Технологическая карта открытого урока по русскому языку 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку во 2 классе
Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова»
УМК «Школа России»
Дата проведения урока 22 ноября 2022 года
Цель: формировать у учащихся умение проверять безударные гласные в корне слова и правильно их записывать.
Задачи:
- расширить представления об особенностях проверочного и проверяемого слов;
- научить пользоваться алгоритмом для проверки безударных гласных;
- развивать орфографическую зоркость, речь, мышление, внимание, память;
- развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе;
- воспитывать любовь к родному языку, любовь к природе, чувство сопереживания, сотрудничества, взаимопомощи
Тип урока: повторения и обобщения.
Планируемые результаты:
Предметные:
научатся: различать слова с безударными гласными в корне, находить в словах безударную букву гласного звука, написание которого надо проверить; различать проверочное и проверяемое слово;
получат возможность научиться: определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове; использовать прием планирования учебных действий при подборе проверочного слова путем изменения формы слова.
Метапредметные:
познавательные: овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;
коммуникативные: развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи; наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.
Регулятивные: оценивать свои достижения на уроке.
Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Формы работы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа в группах, беседа, взаимопроверка.
Технологии: игровые, технология проблемно-диалогического обучения, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие.
Основные понятия: безударная гласная в корне, проверочные и проверяемые слова, орфограмма.
Оборудование: презентация к уроку, карточки для работы в паре
Ход урока:
1 Организационный момент
- Доброе утро, дети! Я очень рада встрече с вами. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки
- Говорят так, что у человека все предназначено для себя: глаза – чтобы смотреть и находить; уши – слышать, ноги – ходить, рот – чтобы поглощать пищу. Все нужно самому себе, кроме … Чего?
Дети: УЛЫБКИ!
- Правильно, ребята. Она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо.
Пусть этот урок принесет вам радость общения.
Начинаем урок русского языка и желаю вам хорошей и плодотворной работы.
-Запишите дату и название работы. (Работа в тетради)
2. Мотивация. Актуализация знаний
А)- Прочитайте пословицу: «Грамоте учиться - всегда пригодиться». (Слайд №2)
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (ответы детей)
-Грамотностью в энциклопедии называют умение человека осмысленно читать и писать на родном языке. Грамотных людей разных профессий всегда очень ценят на любой работе. А вы желаете быть грамотными? (ответы детей)
-Тогда вперёд! И девизом нашего урока станут слова этой пословицы. Все свои достижения на этом уроке вы будете оценивать на «Дереве грамотности». ( раздать карточки с «Деревом грамотности» Приложение №1
- Критерии оценки вы видите на этом листе. (Приложение №2, повесить с левой стороны доски.)
- Начнем с повторения.
1) Фронтальный опрос.
1. Что такое речь? Какая бывает речь? (Устная и письменная)
-Каким видом речи мы пользуемся на уроках русского языка?
2. Из чего состоит речь?(Из предложений)
3. Что такое предложение?(Одно или несколько слов , связанных по смыслу).
4. Из чего состоят предложения? (Из слов)
5. Из чего состоят слова? (Из слогов)
-А слоги ? Из букв и звуков (в письменной речи из букв, в устной из звуков)
-Какой слог называют ударным? Как называется гласная в ударном слоге? Сколько ударных слогов может быть в слове? Что такое корень слова? Какие слова называют родственными?
-Что такое орфограмма? Орфограмма – правильное написание слов, основанное на правилах.
Понятие «орфограмма» греческого происхождения, переводится как «правильно писать».
Под орфограммой понимают все случаи написания, где возможна орфографическая ошибка, где надо уметь применить правило.
-Какие орфограммы вы знаете?
2) Словарная работа
Б.рёза, в.рона, за.ц, яг.да, с.рока.
Вставить пропущенные буквы и ударение и подчеркнуть безударную.
(Запись слов в тетради).
3) Взаимопроверка.
-Составьте предложение с одним из этих слов и запишите в тетрадь. Выделить главные члены предложения. (Запись предложения в тетради)
Вывод : С какой целью проводим словарную работу на уроках русского языка?
-Над какой орфограммой поработали?
- На «Дереве грамотности» оцените свою работу на этом этапе урок
3. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи
А) - Посмотрите и послушайте Какая однажды история произошла с ребятами летом. А потом выскажите свое мнение.
«Однажды на каникулах собрались подружки Поля и Соня поиграть в волейбол, а мяча у них не было. Написали своему другу Димке смс-сообщение «Приходи с мечом, поиграем». Дима прочитал сообщение и ответил: «Договорились. Сейчас приду». Ждут подружки товарища на улице. Пришел Дима, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Девочки расстроились, что не придется поиграть в волейбол» (Слайд №4)
Б) - Почему так получилось? (ответы детей: «Девочки неправильно написали «с мечом»)
-В каком слове девочки допустили ошибку?
-Найдите «опасное место»
-Поставьте ударение в этом слове. Какую букву нужно написать?
-Как называют такое «опасное место» в слове ? («орфограммой).
-Какую букву нужно написать? Почему?
-Чтобы вы посоветовали девочкам? (ответы детей: «Знать правило как грамотно писать слова»)
- Кто догадался, над какой темой будем работать на уроке?
(«Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова») (Слайд №5)
- Для чего мы будем продолжать изучать эту тему? (ответы детей: «чтобы быть грамотными»)
- Какую задачу поставим на урок? ( ответы детей: « Научиться грамотно писать буквы безударных гласных в корне слова»)
- Чтобы научиться грамотно писать, мы будем отвечать на следующие вопросы: (Приложение№3, повесить в центре на доске)
1. Где проверять?
2. Что проверять?
3. Как проверять?
- Какой результат вы должны получить в конце урока? (ответ детей: «уметь грамотно писать слова»)
4. Работа по теме урока
А) – Начнем с первых двух вопросов: где проверять и что проверять? Понаблюдаем за словами.
- Что вы заметили? Какие это слова? (ответы детей: «Это родственные слова») Почему? (ответы детей: «один корень»)
Лес – лесок , сосны – сосновый , море - моряк)
- Какой гласный звук в корне под ударением слышится? А какой буквой обозначен этот звук в слове?
- Какой безударный гласный звук в корне? Какой буквой он обозначен?
( аналогично анализируют следующие пары слов)
- Сделайте вывод. Дайте ответ на первый и второй вопросы – Где проверяем и что проверяем?
(ответы детей: « Проверяем безударную гласную в корне слова»
Б) - Как пишутся гласные буквы в корне родственных слов в ударном и безударном положении? (ответы детей: «одинаково»)
- Какое слово в паре было проверочным? (ответы детей: «где гласная буква в корне под ударением»)
- Сделайте вывод. Дайте ответ на третий вопрос.
-Чтобы ответить на третий вопрос, вспомним правило с учебника стр 96.
Как же грамотно написать безударную гласную в корне слова? (ответы детей: «Нужно подобрать родственное слово, где проверяемый безударный гласный звук становится ударным)
В) Теперь повторим алгоритм правила: как мы действуем при проверке данной орфограммы. (Слайд6)
1.Прочитать слово и поставить в нем ударение.
2. Определить безударную гласную, выделить корень.
3. Подобрать однокоренное проверочное слово, в котором безударный является ударным.
4. Написать грамотно слово.
Вывод: - Для чего мы повторили алгоритм правила? (ответы детей)
- На «Дереве грамотности» оцените свою работу на этом этапе урока.
5. Проверка усвоения знаний (работа в группе)
- Объединитесь по группам. Помните о правилах работы в группах. Для каждой группы предлагается следующая работа: проведите исследование какую букву нужно вставить в слове? (Приложение №4)
- Проверим по эталону результаты вашего исследования. (Слайд 7)
- Встаньте, кто провел исследование и не допустил ни одной ошибки.
- Для чего проводили исследование? (ответы детей: «Чтобы научиться применять новое знание проверки безударной гласной в корне слова»)
- На «Дереве грамотности» оцените свою работу на этом этапе урока.
7. Закрепление знаний. Работа по учебнику № 151
(1 ряд - первую загадку , 2ряд – 2загадку , 3ряд – третью загадку).
- Встаньте, чья пара выполнила задание без ошибок.
-Вывод:-Для чего вы выполняли это задание? (ответы детей)
- На «Дереве грамотности» оцените свою работу на этом этапе урока.
Вывод: -С какой целью работали, выполняя данное упражнение?
8. Контроль и самопроверка знаний
- А теперь пришло время испытать свои силы и поработать самостоятельно: Вам нужно выбрать задание на карточке и выполнить его, записывая в рабочей тетради.
1) На красной карточке: задание на повторение о родственных словах и корне слова.
2) На желтой карточке задание по сегодняшней теме урока. Разгадать загадку и вставить пропущенные буквы.
3) На зеленой карточке задание для тех кто старается знать много по предмету.
(Приложение №6) Выберите задание какое вам нравится, а после его выполнения проверьте по эталону. (Приложение№7) Карточки-эталоны лежат на столе учителя.
Вывод: -С какой целью работали, выполняя данное задание?
- На «Дереве грамотности» оцените свою работу на этом этапе урока.
9. Подведение итогов урока. Рефлексия
- Под каким девизом мы работали на уроке? Какую учебную задачу мы ставили на урок? Удалось выполнить эту задачу?
- Как правильно написать безударную гласную в корне слова?
- Чтобы узнать какого успеха на уроке вы достигли, посмотрите на своё «Дерево грамотности» и сравните каких листочков больше.
- Если все листочки зеленые – вы отлично справились с поставленной задачей урока. Если есть и зеленые, и желтые листочки – вы хорошо работали на уроке, но ещё не хватает твёрдости в ваших знаниях. Если много красных листочков – вам нужно больше потренироваться в новом знании.
- Это был третий урок, где вы учились грамотно писать буквы безударных гласных в слове. Вы продолжите тренироваться в проверке на следующих уроках русского языка, узнаете разные способы проверки.
10. Домашнее задание по карточке (по вариантам) Слайд 8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта открытого урока по русскому языку 3 класс "Правописание суффиксов и приставок"
Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС...
Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".
Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс. Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...
Технологическая карта открытого урока по русскому языку 3 класс "Однокоренные слова.Обобщение"
Материал рекомендуется для проведения урока обобщения по теме "Однокоренные слова"...
Технологическая карта открытого урока по русскому языку во 2 классе.
Тема урока: Настоящее, будущее и прошедшее время глагола.Цель: создать условия для формирования умения определять прошедшее, настоящее и будущее время глаголов.Задачи:1. Ознакомить с категорией времен...
Технологическая карта открытого урока по русскому языку. "Правописание глаголов". 4 класс
Технологическая карта открытого урока по русскому языку. "Правописание глаголов". 4 класс...
Технологическая карта открытого урока по русскому языку во 2 классе "Обобщение знаний о частях речи".
Открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме "Обобщение знаний о частях речи"....
Технологическая карта открытого урока по русскому языку во 2 классе на тему "Звуки и буквы"
конспект открытого урока...