Сценарий урока обучения грамоте в 1 классе по литературному чтению. Тема: «Знакомство с разделительной функцией мягкого знака» УМК «Начальная школа 21 века» Н. Ф. Виноградовой
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Мирошникова Оксана Александровна

 

На уроке создавались  условия для формирования понятия «Разделительный мягкий знак», указывалась роль разделительного мягкого знака в словах,совершенствовалась техника чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл miroshnikova_oksana_aleksandrovna.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

Мирошникова Оксана Александровна

Икрянинский район

Сценарий урока обучения грамоте в 1 классе по литературному чтению.

Тема: «Знакомство с разделительной функцией мягкого знака»

УМК «Начальная школа 21 века» Н. Ф. Виноградовой

Цели урока:

Образовательные:

1.Создать условия для формирования понятия «Разделительный мягкий знак»

2.Показать роль разделительного мягкого знака в словах.

3.Совершенствовать технику чтения.

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес и любовь к русскому языку.

2.Воспитывать желание учиться и делать открытия.

3.Воспитывать умение слушать других.

Развивающие:

1.Развивать фонематический слух, внимание, память, речь, умения сравнивать, анализировать, делать выводы.

2.Развивать познавательный интерес путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций.

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, экран, алфавит, звёздочки.

Этапы урока

Организационный момент

Актуализация опорных знаний

Постановка учебной задачи (целеполагание)

Работа с учебником на с. 106

Построение проекта выхода из затруднения

Физкультминутка

Первичное закрепление

Рефлексия

Формирование предметных умений

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Мне очень хочется поскорее начать урок. А вы хотите учиться?

-Вы здороваетесь как?

-Вот так! (кивают головой)

-Вы садитесь тихо как?

-Вот так! (садятся)

-Настроение какое?

-Вот какое! (поочерёдно показывают большой палец правой и левой руки)

- К какому уроку приготовились

- К уроку литературного чтения.

-  Ребята, сегодня мы отправимся в город Букваринск. В этом чудесном городе живут буквы и слова. Давайте же начнём наше путешествие и совершим новые открытия!

- Но чтобы попасть в этот город нужно расшифровать слова, которые прислали жители этого города. Вашим помощником станет алфавит. Подумайте,

что должно стоять на месте вопросительного знака?

1   7    15    30  

а   з      п     ?

-Что обозначают цифры? (порядок букв в алфавите)

- Значит, что должно быть на месте вопроса? (мягкий знак)

- Прочитайте слова, написанные на доске.

Конь    день   пень

- Найдите мягкий знак в этих словах. Что вы знаете об этой букве?

Мягкий знак, хитрый знак.

Не назвать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

- А зачем мягкий знак просится в слова?

-Где может стоять ь в словах? (в середине и в конце слова)

- Измените слова, написанные на доске, так, чтобы ь стоял в середине слова. Читаем все вместе

Коньки    деньки     пеньки

- Что показывает ь в этих словах? (мягкость согласного)

- А сегодня вы узнаете ещё что- то новое о ь. И поможет вам в этом ваш надёжный друг – букварь.

-Прочитайте слова первого столбика про себя. Теперь читаем хором.

Перо – Пьеро

Коля – колья

Солю – солью

Суди – судьи

Полёт – польёт

-По какому признаку разделили эти слова на две группы? (слова с ь и слова с разделительным ь)

-Прочитаем ещё раз хором эти слова по группам, чётко произнося.

-Как произносятся слова, в которых есть ь?(слова будто разрываются, разделяются)

-Где в этих словах стоит ь? Между какими буквами? (между согласной и гласной)

-Значит, ь разделяет согласную и гласную буквы, не даёт им сливаться. В этом случае принято называть ь разделительным.

Итак, тема нашего урока «Знакомство с разделительной функцией ь»

-Подчеркните гласные буквы, перед которыми пишется ь. (в карточках)

-Что это за буквы (е, я, ю, и, ё – гласные буквы второго ряда)

- После каких букв написан ь? (после согласных)

-Какой вывод вы можете сделать: когда пишется разделительный ь?

Вывод: разделительный ь пишется после согласных перед гласными е, ю, я, ё, и.

Стройтесь ровно по порядку!

А теперь у нас зарядка!

Знайте, не бывает моря без волны (руками имитируют движение волны)

Шутки – без улыбки, снега – без зимы

Лестниц – без ступенек (шагают)

Дома – без дверей («открывают и закрывают дверь»)

Школ – без переменок (прыгают)

Дружбы -  без друзей (пожимают друг другу руки)

Сказок  - без начала (открывают и закрывают книгу)

Детства – без игры (хлопают в ладоши)

Знаем мы об этом

И я (указывают на себя)

И ты (указывают на соседа)

И мы (разводят руки в стороны)

-Итак, какое открытие мы с вами сегодня сделали? Когда пишется разделительный ь ?

- А теперь прочитайте рассказ И. Бутмина «Трус» с карандашом в руках и подчеркните слова с  ь.

- Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями, чувствами о прочитанном, как вы думаете, кто из мальчиков трус, а кто храбрый ?

- На кого из них вам хотелось быть похожим? Почему?

- Почему автор назвал своё произведение «Трус»?

- Вы правы. Своё отношение к одному из героев автор выразил в названии произведения. Как зовут этого героя?

- А теперь назовите слова, в которых вы подчеркнули ь как показатель мягкости согласных.

- Назовите слова, в которых ь – разделительный.

-Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке, молодцы. А теперь вас ждёт сюрприз.

- Мягкий знак в вашу честь и с вашей помощью устраивает праздничный салют. В этой коробке лежат залпы нашего салюта (звёздочки). Они имеют разные цвета. Каждый может взять только одну звёздочку. Оцените свою работу на уроке. Если вам было легко работать на уроке, то возьмите зелёную звёздочку и жёлтую, а если были трудности, то – красную.

- Сначала подходят девочки, а потом  - мальчики.

- Встаньте у доски, поднимите руки, в которых звёздочки, вверх.

- Какой красивый получился у нас салют! Как много зелёных и жёлтых звёздочек! Значит, много ребят сегодня на уроке работало легко и с удовольствием.

- А это стихотворение я посвящаю вам.

 Моим детям

В моей руке – твоя рука,

В моей душе – твоя душа,

Я загляну в твои глаза

И вижу в них опять себя…

Ах, эти детские глаза!

Вы путеводная звезда…

В вас – чистота и доброта,

И лучик светлого тепла…

В нас в унисон стучат сердца,

И вместе мы – одна семья.

О всемогущая судьба!

Будь милосердна и добра,

Храни ты каждое дитя!

Пусть ярко светит их звезда!

Пусть будет так всегда, всегда!

Пусть жизнью правит доброта!

- А с чудесным городом Букваринском мы не прощаемся, а говорим ему «До новых встреч, до свидания!»

Формирование УУД

Личностные УУД:

внутренняя позиция школьника;

самоопределение

Познавательные УУД:

общеучебные

поиски выделение необходимой информации, применение методов, в том числе с помощью ПК;

определение основной и второстепенной информации;

логические

выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов;

способность и умение учащихся производить простые логические действия.

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение целей;

Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

формирование умения работать в парах.

Познавательные УУД

Общеучебные

Самостоятельно формировать цели;  структуирование знаний; определение основной и второстепенной информации;

постановка и решение проблемы

формирование проблемы;

Коммуникативные УУД:

Формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.

Регулятивные:

целеполагание

Познавательные УУД

постановка и решение проблем

самостоятельное создание способов решения проблем творческого  и поискового характера;

Личностные УУД

учебно – познавательный интерес к новому материалу

Личностные УУД:

смыслообразование

установление учащимися значения результатов своей деятельности;

самоопределение

построение образа «я», включая самоотношение и самооценку, формирование эдентичности личности;

Регулятивные УУД

коррекция

контроль

Познавательные УУД

общеучебные

смысловое чтение, выбор вида чтения, извлечение необходимой информации, определение основной и второстепенной информации, понимание и адекватная оценка языка.

РегулятивныеУУД

оценка.

Личностные УУД

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 1 класс по теме "Знакомство с разделительной фукцией мягкого знака" программа "Начальная школа XXI века"

В папке содержится разработка урока обучения грамоте по теме " Знакомство с разделительной функцией мягкого знака" ( программа " Начальная школа XXI века") по ФГОС, презентация  к уроку, поясните...

Урок обучения грамоте 1 класс УМК "Планета знаний" Тема урока: "Звук "Ч", буквы Ч, ч "

Цели урока:Соотносить звук "Ч" и буквы Ч,Ч.Уметь характеризовать данные звуки как всегда мягкие, глухие, шипящие; слышать их в слове, ; подбирать слова с данными звуками.Расширять , активизировать сло...

Тематическое планирование по обучению грамоте 1 класс и литературное чтение 1 класс по ФГОС УМК "Планета знаний"

Тематическое планирование по обучению грамоте 1 класс и литературное чтение 1 класс по ФГОС УМК "Планета знаний"...

«Волшебная буква- мягкий знак. Знакомство с разделительной функцией мягкого знака».

Урок- путешествие . Наблюдение над словами-предметами. Превращение одних слов в другие при помощи буквы- волшебницы- Ь. Различаем твёрдые и мягкие звуки....

«Знакомство с разделительной функцией мягкого знака».

Поможет организовать деятельность учащихся по выведению общего  понятия «разделительный мягкий знак»....

«Знакомство с разделительной функцией мягкого знака»

Урок обучения грамоте по теме "Знакомство с мягким знаком"....