Конспект урока "Родственные слова"
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)

Юсупова Лейсан Рашитовна

Конспект урока "Родственные слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_rodstvennye_slova_11_oktyabrya.docx190.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Класс:2 «Б»

Тема урока: Что такое родственные слова?

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Методы: словесный, игровой, наглядный, поисковый, метод свободного выбора и свободной беседы, метод взаимодействия и самоконтроля.

Приемы: рассуждение

Формы организации: групповая, коллективная, индивидуальная.

Технологии: развивающего, здоровьесберегающего, дифференцированного обучения

Цели урока: ознакомление с понятием родственные слова.

Задачи:

-познакомить с признаками родственных слов;

-развивать речь; пополнять словарный запас учащихся;

-воспитывать интерес к познавательному предмету, выработать правила сотрудничества.

Этапы урока

Содержание

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

УУД (метапредметные результаты)

1 Организационный момент

Мотивационный

- Здравствуйте, ребята!

Ну - ка, проверим, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

- Я улыбнусь вам , а вы мне, я помогу вам, а вы поможете мне?

Пожелаю вам удачи-

За работу, в добрый час.

 Откройте тетради и запишите число, классная работа. 

Мотивация на урок.  

Мотивация на урок.  Подготовка учащихся к работе, эмоциональный настрой.  

РУУД  Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению

2 Актуализация знаний.

Минутка   чистописания.

       Если ручкой я пишу,
        Не верчусь и не спешу,
        Букву к букве по линейке
        Аккуратно вывожу.

Вм     он    ля    ле  (анализ ошибок)

Выполняют задание. Самооценка.

Предлагает задания. Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность.

Учить правильному соединению букв, устранение ошибок написания.

Л      контроль в форме сличения способа действия и его результата

3 Целеполагание. Постановка учебной задачи

Актуализация знаний.

Повторение пройденного.

 На поляне знаний стоят два домика.  Что вас ждет в каждом из домиков?

В какой домик вы хотели бы заглянуть? Почему?

Большинство из вас выбрали домик, в котором будет что-то новое, незнакомое.

- Каждый ученик заходя в этот домик должен:

         1  Понять, что неизвестно.

         2 Самим построить способ действия.

В первом домике всё ,что нам известно о слове.  

- Что такое слово?

- Что в слове главное?

Яблоко   (Г.Сапгир)

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну,  кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только Конь сказал,

Что низко,

А мышонок -

Высоко.

Воробей сказал,

Что близко,

А Улитка – далеко.

А Теленок озабочен,

Тем, что яблоко

Мало.

А Цыпленок - тем

Что очень  

Велико и тяжело.

А Котенку все равно:

-Кислое -  зачем оно?

-Что вы?-

Шепчет Червячок, -

Сладкий у него бочок.

 Назовите  из стихотворения слова антонимы:

В одном, то, что нам знакомо, в другом, то,  что нам неизвестно.

2-ой домик. Интереснее, там,  где еще незнакомо.

Единица речи

Лексическое значение

 Высоко – низко

Близко – далеко

 Велико – мало

Сладкое – кислое

Предлагает задания.

Учит ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно.

Предлагает задания

РУУД  Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

РУУД:

Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно.

Осуществлять пошаговый контроль.

Словарная работа

- С какими  словами из словаря встретились?

Вдруг ветер – озорник пробежал по верхушкам деревьев. И посмотрите, что он сделал. В словарных словах все гласные буквы унёс с собой.

- Запишите, поставьте знак ударения и вставить пропущенные безударные гласные.

Ябл…к.., в…р…бей.

Предлагает задания

Л      контроль в форме сличения способа действия и его результата

Физминутка

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре тихо села.

Отдыхают, настраиваются на предстоящую работу.

Оздоровительная, дать возможность детям отдохнуть, настроится на предстоящую работу.

Самоопределение к деятельности

Изучение нового материала

Давайте заглянём в другой домик. В нём то, что нам незнакомо.

 Каждый ученик заходя в этот домик должен:

         1  Понять, что неизвестно.

         2 Самим построить способ действия.

Прослушайте текст и попытайтесь сформулировать тему урока.

(Учитель читает текст)

Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница.

- О! Здравствуйте! Вы кто?

- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?

А я ваша родственница – гусеница.

-Ребята, кого называют родственниками? Родственники – это родные люди, у них есть много общего: общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне.

-Ребята, а как вы думаете права ли гусеница, которая считает себя родственницей гусей? Почему?

Среди слов тоже есть родственники.

Кто назовёт тему урока?

Что вы бы хотели узнать о родственных словах?

Выявим признаки родственных слов. Что в них интересного?

– Ребята, давайте составим сейчас памятку, с помощью которой вы сможете определить родственные слова.

Близки по смыслу.

Одинаковая часть.

Тех, кто живет вместе, одна семья.

Нет. Гусь- …., гусеница –…..

Родственные слова.

1.Познакомиться с родственными словами.

2.Узнать каковы их признаки?

3.Находить родственные слова в тексте и среди других слов.

4.Подбирать родственные слова к данному слову и выделять корень.

Близки по смыслу. Одинаковая часть.

Принимает ответы и подводит к выделения признаков родственных слов

ПУУД:

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог

Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Вывод: Родственные слова -слова близкие по смыслу и имеют  одинаковая часть.

Пр с 58

Обобщают полученные знания

Физминутка

Игра «Лишнее слово»

       Если родственные слова – хлопните,  если нет – топните.

Лиса, лисица, лист.

Сыр, сырость, сырок.

Лес , лесник, лестница, лесной.

Отдыхают, настраиваются на предстоящую работу.

ОздоровительнаяДать возможность детям отдохнуть, настроится на предстоящую работу.

Р Использование знаний в новых условиях

Самостоятельная работа

Найти  родственные  слова.

Ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежевика.

Почему?

Ёж, ёжик, ежиха, ежата

Ёж, ёжик, ежиха, ежата – животные

Ежевика – ягода.

Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность.

Предлагает задания, помогает сделать вывод.

Л      контроль в форме сличения способа действия и его результата

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог

Работа в паре

Воспитательный момент

К слову гриб подберите родственные слова

Виды грибов, их польза, правила сбора

- Какие бывают грибы?

- Какие грибы съедобные?  Несъедобные?

- Какую пользу приносят грибы?

- Как правильно собирать грибы?

Гриб, грибница, грибник, грибок, грибной

Наблюдает за работой групп, организует общеклассную дискуссию, помогает заметить границу между знанием и незнанием.

Предлагает задания, помогает сделать вывод.

КУУД:

Контролировать действия партнера.

Самостоятельная работа  

Выборочное письмо

Упр 83

Выполняют задание

Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность.

КУУД:

Контролировать действия партнера.

Тест

1 Проведи стрелку к признакам родственных слов.

2 Подчеркни родственные слова

3 Верно ли утверждение,  что это родственные слова:

Летчик – пилот родственные

Выполняют задание

Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность.

Предлагает задания, помогает сделать вывод.

КУУД:

Контролировать действия

Р Использование знаний в новых условиях

Итог урока

Итог урока

- Что нового узнали на уроке?

– Кому было интересно?

– За что ты можешь себя похвалить? (Помогал товарищу!)

Подводят итог

Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность.

КУУД:

Контролировать действия

Д / З

Учитель ненавязчиво ошибается назвав родственные слова однокоренными, детям предлагается подумать ошибся учитель или нет, свои предположения приготовить к следующему уроку.

     

Дает дом задание

Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность своих возможностей, привитие желания справиться с более трудной задачей.

КУУД:

Контролировать действия

        

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну, кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только Конь сказал, что низко,

А мышонок -высоко.

Воробей сказал, что близко,

А Улитка – далеко.

А Теленок озабочен,

Тем, что яблоко мало.

А Цыпленок - тем что очень  

Велико и тяжело.

А Котенку все равно:

-Кислое -  зачем оно?

-Что вы? - Шепчет Червячок, -

Сладкий у него бочок.

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну, кому какое дело?

 Просто яблоко висело.

Только Конь сказал, что низко,

А мышонок -высоко.

Воробей сказал, что близко,

А Улитка – далеко.

А Теленок озабочен,

Тем, что яблоко мало.

А Цыпленок - тем что очень  

Велико и тяжело.

А Котенку все равно:

-Кислое -  зачем оно?

-Что вы? - Шепчет Червячок, -

Сладкий у него бочок.

Задание:

1.Найти  родственные  слова.

Ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежевика.

2. Подберите родственные слова:

Гриб-_______________________________

2. Подберите родственные слова:

Гриб-_______________________________

Задание:

1.Найти  родственные  слова.

Ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежевика.

2. Подберите родственные слова:

Гриб-____________________________

Задание:

1.Найти  родственные  слова.

Ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежевика.

2. Подберите родственные слова:

Гриб-____________________________

Задание:

1.Найти  родственные  слова.

Ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежевика.

2. Подберите родственные слова:

Гриб-____________________________

Задание:

1.Найти  родственные  слова.

Ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежевика.

2. Подберите родственные слова:

Гриб-____________________________

Задание:

1.Найти  родственные  слова.

Ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежевика.

2. Подберите родственные слова:

Гриб-____________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Слова - антонимы"

Развитие языковой эрудиции каждого школьника, его интереса к языку и речевому творчеству....

Конспект урока "Слова с непроизносимыми согласными"

Урок русского языка в 3 классе (Учебник: А.В. Полякова «Русский язык. 3 класс», система Л. В. Занкова) ...

Конспект урока "Слова с буквосочетаниями жи – ши"

Урок обучения грамоте (письмо) разработан для учащихся 1 класса и содержит элементы сказок и загадок....

Конспект урока "Слова,отвечающие на вопросы: Какой? Какая? Какие?"

Конспект урока по русскому языку во 2 классе "Слова,отвечающие на вопросы: Какой? Какая? Какие?" УМК "Школа 2100"...

Конспект урока "Слова, обозначающие действие предметов"

Конспект "Слова, обозначающие действия предметов" 2 класс...

Конспект урока "Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?"

Конспект урока "Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?"...