Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)

Зимарева Ирина Владимировна

 Урок  русского языка, 4 класс, МБОУ Тальская СОШ

Тема урока: Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения

Тип урока: урок рефлексии

Место и роль урока в изучаемой теме: 1-ый урок из 3-х по теме «Правописание орфограмм, изученных за 1-3 классы» для повторения, формирования орфографической зоркости

Цель урока: создание условий для формирования орфографической зоркости через  осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения

Цели-результаты:

Предметные:

1) увидеть орфограмму в слове;

2) определить её вид: проверяемая или нет. Если да, то к какой грамматико – орфографической теме относится, вспомнить правило;

3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;

4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения задачи;

5) решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму;

6) написать слова в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку и взаимопроверку.

Задачи:

Дидактические:

  1. Закрепить представления учащихся об основных правилах орфографии.

Учить использовать свои знания для выполнения упражнений.

Развивающие:

1.      Развивать память, логическое мышление, внимание через выполнение заданий.

2.      Развивать орфографическую зоркость с помощью самопроверки.

Воспитательные:

  1. Воспитывать ответственное отношение к работе при выполнении самостоятельного задания.
  2. Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу: умение слушать мнение других через выполнение парных задний.

Оборудование: Учебник,  «Русский язык» Канакина,4 класс, УМК «школа России»; орфографические словари,  презентация, проектор, компьютер, экран.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_zimareva_i.v.docx36.4 КБ

Предварительный просмотр:

Зимарева Ирина Владимировна. Урок  русского языка, 4 класс, МБОУ Тальская СОШ

Тема урока: Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения

Тип урока: урок рефлексии

Место и роль урока в изучаемой теме: 1-ый урок из 3-х по теме «Правописание орфограмм, изученных за 1-3 классы» для повторения, формирования орфографической зоркости

Цель урока: создание условий для формирования орфографической зоркости через  осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения

Цели-результаты:

Предметные:

1) увидеть орфограмму в слове;

2) определить её вид: проверяемая или нет. Если да, то к какой грамматико – орфографической теме относится, вспомнить правило;

3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;

4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения задачи;

5) решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму;

6) написать слова в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку и взаимопроверку.

Задачи:

Дидактические:

  1. Закрепить представления учащихся об основных правилах орфографии.

Учить использовать свои знания для выполнения упражнений. 

Развивающие:

1.        Развивать память, логическое мышление, внимание через выполнение заданий.

2.        Развивать орфографическую зоркость с помощью самопроверки.

Воспитательные:

  1. Воспитывать ответственное отношение к работе при выполнении самостоятельного задания.
  2. Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу: умение слушать мнение других через выполнение парных задний.

Оборудование: Учебник,  «Русский язык» Канакина,4 класс, УМК «школа России»; орфографические словари,  презентация, проектор, компьютер, экран.

Этапы урока

Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные

Планируемые результаты
(П -познавательные, К –коммуникативные, Л -личностные,Р -регулятивные )

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика достижения планируемых результатов урока

I Организация начала урока.

Мотивация (самоопределение к деятельности)

3 мин

Приветствовать обучающихся мотивировать к учебной деятельности

Беседа

Прием

«Ловушка»

Итак, урок русского языка.

Рабочий день продолжается,  проверьте свои рабочие места и пожелайте своему соседу справа по плечу хорошего настроения  и хорошей работы.

Итак, приступаем

Запишите дату. Будьте внимательны, не допустите ошибки, подчеркните  орфограммы.

СИДЪМОЕ  ФЕВРАЛЯ.

КЛАСНАЯ РОБОТА.

Л: самоопределение

Р: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Проверяют рабочее место и пожелания соседу

Дату, исправляют ошибки, подчеркивают орфограммы

ЗАПИСЫВАЮТ

Выполнено

 II. Актуализация знаний и мотивация

(3 мин)

Актуализировать знания

Определить проблему

Беседа

Презентация

- Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вам необходимо посмотреть внимательно , подумать.

Слайд 1

- Какие мысли приходят вам в голову при виде этих букв? (а, о, е, и, я;      б, п, в, ф, г, к, д, т, ж, ш, з, с)

- Правильно, эти буквы могут являться опасным местом в разных частях слова, в основных тринадцати орфограммах начальной школы. 10 из которых вы знаете с курса 3го класса, и  сегодня мы их повторим, закрепим, проверяя тест домашний ВПР и ошибки по вчерашнему изложению

№п/п

Орфограмма

1

Безударные гласные в корне (проверяемые и непроверяемые)

2

Звонкие и глухие согласные

3

Непроизносимые согласные

4

Разделительный ь

5

Разделительный ъ

6

Раздельное написание предлогов, слитное написание приставок

7

Заглавная буква в именах собственных

8

Заглавная буква в начале предложения

9

Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу

10

ь на конце имен существительных после шипящих

11

Безударные окончания имен существительных

12

Правописание окончаний имен прилагательных -ого,

-его

13

Правописание безударных личных окончаний глаголов

П:анализ,синтез

П:затруднение в пробном действии П:постановка и формулирование проблемы

К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Читают информацию на слайде

(- орфограммы корня; эти буквы могут являться опасным местом в разных частях слова)

Определили проблему

III. Тема урока. Постановка цели и задач

5 мин

Вывести тему урока Определить критерии оценивания назвать цели-результаты , задачи

Беседа

Критериальное оценивание

Какая же тема урока будет сегодня?

…правильно формирование орфографической зоркости через осознание места возможного  возникновения орфографической ошибки  и способы  определения правильного написания

Давайте сформулируем цели-результаты

Что будем оценивать? (критерии) НА ДОСКЕ ВЫВОДИМ

Нахождение орфограмм

Способ решения  по правильному написанию

Объяснение правильное  - Применять правила для

читать и выполнять практические упр.

П:анализ,синтез П:самостоятельное формулирование темы и цели урока

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

Работа (правописание) с орфограммами  и как х определять

  1. Нахождение орфограмм
  2. Способ решения  по правильному написанию
  3. Объяснение правильное  - Применять правила для

Прочитать и выполнить практические упр

Назвали тему урока

Определили критерии оценивания

IV. Включение в систему знаний, повторение (24мин)

Повторить систему знаний по правописанию орфограмм за курс 1-3 классов  

Через Проверку Д/З

Определить необходимый критерий определить орфограмму

Вид и способ проверки

Связать с жизнью

Проверка д/з ВПР

Работа с тестовыми заданиями ВПР

Физ мин

Работа в РЭШ

Фронт у эл. доски по очереди и в тетради

По презентации

Работа  в группах по ошибкам изложения

Письмо с «окошечками»

Работа  по учебнику

работа в парах

Проверяем домашние тесты ВПР достаем другую пасту.  Ищем задания № 4,5,11

Какой критерий будем оценивать(ставя ++)  - 4

Запишите в тетрадях слово  СНЕЖНОГО – КАКИЕ ОРФОГРАММЫ МОГУТ БЫТЬ В ЭТОМ СЛОВЕ И у ОДНОКОРЕННЫХ ?

К КАКОМУ СЛОВУ СЛОВО  - СНЕЖНОГО -  ЯВЛЯЕТСЯ ПРОВЕРОЧНЫМ? И КАКУЮ ОРФОГРАММУ ИМ МОЖНО ПРОВЕРИТЬ? На экране

3 слайд  СНЕГА, СНЕГ, снежок )

ОРФ БЕЗ ГЛ В КОРНЕ И ПАРНЫЕ СОГЛ , беглая парная

Где в жизни вы встречаетесь со снегом? Что можно и нужно с ним делать? Есть от него польза в природе?

Оцените свою работу

Физ минутка на внимание и подвижная

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3886/train/126365/  безударные

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3886/train/126372/ 

работа в РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3897/train/204956/ парные оценки

слайд 4 на экране слова, в которых вы допустили ошибки вместе в изложении ваша задача обсудить в группах на какие группы можно разбить слова записать слова вместе с проверочными или док из словаря

 Письмо с окошечками если затруднения…..прием

б,Б?…ксер, по…вился, б…лкон, см…трела, п…рила, д…мой, с…бака, прощ…ние, не?св…дил, С?в…рот, пот…хоньку, кК?остя, по?сп..не, гл…зами, у?ехали,  св…его, пр…гулки.

Загл б в клич и им

Слитное и раздельное прав

Без гл в к пров уд

Безуд гл непров уд

Прав ча ща

Прав приставок

Боксер

Костя

С ворот

По спине

Не сводил

уехали

Боксер

Появился

Смотрела

Домой

Своего

Не сводил

По спИне

Потихоньку

Глазами

бАлкон

Перила

Собака

прощание

прогулка

Выводим оценку группе и каждый себе

(используя памятки по выполнению проверки написания –р/ош)

проверяем другой пастой выслушивая каждую группу

оцениваем по критериям себя

правило стр 5

взаимопроверка- правила

стр 4  упр 2

        оцениваем вашу работу

П:анализ,синтез П:осознанное построение речевого высказывания

К:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью К:согласование общего решения

П: распределение по группам орф

П:анализ,синтез П:выполнение действий по алгоритму

П:построение логической цепи рассуждений

К:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

4

( СНЕГА, СНЕГ)

ОРФ БЕЗ ГЛ В КОРНЕ И ПАРНЫЕ СОГЛ

Дети отвечают Выполняют задания в РЭШ, определяют орфограмму, подбирают проверочное слово, соединяют с нужной буквой, записывают в тетрадь, выделяют корень и орфограмму

работают в группах: определяют орфограмму, делят по столбикам

проверка устно по очереди+с доски сверка , +- другой пастой ставят

Читают правила , пересказывают друг другу в парах

Выполняют упр.

взаимопроверка

Проверили д\з

Определили критерий оценивания

Оценили свою работу

определили орфограмму, подобрали проверочное слово, соединили с нужной буквой, записали в тетрадь, выделили корень и орфограмму

Выполнили работу в группах,

Определили орфограммы и разделили по столбикам, выполняя проверку по алгоритму

Вывели оценки себе и группа

Повторили правила, выполнили упражнение и совершили взаимопроверку

V.дом.задание

Правила стр 5, 11,16 упр16, 27 –по желанию

Р: контроль

Записывают

VI. Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Выводы по критериям , цели-результатам

Над доской фразы, продолжите

Было интересно

Сегодня я повторил

Было трудно

Я выполнял задание и.  я понял, что

Теперь я могу

П:Рефлексия способов и условий действий Л:Самооценка

Проводят самооценку.

Выставляют оценки в дневники

Прощаются с учителем.

Сделали выводы по выполнению критерий урока

Оценили достижение целей результатов

Дали оценку уроку и своей деятельности

VII. Оценивание 2 мин

Посчитайте свои плюсы

Объявляем оценки за урок  

и выставляем за изложение

Выставляют оценки в дневники и на подпись учителю

Самоанализ урока

Тема урока: Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения

Тип урока: урок рефлексии

Место и роль урока в изучаемой теме: 1-ый урок из 3-х по теме «Правописание орфограмм, изученных за 1-3 классы» для повторения, формирования орфографической зоркости

Считаю, что цель урока: создание условий для формирования орфографической зоркости через  осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения – достигнута.

Обучающиеся добились выполнения предметных целей-результатов, задач:

 находили орфограммы в словах, определяли её вид: проверяемая орфограмма, или нет. Если да, то к какой грамматико – орфографической теме относится, вспоминая правило;

большая часть детей смогли определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы  и «шаги», ступени решения и их последовательность, т.е. составили алгоритм решения задачи,  решить задачу, т.е. выполнили последовательные действия по алгоритму и  записывали слова в соответствии с решением задачи, осуществляли самопроверку и взаимопроверку

Задачи: дидактические: учащиеся закрепили представления об основных правилах орфографии; Вспомнили, как использовать свои знания для выполнения упражнений. 

Развивающие:         Во время урока развивали память, логическое мышление, внимание, орфографическую зоркость через выполнение заданий разного вида с помощью самопроверки и  взаимопроверки.        

Воспитательные: На уроке старалась воспитывать ответственное отношение к работе при выполнении самостоятельного задания, и, конечно, толерантное отношение друг к другу: умение слушать мнение других через выполнение парных заданий.  При оценивании знаний применила критериальное оценивание, с чем дети часто работают, им нравится такой вид работы, создает свою мотивацию на уроке для получения хорошей отметки за урок, соответственно повышение уровня знаний

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка на тему: "Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [сн], [с\'н\'] и способы её решения.

Тема урока: "Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [сн], ]с\'н\'] и способы её решения"Цель урока: усвоение основ орфограммНа уроке ребята узнают, что некоторые звуки руссого языка трудно ...

«Работа над ошибкам, формирование орфографической зоркости у учащихся класса компенсирующего обучения»

Данная статья включает материал по формированию орфографической зоркости и работы над ошибками в классах компенсирующего обучения....

Педагогический опыт: "Различные способы решения текстовых задач как средство повышения осознанности знаний учащихся начальных классов"

Педагогический опыт: "Различные способы  решения текстовых задач как средство повышения осознанности знаний учащихся начальных классов"...

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс. «Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [с н], [c, н,] и способов ее решения»

Данный урок является первым в теме «Буква на месте звука, которого нет». Главная цель урока: вывести правило написания непроизносимых согласных в звукосочетаниях [с н], [c, н,] и показать ...

Технологическая карта урока русского языка в 2 классе на тему "Использование различных способов орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными".

Цель: формировать умение проверять написание слов с парными согласными в корне, на конце слова  путём изменения формы слова и путём подбора однокоренного проверочного слова;Задачи: формировать ум...