Конспект урока "Родственные слова"
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)
Конспект урока "Родственные слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_rodstvennye_slova_11_oktyabrya.docx | 190.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
Класс:2 «Б»
Тема урока: Что такое родственные слова?
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы: словесный, игровой, наглядный, поисковый, метод свободного выбора и свободной беседы, метод взаимодействия и самоконтроля.
Приемы: рассуждение
Формы организации: групповая, коллективная, индивидуальная.
Технологии: развивающего, здоровьесберегающего, дифференцированного обучения
Цели урока: ознакомление с понятием родственные слова.
Задачи:
-познакомить с признаками родственных слов;
-развивать речь; пополнять словарный запас учащихся;
-воспитывать интерес к познавательному предмету, выработать правила сотрудничества.
Этапы урока | Содержание | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | УУД (метапредметные результаты) |
1 Организационный момент Мотивационный | - Здравствуйте, ребята! Ну - ка, проверим, дружок, - Я улыбнусь вам , а вы мне, я помогу вам, а вы поможете мне? Пожелаю вам удачи- За работу, в добрый час. Откройте тетради и запишите число, классная работа. | Мотивация на урок. | Мотивация на урок. Подготовка учащихся к работе, эмоциональный настрой. | РУУД Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению |
2 Актуализация знаний. Минутка чистописания. | Если ручкой я пишу, Вм он ля ле (анализ ошибок) | Выполняют задание. Самооценка. | Предлагает задания. Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность. Учить правильному соединению букв, устранение ошибок написания. | Л контроль в форме сличения способа действия и его результата |
3 Целеполагание. Постановка учебной задачи Актуализация знаний. Повторение пройденного. | На поляне знаний стоят два домика. Что вас ждет в каждом из домиков? В какой домик вы хотели бы заглянуть? Почему? Большинство из вас выбрали домик, в котором будет что-то новое, незнакомое. - Каждый ученик заходя в этот домик должен: 1 Понять, что неизвестно. 2 Самим построить способ действия. В первом домике всё ,что нам известно о слове. - Что такое слово? - Что в слове главное? Яблоко (Г.Сапгир) У прохожих на виду Висело яблоко в саду. Ну, кому какое дело? Просто яблоко висело. Только Конь сказал, Что низко, А мышонок - Высоко. Воробей сказал, Что близко, А Улитка – далеко. А Теленок озабочен, Тем, что яблоко Мало. А Цыпленок - тем Что очень Велико и тяжело. А Котенку все равно: -Кислое - зачем оно? -Что вы?- Шепчет Червячок, - Сладкий у него бочок. Назовите из стихотворения слова антонимы: | В одном, то, что нам знакомо, в другом, то, что нам неизвестно. 2-ой домик. Интереснее, там, где еще незнакомо. Единица речи Лексическое значение Высоко – низко Близко – далеко Велико – мало Сладкое – кислое | Предлагает задания. Учит ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно. Предлагает задания | РУУД Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. РУУД: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно. Осуществлять пошаговый контроль. |
Словарная работа | - С какими словами из словаря встретились? Вдруг ветер – озорник пробежал по верхушкам деревьев. И посмотрите, что он сделал. В словарных словах все гласные буквы унёс с собой. - Запишите, поставьте знак ударения и вставить пропущенные безударные гласные. | Ябл…к.., в…р…бей. | Предлагает задания | Л контроль в форме сличения способа действия и его результата |
Физминутка | Утром бабочка проснулась, | Отдыхают, настраиваются на предстоящую работу. | Оздоровительная, дать возможность детям отдохнуть, настроится на предстоящую работу. | |
Самоопределение к деятельности Изучение нового материала | Давайте заглянём в другой домик. В нём то, что нам незнакомо. Каждый ученик заходя в этот домик должен: 1 Понять, что неизвестно. 2 Самим построить способ действия. Прослушайте текст и попытайтесь сформулировать тему урока. (Учитель читает текст) Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница. - О! Здравствуйте! Вы кто? - Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто? А я ваша родственница – гусеница. -Ребята, кого называют родственниками? Родственники – это родные люди, у них есть много общего: общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне. -Ребята, а как вы думаете права ли гусеница, которая считает себя родственницей гусей? Почему? Среди слов тоже есть родственники. Кто назовёт тему урока? Что вы бы хотели узнать о родственных словах? Выявим признаки родственных слов. Что в них интересного? – Ребята, давайте составим сейчас памятку, с помощью которой вы сможете определить родственные слова. Близки по смыслу. Одинаковая часть. | Тех, кто живет вместе, одна семья. Нет. Гусь- …., гусеница –….. Родственные слова. 1.Познакомиться с родственными словами. 2.Узнать каковы их признаки? 3.Находить родственные слова в тексте и среди других слов. 4.Подбирать родственные слова к данному слову и выделять корень. Близки по смыслу. Одинаковая часть. | Принимает ответы и подводит к выделения признаков родственных слов | ПУУД: Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог Осуществлять синтез как составление целого из частей. |
Вывод: Родственные слова -слова близкие по смыслу и имеют одинаковая часть. | Пр с 58 | Обобщают полученные знания | ||
Физминутка Игра «Лишнее слово» | Если родственные слова – хлопните, если нет – топните. Лиса, лисица, лист. Сыр, сырость, сырок. Лес , лесник, лестница, лесной. | Отдыхают, настраиваются на предстоящую работу. | ОздоровительнаяДать возможность детям отдохнуть, настроится на предстоящую работу. | Р Использование знаний в новых условиях |
Самостоятельная работа | Найти родственные слова. Ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежевика. Почему? | Ёж, ёжик, ежиха, ежата Ёж, ёжик, ежиха, ежата – животные Ежевика – ягода. | Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность. Предлагает задания, помогает сделать вывод. | Л контроль в форме сличения способа действия и его результата Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог |
Работа в паре Воспитательный момент | К слову гриб подберите родственные слова Виды грибов, их польза, правила сбора - Какие бывают грибы? - Какие грибы съедобные? Несъедобные? - Какую пользу приносят грибы? - Как правильно собирать грибы? | Гриб, грибница, грибник, грибок, грибной | Наблюдает за работой групп, организует общеклассную дискуссию, помогает заметить границу между знанием и незнанием. Предлагает задания, помогает сделать вывод. | КУУД: Контролировать действия партнера. |
Самостоятельная работа Выборочное письмо | Упр 83 | Выполняют задание | Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность. | КУУД: Контролировать действия партнера. |
Тест | 1 Проведи стрелку к признакам родственных слов. 2 Подчеркни родственные слова 3 Верно ли утверждение, что это родственные слова: Летчик – пилот родственные | Выполняют задание | Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность. Предлагает задания, помогает сделать вывод. | КУУД: Контролировать действия Р Использование знаний в новых условиях |
Итог урока | Итог урока - Что нового узнали на уроке? – Кому было интересно? | Подводят итог | Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность. | КУУД: Контролировать действия |
Д / З | Учитель ненавязчиво ошибается назвав родственные слова однокоренными, детям предлагается подумать ошибся учитель или нет, свои предположения приготовить к следующему уроку.
| Дает дом задание | Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность своих возможностей, привитие желания справиться с более трудной задачей. | КУУД: Контролировать действия |
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только Конь сказал, что низко,
А мышонок -высоко.
Воробей сказал, что близко,
А Улитка – далеко.
А Теленок озабочен,
Тем, что яблоко мало.
А Цыпленок - тем что очень
Велико и тяжело.
А Котенку все равно:
-Кислое - зачем оно?
-Что вы? - Шепчет Червячок, -
Сладкий у него бочок.
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только Конь сказал, что низко,
А мышонок -высоко.
Воробей сказал, что близко,
А Улитка – далеко.
А Теленок озабочен,
Тем, что яблоко мало.
А Цыпленок - тем что очень
Велико и тяжело.
А Котенку все равно:
-Кислое - зачем оно?
-Что вы? - Шепчет Червячок, -
Сладкий у него бочок.
Задание:
1.Найти родственные слова.
Ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежевика.
2. Подберите родственные слова:
Гриб-_______________________________
2. Подберите родственные слова:
Гриб-_______________________________
Задание:
1.Найти родственные слова.
Ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежевика.
2. Подберите родственные слова:
Гриб-____________________________
Задание:
1.Найти родственные слова.
Ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежевика.
2. Подберите родственные слова:
Гриб-____________________________
Задание:
1.Найти родственные слова.
Ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежевика.
2. Подберите родственные слова:
Гриб-____________________________
Задание:
1.Найти родственные слова.
Ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежевика.
2. Подберите родственные слова:
Гриб-____________________________
Задание:
1.Найти родственные слова.
Ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежевика.
2. Подберите родственные слова:
Гриб-____________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Слова - антонимы"
Развитие языковой эрудиции каждого школьника, его интереса к языку и речевому творчеству....
Конспект урока "Слова с непроизносимыми согласными"
Урок русского языка в 3 классе (Учебник: А.В. Полякова «Русский язык. 3 класс», система Л. В. Занкова) ...
Конспект урока "Слова с буквосочетаниями жи – ши"
Урок обучения грамоте (письмо) разработан для учащихся 1 класса и содержит элементы сказок и загадок....
Конспект урока "Слова,отвечающие на вопросы: Какой? Какая? Какие?"
Конспект урока по русскому языку во 2 классе "Слова,отвечающие на вопросы: Какой? Какая? Какие?" УМК "Школа 2100"...
Конспект урока «Слова, обозначающие действия предметов».
Развивающая программа Л.В. Занкова...
Конспект урока "Слова, обозначающие действие предметов"
Конспект "Слова, обозначающие действия предметов" 2 класс...
Конспект урока "Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?"
Конспект урока "Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?"...