Конспект урока развития речи по предмету "Русский язык", 3 класс
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
3 КЛАСС
ТЕМА УРОКА:
« Обучающее изложение – описание
по картине и вопросам».
«Дятлы».
Составила: учитель начальных классов
Ахпателова Виктория Владимировна
ГОУ № 47 им. Д. С. Лихачева
Санкт - Петербург
2009-2010 учебный год
Тема урока: «Обучающее изложение – описание по картине и вопросам».
Цели урока: 1) Научить учащихся грамотно и в лаконичной форме выражать
свои мысли;
2) Развивать мыслительные процессы, грамотную устную и
письменную речь;
3) Учащиеся должны получить позитивный эмоциональный
опыт в отношении к окружающей природе, в частности к
птицам, как к части живой природы;
Оборудование: картина «Дятлы»; картинки с изображением различных птиц; словарь С. И. Ожегова.
Ход урока:
У.- На сегодняшнем уроке мы будем писать изложение по картине и вопросам.
Это творческий вид работы, достаточно сложный, и так как сами вы еще хорошо не умеете выполнять такой вид работы, то мы будем учиться делать это все вместе.
- Как же мы будем писать такое сочинение? (есть картина, есть текст, есть вопросы – внимательно смотрим на картину и грамотно отвечаем на вопросы).
I. «Вызов» - пробуждение интереса к обсуждению предлагаемой темы.
- Кого или что мы будем описывать, вы скажите мне сами после того, как вам будет зачитан рассказ.
«Живет у нас в лесу птица. Сама черная с белыми пестринками, а на затылке у нее перышки яркие, красные…
Целый день летает эта птица по лесу, еду себе ищет.
Сядет на дерево, да не на ветку, а прямо на ствол. Сидит, клювом по дереву постукивает и достает из-под коры насекомых. Иной раз на снегу под деревьями много шишек валяется. Это обедал - . . ., семена из шишек добывал». (ДЯТЕЛ)
- Какие слова или словосочетания помогли вам понять, что речь идет именно о дятле? (черная с белыми пестринками; на затылке у нее перышки яркие, красные; сядет на дерево, прямо на ствол; клювом по дереву постукивает и достает из-под коры насекомых; на снегу под деревьями много шишек валяется).
- Одним словом, все это описание чего? (внешний вид и повадки птицы).
- Представьте себе, мы бы прочитали только «Птица - черная с белыми пестринками».
Это помогло бы вам сказать, что речь идет именно о дятле? Нет. Действительно, птиц с таким описанием достаточно много. Приведите примеры (демонстрируются картинки с изображением этих птиц – скворец, каменный глухарь).
- Представьте себе, мы бы прочитали только «На затылке у птицы перышки яркие, красные…».
Это помогло бы вам сказать, что речь идет именно о дятле? Нет.
Птиц с таким описанием тоже много. Приведите примеры (демонстрируются картинки с изображением этих птиц - вьюрок).
- А если бы мы прочитали про поведение птицы «Сядет на дерево, да не на ветку, а прямо на ствол. Сидит, клювом по дереву постукивает и достает из-под коры насекомых».
Этого было бы достаточно для точного определения названия птицы? Нет. Какие же птицы точно также себя ведут? Приведите примеры (демонстрируются картинки с изображением этих птиц - поползень, удод).
- Для точного ответа на вопрос, «О какой птице идет речь?» необходимо было знать все признаки птицы, полное ее описание.
- А вот теперь посмотрите на картину «Дятлы» (учащиеся внимательно рассматривают картину, после чего в тетрадях записывается число, название работы, эпиграф).
- Ребята, напомните, пожалуйста, что такое эпиграф?
Эпиграф – это изречение, краткая цитата, предпосланная произведению или его части и характеризующая их основную идею» (по С. И. Ожегову) – один из учащихся зачитывает определение по словарю.
- Вспомните стихотворения, загадки про дятла (эпиграф записывается на доске).
- «Рефлексия» - получение от учеников обратной связи.
Работа по вопросам к картине (вопросы записаны на доске; обращается внимание учащихся на то, что ответы на вопросы надо давать полные, используя слова из вопросов, а также слова для справок, записанные на доске. Зачитывается вопрос, дается ответ на вопрос, и параллельно ответы записываются 1-ый вариант - под диктовку в тетрадь, 2-ой вариант – запись ведется на доске).
- Кого вы видите на картине?
На картине я вижу дятла.
- Какая птица дятел? (крупная, средняя, мелкая).
Дятел – средняя птица.
-Где живет дятел?
Он живет в лесу.
- Опишите дятла:
- Какого цвета дятел?
Дятел черный с белыми пестринками. На затылке – яркая красная шапочка.
- Какой клюв у дятла?
У него сильный крепкий клюв.
- Для чего ему такой клюв?
Таким клювом дятлу удобно доставать пищу.
- Какой хвост у дятла?
У птицы жесткий упругий хвост.
- Зачем птице такой хвост?
Он помогает дятлу хорошо держаться на дереве.
- Где дятел выводит своих птенцов?
Своих птенцов дятел выводит в дупле.
- Дятел приносит вред или пользу?
Дятел – птица полезная. Он поедает личинки, которые портят деревья.
- Как в народе называют дятла?
В народе дятла называют санитаром леса.
Заключение: Вот такая эта птица!
- Дятлы – птицы, живущие на воле. Они редко попадают в зоопарки. По разведению отечественных видов дятлов первенство держит зоопарк Санкт – Петербурга.
Зачитывается полностью получившийся рассказ.
«На картине я вижу дятла. Дятел – средняя птица. Он живет в лесу.
Дятел черный с белыми пестринками. На затылке – яркая красная шапочка.
У него сильный крепкий клюв. Таким клювом дятлу удобно доставать пищу.
У птицы жесткий упругий хвост. Он помогает дятлу хорошо держаться на дереве.
Своих птенцов дятел выводит в дупле.
Дятел – птица полезная. Он поедает личинки, которые портят деревья. В народе дятла называют санитаром леса.
Вот такая эта птица!»
- На сегодняшнем уроке мы писали рассказ о европейском дятле, которого мы можем встретить в наших лесах. Но есть еще и другие виды дятлов: черный дятел, сосновый дятел, зеленый дятел . . .(иллюстрации разных видов дятла).
Внешний вид этих дятлов, естественно, отличается от внешнего вида пестрого европейского дятла, но повадки такие же.
И если вы заинтересуетесь дятлами, я предлагаю прочитать вам следующие книг: детская энциклопедия «Я познаю мир», А. Брем «Птицы», В. Остапенко «Птицы в вашем доме».
III. Подведение итогов урока.
- Чем занимались сегодня на уроке?
- Что нового узнали?
- Что особенно запомнилось?
IV. Задание на дом:
- Предлагаю вам, по желанию, написать небольшой рассказ о любой птице, чью картинку вы найдете. Обращаю внимание, что вопросов дома к картинке уже не будет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока развития речи по русскому языку во 2 классе по теме: "Пробуем сочинять загадки"
Конспект урока развития речи по русскому языку во 2 классе, тема урока: "Пробуем сочинять загадки". Автор учебника С.В. Иванов "Русский язык" 2 класс, изд. "Вентана-Граф"( УМК "Начальная ш...
Конспект урока развития речи в 4 В классе 2 отделения.
Конспект урока развития речи в 4 В классе 2 отделения. Учитель - Петрова Т.В.Тема урока: «Подготовка к изложению по рассказу Л. Толстого «Галка»....
Конспект урока развития речи в 4 классе по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь", презентация к уроку.
Конспект поможет провести или спланировать урок развития речи. Можно провести этот урок на литературном чтении или на уроке русского языка, можно провести интегрированный урок. И жела...
Конспект урока развития речи в 4 классе по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь", презентация к уроку.
Конспект поможет провести или спланировать урок развития речи. Можно провести этот урок на литературном чтении или на уроке русского языка, можно провести интегрированный урок. И жела...
План-конспект урока развития речи во 2-м классе «Подготовка к изложению по тексту А. Мусатова «Мурзик».
Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по отработке действий с учебным текстом и рисунками, создать условия для развития речиЗадачи: предметные – содействовать формирован...
Конспект урока развития речи по русскому языку, 4 класс
Урок развития речи.Тема урока: Сочинение о животном.Классификация данного сочинения:1. по типу текста — сочинение смешанного типа2. по источникам — на материале разных источников3. п...
Конспект урока развития речи «Купание слона» ( 3 класс)
Цели: формирование умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами.Планируемые результаты: Предметные:Знать: понятия «текст&r...