Конспект урока "Составление рассказа по серии сюжетных картин" ("Школа России", 3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Цели деятельности учителя:
- формировать умение составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок;
- развивать объём слухо-речевой памяти, внимания, лексический анализ слов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата: 17.04.18 ФИО учителя: Шондина Е.В.
Школа: № 148 ФИ студента: Гурьянова А.
Класс: 3 «В» ФИО методиста: Воронова М.В.
Кабинет: 222
Время: 8:15 – 8:55 (1)
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картин»
Цели деятельности учителя:
- формировать умение составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок;
- развивать объём слухо-речевой памяти, внимания, лексический анализ слов.
Планируемые результаты
Предметные:
- определять и раскрывать тему текста, составлять связное высказывание, использовать разнообразные языковые средства;
- проявлять позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Личностные:
- осознавать личностный смысл учения;
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Оборудование: «Школа России»; учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Русский язык. 3 класс (2часть), раздаточный материал, презентация.
Этап урока Методы и приёмы | Хронометраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный: слово учителя | 1 мин | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Подровнялись. Тихо сели. На соседа посмотрели. Дружелюбно улыбнулись. И ко мне все повернулись. | Приветствуют учителя - Здравствуйте! Слушают учителя | К: планирование сотрудничества с учителем |
II. Актуализации знаний и мотивация Словесный: учебный диалог Наглядный: демонстрация Практический: выполнение задания Словесный: учебный диалог | 2 мин | - Посмотрите на доску. Вы видите картинки. Как вы думаете, какое задание мы будем сегодня выполнять? - Совершенно верно, мы будем описывать картинки - Предположите, какую тему мы с вами сегодня будем изучать? - Совершенно верно, тема нашего урока: «Составление рассказа по серии сюжетных картин» - Чему вы научитесь? - А какие цели мы поставим перед собой на этот урок? - Верно. Нашей целью будет: научиться составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок. | - Составлять по картинкам рассказ - Тема нашего урока: «Составление рассказа по серии сюжетных картин» - Мы научимся составлять рассказ по картинкам - Цель урока - научиться составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок. | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Л: включение в учебную деятельность П: осознание и произвольное построение речевого высказывания Л: самоопределение к деятельности Р: целеполагание |
III. Постановка учебной задачи Словесный: учебный диалог Словесный: слово учителя Наглядный: демонстрация Словесный: учебный диалог Наглядный: иллюстрация Словесный: учебный диалог | 5 мин | - Сначала давайте определим план работы. - Для чего нужен нам план работы? - Прочитайте памятку на слайде - Памятка 1. Рассмотрю картинки. Выделю события, которые буду описывать. Озаглавлю текст. 2. Определю части, озаглавлю. 3. Продумаю содержание каждой части. 4. Подберу слова, чтобы описание было точным и ярким. 5. Обращаю внимание на структуру и оформление предложений. 6. Напишу рассказ, проверю. - Рассмотрите картинки. О чём же будет наш рассказ? - Верно. Какой общей темой можно их объединить? - Давайте подберём заголовок. Что в нём должно быть отражено? - Как можно озаглавить рассказ? - Хорошо - А какие заголовки отражают тему? - Совершенно верно. Назовём наш рассказ «Зонтик» - Ребята, а какого типа будет наш текст: повествование или описание? - А почему? | Слушают учителя - План работы отражает нашу работу Читают памятку на слайде - Наш рассказ будет о девочке, у которой улетел зонтик - На всех картинках изображён зонтик - В заголовке должна быть отражена тема и основная мысль Варианты детей: «Гроза», «Зонтик», «Злые вороны» - Название «Зонтик» - Наш текст будет типа повествование, потому что у него будет сюжет и мы будем составлять рассказ по картинкам, а не описывать их | П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
IV. Открытие нового знания Словесный: учебный диалог Наглядный: иллюстрация Словесный: учебный диалог Словесный: учебный диалог Наглядный: иллюстрация Словесный: учебный диалог Наглядный: иллюстрация Словесный: учебный диалог Наглядный: иллюстрация | 7 мин | - Составление плана. - Что поможет нам представить весь текст полностью и вспомнить все главные моменты при его описании? - Совершенно верно - Скажите, что подсказывают нам картинки, какую роль они могут выполнять? - Рассмотрите первую картинку. Скажите, что на ней происходит? - Как озаглавим эту часть? - Ребята, а как мы напишем слово гроза? Докажите
На доске появляется заголовок части - Рассмотрите второй рисунок. Как дальше развивались события? - Как напишем слово «порыв»? Докажите - Скажите, что почувствовала девочка? - Теперь озаглавим эту часть, чтобы выделить главное. На доске появляется заголовок части - Что случилось дальше? - Как напишем слово «ворона»? Почему? - Хорошо Озаглавьте эту часть. На доске появляется заголовок части - И что же изображено на четвёртой картинке? - Как мы озаглавим эту часть? - Как напишем слово «гнездо»? Почему? - Молодцы, ребята! | Составляют план вместе с учителем - План рассказа - Роль плана могут выполнять картинки – серии картинок - Девочка гуляла и налетела гроза. Она укрылась от дождя под зонтом - Озаглавим «Внезапная гроза» - Напишем грОза, проверочное слово грОзы - Сильный порыв ветра вырвал зонтик из рук девочки - Напишу пОрыВ, приставка по и пров.слово порыВы - Девочка была огорчена, она пыталась поймать свой зонтик - Озаглавим «Сильный ветер» - Зонтик отнесло к деревьям, где его подхватила ворона. - Напишем «вОрОна», проверочные слова «вОроны» и «ворОны». - Озаглавим «Ворона и зонт» - Птицы положили зонтик на ветки дерева и устроили в нём гнездо. Спустя некоторое время новое жилище наполнилось пищащими птенцами. - Озаглавим «Новое гнездо» - Напишем гнЕздо, проверочное слово гнЁзда. | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли П: структурирование знаний П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли П: анализ объектов с целью выделения признаков П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания П: анализ объектов с целью выделения признаков П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
V. Первичное закрепление во внешней речи Словесный: учебный диалог Словесный: учебный диалог | 5 мин | - Для чего нам нужен план? - Посмотрите на доску, что у нас получилось? План 1. Внезапная гроза 2. Сильный ветер 3. Ворона и зонт 4. Новое гнездо - Сколько у нас получилось частей по плану? - Как отделить одну часть от другой? - Молодцы. | - Нам нужен план для того, чтобы вспомнить главные моменты сочинения, чтобы события излагать по порядку. Прочитывают план - У нас получилось четыре части - Писать с красной строки | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли П: осознание и произвольное построение речевого высказывания |
Физминутка Практический: выполнение физических упражнений | 2 мин | - А сейчас давайте проведём физминутку - Встаём все Физминутка «Буратино» Буратино потянулся, | Повторяют движения за учителем Выполняют физические упражнения | |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Практический: выполнение задания Словесный: слово учителя Практический: выполнение задания | 10 мин | - Ребята, а кто попробует сейчас повторить нам рассказ полностью? - А все остальные внимательно слушают и запоминают, чтобы потом было проще написать рассказ. Запись текста. - Напишите, пожалуйста, название нашего с вами рассказа. - А теперь готовимся к записи. Ещё раз рассматриваем картинки и приступаем к работе. - Проверьте грамотность написанного текста. | Повторяют рассказ Слушают учителя «Зонтик» Девочка гуляла во дворе. Началась гроза. Девочка укрылась от дождя под зонтом. Вдруг сильный порыв ветра вырвал зонтик у неё из рук. Зонтик отнесло к деревьям. Там его подхватила ворона. Птицы положили зонтик на ветки дерева и устроили в нём гнездо. Через некоторое время новое жилище наполнилось птенцами. | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли П: выполнение действий по алгоритму П: самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
VII. Включение систему знаний Словесный: учебный диалог Практический: выполнение задания Словесный: учебный диалог | 3 мин | - Закончили работу. Сейчас мне бы очень хотелось, чтобы некоторые зачитали свои рассказы. - Кто желает? (2-3 человека заслушиваются). После прослушивания сочинения следует анализ по плану: первый анализ осуществляется совместно с детьми, затем лишь учитывается анализ детей. - Давайте проанализируем с вами рассказ вашего товарища по критериям: - Соответствие плану. - Грамотность речи. - Наличие фактических ошибок. Вы все большие молодцы! | Заканчивают работу Слушают учителя Зачитывают получившиеся рассказы Анализируют ответы одноклассников | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли П: осознанное произвольное построение речевого высказывания К: управление поведением партнёра |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный: слово учителя Словесный: учебный диалог Практический: выполнение задания Словесный: учебный диалог | 5 мин | - А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание: стр. 104, упр. 179. - Посмотрите все, пожалуйста, на это задание. Вам необходимо будет прочитать отрывок из стихотворения и ответить на вопросы. - Кто ещё не записал домашнее задание? - Над какой темой мы с вами сегодня работали? - Какую цель мы ставили на урок? - Достигли ли мы поставленных целей? - Было ли сложно? Почему? - Получился ли рассказ «Зонтик»? - Что помогло вам составить рассказ? – Ребята, перед вами фразы, которые вам необходимо дополнить.
– Вы сегодня замечательно потрудились. – Какое настроение у вас в конце урока? – Я рада, что в классе сегодня царила рабочая атмосфера, вы были активны и усидчивы. | Записывают домашнее задание - Все записали - Мы работали над темой: «Составление рассказа по серии сюжетных картин» - Цель урока - научиться составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок. - Да, получился - Картинки помогли нам составить рассказ Дополняют фразы Слушают учителя Отвечают на вопрос | Р: самоанализ, самооценка К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока
Тема урока: « Составление рассказа по серии сюжетных картин»
Цель урока: научиться составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок
Памятка 1 . Рассмотрю картинки. Выделю события, которые буду описывать. Озаглавлю текст. 2. Определю части, озаглавлю. 3. Продумаю содержание каждой части. 4. Подберу слова, чтобы описание было точным и ярким. 5. Обращаю внимание на структуру и оформление предложений. 6. Напишу рассказ, проверю.
ГР О ЗА́
План 1. Внезапная гроза
План 1. Внезапная гроза 2. Сильный ветер
П О РЫ́ В
В О РО́НА
План 1. Внезапная гроза 2. Сильный ветер 3. Ворона и зонт
ГН Е ЗДО́
План 1. Внезапная гроза 2. Сильный ветер 3. Ворона и зонт 4. Новое гнездо
Критерии: Соответствие плану. Грамотность речи. Наличие фактических ошибок.
Учебник: стр. 104, упр. 179
Тема урока: « Составление рассказа по серии сюжетных картин»
Цель урока: научиться составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок
Сегодня я узнал… Было трудно… Я понял, что… Я научился… Я смог… Было интересно узнать, что… Меня удивило… Мне захотелось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект. Составление рассказа по серии сюжетных картин "Неудачная прогулка"
В методической разработке логопедического занятия по теме «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Неудачная прогулка» отражена методика работы по развитию связной письменной ...
Развитие речи. 1 класс. "Столовая. Составление рассказа по серии сюжетных картин на основе личного опыта обучающихся".
Целью данного урока является формирование умения составлять связный рассказ по теме "Столовая" с опорой на сюжетные картинки и речевой материал....
Конспект открытого занятия в логопедической подготовительной группе. Тема: «Составление рассказа «Собака-санитар»по серии сюжетных картин».
Обучение детей составлению рассказа по серии картин "Собака-санитар"...
Конспект открытого занятия в логопедической подготовительной группе. Тема: «Составление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин».
Учить детей составлять рассказ по серии картинок....
Русский язык, 3 класс, "Составление рассказа по серии сюжетных картин", УМК "Школа России
Русский язык, 3 класс, "Составление рассказа по серии сюжетных картин", УМК "Школа России...
Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок" (УМК "Школа России", 4 класс)
Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Задачи урока Дидактические: Формировать умения составлять расск...
Технологическая карта урока русского языка «Составление рассказа по серии сюжетных картин» ( УМК " Школа России", 3 класс)
Тема урока «Составление рассказа по серии сюжетных картин»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных...