Конспект урока обучения грамоте Тема: «Знакомство с буквой А,а»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
В данном конспекте показана развернутая форма урока по ФГОСам с использованием УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_fgos_m.docx | 24.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Кулакова Валентина Павловна
МБОУ Наримановского района «СОШ №3»
Конспект урока обучения грамоте
Тема: «Знакомство с буквой А,а»
Учебник: Журова Л.Е., Евдокимова А.О. «Букварь», 1 класс, ч. 1, М., «Вентана-Граф», 2011.
Планируемые результаты:
1. Личностные: развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками; формирование уважительного отношения к иному мнению.
2. Предметные: познакомить с буквой Аа, учить выполнять звукобуквенный анализ слов «Анюта», «луна». Осуществлять выбор слов со звуком [а] в начале, середине, конце слова, моделировать звуковой состав слова.
3. Метапредметные:
- Познавательные УУД: общеучебные – ознакомление с буквой Аа, со способом чтения прямого слога, словосочетанием; выполнение звукового анализа слов; логические построения понятий «верхняя, нижняя, средняя строка», «левый, правый столбец»; воспроизведение по памяти информации; умение осознанно строить речевые высказывания в устной речи, структурирование знаний.
- Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- Коммуникативные УУД: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими;
- Личностные УУД: высказывают свое мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом, уважают мнение других.
Тип урока: открытие новых знаний.
Содержание | Вопросы и задания, направленные на формирование универсальных учебных действий | Формируемые универсальные учебные действия |
l. Самоопределение к деятельности. У: Учись читать! Учись читать! Важнее нет науки! Тот, кто сумеет сам читать, Совсем не знает скуки! | У: Учись читать! Учись читать! Важнее нет науки! Тот, кто сумеет сам читать, Совсем не знает скуки! | уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими; |
ll. Постановка учебной задачи. У: Что надо говорить, когда доктор осматривает горло? Д: А-а-а. У: Обратите внимание на форму открытого рта. У: Звук а можно пропеть. Отгадайте загадки: Он большой, как мяч футбольный, Если спелый - все довольны. Д: арбуз У: Произнесите первый звук. Солнце жжет мою макушку, Хочет сделать погремушку. Д: мак. У: Произнесите второй звук в слове. Осень в сад к нам пришла, Красный факел зажгла. Д: рябина. У: Произнесите последний звук в слове. | У: Что надо говорить, когда доктор осматривает горло? Д: А-а-а. У: Обратите внимание на форму открытого рта. У: Звук а можно пропеть. Отгадайте загадки: Он большой, как мяч футбольный, Если спелый - все довольны. Д: арбуз У: Произнесите первый звук. Солнце жжет мою макушку, Хочет сделать погремушку. Д: мак. У: Произнесите второй звук в слове. Осень в сад к нам пришла, Красный факел зажгла. Д: рябина. У: Произнесите последний звук в слове. | Коммуникативные: умение ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Познавательные: постановка проблемы. Регулятивные: целеполагание. |
III. Объяснение нового материала. 1.Звукобуквенный анализ слов «Анюта» и «луна» с помощью цветных фишек. - Постройте схему слова. - «Прочитайте» слово «Анюта», ведя указкой по схеме звукового состава слова. «Прочитайте» слово «Анюта» так, чтобы отчетливо был слышан первый звук. (Ааанюта) - Назовите первый звук в слове. - Какой это звук гласный или согласный? Почему? Обозначьте соответствующей фишкой. Аналогично проводится работа с другими звуками. - Прочитайте все слово. Что оно обозначает? (Имя девочки) -Сколько в слове звуков? -Сколько в слове звуков А? (два) - Какие они по счету? (первый и пятый) | - Постройте схему слова. - «Прочитайте» слово «Анюта», ведя указкой по схеме звукового состава слова. «Прочитайте» слово «Анюта» так, чтобы отчетливо был слышан первый звук. (Ааанюта) - Назовите первый звук в слове. - Какой это звук гласный или согласный? Почему? Обозначьте соответствующей фишкой. Аналогично проводится работа с другими звуками. - Прочитайте все слово. Что оно обозначает? (Имя девочки) -Сколько в слове звуков? -Сколько в слове звуков А? (два) | Познавательные: выполнение звукового анализа слов. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, делать вывод; планировать своё действие. |
2.Определение звука А в словах. Работа по учебнику. - Из каких элементов состоит буква А? А – автобус. Четко, кратко. Здесь – и выход и посадка. Дети рассматривают образцы печатной буквы. | - Из каких элементов состоит буква А? А – автобус. Четко, кратко. Здесь – и выход и посадка. Дети рассматривают образцы печатной буквы. | Познавательные: общеучебные - ознакомление с буквой Аа. Личностные: высказывание своего мнения, подтверждая собственными аргументами |
3.Составление предложений с данными словами. |
– А какой буквой обозначаются звуки [м], [м’]? - Ребята, давайте найдем букву М в алфавите и определим её место в «городе букв» (ленте букв). – На что похожа буква М? Вот качели – буква М! Здесь качаться можно всем! - Давайте попробуем изобразить букву М. (Дети встают парами, берутся за руки) Взявшись за руки, мы встали И на М похожи стали. – Из каких элементов состоит буква М? Вышел ёжик погулять, грибов-ягодок собрать, малые ребятки. и вам буковку нашёл». – Какую букву нашёл ёжик? Прибежал веселый А, почитали дети – ма. прочитали дети – мо. прочитали дети – мя. прочитали дети – мы. прочитали дети – ми. прочитали дети – му. прочитали дети – мё. прочитали дети – мю. прочитали дети – мэ. почитали дети – ме. ма – мо – мя – мы – ми му – мё – мю – мэ – ме Речевая разминка (чистоговорки). Ма – ма – ма – подмету сама. Му – му – му – обучаемся письму. Мо – мо- мо – написали мы письмо. Мы – мы – мы – ждём зимы. Ме – ме – ме – считаю я в уме. Ми – ми – ми – руку подними. | - Регулятивные УУД: адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие; понимать возможность различных позиций других людей, - Коммуникативные УУД: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими; - Личностные УУД: высказывают свое мнение, подтверждая собственными аргументами; Познавательные: ознакомление со способом чтения прямого слога. |
Физкультминутка. Дети подпрыгивают и делают хлопки над головой, когда слышат слова со звуком А. Много слов на букву А: Ананас, арбуз, автобус, И простое слово ах, Абажур, аэробус. | ||
4. Выбор слов со звуком А в начале, середине и в конце слова (по схемам) Работа по учебнику. - Назовите слова, которые начинаются со звука А. - Назовите слова, в которых звук А находится в середине слова. - Назовите слова, в которых звук А находится в конце слова. - Объясните, почему слово «карта» было названо дважды. - Определите, в каком слове спряталось слово «кран»? (экран) - Расскажите, как расположены рисунки. (В столбик) - Назовите, каждый рисунок, который расположен в левом столбце (в правом столбце, в верхней строке, в средней строке, в нижней строке) -Найди слово в слове «шарф» (шар)
| Назовите слова, которые начинаются со звука А. - Назовите слова, в которых звук А находится в середине слова. - Назовите слова, в которых звук А находится в конце слова. - Объясните, почему слово «карта» было названо дважды. - Определите, в каком слове спряталось слово «кран»? (экран) - Расскажите, как расположены рисунки. (В столбик) - Назовите, каждый рисунок, который расположен в левом столбце (в правом столбце, в верхней строке, в средней строке, в нижней строке) -Найди слово в слове «шарф» (шар) | Регулятивные: умение находить новую букву (зрительное восприятие буквы А), умение работать самостоятельно; умение контролировать этапы своей работы. Познавательные УУД: общеучебные – ознакомление с буквой Аа, со способом чтения прямого слога, словосочетанием; выполнение звукового анализа слов; логические построения понятий «верхняя, нижняя, средняя строка», «левый, правый столбец»; воспроизведение по памяти информации. |
IV. Первичное закрепление. 1.Дифференцированная работа по рабочей тетради «Я учусь писать и читать». 1) Задание для нечитающих детей «Закрась. Напиши». – Закрасьте части рисунка, в которые вписана буква А. - Какой буквой обозначается звук А после твердых согласных? (буквой А) Звукобуквенный анализ картинок. - Как правильно назвать первую картинку – шарик или шар? - Обозначьте звук а буквой, вписав ее в нужные клеточки. - После какого звука стоит звук А? (после твердого согласного) - Повторите правило обозначения звука А, стоящего после твердого согласного. (после твердого согласного звук А записывается буквой А) 2) Задание для читающих детей «Сообрази. Напиши». – Перед вами две строчки слов. – Посчитайте, сколько слов написано в первой строчке. (2 слова.) – Как вы думаете, какие буквы пропущены во всех этих словах? (Каждая буква зашифрована цифрой.) – Впишите буквы в клеточки и прочитайте получившиеся слова. | 1) Задание для нечитающих детей «Закрась. Напиши». – Закрасьте части рисунка, в которые вписана буква А. - Какой буквой обозначается звук А после твердых согласных? (буквой А) Звукобуквенный анализ картинок. - Как правильно назвать первую картинку – шарик или шар? - Обозначьте звук а буквой, вписав ее в нужные клеточки. - После какого звука стоит звук А? (после твердого согласного) - Повторите правило обозначения звука А, стоящего после твердого согласного. (после твердого согласного звук А записывается буквой А) 2) Задание для читающих детей «Сообрази. Напиши». – Перед вами две строчки слов. – Посчитайте, сколько слов написано в первой строчке. (2 слова.) – Как вы думаете, какие буквы пропущены во всех этих словах? (Каждая буква зашифрована цифрой.) – Впишите буквы в клеточки и прочитайте получившиеся слова. | Регулятивные: умение находить новую букву (зрительное восприятие буквы А), умение работать самостоятельно; умение контролировать этапы своей работы. |
2. Разгадывание кроссворда. - Назовите слова со звуком А. - Что нарисовано на картинке? (арфа) - Объясните, что обозначает слово «арфа». - Произнесите слово «арфа» медленно, интонируя каждый звук и соотнося последовательно с соответствующими квадратами звукобуквенной схеме слова. (А…р…ф…а…) Произнеси слово с пропеванием только звука А. - На каком месте в слове находится звук А? - Покажи с помощью фишек качественную характеристику звука. (Учитель все демонстрирует на доске. Аналогичная работа проводится со схемами и картинками других слов в кроссворде) Вывод: буква А обозначает гласный звук А. | - Назовите слова со звуком А. - Что нарисовано на картинке? (арфа) - Объясните, что обозначает слово «арфа». - Произнесите слово «арфа» медленно, интонируя каждый звук и соотнося последовательно с соответствующими квадратами звукобуквенной схеме слова. (А…р…ф…а…) Произнеси слово с пропеванием только звука А. - На каком месте в слове находится звук А? - Покажи с помощью фишек качественную характеристику звука. (Учитель все демонстрирует на доске. Аналогичная работа проводится со схемами и картинками других слов в кроссворде) Вывод: буква А обозначает гласный звук А. | Личностные УУД: высказывают свое мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие; |
V. Рефлексия деятельности. Вот мраморная арка Ведет в аллею парка. Идет аллея до ворот, А у ворот автобус ждет… Да вот фруктовый магазин! Здесь припасли для нас Антоновку и апельсин, Арбуз и ананас. Вот абрикос, а вот айва… Какие вкусные слова- И все на букву …(А) - Назовите слова на букву А. - Что нового узнали на уроке? С какой буквой познакомились? – Какие звуки обозначает буква А? После какого звука стоит звук А? (после твердого согласного) - Повторите правило обозначения звука А, стоящего после твердого согласного. (после твердого согласного звук А записывается буквой А) | Вот мраморная арка Ведет в аллею парка. Идет аллея до ворот, А у ворот автобус ждет… Да вот фруктовый магазин! Здесь припасли для нас Антоновку и апельсин, Арбуз и ананас. Вот абрикос, а вот айва… Какие вкусные слова- И все на букву …(А) - Назовите слова на букву А. - Что нового узнали на уроке? С какой буквой познакомились? – Какие звуки обозначает буква А? После какого звука стоит звук А? (после твердого согласного) - Повторите правило обозначения звука А, стоящего после твердого согласного. (после твердого согласного звук А записывается буквой А) | Познавательные: умение осознанно строить речевые высказывания в устной речи, структурирование знаний. - Коммуникативные УУД: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обучению грамоте.Тема: «Звуки [т], [т´], буква Т».
Данный урок был проведён в 1 классе для детей с нарушением зрения...
Конспект урока обучения грамоте. Тема "Согласные глухие звуки [к], [к,], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы К, к."
Урок обучения грамоте (Перспективная начальная школа)Тема "Согласные глухие звуки [к], [к,], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы К, к." Цели: 1. познакомить с глух...
Конспект урока обучения грамоте тема: Знакомство с буквой Ж, ж и со звуком ж
организовать работу по ознакомлению с буквой Ж, ж и выяснению (выделению) особенностей звука [ж]; научить выполнять звуковой анализ слов «лыжи», «пирожок», использовать схемы и модели звукового состав...
КОНСПЕКТ урока обучения грамоте.Тема. Звуки [с] и [с ̕].Буква С
Предметные задачи урока:1. Добиться запоминания формы буквы с.2. Помочь детям выделить звуки буквы С.3. Научит...
Конспект урока обучения грамоте. Тема Звук (й), буква Й, й
Конспект урока обучения грамоте. Тема: "Звук (й), буква Й, й...
План конспект урока обучения грамоте. Тема "Закрепление изученных букв: А, О, И
Урок-игра по теме "Закрепление изученных букв". В ходе урока ребята помогают своему любимому сказочному герою, попавшему в беду. На уроке ребята закрепят понятие "гласный звук", на...
Урок обучения грамоте. Тема: "Знакомство с буквой "Г, г"".
Урок обучения грамоте. Тема: "Знакомство с буквой "Г, г"". 1-й классЦели:познакомить с буквой "Г, г";учить давать характеристику звукам;формировать навык чтения слов, пре...