Урок обучения грамоте. Тема: "Знакомство с буквой "Г, г"".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Лызова Наталья Александровна

Урок обучения грамоте. Тема: "Знакомство с буквой "Г, г"". 1-й класс

Цели:

  • познакомить с буквой "Г, г";
  • учить давать характеристику звукам;
  • формировать навык чтения слов, предложений с изученными буквами;
  • развивать речь, фонематический слух, творческое воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл g.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте. Тема: "Знакомство с буквой "Г, г"". 1-й класс

Автор-составитель Лызова Н.А.

Цели:

  • познакомить с буквой "Г, г";
  • учить давать характеристику звукам;
  • формировать навык чтения слов, предложений с изученными буквами;
  • развивать речь, фонематический слух, творческое воображение.

Ход урока

IОрганизация.

Если хочешь много знать, многого добиться.

Обязательно читать нужно научиться!

 - Мы ещё не все умеем читать, но обязательно научимся.

Мы в первом классе учимся и всё у нас получится!

II. Постановка цели. Повторение.

Кто пришёл к нам на урок и будет помогать, мы узнаем, если ответим на вопросы:

- Чем отличаются буквы и звуки? (Буквы – пишем и видим, звуки – слышим произносим)

- На какие группы делятся все звуки?

- Чем отличаются гласные звуки от согласных??

- А согласные?

Отгадайте загадку:

Колпачок. Как у Петрушки

Маленький, удаленький

Каблучками он стучит.

Колокольчиком бренчит.  (гном)

- А сегодня к нам в гости пришёл мудрый гном. Живут в подземном государстве маленькие человечки – гномы. Ходят по узким коридорам, фонарями освещают себе путь, плечом к плечу борются со страхом, помогают друг другу. Вы должны так же, как гномы, помогать друг другу, быть внимательными.

Гном хочет познакомить нас с  новыми  звуками, которые вы услышите в словах.

Игра «Любопытный гном»

 - Кем раньше была бабочка?  Гусеницей

 - Какая птица первая прилетает к нам весной?  Грач

Кто догадался,  чем мы будем заниматься на уроке? Какие цели поставим? (Познакомимся с новыми звуками и буквами, научимся читать слоги, слова и предложение с новой буквой)

III. Работа по теме урока.

1. Мудрый гном принёс загадку для вас:

И на горке, и под горкой

Под берёзой и под ёлкой

Хороводами и в ряд

В шляпах молодцы стоят  (грибы)

 - С какого звука начинается слово  гриб? Какой это звук, гласный или согласный? Почему согласный, как он произносится? Что ещё о нём можно сказать? Какие грибы вам знакомы, назовите.

2.  - Послушайте и отгадайте ещё одну загадку:

Железная птичка снесла яичко

Яичко из гнезда не взять без труда.

Тяжело яйцо, в яйце – кольцо.

За кольцо возьмёшь – яйцо унесёшь.  (гиря)

Гиря – спортивный снаряд для спортсменов. (показать гирю)

 - С какого звука начинается слово гиря, назовите. (согласный, мягкий)

3.  - Какой буквой обозначаются на письме эти звуки?

 - А где же буква? Злой гном не хочет, чтобы мы учились читать и познакомились с новой буквой, он украл нашу букву (на доске слоги и слова с окошечками. Чтобы спасти букву Г, нам надо выполнить несколько  испытаний и  получать буквы, из которых выложим  волшебное слово, которым мы расколдуем Доброго гнома. Ну что ж, за работу!

4. Игра “Узнайте звук”. (Хлопните в ладоши, если он есть в слове).

Груша, слива, игра, камень, газета, Гриша, красный, голубой, корова, гусыня .

5.  Игра «Где живёт звук» Разложи картинки в корзинки.

- Рассмотрите картинки. Определите, где в этих словах стоит звук «г или гь»: в начале слова, в середине или на конце?

 Гриб, гусеница, гитара, книга, виноград, лягушка,  сапог, утюг,  пуговка.

6.  Игра «Рассели пассажиров в вагоны» деление слов на слоги (Гриб, гусеница, гитара, книга, виноград, лягушка,  сапог, утюг,  пуговка.)

7. Знакомство с буквой.

-Звук Г и Гь обозначается буквой Гг (показ картинок и буквы)

8. На что похожа буква Г?

– Послушайте, как про эту букву написал поэт: 

Перед нами буква г, стоит. Подобно кочерге.(Кочерга – это чугунная изогнутая палка для засовывания и поворачивания дров и угля в печке. Из словаря Ожегова)

9. Конструирование буквы Г

Из каких элементов состоит         буква Г?

 - Постройте букву из карандашей, пластилина, из ладоней, телом.

-Давайте в воздухе напишем букву Г пальцем.

 10. Работа в тетрадях.

Упражнение в написании печатной буквы Гг.

12. Чтение слогов, слов и предложения с новой буквой.

 - Мудрый гном предлагает подружить согласный звук Г и Гь с гласными.

Га го гу гы ги

Назовите слоги.

Прибежал весёлый а, прочитали дети: га!

Прибежал задорный о, прочитали дети: го!

Прибежал угрюмый у, прочитали дети: гу.

Прибежал пузатый ы, прочитали дети: гы.

Прибежал тихоня и, прочитали дети: ги.

(переворачиваем букву Р в слове ДРАКА о получаем букву О)

 (переворачиваем букву А в слове ДРАКА и получаем Б)

Включение нового знания
в систему знаний и повторение

Столбики слов  (на доске слова с окошечками)

Вставьте нашу новую букву. 

гора  рога   гиря

гном  гриб  гром

сапоги   погода  гитара

Галя  Гена  

Прочитайте слова по столбцам, по строкам (шепотом).

- Прочитайте только имена.

- Что знаете о правописании имен?

- Прочитайте слова, в которых один слог, два слога, три слога

- Прочитайте слова, в которых буква Г обозначает мягкий согласный звук, твердый согласный.

  1. Прочитайте пословицы с буквой д

Грамота всему голова.

- Сколько раз встретилась буква  в этой пословице?

- Как вы понимаете эту пословицу?

Работа в парах.

 - А сейчас вам с соседом или с соседкой по парте, нужно разложить предметы  по корзинкам. В первую корзинку нужно положить предмет, где звук «г» и «гь» в начале слова, во вторую, где в середине, и в третью, где звуки «г» и «гь» в конце слова.

6. Подведение итогов

- С какой буквой познакомились на уроке?

- Какие звуки она обозначает?

Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке.

-  Если вам всё удалось и вы довольны собой, задания были лёгкими- улыбающийся смайлик

-  Если у вас не всё получалось, но вы старались –задумчивый смайлик

- Если было очень трудно и вам нужна помощь – грустный смайлик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте по теме "Знакомство со строчными согласными "п", "т" и соответствующими звуками.

Конспект урока составлен по учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной "Моя любимая азбука"....

Сценарий урока обучения грамоте по теме: "Знакомство с буквой Бб" (Начальная школа XXI века)

Урок проведён в первом классе с использованием деятельностного метода....

Урок обучения грамоте с компьютерным сопровождением. УМК «Начальная школа ХХI век». Тема «Знакомство с буквой М».

Задачи урока:Образовательные:  познакомить с буквой Мм и звуками [м], [м\'],  повторение ранее изученных букв, установление логических связей с изученным на предыдущих уроках; формирова...

Интегрированный урок обучения грамоте и письму в 1 классе на тему «Знакомство с буквой Ш (ш). Письмо заглавной и строчной буквы Ш (ш), слов и предложений»

Цель урока:познакомить с новой буквой.Задачи:-научить находить место звука в словах; писать заглавную и строчную букву  Ш (ш);  -развивать моторику руки, логическое мышление, внимание,...

Сценарий урока обучения грамоте в 1 классе по литературному чтению. Тема: «Знакомство с разделительной функцией мягкого знака» УМК «Начальная школа 21 века» Н. Ф. Виноградовой

На уроке создавались  условия для формирования понятия «Разделительный мягкий знак», указывалась роль разделительного мягкого знака в словах,совершенствовалась техника чтения....

Конспект урока обучения грамоте Тема: «Знакомство с буквой А,а»

В данном конспекте  показана развернутая форма урока по ФГОСам с использованием УУД....

Конспект урока обучения грамоте тема: Знакомство с буквой Ж, ж и со звуком ж

организовать работу по ознакомлению с буквой Ж, ж и выяснению (выделению) особенностей звука [ж]; научить выполнять звуковой анализ слов «лыжи», «пирожок», использовать схемы и модели звукового состав...