 3-х склонениях существительных, Задачи: Образовательные...
Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс
Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс...
Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс
КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языкуТема: « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения».Цели деятельности учителя: познакомит...
Общее представление о склонении имен существительных во мн.ч
Конспект урока по теме "Общее представление о склонении имен существительных во мн.ч" для 4 класса...