Урок русского языка " Три склонения имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ ЯЗЫК
СЛОВО.
ЧАСТИ РЕЧИ .
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
ТРИ СКЛОНЕНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Урок : 15.11.2018
Тема: Три склонения имён существительных( 4 класс)Учитель: Мудренко Е.В.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: познакомить уч-ся со склонением имен существительных.
Задача урока: учить определять принадлежность имен существительных к определенному склонению.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. | – Откройте тетрадь, запишите число, « Классная работа».
1.Вхождение в учебную деятельность.Знакомство с новым словарным словом. У: Без беседы только беды, без беседы нет друзей. Очень скучно без беседы. Две буквы Е пиши скорей. БЕСЕДА У: Дома вы узнали лексическое значение этого слова, подобрали однокоренные слова. Поделитесь информацией. См. презентацию. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации |
II. Формулирование проблемы. |
1. Мы изучаем раздел: « СЛОВО» Части Речи. Имя существительное. –Задайте друг другу вопросы по теме « Что мы знаем об имени существительном?»см. свою карту памяти по теме. _ - См. учебник стр. 89, ТЕМА урока : » ТРИ склонения имен существительных» – Сформулируйте вопросы, которые возникают после прочтения темы. ( Какие это три склонения, в чём их различие?, 2. Постановка проблемы. Используется подводящий диалог. -Как определить склонение имени существительного? -Проведем небольшое исследование.Наблюдаем за словами.Анализируем.Вывод.
| Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
III. Открытие новых знаний. | 1. Работа с раздаточным материалом + учебник Наблюдение за словоизменением существительных с однотипными окончаниями . Вывод: У имён существительных женского и мужского рода могут быть одинаковые окончания в начальной форме, только по-разному распределяются. 2) Устно дети изменяют по падежам существительные женского рода страна, земля, вписывают окончания и сравнивают их. Вывод: В одинаковых падежах а–я, ы–и, у–ю, ой–ёй – это варианты одного и того же окончания. 3) Сравнение падежных окончаний существительных женского и мужского рода с окончанием -а, -я в начальной форме. Вывод: Существительные м.р. и ж.р., у которых в начальной форме ж.р. и м.р. -а, -я одинаковые падежные окончания Аналогично дети наблюдают за падежными окончаниями остальных групп имён существительных, записывают другие выводы, после чего делается обобщающий вывод: в русском языке три группы имён существительных, у которых однотипные окончания в одинаковых падежах. – Как иначе можно назвать эти группы слов? Прочитайте про себя определение на с. 89 – Запишите название над группами. 1-е скл. 2-е скл. 3-е скл. ж.р. и м.р. м.р. ж.р. -а, -я ср.р. -о, -ё ь 2. Чтение вслух текста определения. Беседа на понимание. – Что значит «просклонять» слово? Просклоняйте слова: площадь и площадка – К какому склонению вы отнесёте эти слова? – Назовите признаки, по которым мы определяем склонение имён существительных. (Род и окончание в начальной форме.) – Как вы понимаете значение слова однотипные? (Одинаковые, но могут быть выражены разными буквами, передающими одни и те же звуки, например, а/я, у/ю.) – Почему у слов разные окончания, хотя род и падеж один и тот же? (Они относятся к разным склонениям.) 3. Выведение алгоритма определения склонения. – Как определить склонение? Что для этого нужно сделать? (Поставить слово в начальную форму – И.п., ед.ч., определить род и окончание.) Например, о площадке – н.ф. площадка ж.р., окончание – а, следовательно, это существительное 1-го склонения; о площади – н.ф. площадь , ж.р., окончание –_нулевое , следовательно, это существительное 3-го скл. | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. |
IV. Развитие умений. | Работа в учебнике. 1. Упр. 156 – развивается умение определять склонение имён существительных. Задание. Инструктаж учителя. Самостоятельная работа уч-ся.Проверка, доказательство.Самооценка по алгоритму. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): - Что тебе нужно было сделать? - Удалось тебе выполнить задание? -Ты сделал всё правильно или были недочёты? - Какие были сложности при выполнении упр-я? -Какую новую информацию по теме урока использовал при работе? . | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
V. Итог урока. | - Что такое склонение? - Ответ на вопрос урока: как определить склонение имени существительного? Приведите свои примеры. - Запишите опорные (ключевые) слова для определения склонения имён существительных. (И.п., ед.ч., род, окончание.) – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднение? | |
VI. Домашнее задание. | 1. учебник стр. 89—90 отработать правило, подготовить памятку по теме. 2. Подготовить задания для соседа, которые помогут ему научиться определять склонения существительных.См. образец в учебнике стр. 89-90. 3. Посмотреть видеоурок по теме. Подготовить вопросы. |
© ООО «Баласс», 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/09/picture-53946-1636469596.jpg)
Русский язык, "Три склонения имен существительных", 4 класс
Конспект урока по теме «Три склонения имён существительных», 4 класс, "Школа России", Л.Г. Рамзаева Цель: дать понятие о трёх типах склонения имён существительных по окончанию (в начальной форме) и п...
урок русского языка. 3 склонения имен существительных.
Материал предназначен для учащихся 3 класса, позволяет хорошо усвоить новый материал по теме: «Склонение имен существительных.».Цели урока:-установить отличительные признаки имён сущ...
Урок русского языка "Три склонения имени существительного"
Урок по системе Занкова ,автор Полякова А.В."Русский язык ",3 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/10/picture-874179-1484034223.jpg)
Урок русского языка "Третье склонение имен существительных"
Урок русского языка "Третье склонение имен существительных"Цели: 1. Обобщить знания о склонении имен существительных, совершенствовать умения учащихся определять тип склонения; 2. Развивать ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/19/picture-1119345-1550606466.jpg)
Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных»
Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных» для 4 класса УМК "Школа России"Цель: дать общее пред...
Конспект урока по русскому языку "Три склонения имен существительных"
Три склонения имен существительных Тип урока: урок «открытие» новых знаний. Цель. Дать общее понятие о 3-х склонениях существительных, Задачи: Образовательные...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/18/picture-950911-1621302197.jpg)
Конспект урока русского языка "3 склонения имени существительного"
Конспект урока русского языка "3 склонения имени существительного"...