Конспект урока развития речи "Рассказ по серии картинок «Кормушка»" в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Григорьева Ирина Борисовна

Конспект урока развития речи в 4 классе (АООП НОО, вариант 2.2)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_razvitiya_rechi.docx40.15 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                         

Конспект урока развития речи

4 класс (АООП НОО, вариант 2.2)

                                                                                     

                                                                                       Григорьева И.Б.,

                                                                               учитель высшей категории

Тема: Рассказ по серии картинок «Кормушка»

Цель:

Образовательная:

- обобщить и систематизировать знания о зиме;

- учить составлять план к серии картинок

- развивать умение составлять рассказ по серии картинок;

- закреплять правильное написание падежных окончаний существительных:

- развивать навыки устной и письменной речи учащихся;

- уточнять значение известных слов;

Коррекционная:

- вести работу по преодолению аграмматизмов в речи и недостатков произношения учащихся;

- работать над развитием остаточного слуха учащихся;

Воспитательная:

- воспитывать самостоятельность;

- воспитывать любовь к природе.

Структура урока:

  1. Организационное начало урока.
  2. Вопросы к началу урока.

3.  Сообщение темы урока.

4.  Составление рассказа по серии картинок.

а) проверка домашнего задания;

б) составление плана;

           в) описание картинок, составление рассказа.

     5.  Подведение итогов, рефлексия.

Оборудование:

сюжетные картинки, карточки с текстом, рисунки ребят, таблички с речевым материалом.

Ход урока:

1. Организационное начало урока.

- Поздоровайтесь. Поприветствуйте гостей.

- Сядьте правильно. Будем работать.

2. Вопросы к началу урока (на слух).

- Какое сейчас время года?

- После какого времени года наступает зима?

- Перед каким временем года проходит зима?

- Назовите приметы зимы.

- Как животным зимой?

- Назовите зимующих птиц.

- Как птицам зимой?

- Как надо помогать птицам зимой?

- Какое мы читали стихотворение? (стих. «Кормушка»)

3. Сообщение темы урока. Подготовка к основному этапу.

- Сегодня мы  будем составлять рассказ по картинкам.

- Встаньте. Говорите хорошо звук «С»

Речевая зарядка:

С

СО - СА -   составлять

СКА    СКАС  - рассказ

Будем составлять рассказ.

- Послушайте название рассказа – «Кормушка» (на слух).

(открыть название на доске)

- Откройте тетрадь, напишите название рассказа.

4.Составление рассказа по серии картинок.

а) составление плана.

- У меня на столе лежат несколько картинок.  Идите сюда.      

(картинки на столе.)

-  Посмотрите и разложите на доску картинки по порядку.

( дети определяют порядок картинок, вывешивают на доску)

- Правильно. Молодцы.

- У меня есть таблички с предложениями. Давайте прочитаем их.

- К какой картинке подходит это предложение?                          

   

Наступила зима.

Ребята повесили кормушку.

Ребята насыпают корм.

Птичья столовая.

(детские рисунки)

(картинка)

(картинка)

(картинка)

поддерживают 

 табурет (табуретка)                      

насыпали  

хорошая получилась  

хлебные крошки                    

скоро прилетели

весело прыгали и клевали

спрятались

наблюдали

-  Как вы думаете,  табличку с предложением «Наступила зима» куда надо подложить?

- У нас получился план рассказа. Напишите сами в своих тетрадях план.

(на доске): 

План.

 1.

 2.

 3.

 4.

(учащиеся записывают план в тетради, затем учитель переносит таблички в план)

- Давайте, проверим,  как вы написали.

     

б) проверка выполнения домашнего задания.

- Прочитайте 1 пункт плана.

- У вас было домашнее задание: составить и выучить текст о зиме и нарисовать картинки о зиме.

(Посмотреть картинки, повесить их на доску)

- Кто хочет рассказать? (опрос 2-3 учеников)

- Запишите в тетрадь текст по первой части плана.

в) описание картинок, составление рассказа.

 - Сейчас мы будем рассказывать, что изображено на первой картинке.

(обсуждение элементов картинки – Кто? Что делает?)

(обсуждение нового слова – поддерживают)

- Я написала небольшой текст на карточках, вам надо вставить вместо точек слова,  правильно пишите окончания существительных.

(раздать карточки)

Ребята захотели помочь (кому?)  … . Они пришли (куда?) … . (Кто?)… принесли (что?) …, (что?) … и  (что?) … (для кого?) для … . Андрей встал (куда?) на … и вешает (что?) … (куда?) на … . Света (что делает?) … табурет, чтобы Андрей (что сделал?) не … . Воспитатель с Никитой (что делают?) … кормушку .

Текст.

 Ребята захотели помочь птицам. Они пришли в парк. Дети принесли кормушку, табурет и корм для птиц. Андрей встал на табурет и вешает кормушку. Света держит табурет, чтобы Андрей не упал. Воспитатель с Никитой  поддерживают кормушку.

- Запишите в тетрадь вторую часть рассказа.

– Прочитайте третий пункт плана.

- Давайте рассмотрим, что нарисовано на следующей картинке. Можете использовать слова, которые написаны в словаре под картинкой.

- Будем отвечать на вопросы:

(вопросы на доске)

1. Что сделали ребята?                   3. Что сделал воробей?

2. Что получилось?                        4. Кто увидел воробья?

- Кто хочет рассказать?

(опрос 2 – 3 учеников)

Текст.

Ребята насыпали в кормушку для птиц корм: зерна, семечки, хлебные крошки. Хорошая получилась  столовая для птиц! На ветку сел воробей. Его увидели Андрей и Света.

- Запишите ваш рассказ по картинке в тетрадь.

(провести работу  по последней картинке: описать, составить рассказ, записать)

5.  Подведение итогов, рефлексия.

- Что мы делали на уроке?

+  Мы писали рассказ по  картинкам.

- Вы работали хорошо. Молодцы. Оценки ….. (на слух)

____________________________________________________________________

                                                       

Образец текста.

         Наступила холодная (морозная, суровая) зима. На земле пушистым ковром лежит белый снег. Дуют студеные ветры. Затрещали сильные морозы.  Птицам стало холодно и голодно.

        Ребята захотели помочь птицам. Они пришли в парк. Дети принесли кормушку, табурет и корм для птиц. Андрей встал на табурет и вешает кормушку. Света держит табурет, чтобы Андрей не упал. Воспитатель с Никитой  поддерживают кормушку.

Ребята насыпали для птиц корм: зерна, семечки, хлебные крошки. Хорошая получилась  столовая для птиц! На ветку сел воробей. Его увидели Андрей и Света.

Скоро к кормушке прилетели веселые воробьи и шустрые синички. Они весело прыгали и клевали хлебные крошки.  Ребята спрятались за елочку и наблюдали за птицами.

Оформление доски.

Речевая зарядка:

С

СО - СА -   составлять

СКА    СКАС  - рассказ

Будем составлять рассказ.

План.

1.

2.

3.

4.

                                                             (число)

                                                    Классная работа.

                                    Рассказ по серии картинок «Кормушка».

Наступила зима.         Ребята повесили кормушку.    Ребята насыпают корм.       Птичья столовая.

(детские рисунки)                   (картинка)                                (картинка)                             (картинка)

                                   

 Словарь:                       поддерживают                           скоро прилетели …           весело прыгали и клевали              

                                       насыпали                                    хорошая получилась         спрятались, наблюдали

                                       табурет (табуретка)                   хлебные крошки              

                                                                                                                 

   Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

        для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностям

 «Кировская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат 1 вида».

                              Технологическая карта урока.

Класс 4а (сл/сл)

Учитель Григорьева Ирина Борисовна, высшая категория.

Предмет: развитие речи.

Тема урока: Рассказ по серии картинок «Кормушка»

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Общедидактическая цель по типу урока:

- вторичное осмысление уже известных знаний;

- выработка умений и навыков по их применению.

Цели по содержанию урока:

образовательные:

 - обобщить и систематизировать знания о зиме;

- учить составлять план к серии картинок

- развивать умение составлять рассказ по серии картинок;

- закреплять правильное написание падежных окончаний существительных:

- развивать навыки устной и письменной речи учащихся;

- уточнять значение известных слов;

коррекционные:

- вести работу по преодолению аграмматизмов в речи и недостатков произношения учащихся;

- работать над развитием остаточного слуха учащихся;

воспитательные:

- воспитывать самостоятельность;

- воспитывать любовь к природе.

Формы организации познавательной деятельности:

- фронтальная, индивидуальная.

Григорьева Ирина Борисовна, учитель КОГСкОКУ для   обучающихся,                воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Кировская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

I вида»

                    Методическая разработка открытого урока по развитию речи

                   в 4 классе  специальной (коррекционной) школы I вида.

                               Тема: Рассказ по серии картинок «Кормушка»

Цель:

1.Образовательная:

- обобщить и систематизировать знания о зиме;

- учить составлять план к серии картинок

- развивать умение составлять рассказ по серии картинок;

- закреплять правильное написание падежных окончаний существительных:

- развивать навыки устной и письменной речи учащихся;

- уточнять значение известных слов;

2.Коррекционная:

- вести работу по преодолению аграмматизмов в речи и недостатков произношения учащихся;

- работать над развитием остаточного слуха учащихся;

3.Воспитательная:

- воспитывать самостоятельность;

- воспитывать любовь к природе.

Структура урока:

1.Организационное начало урока.

2.Вопросы к началу урока.

3.  Сообщение темы урока.

4.  Составление рассказа по серии картинок.

а) проверка домашнего задания;

б) составление плана;

в) описание картинок, составление рассказа.

5.  Подведение итогов, рефлексия.

Оборудование:

сюжетные картинки, карточки с текстом, рисунки ребят, таблички с речевым материалом.

Ход урока:

1. Организационное начало урока.

- Поздоровайтесь.

- Сядьте правильно. Будем работать.

2. Вопросы к началу урока (на слух).

- Какое сейчас время года?

- После какого времени года наступает зима?

- Перед каким временем года проходит зима?

- Назовите приметы зимы.

- Назовите зимующих птиц.

- Как птицам зимой?

- Как надо помогать птицам зимой?

- Какое мы читали стихотворение?                                                          

(стихотворение «Кормушка»)

- Кто хочет рассказать стихотворение?                                                   

(опрос 2-3 учеников)

3. Сообщение темы урока. Подготовка к основному этапу.

- Сегодня мы  будем составлять рассказ по картинкам.

- Встаньте. Говорите хорошо звук «С»

Речевая зарядка:

ш

уш – ка

ушка - кормушка

Дети повесили кормушку.

- Послушайте название рассказа – «Кормушка»                      

(открыть название на доске)

- Откройте тетрадь, напишите название рассказа.

4.Составление рассказа по серии картинок.

а) составление плана.

- У меня на столе лежат несколько картинок.  Идите сюда.      

 (картинки на столе.)

-  Посмотрите и разложите на доску картинки по порядку.

 ( дети определяют порядок картинок, вывешивают на доску)

- Правильно. Молодцы.

- У меня есть таблички с предложениями. Давайте прочитаем их.

- К каким картинкам подходят эти предложения?

( Ребята повесили кормушку. Ребята насыпают корм. Птичья столовая.)

- Повесьте таблички с предложениями над картинками.

- Как вы думаете,  табличку с предложением - Наступила зима - куда надо подложить?

- У нас получился план рассказа.

- Напишите сами в своих тетрадях план.

 (учащиеся записывают план в тетради, затем учитель переносит таблички в план)

- Давайте, проверим,  как вы написали.

- Молодцы. Вы написали план в тетрадях верно.

     

б) проверка выполнения домашнего задания.

- Прочитайте 1 пункт плана.

- У вас было домашнее задание: составить и выучить текст о зиме и нарисовать картинки о зиме.

(рассмотреть картинки, повесить их на доску)

- Кто хочет рассказать?                                                                              

(опрос 2-3 учеников)

- Запишите в тетрадь текст по первой части плана.

Текст.

 Наступила холодная (морозная, суровая) зима. На земле пушистым ковром лежит белый снег. Дуют студеные ветры. Затрещали сильные морозы.  Птицам стало холодно и голодно.

в) описание картинок, составление рассказа.

 - Сейчас мы будем рассказывать, что изображено на первой картинке.

 (обсуждение элементов картинки – Кто? Что делает?)

 (обсуждение нового слова – поддерживают)

- Я написала небольшой текст на карточках, вам надо вставить вместо точек слова,  правильно пишите окончания существительных.

(раздать карточки)

- Запишите в тетрадь вторую часть рассказа.

Текст.

 Ребята захотели помочь птицам. Они пришли в парк. Дети принесли кормушку, табурет и корм для птиц. Андрей встал на табурет и вешает кормушку. Света держит табурет, чтобы Андрей не упал. Воспитатель с Никитой  поддерживают кормушку.

– Прочитайте третий пункт плана.

- Давайте рассмотрим, что нарисовано на следующей картинке. Можете использовать слова, которые написаны в словаре под картинкой.

- Будем отвечать на вопросы:

1. Что сделали ребята?                   3. Что сделал воробей?

2. Что получилось?                        4. Кто увидел воробья?                      

- Кто хочет рассказать?                                                                            

 (опрос 2 – 3 учеников)

- Запишите ваш рассказ по 3 картинке в тетрадь.

Текст.

Ребята насыпали в кормушку для птиц корм: зерна, семечки, хлебные крошки. Хорошая получилась  столовая для птиц! На ветку сел воробей. Его увидели Андрей и Света.

 (провести работу  по последней 4 картинке: описать, составить рассказ, записать текст)

5.  Подведение итогов, рефлексия.

- Что мы делали на уроке?

- Вы работали хорошо. Молодцы. Оценки …..

                                                     

                                                 

                                                                   Текст.

         Наступила холодная (морозная, суровая) зима. На земле пушистым ковром лежит белый снег. Дуют студеные ветры. Затрещали сильные морозы.  Птицам стало холодно и голодно.

        Ребята захотели помочь птицам. Они пришли в парк. Дети принесли кормушку, табурет и корм для птиц. Андрей встал на табурет и вешает кормушку. Света держит табурет, чтобы Андрей не упал. Воспитатель с Никитой  поддерживают кормушку.

        Ребята насыпали для птиц корм: зерна, семечки, хлебные крошки. Хорошая получилась  столовая для птиц! На ветку сел воробей. Его увидели Андрей и Света.

       Скоро к кормушке прилетели веселые воробьи и шустрые синички. Они весело прыгали и клевали хлебные крошки.  Ребята спрятались за елочку и наблюдали за птицами.

На доске.

Речевая зарядка:

С

СО - СА -   составлять

СКА    СКАС  - рассказ

Будем составлять рассказ.

План.

1.

2.

3.

4.

                                                             (число)

                                                    Классная работа.

                                    Рассказ по серии картинок «Кормушка».

Наступила зима.    Ребята повесили кормушку.    Ребята насыпают корм.       Птичья столовая.

(детские рисунки)              (картинка)                                (картинка)                             (картинка)

                                   

Словарь:                        поддерживают                           скоро прилетели …           весело прыгали и клевали              

                                       насыпали                                    хорошая получилась         спрятались, наблюдали

                                       табурет (табуретка)                   хлебные крошки              

                                                                                                                 

Карточка.

Ребята захотели помочь (кому?)  … . Они пришли (куда?) … . (Кто?)… принесли (что?) …, (что?) … и  (что?) … (для кого?) для … . Андрей встал (куда?) на … и вешает (что?) … (куда?) на … . Света (что делает?) … табурет, чтобы Андрей (что сделал?) не … . Воспитатель с Никитой (что делают?) … кормушку .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи по русскому языку во 2 классе по теме: "Пробуем сочинять загадки"

Конспект урока развития речи по русскому языку  во 2 классе, тема урока:  "Пробуем сочинять загадки". Автор учебника С.В. Иванов "Русский язык" 2 класс, изд. "Вентана-Граф"( УМК "Начальная ш...

конспект урока развитие речи "Лексическое значение имени прилагательного" 3 класс школа росси

конспект урока развитие речи "Лексическое значение имени прилагательного" 3 класс школа росси...

Конспект урока по технологии на тему "Изготовление кормушки из бросового материала"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Урок проводится при изучении раздела "Работа с бумагой и картоном" в 3 классе во 2 четверти....

Конспект урока "Составление рассказа по серии сюжетных картин" ("Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя:формировать умение составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок;развивать объём слухо-речевой памяти, внимания, лексический анализ слов....

конспект урока изоискусства. Тема: "Народная расписная картинка-лубок" 4 класс УМК "Перспектива"

Цели деятельности учителя: ознакомление с народной картинкой – лубок; освоение учащимися особенностей техники русского лубка и его выразительных средств; использование элементов этой техник...