Рабочая программа по русскому языку для учащихся 4 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Патлина Надежда Леонидовна

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 4 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ilina_m.russkiy.docx535.57 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Pictures\2021-09-29 ильинар\ильинар 001.jpg

Пояснительная записка.

1.1 Перечень нормативных документов и (или) методических  материалов,  на  основании  которых        разработана  Программа.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе авторской программы «Русский язык» авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.В. Бойкиной, М.Н. Дементьевой, Н.А. Стефаненко. Издательство «Просвещение» Москва, 2013 год.

1.2 Цели и задачи общего образования с учетом специфики учебного предмета

       Цели: - развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции

- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

- воспитание эмоционально – ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

        Задачи:  - освоение первоначальных знаний о лексике,  фонетике, грамматике русского языка;

-  развитие устной диалогической и монологической речи школьников, умения письменно излагать свои мысли в виде текста;

- развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь);

- активизация мыслительной, познавательно – языковой и коммуникативно – речевой деятельности учащихся;

- создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку;

- закрепление гигиенических навыков письма и совершенствование графических и каллиграфических навыков письма.

1.3. Краткие сведения о категории обучающихся с ЗПР.

       Учебный материал осваивает (С.С.) слабо.  При списывании допускают ошибки грамматического и орфографического типа. Допускают многочисленные ошибки при письме под диктовку. При выполнении заданий не проявляют настойчивости, аккуратности. Не понимают принцип постановки вопроса к имени существительному, не ориентируется в частях речи,  затрудняется выполнять грамматические задания. В тетрадях пишут неаккуратно, черкают, исправляют, не соблюдаются нормы ведения тетради. Работу на уроке выполняют быстро, но не качественно, ошибки не замечают при проверке.  Не применяет изученные правила.  Доделывают и переделывают работу без особого желания. На неуспехи в учебе особо не огорчаются. Словарный запас беден, очень мал, ограничен  бытовой лексикой.  Испытывают трудности в  грамматическом построении фраз. Самостоятельно текст  составить не могут, только по наводящим вопросам учителя. Самостоятельности в овладении знаниями и преодолении трудностей обучающаяся не проявляет.

1.4. Описание коррекционной направленности в изучении.

1.Преподносить новый материал предельно развернуто;

2.Отводить значительное место практической деятельности обучающихся: работе со схемами, таблицами, разрезной азбукой и т.д.;

3.Систематически повторять пройденный материал для закрепления изученного и полноценного усвоения нового;

4.Уточнять и расширять словарный запас на основе ознакомления с окружающим миром;

5.Предварять выполнение письменных заданий анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок;

6.Уделять должное внимание формированию культуры общения;

7.Находить любой повод, чтобы вовремя и обоснованно похвалить ученика (школьник должен понимать, какие конкретные действия и умения вызвали одобрение учителя).

8.Развивать фонематический слух, умение дифференцировать звуки речи, сходные по месту и способу образования;

 9.Развивать функции фонематического анализа и синтеза; совершенствовать грамматический строй речи; расширять активный словарь;

10.Развивать умения делать словесно – логические обобщения, давать словесный отчёт о выполненном упражнении;

 11.Развивать целенаправленность в работе, мыслительную и творческую деятельность;

Все эти требования необходимо сочетать с индивидуальным подходом к детям: учитывать уровень их подготовленности, особенности личности учащегося, его работоспособности, внимания, целенаправленности при выполнении заданий.

2. Общая характеристика учебного предмета

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

1.Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2.Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи.

3.Развитие коммуникативных умений.

4.Развитие нравственных и эстетических чувств.

5.Развитие способностей к творческой деятельности.

Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи.

Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

1.Система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис).

2.Орфография и пунктуация.

3.Развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

3. Место учебного предмета в учебном плане.

На изучение предмета «Русский язык» в начальной школе  по учебному плану: в 3 классе - 136 часов (4 ч. в неделю, 34 уч. недели)

4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык ».

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) обучающимися системы ценностей.

- Ценность добра и толерантности - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

- Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

- Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

- Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

- Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

- Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

- Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству и сотрудничеству.

- Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

1) последовательное формирование основ российской й гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности как основных ценностей, формирование ценностей многонационального Российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций (участие в традиционных школьных мероприятиях, посвященным международным и праздникам РФ, региональных мероприятиях);

2) последовательное формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий в рамках рабочих программ по учебным предметам 3 класса;

3) последовательное формирование уважительного отношения к иному мнению (окружающих людей в рамках социального пространства, доступного для обучающихся 3 класса), истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире (в рамках школы-интерната, организаций в рамках сетевого взаимодействия и семейного общения и отдыха);

5) принятие установок и последовательное освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностные

1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные 

1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3.Использование знаково-символических средств представления информации.

4.Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5.Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9.Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11.Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13.Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1.Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2.Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3.Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4.Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5.Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6.Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7.Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8.Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9.Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

6.Содержание учебного предмета

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

 Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

1.раздельное написание слов;

2.обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

3.прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

4.перенос слов по слогам без стечения согласных;

5.знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика[1]. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов.

Морфология. Части речи.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных по вопросам кто? и что?

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного.

Местоимение. Общее представление о местоимении.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

Наречие. 

Предлог. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.

Частица. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Сложное предложение (общее представление).

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

1.Сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением.

2.Сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др..

3.Перенос слов.

4.Прописная буква в начале предложения, в именах собственных.

5.Проверяемые безударные гласные в корне слова.

6.Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

7.Непроизносимые согласные.

8.Непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова

9.Гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках.

10.Разделительные ъ и ь.

11.Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь).

13.Безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин).

14.Безударные падежные окончания имён прилагательных.

15.Раздельное написание предлогов с именами существительными.

16.Раздельное написание предлогов с личными местоимениями.

17.Раздельное написание частицы не с глаголами.

18.Мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь).

19.Мягкий знак в глаголах в сочетании –ться.

20.Безударные личные окончания глаголов.

21.Раздельное написание предлогов с другими словами.

22.Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки.

23.Знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений).

7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Название раздела, темы

Количество часов

Основные виды учебной деятельности

Коррекционно-развивающая направленность при изучении раздела

Примечание

1

Язык и речь

2 ч

Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст).

- развитие интеллектуальных способностей (мышление);- развитие памяти, внимания, воображения;- развитие познавательной активности;- развитие мелкой и крупной моторики;- формирование положительной учебной мотивации;- снятие эмоционального напряжения.

2

Текст. Предложение. Словосочетание

11 ч

Различать текст и предложение, текст и набор предложений.

 Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста.

 Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.

Наблюдать за значением предложений, различных по цели высказывания; находить в тексте, составлять предложения такого типа.

Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения.

Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения.

  1. Коррекция грамматико-аналитических орфографических и пунктуационных навыков. Систематизация знаний, умений и навыков учащихся по основным разделам русского языка. Восполнение пробелов в знаниях. Обогащение и расширение активного словарного запаса учащихся. Формирование умения строить связный устный или письменный текст разных типов и стилей. Формирование умения сознательно пользоваться предложением для выражения своих мыслей. Формирование положительной мотивации к обучению.

3

Слово в языке и речи

15 ч

-Формирование умения строить связный устный или письменный текст разных типов и стилей.

-Формирование умения сознательно пользоваться предложением для выражения своих мыслей.

-Формирование положительной мотивации к обучению

Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Работать со словарём омонимов, находить в нём нужную информацию о слове.

Личностные: Адекватная

мотивация, устойчивое следование в поведении социальным нормам, здоровьесберегающее поведение.

Самоопределение позиции школьника на основе положительного отношения к школе.

 Регулятивные: развивать рефлексию способов и условий действий, смысловое чтение;

Познавательные: осознанно и произвольно строить свои сообщения, анализировать информацию;

Коммуникативные: уметь использовать речь для регуляции своего действия.

Предметные: Знание: научится определять лексическое значение слов

Умение:  распознавать однозначные и многозначные слова

Навык:  работа со схемой

Знание: научится распознавать в речи синонимы и антонимы, находить омонимы. Умение: подбирать необходимые слова

Навык: работа со словарем

4

Состав слова

13 ч

представлений обучающихся о признаках однокоренных слов;

- развитие умения распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно подбирать их;

- развитие речи, словарного запаса, логического мышления, памяти;

- развитие мелкой моторики и координации рук;

- развитие орфографической зоркости;

- формирование общеинтеллектуальных умений: приемов  анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации.

Личностные: Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам Предлагать помощь и сотрудничество..

Метапредметные: Регулятивные:  узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать собственное мнение и позицию.

Предметные: Знание  формулирование определения окончания, умение выделять окончание, нулевое окончание

Умение нахождение в слове окончания

Навык: составление предложений из слов Знание: приставка, ее значение.

Умение: нахождение приставок в словах

Навык  образование новых глаголов с помощью различных приставок

Знание:  формулировать определение суффикса. Умение:  находить в словах суффиксы

Навык:  подбор родственных слов, написание слов с изученными орфограммами

5

Правописание частей слова

22 ч

Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать его в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

Подбирать проверочные слова для безударной гласной в корне, обозначать в словах ударение.

объяснять написание слов с непроизносимыми согласными в корне. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Объяснять написание слов с удвоенными согласными.

Находить в тексте слова с разделительным твёрдым знаком, выделять в них приставки.

Находить в тексте слова с разделительным твёрдым знаком, выделять в них приставки.

Личностные: Ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения; осознание ответственности человека за общее благополучие,

Метапредметные: Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий, - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание.

Предметные: Знание: научатся писать слова с орфограммами в различных частях слова  Умение: контролировать правильность записи слов, находить и исправлять ошибки, аргументировать свои записи

Навык:  разбор  предложений по членам предложения. Коррекция фонетической и фонематической стороны речи.   Коррекция мышления, зрительного восприятия,  внимания, памяти. Коррекция и развитие пробелов в знаниях.

6

Части речи

 Имя существительное

61ч

25 ч

Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи. Подбирать примеры слов изученных частей речи. Составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе

.Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имён существительных. Различать среди однокоренных слов имена существительные.

Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных.

Определять число имён существительных. Изменять форму числа имён существительных.

Определять род имён существительных. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода. Составлять сообщение об изученных падежах имён существительных. Определять начальную форму имени существительного.

Работать с памяткой «Порядок разбора имени существительного».

Коррекция фонетической и фонематическойстороны речи.

Коррекция логического мышления, зрительного восприятия,    внимания, памяти

   Повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения.

Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

- навыков каллиграфии;

- артикуляционной моторики;

 фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

Развитие основных мыслительных операций .Обогащение словарного запаса.

Развитие лексико-грамматических средств языка.

Развитие устной и письменной связной речи.

7

Имя прилагательное

14 ч

Распознавать имена прилагательные среди других частей речи.

Определять лексическое значение имён прилагательных.

Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения.

Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду.

Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.

Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе.

Определять начальную форму имени прилагательного.

Определять падеж имён прилагательных по падежу имён существительных.

Работать с памяткой «Порядок разбора имени прилагательного». Разбирать имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке.

Коррекция фонетической и фонематической стороны  речи, логического мышления, зрительного восприятия,    внимания, памяти.    Повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения.

Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

- навыков каллиграфии;

- артикуляционной моторики;

 фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

Обогащение словарного запаса.

Развитие лексико-грамматических средств языка.

Развитие устной и письменной связной речи.

8

Местоимения

Распознавать личные местоимения среди других частей речи.

Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа).

Коррекция фонетической и фонематической стороны речи.

   Коррекция логического мышления, зрительного восприятия,  внимания, памяти.    Повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов

9

Глагол

17 ч

Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос.

Определять лексическое значение глаголов.

Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос.

Определять лексическое значение глаголов.

Распознавать число глаголов. Изменять глаголы по числам.

Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не.

Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи.

Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения.

Коррекция фонетической и фонематической стороны речи.

Коррекция логического мышления, зрительного восприятия, внимания, памяти. Повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения. Коррекцию и развитие пробелов в знаниях.

Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

- развитие навыков каллиграфии;

- развитие артикуляционной моторики;

развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа. Развитие основных мыслительных операций. Обогащение словарного запаса.

Развитие устной и письменной связной речи.

10

Повторение

12 ч

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

Применить свои знания для выполнения заданий.

Коррекция фонетической и фонематической стороны речи,

   логического мышления, зрительного восприятия, внимания, памяти.    Повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения. Коррекцию и развитие пробелов в знаниях. Развитие устной и письменной связной речи.

8. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

1. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1.

2. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2.

Канакина В. П. Русский язык. Тестовые задания. 3 класс.

3Печатные пособия.

Демонстрационный материал:

1. Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.

2.Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой.

3. Словари по русскому языку.

4. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ.

5. Компьютерное оборудование ( компьютер, сканер, принтер, проектор, экран)                                                                        

     Приложение

Календарно-тематическое планирование.

4. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

№ урока

Тема урока

Дата

Примечание

по плану

по факту

Повторение     (8ч)

1

1

Наша речь и наш язык. Язык и речь. Формулы вежливости. День знаний.

01.09

01.09

2

2

Текст и его план.

02.09

02.09

3

3

Развитие речи. Обучающее изложение.

03.09

03.09

4

4

Типы текстов. Работа над ошибками.

07.09

07.09

5

5

Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и по интонации.

08.09

08.09

6

6

Обращение.

09.09

09.09

7

7

Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Словосочетание.

10.09

10.09

8

8

Входной контроль.

14.09

14.09

Приказ №

Предложение      (7 ч)

9

1

Работа над ошибками. Однородные члены предложения.

15.09

15.09

10

2

Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

16.09

16.09

11

3

Развитие речи. Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень». Беседа по профилактике ЗОЖ

17.09

17.09

12

4

Наши проекты. Работа над ошибками.

21.09

21.09

13

5

Простые и сложные предложения. Сложное предложение и предложение с однородными членами.

22.09

22.09

14

6

Развитие речи. Обучающее изложение.

23.09

15

7

Контрольный диктант по теме «Предложение».

24.09

Слово в языке и речи.    (18 ч)

16

1

Слово и его лексическое значение. Работа над ошибками.

28.09

28.09

17

2

Многозначные слова. Заимствованные слова.

29.09

29.09

18

3

Синонимы, антонимы и омонимы. Фразеологизмы.

30.09

30.09

19

4

Состав слова. Социально-благотворительная акция «День пожилых людей»

01.10

01.10

20

5

Состав слова. Распознавание значимых частей слова.

05.10

05.10

21

6

Правописание гласных и согласных в корнях слов.

06.10

06.10

22

7

Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах.

07.10

07.10

23

8

Правописание приставок и суффиксов.

08.10

08.10

24

9

Правописание слов с буквами Ь и Ъ.

12.10

12.10

25

10

Развитие речи. Обучающее изложение.

13.10

13.10

Дистанционное обучение приказ №461от11.10.2021г.

26

11

Части речи. Работа над ошибками.

14.10

14.10

Дистанционное обучение приказ №461от11.10.2021г.

27

12

Морфологические признаки частей речи. Словарный диктант.

15.10

15.10

Дистанционное обучение приказ №461от11.10.2021г.

28

13

Склонение имен существительных и имен прилагательных.

19.10

19.10

Дистанционное обучение приказ №461от11.10.2021г.

29

14

Имя числительное. Глагол.

20.10

20.10

Дистанционное обучение приказ №461от11.10.2021г.

30

15

Наречие как часть речи.

21.10

21.10

Дистанционное обучение приказ №461от11.10.2021г.

31

16

Правописание наречий.

22.10

22.10

Дистанционное обучение приказ №461от11.10.2021г.

32

17

Развитие речи. Сочинение-отзыв по картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на сером волке».

26.10

09.11

33

18

Контрольный диктант по теме «Части речи».

27.10

10.11

Имя существительное.        (35ч)

34

1

Распознавание падежей имен существительных. Работа над ошибками.

28.10

11.11

35

2

Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевленных имен существительных.

29.10

12.11

36

3

Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных в родительном,  винительном, дательном падежах.

09.11

16.11

2 четверть

37

4

Упражнение в распознавании имен существительных в  творительном и  предложном падежах.

10.11

25..11

38

5

Три склонения имен существительных.

11.11

26.11

39

6

1-е склонение имен существительных.

12.11

30.11

Дистанционное обучение приказ №559от 29.11.2021г.

40

7

Развитие речи. Сочинение по картине А. А. Пластова «Первый снег». Акция «Покормите птиц зимой»

16.11

       01.12

Дистанционное обучение приказ №559от 29.11.2021г.

41

8

2-е склонение имен существительных. Работа над ошибками.

17.11

02.12

Дистанционное обучение приказ №559от29.11.2021г.

42

9

Упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения.

18.11

03.12

Дистанционное обучение приказ №559от29.11.2021г.

43

10

2е склонение имен существительных.

19.11

07.12

Дистанционное обучение приказ №559от 29.11.2021г.

44

11

Типы склонений. Алгоритм определения склонения имени существительного.

23.11

08.12

Дистанционное обучение приказ №559от 29.11.2021г.

45

12

Развитие речи. Обучающее изложение.

24.11

09.12

Дистанционное обучение приказ №559от 29.11.2021г.

46

13

Падежные окончания имен существительных 1,2 и 3-го склонения единственного числа. Работа над ошибками.

25.11

10.12

Дистанционное обучение приказ №559от 29.11.2021г.

47

14

Контрольное списывание. Промежуточный контроль

26.11

14.12

Дистанционное обучение приказ №570от 07.12.2021г.

48

15

Именительный и винительный падежи. Работа над ошибками.

30.11

15.12

Дистанционное обучение приказ №570от 07.12.2021г.

49

16

Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже.

01.12

16.12

Дистанционное обучение приказ №570от 07.12.2021г.

50

17

Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных.

02.12

17.12

Дистанционное обучение приказ №570от 07.12.2021г.

51

18

Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже. День Героев России и День неизвестного солдата.

03.12

21.12

52

19

Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах.

07.12

22.12

53

20

Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже.

08.12

23.12

54

21

Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже. Словарный диктант

09.12

24.12

55

22

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах.

10.12

11.01

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах.

56

23

Развитие речи. Сочинение по картине В. А. Тропинина «Кружевница».

14.12

12.01

57

24

Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе».

15.12

13.01

58

25

Работа над ошибками. Склонение имен существительных во множественном числе.

16.12

14.01

59

26

Именительный падеж имен существительных множественного числа. Родительный падеж имен существительных множественного числа.

17.12

18.01

60

27

Промежуточный контроль.

21.12

19.01

Приказ №

61

28

Правописание окончаний имен существительных множественного числа в родительном падеже. Родительный и винительный падежи имен существительных множественного числа. Работа над ошибками.

22.12

20.01

62

29

Дательный падеж имен существительных множественного числа.

23.12

21.01

63

30

Творительный падеж имен существительных множественного числа.

24.12

25.01

64

31

Предложный падеж имен существительных множественного числа. Новогодний праздник.

28.12

26.01

65

32

Развитие речи. Обучающее изложение.

11.01

27.01

3 четверть

66

33

Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.

12.01

28.01

67

34

Контрольный диктант за первое полугодие.

13.01

01.02

68

35

Работа над ошибками. Проект «Говорите правильно».

14.01

02.02

Имя прилагательное.        (22 ч)

69

1

Работа над ошибками. Именительный и винительный падежи имен прилагательных.

18.01

04.03

70

2

Развитие речи. Сочинение-описание «Моя любимая игрушка».

19.01

71

3

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Работа над ошибками.

20.01

72

4

Развитие речи. Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В. А. Серова «Мика Морозов»».

21.01

73

5

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже. Работа над ошибками.

25.01

74

6

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.

26.01

75

7

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.

27.01

76

8

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах.

28.01

77

9

Развитие речи. Выборочное изложение описательного текста.

01.02

78

10

Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.

02.02

79

11

Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода.

03.02

80

12

Родительный, и предложный падежи имен прилагательных женского рода.

04.02

81

13

Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода.

08.02

82

14

Развитие речи. Изложение описательного текста.

09.02

83

15

Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

10.02

84

16

Развитие речи. Сочинение-отзыв по картине Н.К. Рериха «Заморские гости».

11.02

85

17

Работа над ошибками. Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа.

15.02

86

18

Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа. Словарный диктант.

16.02

09.03

87

19

Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа.

17.02

10.03

88

20

Развитие речи. Сочинение-отзыв по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» Музейные уроки. Видео - экскурсия в Третьяковскую  галерею .

18.02

11.03

89

21

Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. Пушкина». Работа над ошибками.

22.02

90

22

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

24.02

16.03

Личные местоимения.        (7ч)

91

1

Местоимение как часть речи. Работа над ошибками.

25.02

17.03

92

2

Личные местоимения.

01.03

18.03

93

3

Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам.

02.03

22.03

94

4

Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам.

03.03

23.03

95

5

Изменение личных местоимений падежам. Международный женский день

04.03

24.03

96

6

Контрольный диктант по теме «Местоимение».

09.03

25.03

97

7

Работа над ошибками. Повторение.

10.03

05.04

Глагол    (28 ч)

98

1

Значение глаголов в языке и речи.

11.03

06.04

99

2

 Время глаголов. Изменение глаголов по временам.

15.03

07.04

100

3

Неопределенная форма глаголов.

16.03

08.04

101

4

Упражнение в образовании временны́х форм глаголов и ознакомление с глагольными суффиксами

17.03

12.04

102

5

Развитие речи. Изложение повествовательного текста по цитатному плану.

18.03

13.04

103

6

Работа над ошибками. Спряжение глаголов.

22.03

14.04

104

7

2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе.

23.03

105

8

Развитие речи. Сочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода».

24.03

15.04

106

9

Работа над ошибками.I и II спряжение глаголов настоящего времени.

25.03

19.04

107

10

I и II спряжение глаголов будущего времени.

05.04

20.04

4 четверть

108

11

Проект «Пословицы и поговорки»

06.04

21.04

109

12

Правописание безударных окончаний глаголов  I и  II спряжения в настоящем и будущем времени

07.04

22.04

110

13

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

08.04

26.04

111

14

 Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределенной форме и в написании безударных личных окончаний глаголов.  «Космос – это мы. Гагаринский урок»

12.04

27.04

Интегрирован с уроком чтения по теме «Приключение Электроника Е.С. Велтистов»Реальность и фантастика.

112

15

Правописание безударных личных окончаний глаголов

13.04

27.04

Интегрирован с уроком чтения по теме «Приключение Электроника Е.С. Велтистов»Характер героя и его поступки.

113

16

Возвратные глаголы. Правописание –тся и –ться в глаголах (общее представление).

14.04

28.04

114

17

Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах.

15.04

29.04

115

18

Развитие речи. Подробное изложение деформированного повествовательного текста.

19.04

04.05

116

19

Работа над ошибками. Правописание  родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.

20.04

05.05

117

20

Правописание родовых окончаний глаголов в  прошедшем  времени.  Словарный диктант.

21.04

06.05

118

21

Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.

22.04

11.05

119

22

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста.

26.04

12.05

Интегрирован с уроком чтения по теме ФАНтастическая повесть «Путешествие Алисы»

120

23

Итоговое повторение.

27.04

.13.05

121

24

Контрольное списывание

28.04

17.05

122

25

Работа над ошибками. Упражнение в правописании глагольных форм. Повторение знаний о глаголе как части речи.

29.04

18.05

Интегрирован с уроком чтения по теме «»Д.Свифт Путешествие Гулливера».

123

26

Упражнение в правописании глагольных форм и распознавании морфологических признаков глагола.

03.05

19.05

Интегрирован с уроком чтения по теме Г.Х,АндерсенРусалочка»

124

27

Контрольный диктант по теме «Глагол».

04.05

18.05

125

28

Работа над ошибками. Обобщение.

05.05

19.05

Повторение     (11 ч)

126

1

Язык. Речь. Текст. Предложение. Акция «Георгиевская ленточка»

06.05

20.05

Промежуточная аттестация

20.05

127

2

Работа над ошибками.,Повторение

10.05

23.05

Интегрирован с уроком чтения по теме Г.Х,Андерсен Русалочка» Поступки , действия.

128

3

Предложение и словосочетание.

11.05

24.05

Интегрирован с уроком чтения по теме М.Твен «Приключения Тома Сойера».

129

4

Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены.

12.05

25.05

Интегрирован с уроком чтения по теме М.Твен «Приключения Тома Сойера». Тема первой любви.

Предложение и словосочетание.Обобщение

26.05

Лексическое значение.

26.05

130

5

Контрольное изложение

13.05

27.05

131

6

Работа над ошибками. Состав слова. Словарный диктант.

17.05

27.05

Интегрирован с уроком чтения по теме Библейские сказания С.Лагерлеф «Святая ночь.»

132

7

Значимые части слова. Словообразование.

18.05

30.05

Интегрирован с уроком чтения по теме Сказание о Христе. С.Лагерлеф «В  Назарете.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по русскому языку учащихся 1 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Программа  по русскому языку (обучению грамоте и развитию речи)  составлена на основе программы по русскому языку (обучению грамоте и развитию речи) специальной (коррекционной) образовательн...

Адаптированная образовательная программа по русскому языку 1-4 класс

Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ по русскому языку 1-4 класс с использованием УМК "Школа России"...

Рабочая программа по математике для ученика 4 класса, обучающего по адаптированной образовательной программе НОО для детей с УО

РРабочая программа по математике для ученика 4 класса, обучающего по адаптированной образовательной программе НОО для детей с УО...

Рабочая программа по русскому языку для ученика 4 класса, обучающего по адаптированной образовательной программе НОО для детей с УО

Рабочая программа по русскому языку для ученика 4 класса, обучающего по адаптированной образовательной программе НОО для детей с УО...

Рабочая программа по математике для учащихся 3 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР

Рабочая программа по математике для учащихся 3 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР...

Рабочая программа по русскому языку для ученицы 1 класса, обучающейся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР

Рабочая программа по русскому языку для ученицы 1 класса, обучающейся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР...

Рабочая учебная программа по русскому языку учащихся 6 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая учебная программа по русскому языку составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной  программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллек...