2. Актуализаци я опорных знаний | 6 мин | - Минутка чистописания буква Т. На доске предложение: Весенним утром ярко светило солнце. Списать предложение, найти сущ., определить падеж. | Сохранять учебную задачу Работать над предложением | П.:структурирование знаний; выбор способов решения задач. |
3. Мотивационный этап Сл.: беседа | 2 мин | - Какие слова помогли нам понять, что речь идет о весне? (В предложении встретилось слово весенним). - На какой вопрос отвечает это слово? (каким?) - Какой частью речи является это слово? (прил.) У существительных подчас. Не жизнь, а просто скука! Ни цвета нет у них без нас, Ни запаха, ни звука! Но если нас к ним приложить, Им веселее станет жить. | Находить слова- признаки
Задавать вопросы к прилагательному
| П.: структурирование знаний; моделирование; сравнение; установление причинно-следственных связей; Р.: контроль; коррекция; |
4. Постановка учебной задачи и ее решение | 10 мин
| - Вы догадались, о какой части речи мы будем говорить сегодня? (Имя Прилагательное). - Какую цель поставим на уроке? (познакомиться с именем прилагательным). Сегодня нам надо выяснить, с какой частью речи связано имя прилагательное и какую роль имя прилагательное играет в предложении и в речи. - На стр. 63. прочитайте, чему научимся в этом разделе. - Вернемся к предложению. Выпишите из предложения имя существительное. Придумайте к нему слово-признак. -Как же определить имя прилагательное? Каким образом мы будем отличать его от других частей речи? Это мы узнаем, когда откроем страницу 64 учебника и прочитаем правило в рамочке. Работа над правилом - Что означают имена прилагательные? (признаки предметов) - На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (какой? какая? и т.д.) - С какой частью речи связано имя прилагательное в предложении? (с существительным). Что означает стрелочка к прилагательному? Приведите примеры сочетаний прил. и сущ. Проверим, как вы поняли правило и как запомнили его. Сейчас я буду называть вам прилагательные, а вам нужно определить, о ком или о чем я говорю. - Серый, хищный, жадный…волк
- Рыжая, ловкая, хитрая…лиса
- Косой, слабый, трусливый…заяц
- Большой, пушистый, косолапый…медведь
- Солнечный, веселый, озорной…зайчик
- Холодная, стремительная, чистая…вода
- Радостная, искренняя, мамина…улыбка
- Что обозначают слова, благодаря которым вы догадались, о чем или о ком идет речь? (признаки). - Какой частью речи они являются? (имена прилагательные). - С какой целью употребляются в речи прилагательные? (описать предмет). | Формулировать тему и цель урока
Находить существительные
Искать нужную информацию в учебнике
Понимать и запоминать правило
Отвечать на вопросы по учебнику
Проверять свои знания
Находить существительные по словам-признакам
Осмысливать информацию Приходить к выводу | П.: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Р.: целеполагание; планирование. П.: структурирование знаний; подведение под понятие, выведение следствий; построение логической цепи рассуждений; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; подведение под понятие, выведение следствий К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
5. Решение частных задач Сл.: беседа; Практ.: работа с учебником, упражнения |
5 мин | Работа с учебником Упражнение 109 Откройте учебники. Найдите упражнение 109 на стр. 64. Прочитайте стихотворение. - Как и в какое время года вам представилась березка? - Благодаря чему вы ее так видите? (словам-признакам, прил.) - Есть ли в этих строках имена прилагательные? Назовите их (сонные, шелковые, зеленые, серебряные). - Как вы их определили? (задали вопросы). Спишите стихотворение, подчеркните волнистой линией имена прилагательные. Надпишите над ними часть речи: прил. Выполните взаимопроверку. | Читать стихотворение Представлять образы Распознавать прилагательные Аргументировать ответ Работать в тетради Проверять соседа по парте | П.:структурирование знаний; моделирование; установление причинно-следственных связей; доказательство; выбор эффективных способов решения задач. |
5. Решение частных задач Сл.: беседа; Практ.: работа с учебником, упражнения |
10 мин
| Упражнение 110 Прочитайте текст с пропусками. О чем текст? (об утке). - Чего не хватает в тексте? (прилагательных). - Как мы поняли это? (нет никаких слов-признаков, которые описали бы утку). - Что за слова для справок нам даны, прочитайте. Что с ними нужно сделать? (подобрать на места пропусков по смыслу). - Давайте подберем (небольшое озерко, дикая утка, белая грудь, маленькая плоская головка, на тонкой шее, острым шилом). - Сейчас ваша задача записать полный текст самостоятельно. Над прилагательными подписать часть речи, подчеркнуть волнистой линией. Сделайте вывод о том, какую роль в предложении имеет прилагательное (Имена прилагательные делают речь более полной, точной, яркой, красочной, выразительной. Они описывают предмет всесторонне.) В парах повторите изученное правило, проверьте друг друга, чтобы хорошо справиться со след. заданием. Упражнение 111 Прочитайте слова. Слова какой части речи перед нами? (прил.) Докажите. - Что в словах выделено жирным курсивом? (окончания). Что зависит от него? (какого рода будет существительное). Это значит, что существительное должно подходить не только по смыслу, но и согласоваться в роде с прил.! - Сейчас читаем слова по цепочке и называем, что обозначают прилагательные (запах, цвет, величина, температура, звук, размер, вес, оценка предмета). Самостоятельно подберите подходящее сущ. к имени прилагательному, запишите полученные словосочетания, выделите окончания прилагательных и подчеркните их волнистой линией. Прочитайте, что у вас получилось, называйте сразу окончания прил. - К какому выводу мы можем прийти после написания словосочетаний? (Имена прилагательные связаны с именем существительным и согласуются с ним). Работа со словарным словом Найдите слово приветливо в учебнике, теперь в словаре. - Запишите слово в тетрадь. Обозначьте орфограмму. - Составьте предложение со словом приветливо. Запишите его. Запомните написание этого слова. | Определять тему текста Строить предположения
Сохранять учебную задачу Подбирать слова-признаки Приходить к выводу
Повторять в парах правило
Распознавать прилагательные Строить цепь рассуждений
Распознавать значения прилагательных
Работать в тетради Приходить к выводу Записывать в тетрадь Обозначать орфограмму Запоминать написание
| П.: структурирование знаний; моделирование; построение логической цепи рассуждений; сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; поиск и выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей; доказательство; выбор эффективных способов решения задач.
Р.: саморегуляция; контроль; коррекция;
К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; |
7. Итог урока. Рефлексия Сл.: опрос; Практ.: моделирование | 3 мин | Заполним памятную таблицу, посмотрите на слайд: Имя прилагательное Что это? | Самостоятельная часть речи | На какие вопросы отвечает? | Какой? какая? какое? какие? | Что обозначает? | Признак предмета. | С какой частью речи связано? | С существительным. | В предложении является… | Определением. Подчеркивается волнистой линией. |
Оцените свою работу на уроке. Спасибо вам за урок! | Обобщать полученные знания Заполнять памятку Оценивать свою работу на уроке | Р.: контроль, оценка деятельности и самооценка. |