Конспект урока обучения грамоте тема: Знакомство с буквой Ж, ж и со звуком ж
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
организовать работу по ознакомлению с буквой Ж, ж и выяснению (выделению) особенностей звука [ж]; научить выполнять звуковой анализ слов «лыжи», «пирожок», использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; способствовать формированию навыка чтения слов, предложений с изученными буквами, развитию речи, фонематического слуха, творческого воображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_obucheniya_gramote_1.docx | 22.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока обучения грамоте 1
тема: ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Ж, ж
Цели: организовать работу по ознакомлению с буквой Ж, ж и выяснению (выделению) особенностей звука [ж]; научить выполнять звуковой анализ слов «лыжи», «пирожок», использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; способствовать формированию навыка чтения слов, предложений с изученными буквами, развитию речи, фонематического слуха, творческого воображения.
Планируемые результаты:
Предметные: знают букву Ж, ж и особенности звука [ж]; умеют выполнять звуковой анализ слов, использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; понимают прочитанное и прослушанное произведение Г. Юдина «Поэты».
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – использование схем и моделей звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; структурирование знаний; овладение техникой чтения; логические – словоизменение (замена одной буквы в слове); рассуждения об особенностях звука [ж].
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.
Коммуникативные: уметь формировать конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Личностные: высказывают своё мнение; оценивают ситуации с точки зрения правил поведения и этики.
Ход урока
I. Мотивация к деятельности.
– Жук, жук, пожужжи,
Где ты прячешься, скажи?
– Жу, жу, жу, жу,
Я на дереве сижу.
– Жук, жук, покажись!
Надо мною покружись!
– Жу, жу, жу, жу,
Я летаю и жужжу.
Н. Френкель
– Можете себе представить, если бы жук воспроизводил другие звуки? А если бы его жужжание на письме обозначить другой буквой, скажем, «зу-зу-зу»? Что из этого выйдет?
II. Фиксация затруднения в пробном учебном действии.
– Как жужжит жук? (Ж-ж-ж.)
На доске представлен рисунок с изображением жука.
– Закончите фразы.
Как на тоненький ледок Выпал беленький ... (снежок). (Из рус. нар. песни.) Солнце светит очень ярко, Бегемоту стало … (жарко). С. Маршак | А слониха, вся дрожа, Так и села на … (ежа). А рядом бегемотики Схватились за … (животики). К. Чуковский. Айболит |
– Какой одинаковый звук во всех словах? (Звук [ж].)
– Кто догадался, что сегодня будем изучать? (Букву Ж.) Как думаете, какие знания нам нужны о букве ж? Как будем добывать новые знания? (Будем читать слоги, слова и тексты с этой буквой, характеризовать звук [ж].)
III. Открытие нового знания.
– Не случайно я начала урок со стихотворения про жука. Рассмотрите букву ж. На что похожа буква?
– Многие поэты заметили сходство буквы с жуком и сочинили такие стихи.
Ученики читают стихотворения.
Посмотри-ка: буква Ж Это – Ж,
На жука похожа, А это – К.
Потому что у неё Целый жук
Шесть жучиных ножек. И полжука.
В. Кожевников А. Шибаев
Эта буква широка Издает жужжащий звук:
И похожа на жука. – Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!
И при этом, точно жук, С. Маршак
1. Звукобуквенный анализ слова «лыжи».
– Отгадайте загадку:
На прогулке бегуны Одинаковой длины
Через луг к берёзке Тянут две полоски.
(Лыжи.)
– Сколько звуков в слове «лыжи»? (4.)
– Произнесите это слово, ведя по клеточкам в учебнике. Каждый звук должен попасть в клеточку.
– Интонационно выделите первый звук в слове. (Лллыжи.)
– Назовите первый звук. ([л].)
– Интонационно выделите второй звук в слове. (Лыыыжи.)
– Назовите второй звук. ([ы].)
– Интонационно выделите третий звук в слове. (Лыжжжи.)
– Назовите этот звук. ([ж].)
– Интонационно выделите четвёртый звук в слове. (Лыжиии.)
– Назовите звук. ([ы].)
– Который по счёту звук [ж]? (Третий.)
– Дайте характеристику звуку [ж]. (Согласный, звонкий, твёрдый.)
– Составим схему слова «лыжи».
Один ученик работает у доски.
– Замените фишки буквами.
– Разделите слово на слоги.
– На какой слог падает ударение?
2. Звукобуквенный анализ слова «пирожок».
– Назовите предмет, изображённый на 2-й картине. (Пирожок.)
Звукобуквенный разбор проводится аналогично разбору слова «лыжи».
– Произнесите слово «лыжи», выделяя третий звук, слово «пирожок», выделяя пятый звук.
– Сравните звук [ж] в словах «лыжи» и «пирожок». Он мягкий или твёрдый?
Вывод: звук [ж] – всегда твёрдый.
– Замените фишки в схемах слов на букву ж.
3. Подбор слов со звуком [ж], расположенным в начале слова, в середине и в конце.
4. Чтение слогов, слов и загадок.
– Прочитайте слоги.
– Прочитайте слоги, в которых гласные указывают на мягкость согласного.
– Мягко или твёрдо прозвучал звук [ж]? Почему? (Звук [ж] – всегда твёрдый.)
– Прочитайте слова по столбикам, по строчкам.
– Прочитайте слова-названия животных. (Жук, уж, жаба.)
– Прочитайте слова-действия. (Последний столбик.)
На доске записаны предложения.
– Прочитаем скороговорки сначала медленно, потом быстрее.
В живом уголке жили ежи да ужи.
У Жоры – уж, у Розы – ёж.
У ежа – ежата, у ужа – ужата.
– Прочитайте по себя группу слов, данных в учебнике. Подчеркните карандашом слова, которые встретились в скороговорках.
– Хором произнесите слово, которое не подчеркнули. (Ежонок.)
– Сравните число звуков и букв в этом слове. (Букв – 6, а звуков – 7, так как буква е в начале слова обозначает два звука.)
– Отгадайте загадки. (Ёж, снег.)
Хорошо читающие учащиеся помимо загадок из учебника самостоятельно читают загадки, записанные на доске.
Лежала между ёлками Маленькая собачка,
Подушечка с иголками. Свернувшись, лежит;
Тихонечко лежала, Не лает, не кусает,
Потом вдруг убежала. (Ёж.) А в дом не пускает. (Замок.)
Л. Ульяницкая
– Что интересного в этих загадках? (В загадках есть одинаковые слова «лежали» – «лежал», «побежали» – «побежал». Но отгадки совершенно разные.)
IV. Включение в систему знаний.
1. Чтение новых слов.
– Составьте слова со слогом «жа».
– Прочитайте слова, которые начинаются слогом «жа». (Жало, жабо, жаба, жара, жалит.)
– Прочитайте слова, в которых слог «жа» последний. (Сажа, кожа, лужа, ложа.)
– Негромко хором прочитаем новые слова, меняя одну букву. (Жара – пара – парк – паук.)
2. Игра «Найди слово в слове».
– Прочитайте первое слово. (Ёжик.)
– Какое слово в нём нашли? (Ёж.)
– Какие буквы лишние? (И, к.)
– Закройте эти буквы ладошкой. Прочитаем новое слово.
Аналогичная работа проводится с остальными словами: ёжик, жеребёнок, жаворонок, пожар, этажерка.
3. Чтение рассказа «Жаба и Жук».
– Каким был Жук? А Жаба?
Физкультминутка
На лужайке по ромашкам жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я с ромашками дружу.
Тихо на ветру качаюсь, низко-низко наклоняюсь.
4. Самостоятельная работа по тетради «Я учусь писать и читать».
– Закрасьте части рисунка, в которые вписана буква ж. (Жук.)
– Прочитайте рассказ, составьте предложения. Подчеркните слоги с буквой ж.
5. Чтение рассказа Г. Юдина «Поэты».
– Прочитайте последнее предложение.
– Вы согласны, что мышонок Мыша много знает? Подтвердите свой ответ.
V. Итог урока. Рефлексия.
На доске записаны слоги.
ЗЁ ВА ТЕ РО ГЫ ДЭ КЯ СЮ ЛУ ЖИ
– Разделите слоги на две группы. (ВА РО ЛУ ГЫ ДЭ; КЯ ЗЁ СЮ ТЕ.)
– Почему слог «жи» не включили ни в какую группу? (Буква и указывает на мягкость предшествующего согласного, но в данном случае этого не происходит, так как звук [ж] всегда твёрдый.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе.Буквы М, м обозначающие согласные звуки [м], [м\']
Цель: Познакомить с новыми буквами и звукамиЗадачи урокаОбразовательная: ...
Конспект урока обучения грамоте Тема: «Знакомство с буквой А,а»
В данном конспекте показана развернутая форма урока по ФГОСам с использованием УУД....
Конспект урока обучению грамоте.Тема: «Звуки [т], [т´], буква Т».
Данный урок был проведён в 1 классе для детей с нарушением зрения...
Конспект урока обучения грамоте. Тема "Согласные глухие звуки [к], [к,], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы К, к."
Урок обучения грамоте (Перспективная начальная школа)Тема "Согласные глухие звуки [к], [к,], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы К, к." Цели: 1. познакомить с глух...
КОНСПЕКТ урока обучения грамоте.Тема. Звуки [с] и [с ̕].Буква С
Предметные задачи урока:1. Добиться запоминания формы буквы с.2. Помочь детям выделить звуки буквы С.3. Научит...
План конспект урока обучения грамоте. Тема "Закрепление изученных букв: А, О, И
Урок-игра по теме "Закрепление изученных букв". В ходе урока ребята помогают своему любимому сказочному герою, попавшему в беду. На уроке ребята закрепят понятие "гласный звук", на...
Урок обучения грамоте. Тема: "Знакомство с буквой "Г, г"".
Урок обучения грамоте. Тема: "Знакомство с буквой "Г, г"". 1-й классЦели:познакомить с буквой "Г, г";учить давать характеристику звукам;формировать навык чтения слов, пре...