Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)
Тип урока: урок рефлексии
Цель урока: создание условий для формирования орфографической зоркости через осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения
Цели-результаты:
1) увидеть орфограмму в слове;
2) определить её вид: проверяемая или нет. Если да, то к какой грамматико – орфографической теме относится, вспомнить правило;
3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;
4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения задачи;
5) решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму;
6) написать слова в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.
Задачи:
Дидактические:
- Закрепить представления учащихся об основных правилах орфографии.
Учить использовать свои знания для выполнения упражнений.
Развивающие:
1. Развивать память, логическое мышление, внимание через выполнение заданий.
2. Развивать орфографическую зоркость с помощью самопроверки.
Воспитательные:
- Воспитывать ответственное отношение к работе при выполнении самостоятельного задания.
- Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу: умение слушать мнение других через выполнение парных задний.
Оборудование: Учебник, «Русский язык» Канакина,4 класс, УМК «школа России»; орфографические словари, презентация, проектор, компьютер, экран.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
i.v._zimareva_urok_russkogo_yazyka.docx | 31.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка, 4 класс, МБОУ Тальская СОШ
Зимарева Ирина Владимировна
Тема урока: Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения
Тип урока: урок рефлексии
Цель урока: создание условий для формирования орфографической зоркости через осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения
Цели-результаты:
1) увидеть орфограмму в слове;
2) определить её вид: проверяемая или нет. Если да, то к какой грамматико – орфографической теме относится, вспомнить правило;
3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;
4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения задачи;
5) решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму;
6) написать слова в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.
Задачи:
Дидактические:
- Закрепить представления учащихся об основных правилах орфографии.
Учить использовать свои знания для выполнения упражнений.
Развивающие:
1. Развивать память, логическое мышление, внимание через выполнение заданий.
2. Развивать орфографическую зоркость с помощью самопроверки.
Воспитательные:
- Воспитывать ответственное отношение к работе при выполнении самостоятельного задания.
- Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу: умение слушать мнение других через выполнение парных задний.
Оборудование: Учебник, «Русский язык» Канакина,4 класс, УМК «школа России»; орфографические словари, презентация, проектор, компьютер, экран.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | ||||||||||||||||||||||||||||
I Организация начала урока. Мотивация (самоопределение к деятельности) 3 мин | Итак, урок русского языка. Рабочий день продолжается, проверьте свои рабочие места и пожелайте своему соседу справа по плечу хорошего настроения и хорошей работы. Итак, приступаем Запишите дату. Будьте внимательны, не допустите ошибки, подчеркните орфограммы. СИДЪМОЕ ФЕВРАЛЯ. КЛАСНАЯ РОБОТА. (ПРИЕМ ЛОВИ ОШИБКУ) | Проверяют рабочее место и пожелания соседу ЗАПИСЫВАЮТ Дату, исправляют ошибки, подчеркивают орф | Л: самоопределение Р: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | ||||||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний и мотивация (3 мин) | - Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вам необходимо посмотреть внимательно , подумать. Слайд 1 - Какие мысли приходят вам в голову при виде этих букв? (а, о, е, и, я; б, п, в, ф, г, к, д, т, ж, ш, з, с) - Правильно, эти буквы могут являться опасным местом в разных частях слова, в основных тринадцати орфограммах начальной школы. 10 из которых вы знаете с курса 3го класса, и сегодня мы их повторим, закрепим, проверяя тест домашний ВПР и ошибки по вчерашнему изложению
| Читают информацию на слайде (- орфограммы корня; эти буквы могут являться опасным местом в разных частях слова) | П:анализ,синтез П:затруднение в пробном действии П:постановка и формулирование проблемы К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью | ||||||||||||||||||||||||||||
III. Тема урока. Постановка цели и задач 5 мин | Какая же тема урока будет сегодня? …правильно формирование орфографической зоркости через осознание места возможного возникновения орфографической ошибки и способы определения правильного написания Давайте сформулируем цели-результаты Что будем оценивать? (критерии) НА ДОСКЕ ВЫВОДИМ Нахождение орфограмм Способ решения по правильному написанию Объяснение правильное - Применять правила для читать и выполнять практические упр. | Работа (правописание) с орфограммами и как х определять
| П:анализ,синтез П:самостоятельное формулирование темы и цели урока К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли | ||||||||||||||||||||||||||||
IV. Включение в систему знаний, повторение (24мин) Проверка д/з ВПР Физ мин Работа в РЭШ Фронт у эл. доски по очереди и в тетради Работа в группах по ошибкам изложения Работа по учебнику работа в парах | Проверяем домашние тесты ВПР достаем другую пасту. Ищем задания № 4,5,11 Какой критерий будем оценивать(ставя ++) - 4 Запишите в тетрадях слово СНЕЖНОГО – КАКИЕ ОРФОГРАММЫ МОГУТ БЫТЬ В ЭТОМ СЛОВЕ И у ОДНОКОРЕННЫХ ? К КАКОМУ СЛОВУ СЛОВО - СНЕЖНОГО - ЯВЛЯЕТСЯ ПРОВЕРОЧНЫМ? И КАКУЮ ОРФОГРАММУ ИМ МОЖНО ПРОЕРИТЬ? На экране 3 слайд СНЕГА, СНЕГ, снежок ) ОРФ БЕЗ ГЛ В КОРНЕ И ПАРНЫЕ СОГЛ , беглая парная Где в жизни вы встречаетесь со снегом? Что можно и нужно с ним делать? Есть от него польза в природе? Оцените свою работу Физ минутка на внимание и подвижная https://resh.edu.ru/subject/lesson/3886/train/126365/ безударные https://resh.edu.ru/subject/lesson/3886/train/126372/ работа в РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3897/train/204956/ парные оценки слайд 4 на экране слова, в которых вы допустили ошибки вместе в изложении ваша задача обсудить в группах на какие группы можно разбить слова записать слова вместе с проверочными или док из словаря Письмо с окошечками если затруднения…..прием б,Б?…ксер, по…вился, б…лкон, см…трела, п…рила, д…мой, с…бака, прощ…ние, не?св…дил, С?в…рот, пот…хоньку, кК?остя, по?сп..не, гл…зами, у?ехали, св…его, пр…гулки.
Выводим оценку группе и каждый себе (используя памятки по выполнению проверки написания –р/ош) проверяем другой пастой выслушивая каждую группу оцениваем по критериям себя правило стр 5 взаимопроверка- правила стр 4 упр 2 оцениваем вашу работу | 4 ( СНЕГА, СНЕГ) ОРФ БЕЗ ГЛ В КОРНЕ И ПАРНЫЕ СОГЛ Дети отвечают Выполняем задания в РЭШ, определяют орфограмму, подбирают пров слово, соед с нужной буквой, записывают в тетрадь, выд корень и орфограмму работают в группах: опр орф, делят по столбикам проверка устно по очереди+с доски сверка , +- другой пастой ставят Читают правила , пересказывают друг другу в парах Выполняют упр. взаимопроверка | П:анализ,синтез П:осознанное построение речевого высказывания М:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью М:согласоание общего решения П: распределение по группам орф П:анализ,синтез П:выполнение действий по алгоритму П:построение логической цепи рассуждений К:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью | ||||||||||||||||||||||||||||
V.дом.задание | Правила стр 5, 11,16 упр16, 27 –по желанию | Записывают | |||||||||||||||||||||||||||||
VI. Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Выводы по критериям , цели-результатам Над доской фразы, продолжите Было интересно Сегодня я повторил Было трудно Я выполнял задание и. я понял, что Теперь я могу | Проводят самооценку. Прощаются с учителем. | П:Рефлексия способов и условий действий Л:Самооценка | ||||||||||||||||||||||||||||
VII. Оценивание 2 мин | Посчитайте свои плюсы Объявляем оценки за урок и выставляем за изложение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка на тему: "Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [сн], [с\'н\'] и способы её решения.
Тема урока: "Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [сн], ]с\'н\'] и способы её решения"Цель урока: усвоение основ орфограммНа уроке ребята узнают, что некоторые звуки руссого языка трудно ...
Эффективные способы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальное школе.
Повышение грамотности учащихся, способы решения данной проблемы....
«Работа над ошибкам, формирование орфографической зоркости у учащихся класса компенсирующего обучения»
Данная статья включает материал по формированию орфографической зоркости и работы над ошибками в классах компенсирующего обучения....
Педагогический опыт: "Различные способы решения текстовых задач как средство повышения осознанности знаний учащихся начальных классов"
Педагогический опыт: "Различные способы решения текстовых задач как средство повышения осознанности знаний учащихся начальных классов"...
Методическая разработка урока русского языка. 2 класс. «Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [с н], [c, н,] и способов ее решения»
Данный урок является первым в теме «Буква на месте звука, которого нет». Главная цель урока: вывести правило написания непроизносимых согласных в звукосочетаниях [с н], [c, н,] и показать ...
Работа над ошибками в начальной школе как один из эффективных способов формирования орфографической зоркости
Работа над ошибками в начальной школе...
Технологическая карта урока русского языка в 2 классе на тему "Использование различных способов орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными".
Цель: формировать умение проверять написание слов с парными согласными в корне, на конце слова путём изменения формы слова и путём подбора однокоренного проверочного слова;Задачи: формировать ум...