Урок-исследование Имя прилагательное 2 класс
план-конспект урока (2 класс)
Урок для развития познавательной деятельности, логического мышления путём установления причинно-следственных связей, развития речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-issledovanie_imya_prilagatelnoe.docx | 97.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по русскому языку во 2 классе
Урок – исследование.
Тема исследования: «Имя прилагательное»
Проблема исследования: «Нужны ли в нашей речи имена прилагательные» (Их роль в русском языке)
Гипотезы (предположения): да или нет.
Цель: проверить предположения.
Задача: доказать верность гипотезы.
Как собрать информацию?
Методы исследования:
План исследования:
Тип урока: «Урок усвоения новых знаний»
Цель: 1) формирование общего понятия о роли прилагательных на основе осознания его основных признаков и исследовательской деятельности учащихся;
2) развивать речь, словесно-логическое и наглядно-образное мышление;
3) воспитывать доброжелательность по отношению друг к другу, аккуратность в работе;
4) воспитывать любовь и интерес к русскому языку.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1.Орг.момент 2Актуализация знаний 3. Пальчиковая гимнастика Цель включение в учебнуюдеятель-ность на личностно- значимом уровне (появилось «хочу», «могу»). Условие – доброе пожелание, загадка, шутка и т.д. | 1. Приветствие гостей - Ребята! Давайте поздороваемся с нашими гостями. Подарим друг другу улыбки. Пусть хорошее настроение сохранится до конца урока. Если вам будет трудно, я вам помогу. - Сегодня на уроке мы с вами будем учёными, которые исследуют и объясняют научные факты, делают открытия и познают новое. 2. Коррекция настроения Погладьте себя по голове Обнимите себя Пожмите соседу руку Улыбнитесь друг другу -Надеюсь, ваше настроение улучшилось? -Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок. -А эпиграфом к нашему уроку будет русская народная пословица: “Грамоте учиться всегда пригодится” (Слайд 1). – Как вы понимаете смысл этой пословицы? (ответы детей). – Урок у нас сегодня необычный, урок-исследование. Кто из вас знает, кто такой исследователь? - А где можно найти точный ответ на этот вопрос? Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова: « Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению». Давайте вспомним какие методы мы используем на уроках русского языка( Слайд №2) – А теперь давайте откроем тетради и запишем дату наших сегодняшних исследований. Но перед письмом сделаем разминку для пальчиков.
- Но, перед тем как писать, надо пальцы нам размять. Большой пальчик мы потрём, Указательный пожмём, Средний с вами мы погладим, Безымянный - пощипаем. А мизинчик разотрём. Кистью дружно мы стряхнём И писать уже начнём. | Подготовка класса к работе. - Необычный день у нас. И гостями полон класс. - Что гостям сказать нам надо? (-Видеть Вас мы очень рады!) Ответы детей Это люди, которые очень много учатся, много читают и постоянно работают над приобретением новых знаний. Вот и мы с вами не должны останавливаться на достигнутом, а добывать все новые и новые знания. Повторяют за учителем упражнение Открывают тетради, записывают дату, подчёркивают ловушки, ставят ударение. | Коммуникативные УУД: - сотрудничество с учителем; - владение диалогической речью. Личностные результаты: - настроить на работу; - организация рабочего места. Здоровьесберегающая технология |
4.Минутка чистописания Цель:развитие мелкой моторики, постановка руки. | - Собери словечко и узнай задание. (Слайд 3.) то пи ние са чис нос нога наст надежный - Молодцы! Сегодня будем писать строчную букву н. - На следующей строчке по образцу до конца строчки прописываем строчную букву н. Пока дети пишут, появляется карточка. НН Словарная работа - А какое правило напоминает вам это соединение? На доске учитель открывает слова: осень, камень, сон. (Слайд 4) - Измените каждое слово так, чтобы буква Н в словах стала удвоенной. - Полученные слова запишите на второй строке, диктуя себе. - Проверьте записанные слова на доске по образцу. | Прописывают в строчку строчную букву н. По завершению поднимают ручку вверх. Осенний, каменный, сонный, - Записывают полученные слова. - Проверяют написание слов. | Познавательные УУД: - умение на основе анализа объектов делать выводы; - умение обобщать и классифицировать по признакам Регулятивные УУД: - целеполагание; - умение высказывать своё предположение. Коммуникативные УУД: - владение монологической речью; - сотрудничество с учителем. Личностные УУД: - моторное восприятие; - умение самостоятельно делать выводы. |
Физкультминутка «Атомы, молекулы» Групповая работа. Прием " Таблица ЗХУ". ( 4 мин.) Стадия осмысления. 4. Работа по проблеме урока. (5 мин.) Прием «Толстые и тонкие вопросы». (5 мин.) Задание 1. (4 мин.) Задание 2. (5 мин.) Задание 3. (5 мин.) Подведение итогов урока. (3 мин.) Стадия рефлексии. (5 мин.) Домашнее задание. | - А как вы думаете, что мы будем сегодня исследовать? Давайте еще раз прочитаем слова, которые записали в тетрадь. (Если не догадаются, то задавать наводящие вопросы - На какой вопрос отвечают слова? Какой частью речи являются?) - Что будет предметом нашего исследования? Посмотрите и скажите А сейчас отдохнем. Разделились группами по 2 чел., по 3 ч., по 5 чел. Вот такими группами мы сегодня и поработаем Правила работы в группе. (Слайд 5) - Заполните таблицу (каждая группа на столе имеет карточки, необходимые для работы. См. приложение 1)( Слайд 6) -Что вы записали в 1 столбик? (дополнения) -Что вы хотели бы узнать сегодня об имени прилагательном? - Сравните два текста. Текст 1. В лесах живут олени. Это животные с рогами. Охота на оленей запрещена. Текст 2. В больших непроходимых лесах живут благородные олени. Это красивые стройные животные с ветвистыми рогами. Охота на благородных оленей запрещена. - Какой из текстов вам понравился больше? Почему? - Что помогло нам ярче, точнее представить описываемый предмет? Какую роль выполняют прилагательные в тексте? - Где исследователь может проверить точность своей гипотезы? (В книгах, словарях) Работа с учебником. Давайте проверим. Молодцы! Вы сами смогли открыть новое об имени прилагательном. Ученикам в группах предлагается составить по одному толстому и тонкому вопросу, записывая в таблицу продолжение предложенных вопросов. (см. приложение 2). - Прочтите составленные вопросы. Группы (1 и 3), (2 и 4) получают одинаковые загадки. 1. Хитрая плутовка, 2. Мягкие лапки, на лапках царапки. ( Кот) - Подготовьте устное описание своего зверька. - Группы 1 и 2: уберите в своих описаниях имена прилагательные и опишите животное, используя только существительные. - Группы 3 и 4: описывают животное, используя существительные и прилагательные. - Кто из учеников испытывал при описании большие трудности? Почему? - Чьё описание оказалось более точным? - Составьте сравнения из слов первого и второго столбиков. Вставьте пропущенные буквы. Запишите их по образцу. Подчеркните имена прилагательные. Образец: голодный как волк. г...лодный лиса неуклюж...й волк трусливый м...две... к...лючий за...ц хитрый ё… (Слайд 7) - Какую роль выполняют прилагательные? Сказка. Игра «Мозаика» (см. приложение 2). -Прочитайте текст. - Какую картинку можно к нему нарисовать? - Чего в ней не хватает? - Что поможет украсить картинку? - Нравится ли вам такой текст? - Почему? Чего, на ваш взгляд, не хватает в тексте? Дома детям предлагается закончить сказку, используя карточку с набором из различных прилагательных (см. приложение 3) - По вашему мнению, может ли человек обойтись в речи без имен прилагательных? - Какую роль они выполняют в речи? - Приведите по 1 аргументу «за» и «против» имен прилагательных в речи. Молодцы! - Давайте вернемся к таблице, которую мы заполняли в начале урока и заполним последнюю колонку (см. приложение 3). Групповая работа. Заполнение таблицы «ЗХУ». Закончить карточку. На этом дорогие мои знатоки наши исследования подошли к концу. Но мы не прощаемся с им.прилаг, а на следующем уроке узнаем, как эта часть речи может изменяться. -Какую часть речи вы научились распознавать? - Что вы запомнили об имени прилагательном? - Всё ли вам было понятно? -Какое задание вам было интересно выполнять? -Понравился ли вам урок? Если да, то похлопайте, Если нет, то потопайте. -Всем спасибо! Слайд №13 Закончить сказку | -Имена прилагательные. Урок – исследование. Тема исследования: Имя прилагательное. Проблема: нужны ли в русском языке имена прилагательные? Да Нет Заполняют карточку, работая в группе Зачитывают свои ответы. Читают и сравнивают тексты. Ответы детей. - Прилагательные описывают предмет, украшают речь, делают текст точным и интересным, ярким, красочным, точным. Работают в группах, составляют и записывают продолжение вопросов. Читают полученные вопросы. Каждая группа выбирает себе отгадку и устно готовит описание зверька. Группы рассказывают, что у них получилось - Трудно описывать предметы без имён прилагательных. - У групп 3 и 4, они использовали существительные с прилагательными. - Чтобы точно описать предмет, назвать его признаки. Работают в тетрадках. Меняются тетрадями в парах для проверки. - Безударная гласная в корне слова. … - Описывают предмет. Читают текст. Ответы детей. - Нет, не может. - Описывают предмет, называют его признаки. Ответы детей. Заполняют таблицу в группах, зачитывают свои ответы. Ответы детей | Познавательные УУД: - умение работать с текстом; - умение на основе анализа объектов делать выводы Регулятивные УУД: - умение высказывать своё мнение на основе работы с материалом учебника; - умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: -умение работать в группе; - владение монологической речью; - сотрудничество с учителем. Личностные результаты: - целенаправленная познавательная деятельность. Познавательные УУД: - контроль и оценка процессов результата деятельности. Регулятивные УУД: - умение оценивать учебные действия. Коммуникативные УУД: - умение выражать свои мысли. Личностные результаты: - самооценка критериев успешности. |
Приложение 2.
Толстые ? | Тонкие ? |
С какой целью….(в нашей речи используются прилагательные)? Почему вы считаете, что…(прилагательные необходимы в речи)? Предположите, что будет, если … (из речи исчезнут все прилагательные)? | Зачем…( прилагательные нужны в речи) ? Можно ли …(обойтись в речи без прилагательных)? |
Приложение 3.
На ... ... планете жили... ... человечки, у них были ... глаза, ... волосы, ... уши. Зато очень... характер. Домики у человечков были ..., с ... крышами. Возле каждого домика сидела... собачка. Собачки на этой... планете были вместо кур, потому что... домики охраняли... дракончики и ...страусы. Они сидели на ... веревочках и рычали. На ... ... деревьях пели ... песни ... мухи. В ... лесах водились ... слонята, ... цыплята, ... ежики и ... ящерицы. А на ... черепахах ... человечки ездили в гости.
(Прилагательные для мозаики: голубой, клетчатый, умный, квадратный, фиолетовый, смешной, добрый, крылатый, полосатый, лысый, веселый, сердитый, злой, мохнатый, огромный, пушистый, лохматый, розовый, белый, холодный, горячий, разноцветный, волшебный, шелковый, прозрачный, бумажный, носатый, хвостатый, ушастый, звонкий).
Приложение 1.
З - что мы знаем про имя прилагательное | Х – что хотим узнать? | У – что мы узнали |
Часть речи. Связана с именем существительным. Отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие? | Зачем используется в речи? | Имена прилагательные описывают предмет, называют его характерные признаки, украшают речь, делают текст точным и интересным, ярким, красочным. Речь человека становится яркой, образной. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок- исследование по ООМ 4 класс "Жизнь древних славян"
Цели: воспитывать интерес к истории своего народа, уважительное отношение к нашим предкам;сформировать у учащихся представление о жизни древних славян;развивать устную речь, воображе...
Урок - исследование русский язык 4 класс
Тема "Наречие"...
Урок-исследование. Имя существительное. 4 класс
«Урок - исследование. 4 класс. Русский язык. Имя существительное. Исследование слова «мороз». Обобщение знаний. Закрепить умение работать со словарями, производить грамматический разбор»....
Урок - исследование. Доли. математика 2 класс
Знакомство с понятием доля. Находить долю от числа. Знакомство с записью дробных чисел....
урок исследования, русский язык, 2 класс, тема:"Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу"
разработка урока с презентацией, русский язык, тема:«Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу»,2 класс...
Урок - исследование по чтению 4 класс
Технологическая карта урока чтения в 4 классе. Тема: Знакомство с новым разделом. Ф.И. Тютчев " Как неожиданно и ярко..."...
Сценарий урока-исследования предмет музыка 4 класс "Скрипка.Виолончель.Ноктюрн"
В данном сценарии урока-исследования можно проследить деятельность учащихся с самовыведения темы, цели, гипотезы урока, до ее подтверждения в конце. По ходу урока используется поисковая де...