Конспект
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
ФИО участника экзамена: Маркина Ирина Михайловна
Тема фрагмента урока: Приставка
Класс: 3
Цель фрагмента урока: Создание условий для усвоения знаний о приставке как значимой части слова, и формирования умений выделять приставку в слове.
Задачи фрагмента урока:
- научить находить приставку в слове, образовывать новые слова с помощью приставки.
- развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы.
- воспитывать стремление к получению знаний, желание учиться.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Планируемые результаты:
Предметные:
- умение распознавать приставки среди других морфем;
- находить приставки и применять их в образовании слова,
Метапредметные:
Познавательные:
- развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя;
Регулятивные:
- ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности;
- умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале;
- осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.
Коммуникативные:
- формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций
Ход урока:
I. Организационно-мотивационный
- Здравствуйте, ребята, меня зовут Ирина Михайловна. Я пришла поделиться с вами новыми знаниями. Наш урок я хотела бы начать с пословицы, которая станет девизом нашего урока: «Знание приобретешь — не пропадешь..»
- Прочитаем ее дружно, все вместе.
- Итак, как вы понимаете смысл данной пословицы?
- Совершенно верно. Знания - это сила, благодаря которой человек может справиться с любыми трудностями, которые могут ему встретиться в жизни, и сегодня на уроке мы с вами узнаем много нового и станем сильнее, а поможет нам в этом гость нашего урока. Вы узнали, кто это? (Аладдин)
- Вы правы, ребята, молодцы. Аладдин приглашает нас отправиться вместе с ним в увлекательное путешествие за новыми знаниями на его ковре-самолете. Ребята, а что же такое путешествие?
- Верно. Вот какое определение в своем словаре дает Сергей Иванович Ожегов. «ПУТЕШЕСТВИЕ, - поездка или передвижение пешком по каким-либо местам, странам (обычно для ознакомления или отдыха).»
- Как вы думаете, чем занимаются путешественники? (что изучают, ищут)
- Верно, путешественники изучают окружающий нас мир и природу. Ребята, а на каком уроке в школе мы с вами говорим о природе, путешественниках и их открытиях?
- Верно, на уроках окружающего мира.
- Если вы готовы вместе со мной и Аладдином отправиться в увлекательное путешествие-исследование в поисках новых знаний, то поднимите обе руки вверх. На протяжении всего нашего приключения мыс вами будем вести журналы путешественников, которые лежат у вас на партах. Отлично, можем начинать урок!
II.Постановка учебной задачи
- Ребята, перед любым путешествием необходима тщательная подготовка, вот и мы с вами сейчас подготовимся.
- Для этого мы с вами проведем грамматическую разминку. Я буду называть вам утверждение, и если оно верное, то вы показываете класс, если не верное – хлопаете один раз.
ВЕРЮ-НЕ ВЕРЮ:
- Слово состоит из предложений – Нет
- Окончание – это изменяемая часть слова – Да
- Корень – это главная часть слова - Да
- Суффикс находится за корнем – Да
- Суффикс – это часть речи – Нет
- У слова бывает нулевое окончание – Да
- В слове тигрёнок суффикс –ок- – Нет
- Может ли слово быть без корня – Нет
- Окончание служит для образования новых слов – Нет
- У родственных слов одинаковый корень – Да
- Молодцы, ребята. Перед вами на слайде условные обозначения различных частей слова, которые мы с вами уже изучили. Назовите их. (корень, суффикс, окончание)
- Верно, теперь обратите внимание на карточки перед вами. Вам даны слова. РАЗДАТКА
Береза, березка, березовый, подберезовик.
- Как называются эти слова? (однокоренные)
- Выделите в словах корень. (-берез-)
- Поработайте в парах и разберите слова по составу. Помните о правилах работы в парах и группах: прислушивайтесь к мнению партнера, уважайте его, работу выполняйте дружно.
- Все ли слова удалось разобрать по составу? ( нет, не смогли разобрать слово подберезовик)
- Почему? (мы не знаем что это за часть слова и как ее выделять)
- У нас возникло затруднение. И сегодня на уроке мы с ним справимся.
- А чтобы узнать название этой части слова и тему нашего урока, решите АНАГРАММУ на слайде.
- Верно, тема нашего урока Приставка.
- Но нам надо с вами определиться, какова будет цель нашего путешествия. Самостоятельно сформулируйте цель нашего путешествия: что мы узнаем и чему научимся. (Узнаем, что такое приставка и научимся находить приставки в словах)
- Чтобы достичь цели нашего путешествия, Аладдин составил план, который нам необходимо будет выполнить, но из-за шалостей его мартышки Абу пункты в нем перепутались.
- Расставьте их так, чтобы последовательность была верной. (Один ученик выходит к доске)
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ. При работе с интерактивным оборудованием помните о правилах техники безопасности. Будьте аккуратны, работайте чистыми, сухими руками, используйте стилус.
План:
- Узнать, что такое приставка.
- Научиться выделять приставку в слове и образовывать новые слова с помощью приставок.
- Применить полученные знания на практике.
- Если вы согласны с вашим одноклассником, поднимите правую руку.
- Сейчас аккуратно вложите тему, цель и план в свои журналы. РАЗДАТКА
- Отлично, молодцы, теперь мы можем отправляться.
III.Учебное действие
- Начнем работу по первому пункту плана. Мы узнаем, что такое приставка.
- Я предлагаю вам заняться исследованием. Представим, что у меня в руках красивое, ярко-красное яблоко, я буду его резать, а вы все мои действия называйте.
- Разрезаю пополам. Что я сделала?(Разрезала)
- Отрезаю кусочек.(Отрезала)
- Вырезаю сердцевину.(Вырезала)
- Срезаю лишнее. (Срезала)
- Режу на дольки.(Порезала)
- Ещё раз внимательно прочитайте записанные слова. (ВЫВОДИШЬ НА СЛАЙД) Сравните их. Что в них общего?(одинаковый корень –рез-)
- Чем они отличаются? (частями, которые находятся перед корнем - приставками)
- Мы эти части приставляли, присоединяли. Поэтому эта часть слова получила название приставка. Посмотрите на доску. Приставка находится перед корнем и выделяется знаком ¬. (выделяешь на доске)
- Теперь выделите приставки в оставшихся словах. (один выходит к доске)
- Молодцы. Сделаем вывод по первому пункту плана. Для этого поработаем с документ-камерой. Заполните пропуски так, чтобы у нас получилась законченная мысль. (ВСТАВЛЯЕМ КАРТОЧКУ-ВЫВОД ПОД КАМЕРУ, ДЕТИ ДОПИСЫВАЮТ СЛОВА)
Вывод: Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
- Ребята, если вы согласны с ответом одноклассника, вытяните обе руки перед собой. Молодцы, ребята, вложите этот вывод в ваши Журналы. Если вы считаете, что мы выполнили первый пункт плана, хлопните один раз. Замечательно, продолжаем путешествие.
- Переходим ко 2 пункту плана. Ребята, что такое приставка, мы теперь знаем. Теперь давайте попробуем составить алгоритм нахождения приставки в слове.
- Итак, возьмем, к примеру, слово переехали. (ЭТО СЛОВО ЗАПИСАТЬ НА ДОСКЕ ОТ РУКИ, ЧТОБЫ ОТБИТЬ КРИТЕРИЙ КАЛЛИГРАФИИ)
- Как же нам найти приставку? Давайте вспомним, что такое приставка? (часть слова, находящаяся перед корнем)
- Верно, приставка находится перед корнем. Значит, что нам нужно найти сначала в слове?
- Верно, корень. Как его найти? (подобрать однокоренные слова)
- Подберите однокоренные слова к слову предобрый. (ехать, ехали, приехать, т.д)
- Какой корень в слове предобрый? (-ех-)
- Катя, выйди пожалуйста к доске и выдели корень.
- Что выделим теперь? (приставку)
- Назовите её. (пере-)
- Молодцы, ребята! Вот мы с вами и составили алгоритм нахождения приставки в слове. Проговорим его заново.
1. Подобрать однокоренные слова.
2. Выделить корень.
3. Выделить часть слова перед корнем - приставку.
4. Назвать приставку.
- Вложите эти алгоритмы в свои журналы.
- Двигаемся дальше. Я прочитаю лексическое значение слова, а вы скажете – что это. Перемещаться по поверхности, совершать движения ногами.
- Верно, ходить. Запишите это слово ниже в ваших Журналах и поставьте от него стрелочку. Следующие слова записывайте через запятую.
- К столу что делают? (подходят) Запишите слово подходить. Выделите приставку.
- В класс что делают? (заходят, входят) Запишите слова заходить, входить. Выделите приставки.
- Из класса что делают? (выходят, уходят) Запишите слова выходить, уходить. Выделите приставки
- Слова однокоренные? (да)
- А лексическое значение у них разное? (да)
- Значит, приставка для чего служит? (для образования новых слов)
- Верно. С помощью приставки образовываются новые слова, это значимая часть слова.
- Поработаем в группах. Катя, Даша и Лера, вы работаете у интерактивной доски. Витя, Саша, и Вика – у интерактивной панели. Помните о правилах работы с интерактивным оборудованием.
- Задания для ребят из первой группы: Вставить слова в предложения по смыслу и выделить в них приставки.. (ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЗАПИСАНЫ С ПРОПУСКАМИ. СЛОВА ЗАПИСАНЫ КАЖДОЕ ОТДЕЛЬНО, ЧТОБЫ ИХ МОЖНО БЫЛО ПЕРЕМЕЩАТЬ)
Смастерил, слепил, спрыгнул.
Мальчик ….. воздушного змея.
Коля ….. пластилиновую игрушку.
Бельчонок ….. с ветки на.
- Задание для ребят из второй группы: Записать ответы на вопросы одним словом. Выделить в них приставки.
1 . Как называется гриб, который растёт под берёзой? ( Подберёзовик.)
2. Как называется гриб, который растёт под осиной? (Подосиновик.)
- Исследователи первой и второй группы, поменяйтесь местами и осуществите взаимопроверку и взаимооценку. Если вы считаете, что задание выполнено верно, то покажите солнышко, если же допущены ошибки, покажите тучку. Молодцы. Я согласна с вашей оценкой, можете садиться.
- Молодцы, вы отлично справились с этим заданием. А теперь привал. Вспомним, как звучал второй пункт нашего плана. Если вы считаете, что мы выполнили второй пункт плана, хлопните дважды.
- Замечательно, ребята!
IV. Действие контроля и самоконтроля
- Наше с вами путешествие подходит к концу, проверим, насколько оно было успешным и узнаем, как вы усвоили тему урока. Перед вами лежат две карточки с заданием: зеленая соответствует более низкому уровню сложности, а задание на красной карточке представляет собой задание повышенного уровня. Выберите карточку и выполните задание.
Зеленая карточка Выделите приставки в словах: вылить, перелить, налить, написать, | Красная карточка Образуйте от слов полз, свистел, мыл. Приставки выделите. _____________________________________________________ |
- Те, кто выполнял задание на зеленой карточке, поднимите обе руки вверх. Выполним проверку зеленой карточки под документ - камерой. Если вы согласны с решением, поднимите правую руку
- Те ребята, которые выполняли задание на красной карточке, вытяните обе руки перед собой.Выполним проверку под документ - камерой. Если вы согласны с решением, поднимите левую руку.
- Отлично, ребята, вы хорошо справились с заданием.
ЕСЛИ ОСТАЛОСЬ ВРЕМЯ
Игра «Найди приставку»
- Я буду читать слова, а вы – называть приставки.
Выписать, побелить, приехал, ушёл, заморозить, отцепить, расцвёл, прилетели.
- Как вы находили приставку в слове?
- Молодцы.
V. Действие оценки и самооценки
-Давайте подведем итоги нашего путешествия. Что такое приставка?
- Как находить приставку в слове?
- Как образовывать новые слова при помощи приставки?
- Хлопните один раз, если мы достигли цели нашего урока.
- Замечательно. Самостоятельно оценит свою работу на уроке, а оценку поставьте в журнал и Покажите мне ваши журналы.
- Хорошо, ребята. Я согласна с вашей самооценкой. Вы отлично поработали, молодцы.
- Вернемся к девизу нашего урока: «Знание приобретешь — не пропадешь.»
- Сегодня на уроке мы вместе с Аладдином совершили увлекательное путешествие-исследование, получили много новых знаний, а значит, стали умнее и сильнее, теперь нам не страшны никакие трудности. Помните, что всю жизнь мы учимся, получая новые знания и новый опыт. А журнал путешественника вы заберете с собой в следующие классы, и он вам поможет вам в будущем. Спасибо за урок! Я закончила!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"
Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...