Технологическая карта открытого урока по русскому языку 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку во 2 классе

Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова»

УМК «Школа России»

Дата проведения урока 22 ноября 2022 года

Цель: формировать у учащихся умение проверять безударные гласные в корне слова и правильно их записывать.

Задачи:

- расширить представления об особенностях проверочного и проверяемого слов;

- научить пользоваться алгоритмом для проверки безударных гласных;

- развивать орфографическую зоркость, речь, мышление, внимание, память;

- развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе;

- воспитывать любовь к родному языку, любовь к природе, чувство сопереживания, сотрудничества, взаимопомощи

Тип урока: повторения и обобщения.

Планируемые результаты:

Предметные:

научатся: различать слова с безударными гласными в корне, находить в словах безударную букву гласного звука, написание которого надо проверить; различать проверочное и проверяемое слово;

получат возможность научиться: определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове; использовать прием планирования учебных действий при подборе проверочного слова путем изменения формы слова.

Метапредметные:

познавательные: овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;

коммуникативные: развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи; наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Регулятивные: оценивать свои достижения на уроке.

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Формы работы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа в группах, беседа, взаимопроверка.

Технологии: игровые, технология проблемно-диалогического обучения, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие.

Основные понятия: безударная гласная в корне, проверочные и проверяемые слова, орфограмма.

Оборудование: презентация к уроку, карточки для работы в паре

                                                       

                                         Ход урока:

1 Организационный момент

- Доброе утро, дети! Я очень рада встрече с вами. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки

    - Говорят так, что у человека все предназначено для себя: глаза – чтобы смотреть и находить; уши – слышать, ноги – ходить, рот – чтобы поглощать пищу. Все нужно самому себе, кроме … Чего?

Дети: УЛЫБКИ!

        - Правильно, ребята. Она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо.

                  Пусть этот урок принесет вам радость общения.

Начинаем урок русского языка и желаю вам хорошей и плодотворной работы.

       -Запишите дату и название работы. (Работа в тетради)

2. Мотивация. Актуализация знаний

А)- Прочитайте пословицу: «Грамоте учиться - всегда пригодиться». (Слайд №2)

- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (ответы детей)

-Грамотностью в энциклопедии называют умение человека осмысленно читать и писать на родном языке. Грамотных людей разных профессий всегда очень ценят на любой работе. А вы желаете быть грамотными? (ответы детей)

-Тогда вперёд! И девизом нашего урока станут слова этой пословицы. Все свои достижения на этом уроке вы будете оценивать на «Дереве грамотности». ( раздать карточки с «Деревом грамотности» Приложение №1

- Критерии оценки вы видите на этом листе. (Приложение №2, повесить с левой стороны доски.)

   - Начнем с повторения.  

1) Фронтальный опрос.

1. Что такое речь? Какая бывает речь? (Устная и письменная)

    -Каким видом речи мы пользуемся  на уроках русского языка?

2.   Из чего состоит речь?(Из предложений)

3.   Что такое предложение?(Одно или несколько слов , связанных по смыслу).

4.   Из чего состоят предложения? (Из слов)

5.  Из чего состоят слова? (Из слогов)

    -А слоги ? Из букв и звуков (в письменной речи из букв, в устной из звуков)

   -Какой слог называют ударным? Как называется гласная в ударном слоге? Сколько ударных слогов может быть в слове? Что такое корень слова? Какие слова называют родственными?

     -Что такое орфограмма? Орфограмма – правильное написание слов, основанное на правилах.

   Понятие «орфограмма» греческого происхождения, переводится как «правильно     писать».

    Под орфограммой понимают все случаи написания, где возможна орфографическая ошибка, где надо уметь  применить правило.

 -Какие орфограммы вы знаете?

2) Словарная работа

Б.рёза, в.рона, за.ц, яг.да, с.рока.  

Вставить пропущенные буквы и ударение и подчеркнуть безударную.

(Запись слов в тетради).

3) Взаимопроверка.

-Составьте предложение с одним из этих слов и запишите в тетрадь. Выделить главные члены предложения. (Запись предложения в тетради)

Вывод : С какой целью проводим словарную работу на уроках русского языка?

-Над какой орфограммой поработали?

- На «Дереве грамотности»  оцените свою работу на этом этапе урок

3.  Создание проблемной ситуации.  Постановка учебной задачи

А) - Посмотрите и послушайте Какая  однажды история произошла с ребятами летом. А потом выскажите свое мнение.

«Однажды на каникулах собрались подружки Поля и Соня поиграть в волейбол, а мяча у них не было. Написали своему другу Димке смс-сообщение «Приходи с мечом, поиграем». Дима прочитал сообщение и ответил: «Договорились. Сейчас приду». Ждут подружки товарища на улице. Пришел Дима, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Девочки расстроились, что не придется поиграть в волейбол» (Слайд №4)

Б) - Почему так получилось? (ответы детей: «Девочки неправильно написали «с мечом»)

-В каком слове девочки допустили ошибку?

   -Найдите «опасное место»

     -Поставьте ударение в этом слове. Какую букву нужно написать?

     -Как называют такое   «опасное место» в слове ? («орфограммой).

     -Какую букву нужно написать? Почему?

      -Чтобы вы посоветовали девочкам? (ответы детей: «Знать правило как грамотно писать слова»)

- Кто догадался, над какой темой будем работать на уроке?

 («Учимся писать буквы  безударных гласных в корне слова») (Слайд №5)

- Для чего мы будем продолжать изучать эту тему? (ответы детей: «чтобы   быть грамотными»)

- Какую задачу поставим на урок? ( ответы детей: « Научиться грамотно писать буквы  безударных гласных в корне слова»)

- Чтобы научиться грамотно писать, мы будем отвечать на следующие вопросы: (Приложение№3,  повесить в центре на доске)

1. Где проверять?

2. Что проверять?

3. Как проверять?

- Какой результат вы должны получить в конце урока? (ответ детей: «уметь грамотно писать слова»)

4. Работа по теме урока

А) – Начнем с первых двух вопросов: где проверять и что проверять? Понаблюдаем за словами.  

- Что вы заметили? Какие это слова? (ответы детей: «Это родственные слова») Почему? (ответы детей: «один корень»)  

Лес – лесок , сосны – сосновый , море - моряк)

- Какой гласный звук в корне  под ударением слышится? А какой буквой обозначен этот звук в слове?

- Какой безударный гласный звук в корне? Какой буквой он обозначен?

( аналогично анализируют следующие пары слов)

- Сделайте вывод.  Дайте ответ на первый и второй вопросы – Где проверяем и что проверяем?

(ответы детей: « Проверяем безударную гласную в корне слова»

Б) - Как пишутся гласные буквы в корне родственных слов в ударном и безударном положении? (ответы детей: «одинаково»)

- Какое слово в паре было проверочным? (ответы детей: «где гласная буква в корне под ударением»)

-  Сделайте вывод. Дайте ответ на третий вопрос.

-Чтобы ответить на третий вопрос, вспомним правило с учебника стр 96.

Как же грамотно написать безударную гласную в корне слова? (ответы детей: «Нужно подобрать родственное слово, где проверяемый безударный гласный звук становится ударным)

В) Теперь повторим  алгоритм правила: как мы действуем при проверке данной орфограммы. (Слайд6)

1.Прочитать слово и поставить в нем ударение.

2. Определить безударную гласную, выделить корень.

3. Подобрать однокоренное проверочное слово, в котором безударный является ударным.

4. Написать грамотно слово.

Вывод: - Для чего мы повторили  алгоритм правила? (ответы детей)

-  На «Дереве грамотности»  оцените свою работу на этом этапе урока.

5.  Проверка усвоения знаний (работа в группе)

- Объединитесь по группам. Помните о правилах работы в группах. Для каждой группы предлагается следующая работа: проведите исследование какую букву нужно вставить в слове? (Приложение №4)

- Проверим по эталону результаты вашего исследования. (Слайд 7)

- Встаньте, кто провел исследование и не допустил ни одной ошибки.

- Для чего проводили  исследование? (ответы детей: «Чтобы научиться применять новое знание проверки безударной гласной в корне слова»)

- На «Дереве грамотности»  оцените свою работу на этом этапе урока.

7.  Закрепление знаний. Работа по учебнику  № 151

 (1 ряд - первую загадку , 2ряд – 2загадку , 3ряд – третью загадку).

- Встаньте, чья пара выполнила задание без ошибок.

 -Вывод:-Для чего вы выполняли это задание? (ответы детей)

-  На «Дереве грамотности»  оцените свою работу на этом этапе урока.

Вывод: -С какой целью работали, выполняя данное упражнение?

8. Контроль и самопроверка знаний

- А теперь пришло время испытать свои силы и поработать самостоятельно: Вам нужно выбрать задание на карточке и выполнить его, записывая в рабочей тетради.

1) На красной карточке: задание на повторение о родственных словах и корне слова.

2) На желтой карточке задание по сегодняшней теме урока. Разгадать загадку и вставить пропущенные буквы.

3) На зеленой карточке задание для тех кто старается знать много по предмету.

(Приложение №6) Выберите задание какое вам нравится, а после его выполнения проверьте по эталону. (Приложение№7) Карточки-эталоны лежат на столе учителя.

Вывод: -С какой целью работали, выполняя данное задание?

- На «Дереве грамотности» оцените свою работу на этом этапе урока.

9. Подведение итогов урока. Рефлексия

- Под каким девизом мы работали на уроке? Какую учебную задачу мы ставили на урок?  Удалось выполнить эту задачу?

- Как правильно написать безударную гласную в корне слова?

- Чтобы узнать какого успеха на уроке вы достигли, посмотрите на своё «Дерево грамотности» и сравните  каких листочков  больше.

- Если все листочки зеленые – вы отлично справились с поставленной задачей урока. Если есть и зеленые, и желтые листочки – вы хорошо работали на уроке, но ещё не хватает твёрдости в ваших знаниях. Если много красных листочков – вам нужно больше потренироваться в новом знании.

- Это был  третий   урок, где вы учились грамотно писать буквы безударных гласных в слове. Вы продолжите тренироваться в проверке на следующих уроках русского языка, узнаете разные способы проверки.

10. Домашнее задание по карточке  (по вариантам) Слайд 8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".

Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс.  Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку 3 класс "Однокоренные слова.Обобщение"

Материал рекомендуется для проведения урока обобщения по теме "Однокоренные слова"...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку во 2 классе.

Тема урока: Настоящее, будущее и прошедшее время глагола.Цель: создать условия для формирования умения определять прошедшее, настоящее и будущее время глаголов.Задачи:1. Ознакомить с категорией времен...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку. "Правописание глаголов". 4 класс

Технологическая карта открытого урока по русскому языку. "Правописание глаголов". 4 класс...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку во 2 классе "Обобщение знаний о частях речи".

Открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме "Обобщение знаний о частях речи"....