конспект урока развитие речи "Лексическое значение имени прилагательного" 3 класс школа росси
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Черюсова Светлана Сергеевна

конспект урока развитие речи "Лексическое значение имени прилагательного" 3 класс школа росси

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школа:  №148

             Учитель: Лысенко О. В.. 

Класс: 3е

             Методист: Галиуллина Н.К.

             Студентка: Черюсова С.С

Технологическая карта урока по русскому языку

Тема: «Имя прилагательное. Лексическое значение имён прилагательных»

Цель: познакомить с именем прилагательным и его ролью в речи.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомятся с понятием имя прилагательное; научатся сопоставлять вопрос, на который отвечает слово, и его лексическое значение.

Личностные:  прививать интерес к языку, к данной части речи; научатся быть терпимым и внимательным к мнению и высказываниями других учащихся.

Тип урока: Открытие нового знания 

Оборудование: В. П. Канакина учебник русского языка 3 кл. 2  часть, презентация.

Этап урока. Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока.

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

1.Организационный этап

1 мин

Проверьте готовность к уроку русского языка. Наведите порядок на партах. Давайте настроимся на совместную работу. Улыбнитесь сначала соседу по парте, затем мне. Можете садиться.

Приветствовать учителя

Р.:способность к мобилизации сил и энергии.

2. Актуализаци я опорных знаний

6 мин

- Минутка чистописания буква Т.

На доске предложение: Весенним утром ярко светило солнце.  

Списать предложение, найти сущ., определить падеж.

Сохранять учебную задачу

Работать над предложением

П.:структурирование знаний;

выбор способов решения задач.

3. Мотивационный этап

Сл.: беседа

2 мин

- Какие слова помогли нам понять, что речь идет о весне? (В предложении встретилось слово весенним).

- На какой вопрос отвечает это слово? (каким?)

- Какой частью речи является это слово? (прил.)

У существительных подчас.

Не жизнь, а просто скука!

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука!

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить.

Находить слова- признаки

Задавать вопросы к прилагательному

П.:

структурирование знаний;

моделирование; сравнение;

установление причинно-следственных связей;

Р.:  контроль;

коррекция;

4. Постановка учебной задачи и ее решение

10  мин

- Вы догадались, о какой части речи мы будем говорить сегодня? (Имя Прилагательное). 

- Какую цель поставим на уроке? (познакомиться с именем прилагательным). Сегодня нам надо выяснить, с какой частью речи связано имя прилагательное и какую роль имя прилагательное играет в предложении и в речи.

- На стр. 63. прочитайте, чему научимся в этом разделе.

- Вернемся к предложению. Выпишите из предложения имя существительное. Придумайте к нему слово-признак.  

-Как же определить имя прилагательное? Каким образом мы будем отличать его от других частей речи? Это мы узнаем, когда откроем страницу 64 учебника и прочитаем правило в рамочке.

Работа над правилом

- Что означают имена прилагательные? (признаки предметов)

- На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (какой? какая? и т.д.)

- С какой частью речи связано имя прилагательное в предложении? (с существительным). Что означает стрелочка к прилагательному? Приведите примеры сочетаний прил. и сущ.

Проверим, как вы поняли правило и как запомнили его. Сейчас я буду называть вам прилагательные, а вам нужно определить, о ком или о чем я говорю.

  1. Серый, хищный, жадный…волк
  2. Рыжая, ловкая, хитрая…лиса
  3. Косой, слабый, трусливый…заяц
  4. Большой, пушистый, косолапый…медведь
  5. Солнечный, веселый, озорной…зайчик
  6. Холодная, стремительная, чистая…вода
  7. Радостная, искренняя, мамина…улыбка

- Что обозначают слова, благодаря которым вы догадались, о чем или о ком идет речь? (признаки).

- Какой частью речи они являются? (имена прилагательные).

- С какой целью употребляются в речи прилагательные? (описать предмет).

Формулировать тему и цель урока

Находить существительные

Искать нужную информацию в учебнике

Понимать и запоминать правило

Отвечать на вопросы по учебнику

Проверять свои знания

Находить существительные по словам-признакам

Осмысливать информацию

Приходить к выводу

П.: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Р.: целеполагание; планирование.

П.:

структурирование знаний;

подведение под понятие, выведение следствий; построение логической цепи рассуждений; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; подведение под понятие, выведение следствий

К.:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

5.

Решение частных задач

Сл.: беседа;

Практ.: работа с учебником, упражнения

5 мин

Работа с учебником

Упражнение 109

Откройте учебники. Найдите упражнение 109 на стр. 64. Прочитайте стихотворение.

- Как и в какое время года вам представилась березка?

- Благодаря чему вы ее так видите? (словам-признакам, прил.)

- Есть ли в этих строках имена прилагательные? Назовите их (сонные, шелковые, зеленые, серебряные).

- Как вы их определили? (задали вопросы).

Спишите стихотворение, подчеркните волнистой линией имена прилагательные. Надпишите над ними часть речи: прил.

Выполните взаимопроверку.

Читать стихотворение

Представлять образы

Распознавать прилагательные

Аргументировать ответ

Работать в тетради

Проверять соседа по парте

П.:структурирование знаний;

моделирование; установление причинно-следственных связей; доказательство; выбор эффективных  способов решения задач.

Физминутка

2 мин

Пора отдохнуть, повторяйте движения за мной.

Повторять движения

Р.:способность к мобилизации сил

5.

Решение частных задач

Сл.: беседа;

Практ.: работа с учебником, упражнения

10  мин

Упражнение 110

Прочитайте текст с пропусками. О чем текст? (об утке).

- Чего не хватает в тексте? (прилагательных).

- Как мы поняли это? (нет никаких слов-признаков, которые описали бы утку).

- Что за слова для справок нам даны, прочитайте. Что с ними нужно сделать? (подобрать на места пропусков по смыслу).

- Давайте подберем (небольшое озерко, дикая утка, белая грудь, маленькая плоская головка, на тонкой шее, острым шилом).

- Сейчас ваша задача записать полный текст самостоятельно. Над прилагательными подписать часть речи, подчеркнуть волнистой линией.

Сделайте вывод о том, какую роль в предложении имеет прилагательное (Имена прилагательные делают речь более полной, точной, яркой, красочной, выразительной. Они описывают предмет всесторонне.)

В парах повторите изученное правило, проверьте друг друга, чтобы хорошо справиться со след. заданием.

Упражнение 111

Прочитайте слова. Слова какой части речи перед нами? (прил.) Докажите.

- Что в словах выделено жирным курсивом? (окончания). Что зависит от него? (какого рода будет существительное). Это значит, что существительное должно подходить не только по смыслу, но и согласоваться в роде с прил.!

- Сейчас читаем слова по цепочке и называем, что обозначают прилагательные (запах, цвет, величина, температура, звук, размер, вес, оценка предмета).

Самостоятельно подберите подходящее сущ. к имени прилагательному, запишите полученные словосочетания, выделите окончания прилагательных и подчеркните их волнистой линией.

Прочитайте, что у вас получилось, называйте сразу окончания прил.

- К какому выводу мы можем прийти после написания словосочетаний? (Имена прилагательные связаны с именем существительным и согласуются с ним).

Работа со словарным словом

Найдите слово приветливо в учебнике, теперь в словаре.

- Запишите слово в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

- Составьте предложение со словом приветливо. Запишите его.

Запомните написание этого слова.

Определять тему текста

Строить предположения

Сохранять учебную задачу

Подбирать слова-признаки

Приходить к выводу

Повторять в парах правило

Распознавать прилагательные

Строить цепь рассуждений

Распознавать значения прилагательных

Работать в тетради

Приходить к выводу

Записывать в тетрадь

Обозначать орфограмму

Запоминать написание

П.:

структурирование знаний;

моделирование; построение логической цепи рассуждений; сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; поиск и выделение необходимой информации;

 установление причинно-следственных связей; доказательство; выбор эффективных  способов решения задач.

Р.:  саморегуляция;

контроль;

коррекция;

К.:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

6.Инф. о д.з.

1 мин

стр.65 упр. 112.

Записывать в дневник

П.: осмысление информации

7. Итог урока. Рефлексия

Сл.: опрос;

Практ.: моделирование

3 мин

Заполним памятную таблицу, посмотрите на слайд:

Имя прилагательное

Что это?

Самостоятельная часть речи

На какие вопросы отвечает?

Какой? какая?  какое? какие?

Что обозначает?

Признак предмета.

С какой частью речи связано?

С существительным.

В предложении является…

Определением. Подчеркивается волнистой линией.

Оцените свою работу на уроке.

Спасибо вам за урок!

Обобщать полученные знания

Заполнять памятку

Оценивать свою работу на уроке

Р.:

контроль, оценка деятельности и самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Задачи на движение" Математика 4 класс Школа России

Конспект урока "Задачи на движение" Математика 4 класс Школа России...

Конспект Урока "Понятие о частях речи" 2 класс "Школа России"

Конспект Урока по теме: "Понятие о частях речи" 2 класс "Школа России" с Приложением и презентацией...

конспект урока по математике "Периметр многоугольника" 2 класс Школа России

конспект урока по математике "Периметр многоугольника" 2 класс Школа России. Изучение нового материала....

Конспект урока по русскому языку "Глагол" 2 класс "Школа России"

Тема.  Что такое глагол?Цель. Познакомить с частью речи – глаголом, его отличительными признаками.Задачи. 1. Формирование представлений о функциях глагола в речи....

Конспект урока русского языка "Род имен прилагательных" (УМК «Школа России», 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний об изменении имен прилагательных по родам; формирование представлений о связи прилагательного с существительнымПланируемые результатыПредметные:Знать- ка...

Конспект урока русского языка "Число имен прилагательных" (УМК «Школа России», 3 класс)

Цели деятельности учителя: развитие умения определять число имен прилагательных; отработка умения составлять словосочетания «имя прилагательное + имя существительное».Планируемые результат...