Конспект
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

3 кл 2 ч

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ira_konspekt.docx27.69 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО участника экзамена: Маркина Ирина Михайловна

Тема фрагмента урока: Приставка

Класс: 3

Цель фрагмента урока: Создание условий для усвоения знаний о приставке как значимой части слова, и формирования умений выделять приставку в слове.

Задачи фрагмента урока:

  1. научить находить приставку в слове, образовывать новые слова с помощью приставки.
  2. развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы.
  3. воспитывать стремление к получению знаний, желание учиться.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. умение распознавать приставки среди других морфем;
  2. находить приставки и применять их в образовании слова,

Метапредметные:

Познавательные:

  1. развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  2. строить речевое высказывание в устной форме;
  3. умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Регулятивные:

  1. ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности;
  2. умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале;
  3. осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.

Коммуникативные:

  1. формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  2. высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

Ход урока:

I. Организационно-мотивационный

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Ирина Михайловна. Я пришла поделиться с вами новыми знаниями. Наш урок я хотела бы начать с пословицы, которая станет девизом нашего урока: «Знание приобретешь — не пропадешь..»

- Прочитаем ее дружно, все вместе.

- Итак, как вы понимаете смысл данной пословицы?

- Совершенно верно. Знания - это сила, благодаря которой человек может справиться с любыми трудностями, которые могут ему встретиться в жизни, и сегодня на уроке мы с вами узнаем много нового и станем сильнее, а поможет нам в этом гость нашего урока. Вы узнали, кто это? (Аладдин)

- Вы правы, ребята, молодцы. Аладдин приглашает нас отправиться вместе с ним в увлекательное путешествие за новыми знаниями на его ковре-самолете. Ребята, а что же такое путешествие?

- Верно. Вот какое определение в своем словаре дает Сергей Иванович Ожегов. «ПУТЕШЕСТВИЕ, - поездка или передвижение пешком по каким-либо местам, странам (обычно для ознакомления или отдыха).»

- Как вы думаете, чем занимаются путешественники? (что изучают, ищут)

- Верно, путешественники изучают окружающий нас мир и природу. Ребята, а на каком уроке в школе мы с вами говорим о природе, путешественниках и их открытиях?

- Верно, на уроках окружающего мира.

- Если вы готовы вместе со мной и Аладдином отправиться в увлекательное путешествие-исследование в поисках новых знаний, то поднимите обе руки вверх. На протяжении всего нашего приключения мыс вами будем вести журналы путешественников, которые лежат у вас на партах. Отлично, можем начинать урок!

II.Постановка учебной задачи

- Ребята, перед любым путешествием необходима тщательная подготовка, вот и мы с вами сейчас подготовимся.

 - Для этого мы с вами проведем грамматическую разминку. Я буду называть вам утверждение, и если оно верное, то вы показываете класс, если не верное – хлопаете один раз.

ВЕРЮ-НЕ ВЕРЮ:

  1. Слово состоит из предложений – Нет
  2. Окончание – это изменяемая часть слова – Да
  3. Корень – это главная часть слова - Да
  4. Суффикс находится за корнем – Да
  5. Суффикс – это часть речи – Нет
  6. У слова бывает нулевое окончание – Да        
  7. В слове тигрёнок суффикс –ок- – Нет
  8. Может ли слово быть без корня – Нет
  9. Окончание служит для образования новых слов – Нет
  10. У родственных слов одинаковый корень – Да

- Молодцы, ребята. Перед вами на слайде условные обозначения различных частей слова, которые мы с вами уже изучили. Назовите их. (корень, суффикс, окончание)

- Верно, теперь обратите внимание на карточки перед вами. Вам  даны слова. РАЗДАТКА

Береза, березка, березовый, подберезовик.

- Как называются эти слова? (однокоренные)

- Выделите в словах корень. (-берез-)

- Поработайте в парах и разберите слова по составу. Помните о правилах  работы в парах  и группах: прислушивайтесь к мнению партнера, уважайте его, работу выполняйте дружно.

- Все ли слова удалось разобрать по составу? ( нет, не  смогли разобрать слово подберезовик) 

- Почему? (мы не знаем что это за часть слова и как ее выделять)

- У нас возникло затруднение.  И сегодня на уроке мы с ним справимся.

- А чтобы узнать название этой части слова и тему нашего урока, решите АНАГРАММУ на слайде.

- Верно, тема нашего урока Приставка.

- Но нам надо с вами определиться, какова будет цель нашего путешествия. Самостоятельно сформулируйте цель нашего путешествия: что мы узнаем и чему научимся. (Узнаем, что такое приставка  и научимся находить приставки в словах)

- Чтобы достичь цели нашего путешествия, Аладдин составил план, который нам необходимо будет выполнить, но из-за шалостей его мартышки Абу пункты в нем перепутались.

- Расставьте их так, чтобы последовательность была верной. (Один ученик выходит к доске)

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ. При работе с интерактивным оборудованием помните о правилах техники безопасности. Будьте аккуратны, работайте чистыми, сухими руками, используйте стилус.

План:

  1. Узнать, что такое приставка.
  2. Научиться выделять приставку в слове и образовывать новые слова с помощью приставок.
  3. Применить полученные знания на практике.

- Если вы согласны с вашим одноклассником, поднимите правую руку.

- Сейчас аккуратно вложите тему, цель и план в свои журналы. РАЗДАТКА

- Отлично, молодцы, теперь мы можем отправляться.

III.Учебное действие

- Начнем работу по первому пункту плана. Мы узнаем, что такое приставка.

- Я предлагаю вам заняться исследованием. Представим, что у  меня в руках красивое, ярко-красное яблоко, я буду его резать, а вы  все мои действия называйте.

- Разрезаю пополам. Что я сделала?(Разрезала)

- Отрезаю кусочек.(Отрезала)

- Вырезаю сердцевину.(Вырезала)

- Срезаю лишнее. (Срезала)

- Режу на дольки.(Порезала)

- Ещё раз внимательно прочитайте записанные слова. (ВЫВОДИШЬ НА СЛАЙД) Сравните их. Что в них общего?(одинаковый корень –рез-)

- Чем они отличаются? (частями, которые находятся перед корнем - приставками)

- Мы эти части приставляли, присоединяли. Поэтому эта часть слова получила название приставка. Посмотрите на доску. Приставка находится перед корнем и выделяется знаком ¬. (выделяешь на доске)

- Теперь выделите приставки в оставшихся словах. (один выходит к доске)

- Молодцы. Сделаем вывод по первому пункту плана. Для этого поработаем с документ-камерой. Заполните пропуски так, чтобы у нас получилась законченная мысль.  (ВСТАВЛЯЕМ КАРТОЧКУ-ВЫВОД ПОД КАМЕРУ, ДЕТИ ДОПИСЫВАЮТ СЛОВА)

Вывод: Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. 

- Ребята, если вы согласны с ответом одноклассника, вытяните обе руки перед собой. Молодцы, ребята, вложите этот вывод в ваши Журналы. Если вы считаете, что мы выполнили первый пункт плана, хлопните один раз. Замечательно, продолжаем путешествие.

- Переходим ко 2 пункту плана.  Ребята, что такое приставка, мы теперь знаем. Теперь давайте попробуем составить алгоритм нахождения приставки в слове.

- Итак, возьмем, к примеру, слово переехали. (ЭТО СЛОВО ЗАПИСАТЬ НА ДОСКЕ ОТ РУКИ, ЧТОБЫ ОТБИТЬ КРИТЕРИЙ КАЛЛИГРАФИИ)

- Как же нам найти приставку? Давайте вспомним, что такое приставка? (часть слова, находящаяся перед корнем)

- Верно, приставка находится перед корнем. Значит, что нам нужно найти сначала в слове?

- Верно, корень. Как его найти? (подобрать однокоренные слова)

- Подберите однокоренные слова к слову предобрый. (ехать, ехали, приехать, т.д)

- Какой корень в слове предобрый? (-ех-)

- Катя, выйди пожалуйста к доске и выдели корень.

- Что выделим теперь? (приставку)

- Назовите её. (пере-)

- Молодцы, ребята! Вот мы с вами и составили алгоритм нахождения приставки в слове. Проговорим его заново.

1. Подобрать однокоренные слова.

2. Выделить корень.

3. Выделить часть слова перед корнем - приставку.

4. Назвать приставку.

- Вложите эти алгоритмы в свои журналы.

- Двигаемся дальше. Я прочитаю лексическое значение слова, а вы скажете – что это. Перемещаться по поверхности, совершать движения ногами.

- Верно, ходить. Запишите это слово ниже в ваших Журналах и поставьте от него стрелочку. Следующие слова записывайте через запятую.

- К столу что делают? (подходят) Запишите слово подходить. Выделите приставку.

- В класс что делают? (заходят, входят) Запишите слова заходить, входить. Выделите приставки.

- Из класса что делают? (выходят, уходят) Запишите слова выходить, уходить. Выделите приставки

- Слова однокоренные? (да)

- А лексическое значение у них разное? (да)

- Значит, приставка для чего служит? (для образования новых слов)

- Верно. С помощью приставки образовываются новые слова, это значимая часть слова.

- Поработаем в группах. Катя, Даша и Лера, вы работаете у интерактивной доски. Витя, Саша, и Вика – у интерактивной панели. Помните о правилах работы с интерактивным оборудованием.

- Задания для ребят из первой группы: Вставить слова в предложения по смыслу и выделить в них приставки.. (ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЗАПИСАНЫ С ПРОПУСКАМИ. СЛОВА ЗАПИСАНЫ КАЖДОЕ ОТДЕЛЬНО, ЧТОБЫ ИХ МОЖНО БЫЛО ПЕРЕМЕЩАТЬ)

Смастерил, слепил, спрыгнул.

Мальчик ….. воздушного змея.

Коля ….. пластилиновую игрушку.

 Бельчонок  ….. с ветки на.

- Задание для ребят из второй группы: Записать ответы на вопросы одним словом. Выделить в них приставки.

1 . Как называется гриб, который растёт под берёзой? ( Подберёзовик.)

2. Как называется гриб, который растёт под осиной? (Подосиновик.)

- Исследователи первой и второй группы, поменяйтесь местами и осуществите взаимопроверку и взаимооценку. Если вы считаете, что задание выполнено верно, то покажите солнышко, если же допущены ошибки, покажите тучку.  Молодцы. Я согласна с вашей оценкой, можете садиться.  

- Молодцы, вы отлично справились с этим заданием. А теперь привал. Вспомним, как звучал второй пункт нашего плана. Если вы считаете, что мы выполнили второй пункт плана, хлопните дважды.

- Замечательно, ребята!

IV.  Действие контроля и самоконтроля

- Наше с вами путешествие подходит к концу, проверим, насколько оно было успешным и узнаем, как вы усвоили тему урока. Перед вами лежат две карточки с заданием: зеленая соответствует более низкому уровню сложности, а задание на красной карточке представляет собой задание повышенного уровня. Выберите карточку и выполните задание.

Зеленая карточка

Выделите приставки в словах: вылить, перелить, налить, написать,

Красная карточка

Образуйте от слов полз, свистел, мыл. Приставки выделите. 

_____________________________________________________

- Те, кто выполнял задание на зеленой карточке, поднимите обе руки вверх. Выполним проверку зеленой карточки под документ - камерой. Если вы согласны с решением, поднимите правую руку

- Те ребята, которые выполняли задание на красной карточке, вытяните обе руки перед собой.Выполним проверку под документ - камерой. Если вы согласны с решением, поднимите левую руку.

- Отлично, ребята, вы хорошо справились с заданием.

ЕСЛИ ОСТАЛОСЬ ВРЕМЯ

Игра «Найди приставку»

- Я буду читать слова, а вы – называть приставки.

Выписать, побелить, приехал, ушёл, заморозить, отцепить, расцвёл, прилетели.

- Как вы находили приставку в слове?

- Молодцы.

V.  Действие оценки и самооценки

-Давайте подведем итоги нашего путешествия. Что такое приставка?

- Как находить приставку в слове?

-  Как образовывать новые слова при помощи приставки?

- Хлопните один раз, если мы достигли цели нашего урока.

- Замечательно. Самостоятельно оценит свою работу на уроке, а оценку поставьте в журнал и Покажите мне ваши журналы.

- Хорошо, ребята. Я согласна с вашей самооценкой. Вы отлично поработали, молодцы.

- Вернемся к девизу нашего урока: «Знание приобретешь — не пропадешь.»

- Сегодня на уроке мы вместе с Аладдином совершили увлекательное путешествие-исследование, получили много новых знаний, а значит, стали умнее и сильнее, теперь нам не страшны никакие трудности. Помните, что всю жизнь мы учимся, получая новые знания и новый опыт. А журнал путешественника вы заберете с собой в следующие классы, и он вам поможет вам  в будущем.  Спасибо за урок! Я закончила!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...