Адаптированная рабочая программа по русскому языку для учащихся вида РАС (8.2) 1 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (1 класс)
Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает важное место, так он направлен на формирование функциональной грамотности и элементарной коммуникативной компетенции.
Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Язык и речевая практика».
Целью изучения учебных предметов, входящих в состав данной предметной области, в 1 классе является формирование коммуникативной и личностной готовности обучающихся с РАС к школьному обучению, подготовку обучающихся к усвоению элементарных навыков чтения и письма.
В 1 классе изучение предмета «Русский язык», призвано решить следующие задачи:
уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
- формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;
- коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
- формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
- развитие навыков устной коммуникации;
- формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
На уроках русского языка ведется работа по подготовке учащихся к усвоению первоначальных навыков чтения, письма, формированию речевых навыков. Формируется слуховое внимание, фонематический слух, элементарный звуковой анализ. Учащиеся знакомятся с элементарными сведениями о слове, предложении, слоге. На уроках ведется работа по развитию зрительных представлений и пространственной ориентировки, развивается мелкая моторика. Таким образом, создаются условия, обеспечивающие дальнейшее освоение русского языка, в последующих классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_ras_russkiy_1_klass.docx | 38.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Пояснительная записка …………………………………………………………………………………………….………..3
- Общая характеристика учебного предмета…………………………………………………………………………………3
- Описание места предмета в учебном плане…………………………………………………………………………..…….4
- Содержание учебного курса…………………………………………………………………………………………..……..4
- Планируемые результаты освоения программы……………………………………………………………………………5
- Календарно – тематическое планирование…………………………………………………………………………………7
- Материально техническое обеспечение……………………………………………………………......................................10
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
Овладение основами русского языка для учащихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) представляет большую сложность. Это связано со специфическими особенностями учащихся такими как:
- выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, трудности во взаимодействии со сверстниками, отгороженность от внешнего мира;
- особенности эмоционально-волевой сферы: слабость или искаженность эмоционального реагирования, бедность эмоций, их однообразие, неадекватность, проявления негативизма при попытках вовлечь ребенка в произвольную деятельность;
- боязнь всего нового, приверженность к сохранению неизменности окружающей обстановки;
- ограниченность визуального контакта, фрагментарность зрительного внимания;
- специфические особенности речевого развития: понимание обращенной речи на бытовом уровне, собственная речь представлена от вокализаций до автономной речи (разговоры с самим собой с использованием сложных оборотов, штампов с недостаточным осмыслением их). Часто отмечаются непосредственные или отставленные по времени эхолалии; грубое нарушение коммуникативной функции речи, низкая речевая активность;
- низкая сформированность высших корковых функций, прежде всего пространственной ориентации.
Общая характеристика учебного предмета.
Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает важное место, так он направлен на формирование функциональной грамотности и элементарной коммуникативной компетенции.
Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Язык и речевая практика».
Целью изучения учебных предметов, входящих в состав данной предметной области, в 1 классе является формирование коммуникативной и личностной готовности обучающихся с РАС к школьному обучению, подготовку обучающихся к усвоению элементарных навыков чтения и письма.
В 1 классе изучение предмета «Русский язык», призвано решить следующие задачи:
уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
- формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;
- коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
- формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
- развитие навыков устной коммуникации;
- формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
На уроках русского языка ведется работа по подготовке учащихся к усвоению первоначальных навыков чтения, письма, формированию речевых навыков. Формируется слуховое внимание, фонематический слух, элементарный звуковой анализ. Учащиеся знакомятся с элементарными сведениями о слове, предложении, слоге. На уроках ведется работа по развитию зрительных представлений и пространственной ориентировки, развивается мелкая моторика. Таким образом, создаются условия, обеспечивающие дальнейшее освоение русского языка, в последующих классах.
Место курса в учебном плане.
На изучение предмета «Русский язык» в отводится по 5 часов в неделю, курс рассчитан на 165 часов (33 учебные недели).
Содержание учебного предмета «Русский язык» разделено на добукварный и букварный период. Добукварный период представлен следующими разделами:
1) подготовка к усвоению грамоты, включающий подготовку к усвоению первоначальных навыков чтения. подготовка к усвоению первоначальных навыков письма и Речевое развитие
2) обучение грамоте представлен букварным периодом.
Содержание учебного предмета
Разделы курса | Темы |
Добукварный период | Развитие зрительных и пространственных восприятий. Выкладывание и называние цветных полосок/предметов по образцу учителя. Составление из полосок схематичного изображения знакомых предметов по образцу учителя. Выкладывание, с опорой на образец, прописных буквенных знаков печатного шрифта (без их названия) из полосок различного цвета и величины. Знакомство с простейшими геометрическими фигурами. Подбор одинаковых фигур разного цвета или различной величины. Составление по образцу комбинаций из разных фигур разного цвета. Составление из геометрических фигур знакомых предметов. Выработка умения показывать и называть предметы, их изображения слева на право, в заданном порядке; в заданном направлении. Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей (не более 2-3). Выкладывание картинки по образцу. Развитие слухового внимания. Различие звуков окружающей действительности, их узнавание. Дифференциация неречевых звуков. Имитация голосов животных, узнавание животного по имитации голоса. Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками. |
Слово | Практическое знакомство со словом. Фиксация слова условно-графическим изображением. «Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами. Четкое различие предмета и слова, его называющего. Называние окружающих предметов, предметов на картинке, «запись» слов с использованием условно-графических схем. Выделение слов (2-3) из ряда предложенных с фиксацией каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов. |
Предложение | Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действий. Фиксация предложения условно-графическим изображением. Составление предложений из 2 – 3 слов с опорой на ситуационную или предметную картинку. Составление схем предложений. «Чтение» каждого предложения. Деление предложения на слова, фиксация их условно-графической схемой и последующим «чтением». |
Часть слова (слог) | Деление двусложных слов на части. Выполнение упражнений на произнесение слов по слогам. |
Звук | Артикуляционная гимнастика. Дыхательные упражнения. Отработка вместе с учителем четкого и выразительного произношения на материале коротких 4 стихотворений, чистоговорок и т.д. Дифференциация сходных звуков. Развитие умения слышать заданный звук в ряду других звуков. Выделение на слух часто повторяющегося звука при акцентированном его произнесении учителем. Подбор слов, начинающихся с заданного звука с опорой на картинку, предмет. |
Развитие моторных умений | Правильное расположение учебных принадлежностей при письме. Пальчиковая гимнастика для развития и координации движений кисти руки, пальцев. Развитие умение держать карандаш. Работа мелом, карандашом. Вычерчивание прямых линий по образцу, по заданным точкам. Переключение с одного направления на другое при работе с трафаретом, шаблоном. Соблюдение пределов фигуры при ее штриховке прямыми линиями. Формирование зрительных эталонов букв на основе их восприятия в виде целостных, нерасчлененных структур (без названия и соотнесения со звуком). Нахождение буквы среди других букв, наложение одинаковых букв, объединение одинаковых букв, разных по размеру/цвету, складывание предъявленной буквы с помощью учителя из полосок/палочек. |
Букварный период | Изучение звуков и букв. Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале слова. Соотнесение звуков с соответствующими буквами. Определение их местоположения в словах (в начале). Подбор слова, начинающегося с изучаемого звука с опорой на картинку, предмет. Образование из усвоенных звуков и букв слов. Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов. |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Освоение обучающимися с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Предметные результаты АООП по русскому языку включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфических умений, знаний и навыков для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП по русскому языку определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
Достаточный уровень:
- пользоваться тетрадью, ориентироваться в тетради;
- правильно держать ручку;
- раскрашивать, обводить и рисовать несложные фигуры, орнаменты, рисунки, аналогичные буквенным знакам;
- дифференцировать звуки окружающего мира, соотносить их с речевыми звуками;
- составлять предложения из двух-трех слов по действию или предметной картинке;
- определять количество слов в предложении (из 2-3 слов), составлять условно-графическую схему предложения;
- делить слова на слоги, составлять условно-графическую схему слова;
- определять первый звук в слове;
- различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы.
- писать изученные буквы, слоги, слова;
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов:
- принятие учителя и учеников класса, первоначальные навыки взаимодействия с ними;
- положительное отношение к школе;
- развитие мотивации к обучению;
- развитие элементарных представлений об окружающем мире;
- овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);
- владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
- развитие положительных свойств и качеств личности.
При переходе в 1 класс обучающийся может уметь:
- пользоваться тетрадью, ориентироваться в тетради;
- правильно держать ручку;
- раскрашивать, обводить и рисовать несложные фигуры, орнаменты, рисунки, аналогичные буквенным знакам;
- дифференцировать звуки окружающего мира, соотносить их с речевыми звуками;
- составлять предложения из двух-трех слов по действию или предметной картинке;
- определять количество слов в предложении (из 2-3 слов), составлять условно-графическую схему предложения;
- делить слова на слоги, составлять условно-графическую схему слова;
- определять первый звук в слове;
- различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;
- писать изученные буквы, слоги, слова.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 2 класс.
№ урока | Дата план | Дата факт | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты |
1-3 | Цвета. Описание и сравнение предметов по цвету. | 3 |
| ||
4-5 | Неречевые звуки. | 2 | |||
6-7 | Дифференциация неречевых звуков. | 2 | |||
8-11 | Речевые звуки. «Угадай чей голос»? | 4 | |||
12-13 | Дифференциация речевых и неречевых звуков | 2 | |||
14-17 | Письмо прямых вертикальных линий | 4 | |||
18-21 | Письмо прямых горизонтальных линий. | 4 | |||
22-25 | Письмо прямых наклонных линий | 4 | |||
26-27 | Слово. Знакомство с условно-графическим изображением. Штриховка и обводка. | 2 | |||
28-29 | «Чтение» слов по условно-графическим изображениям. Штриховка и обводка. | 2 | |||
30-32 | Дифференциация предмета и слова. Письмо палочек с закруглением внизу. | 3 | |||
33-35 | Называние окружающих предметов с «записью» слова с использование условно-графической схемы. Письмо палочек с закруглением вверху. | 3 | |||
36-38 | Называние предметов на картинке с «записью» слова с использование условно-графической схемы. Письмо прямых и закругленных палочек. | 3 | |||
39-40 | Дифференциация слов, сходных по звучанию. Письмо прямых и закругленных палочек. | 2 | |||
41-43 | Повторение изученного за I четверть. | 3 | |||
44-45 | Предложение. Знакомство с условно-графическим обозначением. Коррекция письма. | 2 | |||
46-47 | Фиксация предложений условно-графической схемой. | 2 | |||
48-51 | Составление предложений из 2 слов на основе действия. Письмо овалов. | 4 | |||
52-54 | Составление предложений из 2 слов с опорой на ситуационную картинку. Письмо овалов. | 3 | |||
55-58 | Составление предложений из 3 слов на основе действий. Письмо овалов | 4 | |||
59-61 | Составление предложений из 3 слов с опорой на ситуационную картинку. Письмо полуовалов. | 3 | |||
62-63 | «Чтение» предложений по схеме. Письмо полуовалов. | 2 | |||
64-65 | Деление предложений на слова. Письмо полуовалов. | 2 | |||
66-69 | Деление двусложных слов на части. Коррекция письма | 4 | |||
70-71 | Обозначение частей слов условно-графическим изображением с последующим «чтением». | 2 | |||
72-73 | Дифференциация односложных и двусложных слов. Письмо овалов и полуовалов. | 2 | |||
74-76 | Выделение первого ударного гласного звука в слове. Письмо наклонной палочки с петелькой внизу. | 3 | |||
77-78 | Выделение первого ударного гласного звука в слове. Письмо наклонной палочки с петелькой внизу. | 2 | |||
79-80 | Определение наличия/отсутствия заданного ударного гласного звука в слове. Письмо наклонной с петелькой вверху. | 2 | |||
81-82 | Подбор слов, начинающихся с заданного гласного звука. Письмо наклонной с петелькой вверху. | 2 | |||
83-84 | Повторение материала, изученного за II четверть. | 2 | |||
85-86 | Повторение материала, изученного за I полугодие. | 2 | |||
87-88 | Выделение первого согласного звука в слове. Коррекция письма. | 2 | |||
89-90 | Выделение первого согласного звука в слове. | 2 | |||
91-92 | Определение наличия/отсутствия заданного согласного звука в слове. | 2 | |||
93-94 | Подбор слов, начинающихся с заданного звука. | 2 | |||
95-96 | Звук и буква А. Письмо элементов буквы а. | 2 | |||
97-98 | Звук и буква А. Письмо строчной и заглавной буквы а. | 2 | |||
99-100 | Звук и буква У. Письмо элементов буквы у | 2 | |||
101-102 | Звук и буква У. Письмо строчной и заглавной буквы у | 2 | |||
103-104 | Письмо слогов ау, уа | 2 | |||
105-106 | Звук и буква М. Письмо элементов буквы м. | 2 | |||
107-108 | Звук и буква М. Письмо буквы м. | 2 | |||
109-111 | Письмо слогов ам, ум. | 3 | |||
112-114 | Письмо слогов ма, му. | 3 | |||
115-116 | Звук и буква О. Письмо буквы о. | 2 | |||
117-118 | Звук и буква О. Письмо изученных букв и слогов с ними. | 2 | |||
119-120 | Письмо слогов ам, ум, ом. | 2 | |||
121-122 | Письмо слогов ма, му, мо. | 2 | |||
123-127 | Повторение материала, изученного за III четверть. | 5 | |||
128-129 | Звук и буква С. Письмо буквы с. | 2 | |||
130-132 | Письмо слогов с изученными буквами. | 3 | |||
133-134 | Письмо слогов ас, ус, ос. | 2 | |||
135-136 | Письмо слогов са, су, со. | 2 | |||
137-140 | Письмо слов из двух слогов (мама, муму, оса). | 4 | |||
141-143 | Звук и буква Х. Письмо элементов буквы х. | 3 | |||
144-146 | Звук и буква Х. Письмо буквы х. | 3 | |||
147-149 | Письмо слогов ах, ух, ох. | 3 | |||
150-152 | Письмо слогов ха, ху, хо. | 3 | |||
153-155 | Письмо слов их двух слогов ( ухо, уха, муха) | 3 | |||
156-157 | Коррекция письма | 2 | |||
158-159 | Повторение материала, изученного за II полугодие. | 2 | |||
160-165 | Повторение материала, изученного за год. | 6 |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
- С. В. Комарова «Речевая грамматика» 1 класс.
- Прописи; рабочие тетради на печатной основе;
- Дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями);
- Технических средств обучения: классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц; компьютер с программным обеспечением; слайд-проектор; экран.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 4 классе МКОУ С(К)ОШИ VIII вида
Программа составлена на учебный год и содержит коррекционные задачи на кждый урок...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку, 2 класс, 8 вида
Адаптированная рабочая программа по русскому языку, 2 класс, 8 вида...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку для учащихся с задержкой развития, обучающихся интегрировано в 1 классе на 2017 – 2018 учебный год
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо русскому языкудля учащихся с задержкой развития, обучающихся интегрировано в 1 классена 2017 – 2018 учебный год...
«Адаптированная рабочая программа по русскому языку вида 7.2»
Программа отражает содержание обучения предмету «Русский язык» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потре...
Адаптированная рабочая программа курса «Русский язык» для учащейся 2 класса (вариант 6.3), обучающейся на дому
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 2 класс (третий год обучения) для обучающейся с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10) и нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариан...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся интегрировано в 3 классе ( 102 часа)
Программа детализирует и раскрывает базовое содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, коррекции, развития и воспитания учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями из...
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 4 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 4 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР...