Урок русского языка "Три склонения имени существительного"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Урок по системе Занкова ,автор  Полякова А.В."Русский язык ",3 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_logik_2.docx0 байтов
Файл urok_logik_2.docx68.6 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема: Три склонения имени существительного

Тип урока: открытие нового знания

Цели:

Обучающие:

- формировать знание определения понятия « склонение имен  существительных», признаков имени существительного;

- формировать умение распознавать  склонения имен  существительных;

Развивающие: способствовать развитию

  • интеллектуальных умений (самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; добывать новые знания из источников информации (учебник); извлекать информацию, представленную в форме (текста); представлять информацию в виде текста, алгоритма);
  • коммуникативных умений (оформлять свои мысли в устной речи; читать про себя тексты учебника, выделять главное; сотрудничать в совместной работе в группе);
  • организационных умений (самостоятельно формулировать тему, цели урока; составить план разрешения проблемы).

Воспитывающие: воспитывать культуру поведения при фронтальной, групповой работе.

Оборудование:

- компьютер, экран, проектор

- презентация (слайды с этапами урока)

- учебник  Полякова А.В.Русский язык 3 класс стр. 12-13

Этапы урока

Содержание учебного материала

УУД

1.Само-

определение к деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

2.Планирование предстоящей деятельности

Цель:  повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» выявление затруднений  в индивидуальной деятельности учащихся

 На доске три облачка: бледно-голубое, голубое, серо-голубое.

– Ребята, посмотрите внимательно на облачка. Какое настроение вам больше нравится?

Учащиеся прикрепляют своих смайликов ниже облачков.

– Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение.

 Определите последовательность этапов урока.

План урока.(на слайде)

  • Применяем новые знания.(3)
  • Повторяем, что мы знаем об имени существительном.(1)
  • Подводим итог.(4)
  • Что нового хотим узнать? «Открываем» тему урока.(2)

Личностные: самоопределение, смыслообразование

Познавательные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

Цель: включить учащихся в учебную деятельность; определить содержатель-

ные рамки урока (продолжение работы с именем существитель-

ным)

3.Актуализация знаний и постановка проблемного вопроса

- Работаем  по плану:

1. Повторяем то, что знаем об имени существительном.

- Поиграем в игру «Умники и умницы»

  Перед вами три дорожки вопросов и заданий разного уровня сложности (на доске  

  модель дорожек):

                «Зелёная дорожка» - простые вопросы и задания;

                «Жёлтая дорожка» - средней сложности вопросы;

                «Красная дорожка» - сложные вопросы и задания.

Проведём отборочный тур игроков.

Вопросы для отборочного тура:

  1. Имя существительное – это самостоятельная или

  1. служебная часть речи?

[ответивший «двигается» по зеленой дорожке (передвигается магнит)]

3. На какой вопрос отвечают и что обозначают имена существительные?

[ответивший «двигается» по желтой дорожке]

4. Назовите постоянные и непостоянные признаки существительных.

[ответивший «двигается» по красной дорожке]

4

3

2

3

2

2

1

1

1

- Прежде чем пригласить первого игрока к «зелёной дорожке», запишем предложение, вставим пропущенные буквы в словах

 Маша  нап.сала    с.ч.нение о з.ме  и  ос.ни. 

        Проверка.

       - С этим предложением мы будем работать на дорожках вместе с игроками

         Приглашаем первого игрока к «зелёной дорожке»

       1. Назови в предложении имена существительные. [после правильного ответа передвигается магнит на следующий вопрос]

       2. Определи, каким членом предложения являются существительные.

       3. Какие постоянные признаки этих существительных можем определить?

          (одушевлённость, неодушевлённость)

  1. Какой ещё постоянный признак определим? (род). (Приложение)

 [Ученик получает медаль за работу на дорожке]

- Приглашаем второго игрока к «жёлтой дорожке»

       1. Сколько падежей в русском языке?

       2. Что значит, изменить существительное по падежам?

       3. Как определить падеж существительного? Определи падеж существительных в предложении  (Приложение)

 [Ученик получает медаль за работу на дорожке]

- Приглашаем третьего игрока к «красной дорожке»

       1. Дай характеристику этому предложению.

       2.Второстепенные члены выражены существительными.

         Что общего между этими существительными?

           А чем отличаются эти существительные?

      3.Выдели окончания: О зиме и осени

      А почему род, падеж, число одинаковые, а окончания разные?

      Можем ответить на этот вопрос? (нет)

[Ученик получает медаль за работу на дорожке]

Формируемые УУД:

Познаватель-

ные: анализ, сравнение, аналогия, осознанное построение речевого высказывания, подведение под- понятие

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся

 

4. Постановка учебной задачи

.Что нового хотим узнать? «Открываем» тему урока.

Цель:обсуждение затруднений.

Что нового хотим узнать? «Открываем» тему урока.

-Что же нового хотим узнать? Давайте сформулируем проблемный вопрос:

Почему род, падеж, число одинаковые, а окончания разные?

Формируемые УУД:

Познаватель

ные: постановка и формулирова

ние проблемы, построение речевого высказывания.

5.Открытие «нового знания»

Цель: решение устной задачи  и обсуждение проекта ее решения

Попробуем ответить на этот вопрос. Проведём исследование.

Чтобы ответить на этот вопрос мы с вами разделимся на группы, и каждая научная группа проведет исследование.

Работаем по плану. (План на слайде) Просклонять предложенные существительные.

  1. Для проверки взять любое существительное того же рода и изменить по падежам.
  2. Сравнить окончания этих существительных и узнать, что общего и чем отличаются.
  3. Сделать вывод.

Представители научных групп получают конверт с заданием.( Приложение)

 Задание группы выполняют на демонстрационных листах.

После выполнения идет коллективная проверка итогов работы по образцу .

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации

6.Первичное закрепление.

Цель:про

говаривание нового знания

  • Разбейте слова на группы так, чтобы мы их смогли разместить в нашей  таблице 1 [на доске].

Вывод: Какие существительные входят в 1 группу? 

              Какие существительные входят во 2 группу?.

              Какие существительные входят в 3 группу. Как называются в русском языке эти группы существительных?

    Игра по таблице Шульте.

(разминка для глаз, выработка быстроты взора)

- Я называю адрес букв и слогов, а вы запишите на листах по порядку, должно получиться слово – название групп существительных.

адрес

1

2

3

4

5

А

с

су

ме

не

ль

Б

ще

к

т

ны

н

В

ни

ви

ло

е

и

Г

х

ни

те

ри

я

А-1, Б-2, В-3, А-4, Г-2, В-4

С     к      ло     не    ни     е

[В таблице на доске открываются названия групп: 1 склонение, 2 склонение, 3 склонение]

. Как назовём нашу таблицу?

. Вывод: Что нового мы узнали об именах сущ-х?

Формируемые УУД:

Личностные: самоопределение, смыслообразование

Познаватель

ные: анализ, синтез, обобщение, аналогия,

поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, планирование, выдвижение гипотез и их обоснование, создание способа решения проблемы

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учёт разных мнений, планирование учебного сотрудничества со сверстниками, достижение общего решения.

7.Самостоятельная работа с само

проверкой по эталону.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет

Работа по учебнику с. 12-13

    Сравните определение учебника со своими выводами.

- Что же называют склонением имён существительных?

Физминутка. Игра «Слушай, думай, хлопай»

(Учитель называет слова уч-ся хлопками обозначают склонение сущ-х: 1 скл. – 1 хлопок, 2 скл. – 2 хлопка, 3 скл. – 3 хлопка)

Слова для игры: ремонт, облако, тетрадь, газета, карнавал, глушь, листва, капля, кровать, колено, цитата, рояль, печаль, костёр, копейка, мелочь, серебро, свобода.

8.Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Цель: проверить своё умение применять алгоритм определения склонений имен существитель

ных; на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки

 Применение новых знаний. Подведение итога исследовательской работы.

1. Вспомните, какой проблемный вопрос возник в работе с предложением.

Проблемный вопрос:

    Почему у слов о зиме и осени разные окончания, хотя род, число и падеж одинаковые? (Они разного склонения)

    Как будем действовать, чтобы определить склонение сущ-х?

           Алгоритм

   определения склонения. (Приложение)

     

Определите склонение остальных существительных в предложении по алгоритму

2) Игра «Третье лишнее» (работа в группах)см.приложение

Задание: определить склонение существительных и в каждом ряду убрать лишнее слово.

Проверка: учащиеся называют лишние слова и доказывают свою точку зрения.

в) Отгадывание загадок.

Самостоятельная работа в тетрадях.

Задание: отгадать загадки, записать отгадки и определить склонение.

Контроль: взаимопроверка. Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют по образцу.

Итоговый вопрос:

Если имя существительное, например, относится ко второму склонению, может оно «перейти» в первое или третье? Почему?

Значит, склонение – это постоянный или непостоянный признак существительного?

Формируемые УУД:

Познаватель

ные: анализ, синтез, аналогия, классификация, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму

Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка

9.Рефлексия деятельности.

Цель:  зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: алгоритм определения склонений имен существитель-

ных

-оценить собственную деятельность на уроке;

поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;

- обсудить и записать домашнее задание.

 Итог урока.

 Мы подошли к последнему этапу урока Подводим итог по плану, составленному в начале урока:

- Что нового узнали на уроке?

- Что такое склонение?

- Если вы получите задание просклонять имя существительное, что вы будете делать?

 Оценки за урок.

Домашнее задание

Формируемые УУД:

Познаватель-

ные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха

Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества

Приложение.

  1. Какой ещё постоянный признак определим? (род)

На доске:

                Сущ.                                                             Сущ.                                 Сущ.                      Сущ.

         Маша написала сочинение о зиме и осени. 

                  

                         Одуш.                                                              Неодуш.                     Неодуш.                  Неодуш.

       2.На доске:

                Сущ.                                                             Сущ.                                 Сущ.                      Сущ.

         Маша написала сочинение о зиме и осени. 

                  

                         Одуш.                                                              Неодуш.                     Неодуш.                  Неодуш.

                           ж. р.                                                               ср. р.                               ж. р.                        ж. р.

   

                       

                           И. п.                                                                В. п.                            П. п.                       П п.

Представители научных групп получают конверт с заданием.

1 группа

И.п.

стран

а

земл

я

2 группа

И.п.

окн

о

пол

е

3 группа

И.п.

печь

-

степь

-

Алгоритм

определения склонения

     

              о зиме                      об осени

                 нач. ф.- зима                       нач. ф - осень

               

                    род – ж. р.                         род – ж. р.

               окончание – а                    окончание - нулевое

                склонение – 1                     склонение – 3

Игра «Третий лишний»

Задание: определить склонение существительных и в каждом ряду убрать лишнее слово.

Весна, река, стекло.
Стена, сверло, озеро.
Скворец, гора, звонок.
Вьюга, ласточка,рысь.
Дочь, конь, ночь.

Проверка: учащиеся называют лишние слова и доказывают свою точку зрения.

 Отгадывание загадок.

Самостоятельная работа в тетрадях.

Задание: отгадать загадки, записать отгадки и определить склонение.

  • Семь одежек,
    Все без застежек. (Капуста)
  • Белая вата
    Поплыла куда-то. (облако)
  • Зимой спит,
    Летом ульи ворошит. (медведь)
  • Что же это за девица –
    Не швея, не мастерица,
    Ничего сама не шьет,
    А в иголках круглый год. (ель)
  • И железные рога,
    И железная нога,
    На цепи на дно пойдет-
    Остановит пароход. (Якорь)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка.Склонение имен существительных.

Урок русского языка разработан для 4 класса,по программе "Школа России". Тип урока - закрепление ,форма урока- устный журнал. На этом уроке важно развивать активность,самостоятельность учащихся....

Урок русского языка "Склонения имен существительных"

Урок обобщения и закрепления полученных знаний о склонениях имен существительных....

Урок русского языка "Склонение имен существительных, употребленных в косвенных падежах"

Интегрированный урок русского языка и литературного чтения с использованием игровых технологий....

Методическая разработка урока русского языка "Склонение имен существительных" 4 класс, УМК "Гармония" с применением приемов технологии ТРИЗ

Методическая разработка урока русского языка "Склонение имен существительных" 4 класс, УМК "Гармония" с применением  приемов технологии ТРИЗ...

Презентация к уроку русского языка "Склонение имен существительных"

Презентацию можно использовать на уроках русского языка, работая по любому УМК....

Урок русского языка "Склонение имен существительных

Урок  русского языка в 3 классе "Начальная школа 21 век". на уроке продолжается изучение склонения существительных. Несклоняемые существительные...