Технологическая карта открытого урока по русскому языку во 2 классе "Обобщение знаний о частях речи".
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме "Обобщение знаний о частях речи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_po_rus_yaz_2kl.doc344.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учебный предмет: русский язык

Класс: 2

Школа: МБОУ Саконская СОШ

Учитель: Сыхраннова Любовь Ивановна

УМК: «Планета Знаний»

Время проведения:  апрель.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Тема урока

Обобщение знаний о частях речи

Цель урока

Закрепить знания о частях речи на основе составления алгоритма описания

Планируемые результаты

Личностные УУД:

  • расширят познавательный интерес, учебные мотивы;
  • осуществят самооценку;
  • получат возможность применять правила охраны своего здоровья;
  • продемонстрируют свое отношение и интерес к художественным произведениям

Метапредметные УУД:

             регулятивные

  • научатся выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциями учителя;

познавательные

  • научатся делить слова на группы по частям речи; получат возможность научиться находить, сравнивать, классифицировать части речи;

коммуникативные

  • научатся договариваться и приходить к общему решению, работая в группе; получат возможность  научиться строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество;

Предметные:

  • научатся составлять алгоритм распознавания и определения частей речи (общее значение, вопрос);
  • получат возможность научиться использовать части речи в предложении

Методы обучения

Проблемный метод обучения,объяснительно – иллюстративный, деятельностный, проектный , словесный.

Использованные технологии

Технология разноуровневой дифференциации, элементы игровой технологии

Основные понятия

Части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол)

Межпредметные связи

Литературное чтение, окружающий мир

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

  1. Учебник Л.Я. Желтовская О.Б.Калинина.  «Русский язык.2 класс»

  1. Презентация к уроку «Части речи»
  2. Карточки для самооценки результатов учебной деятельности; с текстом; для самостоятельной работой; разноуровневые задания; лепестки; рефлексивные карточки.

Технология проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предмет-ные

Личностные и метапредметные УУД

I. Этап мотивации

(1 мин)

Цель: формирование готовности выполнения учебной деятельности 

1.Организационный момент

Учитель: Долгожданный дан звонок начинается урок.

На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё

- видят.

Уши внимательно слушают и всё

- слышат.

Голова хорошо

- думает.

Наш девиз:

Мало уметь писать, надо уметь думать.

Без дружбы нам никак нельзя:

Уметь прийти на помощь другу,

Утешить, поддержать подругу.

И наш урок, признаться честно,

Пройдет активно интересно

Теперь друг другу улыбнитесь,

Настройтесь на урок и соберитесь.

И все проблемы – пустяки,

Ведь все мы вместе – знатоки.

А знатоки чего, мы сегодня выясним.

2.ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО   ЗАДАНИЯ.( 2 мин)

Учитель: Но сначала проверим ваши знания, как выполнили домашнее задание.       Д/З стр. 113 №4  указать части речи.

Свою работу будем оценивать в Листах самооценки.

Настраиваются на активную работу на уроке.

.

Лист самооценки

Этапы урока

Само

оценка

1

 Минутка чистописа-ния

2

Работа в группе.

3

Игра

«Огоньки»

4

Игра

«Огоньки»

5

Творческая работа

6

Работа с рефлексивной картой

Личностные:

формирование познавательных мотивов – интерес к новому

Регулятивные :

формирование способности к организации своей деятельности

Коммуникативные:

формирование    способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу и к окружающим.

II. Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

 (10 мин)

Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания внутренней потребности к построению учебных действий и организация фиксирования каждым индивидуального затруднения в пробном действии.

1. Чистописание.

 - Ребята сегодня к нам на урок просится гостья. Чтобы, узнать кто она надо отгадать загадку.

Она приходит,  ласкаю

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой

Взмахнёт,

В лесу подснежник

Расцветёт.  (Весна) (СЛАЙД 1)

Мы отправимся с вами  за знаниями в весенний лес. Он богатство нашей страны. Дорогой с пути никуда  не свернём. Первая дорожка «Чистописание».

        

- В слове весна назовите букву, которая обозначает согласный звонкий парный звук.

Сначала пишем заглавную и строчную букву Вв

- На второй строке пишем соединения

ве   вя   ви

Продолжите ряд соединения с другими гласными

Запишите словарные слова на букву в  (ворона, воробей, весело, вагон, верблюд, велосипед)

-Оцените свою работу в Листе самооценки

2. Определение темы и цели урока

- Весна предлагает поиграть в игру «Четвертый лишний».

 - Какое слово будет лишнее в каждой строчке?

Строить, подснежник, плавать, кричать.

Воробей,  весенний, ученик, лимон.

Бегут, узкий, весёлый, красный

(На слайде появляются слова подснежник, весенний, бегут, а под ними название частей речи)

- Вы на доску посмотрите,

Что заметили – скажите?

- Что объединяет все эти слова?

- Какая тема нашего урока?

- А какую цель мы поставим перед собой  на уроке?

Постановка цели урока.

А кто из вас догадался, о чём мы сегодня будем на уроке говорить?

  • Мы будем учиться распознавать части речи,
  • находить их в тексте,
  • задавать вопросы;
  • определять грамматические признаки, известные нам.

3. Создание проблемной ситуации

-Что нужно знать, чтобы определить части речи?

Рассказать правило своему товарищу.

1 ряд-про сущ.

2 ряд-про прил.

3 ряд- про глагол.

Открыли тетради, записали число. Классная работа.

Весна

Буква В

Учащиеся продолжают работают в тетради

Учащиеся выбирают нужные слова

Ответы:

-  В первой строке все глаголы, лишнее слово подснежник – имя существительное.

- Во второй строке  все слова  имени существительного, а весенний – имя прилагательное.

-  В третьей строке все слова  имена прилагательные, лишнее слово бегут – глагол.

«Части речи»

Мы будем учиться распознавать части речи,

находить их в тексте,

задавать вопросы;

определять грамматические признаки, известные нам.

Называют вопросы:

- Какая часть речи?

-Что обозначает?

- На какие вопросы отвечает?

Она приходит  ласкаю

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой

Взмахнёт,

В лесу подснежник

Расцветёт.

Слайд – изображение весны

Вв

ве   вя   ви

Лист самооценки

Строить, подснежник, плавать, кричать.

Воробей,  весенний, ученик, лимон.

Бегут, узкий, весёлый, красный

Вопросы для определения частей речи

(на доске)

- Какая часть речи?

- Что обозначает?

- На какие вопросы отвечает?

 - Какая часть речи?

        

 Закрепление знание частей речи, умения различать части речи по изученным признакам.

Личностные:

расширение познавательного интереса и учебной  мотивации. Развитие самооценки учебной деятельности

Регулятивные :

определение и формулирование  цели на уроке с помощью учителя; демонстрирование способности к организации своей деятельности.

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей;

формирование умений распознавать части речи и классифицировать их

Коммуникативные:

формированиемонологическойречи,умение выражать собственные мысли

III. Этап построения проекта выхода из затруднения.

 (10мин)

Цель: анализ возникшей ситуации, выявление места и причины затруднения (в чем состоит недостаточность знаний, умений или способностей).

 

1. Организация мини-проекта  

(работа в группах)

- Проведём мини-исследование частей речи. Для этого вы должны разделиться на группы.

Каждая группа имеет свое задание и  вопросы для определения частей речи.

- Не забывайте правила работы  в группе.

-Каждая группа будет работать по плану, который лежит на столе. Зачитаем пункты плана.

2. Демонстрация результата работы каждой группы

Заслушивание представителей каждой группы  у доски

Учащиеся поднимают сигнальные карточки.

-Оцените свою работу в группе.

А что такое подснежник?  (это весенний цветок)    (СЛАЙД 1)

Первый вылез из темницы на проталинке.

 Он мороза не боится хоть и  маленький.

Разберите по составу слово подснежник.

Какие ещё знаете весенние цветы?( мать и  мачеха, ландыш, хохлатка)

Многие первоцветы стали редкими и поэтому занесены в Красную книгу. Не стоит губить растения из-за несколько дней красоты. Недаром говорят «К красоте можно прикасаться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту и природу!

НО МЫ ИХ РВАТЬ НЕ БУДЕМ. ПУСКАЙ ЦВЕТУТ НА РАДОСТЬ ЛЮДЯМ!                     (СЛАЙД 1)

-Оцените свою работу в группе

- А теперь давайте отдохнем.

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ:

  • Умей выслушать товарища
  • Своё мнение должен высказать каждый
  • Закончив дело, помоги другу
  • Работать тихо, чтобы не мешать другим
  • Рабочее место содержи в порядке
  • Договоритесь, кто будет выступать

Учащиеся выполняют задания.

Заслушивание представителей каждой группы с плакатом у доски.

Учащиеся поднимают сигнальные карточки

Лист самооценки

Задания группам:

1гр. Рассказать об имени существительном с примерами из текста.                                

2 гр. Рассказать об имени прилагательном с примерами из текста.

3 гр. Рассказать о глаголе с примерами из текста.

             

Текст для групп «Весна»

Улыбнулось весеннее солнышко. На лесных полянках расцветают первые подснежники. Земля наряжается в праздничный наряд.

ПЛАН действия в группе

1.Найти карточку с ответом на вопрос.

2.Прикрепить  к ветке дерева.

3. Прочитать текст, подчеркнуть часть речи.

 

Знание частей речи, умение различать части речи по изученным признакам

Личностные:

расширение познавательного интереса и учебной  мотивации. Развитие самооценки учебной деятельности

Регулятивные :

умение выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом.

Умение высказывать своё предположение.

Познавательные :

умение находить, сравнивать, классифицировать части речи.

Коммуникативные:

умение оформлять свои мысли в устной и письменной  форме; слушать и понимать речь других.

1V Физминутка

(2 мин.)

 1.На лугу растут цветы небывалой красоты

К солнцу тянутся цветы с ними потянись и ты.

Ветер дует иногда только этот не беда.

Наклоняются цветочки опускают лепесточки.

Руки в стороны вперёд – Нас ещё работа ждёт!

Наши тонкие цветочки

Распускают лепесточки,

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головой качают.

Весной бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

Раз – росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три – качнулась и присела

И к цветочкам полетела.

V. Этап реализации построенного проекта. 

(10мин)

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять.

  1. Самостоятельная работа

- Мы поработали в группах, а теперь, пользуясь полученными знаниями, поработаем самостоятельно.

В лесу кроме цветов живут птицы и звери.

Составьте предложение из слов.  (СЛАЙД 1)

ШУСТРАЯ В БЕЛОЧКА ЛЕСУ ЖИВЁТ КРАСИВОМ.

Шустрая белочка живёт в красивом лесу.

Разобрать по членам предложения и определить части речи

Учащиеся поднимают сигнальные карточки

Шустрая- это какая?  Быстрая, ловкая. Это слова-синонимы.

Синонимы-это слова, одинаковые по значению, но разные по написанию.

- Оцените свою работу в листах самооценки. Взаимопроверка.

 

2. Домашнее задание (1 мин.) (разноуровневое) 

- В д/з будет подобное задание, которое мы сделали на уроке.

Учащиеся с помощью жёлтого карандаша закрашивают слова в таблице.

Заслушивание представителей каждого варианта

Учащиеся поднимают сигнальные карточки

Лист самооценки

Белка приготовила каждому Д/З на шишках.

Составьте предложение из слов.  (СЛАЙД 1)

ШУСТРАЯ В БЕЛОЧКА ЛЕСУ ЖИВЁТ КРАСИВОМ.

Шустрая белочка живёт в красивом лесу.

Разобрать по членам предложения и определить части речи

Учащиеся поднимают сигнальные карточки

Шустрая- это какая?  Быстрая, ловкая. Это слова-синонимы.

Синонимы-это слова, одинаковые по значению, но разные по написанию.

- Оцените свою работу в листах самооценки. Взаимопроверка.

1 ур. Составить 3 предложения о весне

2 ур. Составить 3-5 предложений о весне, обозначить части речи

3 ур. Составить 3-5 пред о весне, обозначить части речи и разобрать по членам пр.

Личностные:

осуществлять самооценку, умение устанавливать связи между целью деятельности и её результатом

Регулятивные :

умение  выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциями учителя; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные :

умение делить слова на группы по частям речи

Знание частей речи, умение различать части речи по изученным признакам.

VI. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

(10мин)

Цель: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия, применения новых знаний в типовых заданиях.

1. Индивидуальная проверочная работа

(разноуровневые задания)

-Выберите карточку по своим силам. Внимательно прочитайте задание и приступайте к выполнению.

-У вас на столах лежат карточки с заданиями разной сложности (красный цвет – сложно, жёлтый цвет – не очень сложно, зелёный – легко).

-Выберите карточку с заданием.

- Оцените свою работу в листах самооценки.

2. Творческая работа

- Мы сейчас выполним творческую работу. У вас на столах лежат лепестки. Вы сейчас подумаете,  подберите нужные слова (любая часть речи), которые подходят к портрету «Весны» и запишите одно слово на лепестке.

- Оцените свою работу в листах самооценки.

3. Ребята , а скоро какой праздник мы будем отмечать.  Об этом   празднике мы много говорим, к нам гости приходили?

70 лет ПОБЕДЕ ВОВ. Кого вспоминаем?   ВЕТЕРАНОВ.

Они защищали нашу Родину от врагов. Мы сейчас живём в мире. Символом мира является белый голубь. Мы сейчас всем гостям подарим по голубю, чтобы у нас никогда не было войны, а был мир!!!

С. 114 № 9. ПОСЛЕДНЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

В День Победы в честь ветеранов гремит праздничный салют.

Обозначим части речи.

4.Работаем по Ноутбукам.  Тренажёр. (Части речи)

Учащиеся выбирают карточки по своим силам

Лист самооценки

Учащиеся подбирают нужные слова и выходят к доске, прикрепляя лепестки к портрету «Весны»

(нежная, теплая, капель, струятся, тает, солнце, радуются и т.д.)

Лист самооценки

Карточка с заданием высокого уровня сложности:

1. Прочитай текст. Вставь подходящие по смыслу прилагательные.

Ёлка.

          …   ель росла  в   …   лесу. С ветки на ветку прыгала  …  белка. Под …  ёлкой бегали  зайцы, лисы и волки. Дятел угощался  её    …   шишками.

Карточка с заданием среднего уровня сложности:

1. Прочитай текст. Вставь подходящие по смыслу прилагательные (используй слова для справок).

Ёлка.

          …   ель росла  в   …   лесу. С ветки на ветку прыгала  …  белка. Под …  ёлкой бегали  зайцы, лисы и волки. Дятел угощался  её    …   шишками.

Слова для справок:  дремучем, рыжая, высокая, вкусными, зелёной

Карточка с заданием низкого уровня сложности:

1. Прочитай текст. Спиши. Подчеркни прилагательные.

Ёлка.

       Высокая  ель росла  в дремучем лесу. С ветки на ветку прыгала рыжая  белка. Дятел угощался  её вкусными  шишками.

Задание

  У каждого на столах лепестки для составления цветка. Учащимся надо написать любое слово,  которое подходит к портрету «Весны». И составить цветок.

Умение различать части речи по ранее изученным признакам, умение классифи- цировать слова по смысловому признаку.

Личностные:

развитие самоопределения при выборе индивидуальных заданий.

Регулятивные :

умение выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциями учителя.

Познавательные :

умение находить (подбирать, выделять) прилагательные.

VII.  Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.  (2мин)

Цель: самооценка результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

1. Работа с рефлексивной картой

- Заполнить рефлексивную карту

Вы порадовали меня своими знаниями. А сейчас итог урока, тот , кто больше знает, тот, награды получает.

- На уроке очень активно работали…..

- Я считаю, мы с вами пришли к поставленной цели к концу урока, вы были очень  активны ! Наше путешествие подошло к концу. Спасибо всем за урок.

Долгожданный дан звонок и закончился урок. Идите на перемену

Рефлексивная карточка

- Ребята, какая тема нашего урока? (ЧАСТИ РЕЧИ) (СЛАЙД 1)

- Какую цель мы перед собою ставили? (, НАУЧИТЬСЯ…)

- Как вы считаете, мы её достигли?

- Оцените свою работу в рефлексивной карте и каждый оцените себя.

Чему учились на уроке?

– Что было самым трудным?

– Приготовьте  смайлики

Умение оценивать свою деятель-ность

Личностные:

осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Коммуникативные:

умение оформлять свои мысли в устной форме. Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

 

Уровни моей     успешности

Я молодец!  У меня все получалось! Я чувствую себя уверенно!

У меня получалось почти все! Но я чувствую себя не  совсем уверенно!

Я старался! Но не сумел

справиться со всеми заданиями!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку "Понятие о глаголе как части речи"

Очень интересный урок. На уроке используются разные виды и формы работ . Есть задания,которые носят разноуровневый и творческий характер....

Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".

Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс.  Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...

Проект урока по русскому языку тема "Закрепление знаний о частях речи"

ПредметРусский языкКласс3ПрограммаУМК «Гармония»УчебникСоловейчик М.Ю. Русский язык. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013Тема урокаОбобщение знаний о частях речиЦели и задачи урока  Обобщить сведен...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 4 классе "Роль местоимения в речи"

Урок знакомит обучающихся с ролью местоименийв речи. В ходе урока ребята учатся определять местоимения среди других частей речи, указывают значение личных местоимений, их признаки и синтаксическую рол...

Открытый урок по русскому языку по теме Распознавание значимых частей речи"

Тип урока: обобщение и ситематизация знаний.  Дети научатся выделять значимые части слова....

Открытый урок по русскому языку на тему "Что такое части речи»?" (2 класс, УМК "Школа России")

Ниже представлен конспект и презентация к уроку "Что такое части речи?"Данный конспект предназначен для учащихся 2 класса УМК "Школа России"."....