Работа над ошибками в начальной школе как один из эффективных способов формирования орфографической зоркости
статья по русскому языку
Работа над ошибками в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа над ошибками в начальной школе | 36.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа над ошибками в начальной школе
как один из эффективных способов формирования орфографической зоркости
Научить детей грамотно писать - одна из важнейших задач, которая стоит перед учителем начальных классов. Работа над орфографическими ошибками, допускаемыми учащимися - важный этап в формировании у них орфографических умений. Она должна проводиться учителем регулярно в определенной системе.
Ошибки бывают разные: графические, орфографические, пунктуационные. Графические ошибки связаны с неправильным воспроизведением звукового состава слова: пропуск букв, их перестановка, замена, вставка лишних букв. Орфографические ошибки – неправильный выбор буквы при написании слова. Они обусловлены различными обстоятельствами: недостаточно сформированная ориентировка в слове (дети не умеют выделить ударение, определить позицию звука – гласного, согласного); неумение подобрать слово с сильной позицией звука; неумение применить известное правило к конкретному случаю. Пунктуационными ошибками считаются: отсутствие или неверная постановка знака препинания в конце предложения, отсутствие запятой при перечислении или неверная постановка запятой при наличии союза «и», «а», «но».
Появление в письменной речи учащихся орфографических ошибок - закономерное явление процесса обучения. Они возникают по нескольким причинам:
- незнание орфографической нормы к моменту письменной работы;
- оперирование лексикой, которой учащиеся пользуются главным образом в устной речи;
- психофизическая усталость детей к концу письменной работы;
- наличие в словах с той или иной орфограммой трудных случаев в применении орфографических правил.
Умение обнаруживать орфограммы называют орфографической зоркостью. Неумение выделять орфограммы на письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. При написании диктантов учащиеся не применяют правил по той простой причине, что не находят в слове мест, где нужно его применять. Отсюда в диктантах и творческих работах учащиеся допускают немалое количество ошибок.
Поэтому основная задача учителя - научить ребенка «видеть» ошибку до того, как он её совершил. Учащиеся при ознакомлении с орфограммой должны запомнить её признаки (что, где, когда). После этого можно начинать отрабатывать умения использовать правила при письме. С первого класса дети учатся находить опасные при письме места.
Орфографическую зоркость развивают постепенно, в процессе
выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное,
слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание
орфографического материала.
Зрительное восприятие осуществляют в ходе зрительного,
объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста
упражнений, корректировки письма.
Например:
1. Найдите спрятавшееся слово.
(Подчеркните в словах буквы, которые при письме надо проверять.)
Хлев (лев), столб( стол), удочка (дочка), щель (ель),коса (оса).
2. Письмо по памяти (пословицы, поговорки, загадки, подобранные по темам).
Слуховое восприятие осуществляю при проведении выборочного,
предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек, (дидактических игр, грамматических сказок, лингвистических заданий).
Например: Удвоенные согласные.
Задание: определить в стихах на слух слова с удвоенными согласными, поднимая при этом руку или хлопая в ладоши два раза.
Спросите, не повысив тона:
Что больше, центнер или тонна?
Необходимы соль и крупы,
Чтоб кашу наварить для группы.
Кто получит низкий балл,
не придет на школьный бал.
Радиоволна идет сквозь стену.
Мы ее поймаем на антенну.
При запоминании орфографического материала можно применять следующие приемы:
- установка на зрительное запоминание параллельно с воображаемым «проговариванием» про себя, мысленно или же вслух;
-установка на правильное, безошибочное письмо, на создание только одного «образа слова» – правильного;
- использование различного рода словарей, плакатов с перечнем «трудных слов». Здесь для запоминания активно использую прием мнемотехники, когда создается «образ» буквы, буква «оживает» в конкретном слове (в слове автомобиль буква о превратится в колеса, в слове вокзал - в циферблат, корабль - в спасательный круг);
- зрительные диктанты, различные виды письма по памяти, различные виды списывания;
- использование наглядных пособий, таблиц, схем;
- рифмовки - запоминалки
Чижи, ужи, ежи, стрижи,
Жирафы, мыши и моржи,
Машины, шины, камыши-
Запомни слоги жи и ши.
Безударные гласные проверяемые ударением в корне слова
Безударный гласный
СТОП!
Писать опасно!
Чтоб развеять все сомнения,
Ставьте звук под ударение.
Гора- Горы, дела_ дело,
А теперь пишите смело.
Парные звонкие и глухие согласные
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг!
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Труд-труды, кот- коты-
Будешь грамотным и ты!
Важное место в системе обучения правописанию занимает работа над ошибками, которая является средством не только закрепления орфограммы, но и предупреждением ошибок. Работа над ошибками – одно из важнейших направлений обучения русского языка. Работа над ошибками должна проводиться в определённой системе, и начинаться с формирования самостоятельного нахождения ошибок. В процессе обучения грамоте, учитель каждому ученику выдает «волшебный квадрат». Это квадрат лежит у ученика в тетради. Учитель поясняет, что квадрат будет обладать волшебной силой, если дети научатся им правильно пользоваться. Для этого квадрат накладывается на слово. Постепенно двигая его вправо, ученик открывает первый слог слова, потом второй и т.д. Таким образом, он легко обнаружит пропуск буквы. Квадрат как бы притормаживает движение глаза, не даёт ему скользить по строке, заставляет быть внимательнее.
В дальнейшем, когда заканчивается обучение грамоте, чтобы облегчить детям самостоятельную работу над ошибками, целесообразно познакомить их с памяткой «Работа над ошибками». В этой памятке даются указания о том, какие операции и в какой последовательности необходимо произвести работу над ошибкой. Особенно важно придерживаться указанной последовательности работы над ошибками. Это побуждает детей выполнять работу не наугад, а вдумчиво, на основе анализа материала.
Полезной формой работы над ошибками является цифровое обозначение орфограмм. Каждое правило в памятке «Работа над ошибками» имеет свой порядковый номер, но это не значит, что ученик должен его запоминать. Цифровое обозначение орфограмм с целью исправления ошибок используется следующим образом. Учитель не исправляет, а лишь зачёркивает букву, которая записана неверно. Сверху ошибки ставиться цифра, обозначающая номер орфограммы в памятке. Ученик, пользуясь памяткой, по цифре определяет категорию своей ошибки и выполняет работу над ошибками строго по памятке. Каждую работу над ошибками учитель проверяет и оценивает, при этом учитывается, что правильность и точность исправления, служит показателем осознанности выполняемой работы.
Таким образом, к концу IV года обучения большинство обучающихся усваивает основные орфограммы, умеет применять нужные правила при письме. Обязательно при работе над ошибками применяем принцип от простого к сложному:
I класс – устно, под руководством учителя; звуко - буквенный анализ слова;
II класс – под руководством учителя со всеми детьми; наиболее часто встречающиеся ошибки (№ ставится над словом с ошибкой); коллективные работы;
III класс (I полугодие) – под руководством учителя со слабыми детьми (№ ставится над словом); сильные работают самостоятельно (№ ставится на полях);
III класс (II полугодие) – под руководством учителя со слабыми детьми (№ ставится на полях); сильные работают самостоятельно (№ не ставится, дети сами определяют орфограмму);
В IV классе в целях развития орфографической зоркости при исправлении ошибок выносить на поля цифры не надо. Исправляя орфографическую ошибку, учитель выносит на поля знак (I ). Ученик же должен самостоятельно найти неверно написанное слово, определить, на какое правило допущена ошибка, и исправить ее по «памятке».
Если обучающиеся вооружены приемами работы с «Памяткой» для работы над ошибками, то они могут самостоятельно работать над исправлением своих ошибок, повторить забытые ими правила, совершенствовать навыки грамотного письма. Важно, чтобы учащиеся могли обратиться за помощью к учителю в случае возникающих затруднений.
Правильно организованная, систематическая работа по предупреждению и исправлению ошибок, недочётов является одним из путей повышения качества обучения. Самое важное в работе над ошибками – добиться, чтобы учащиеся стремились избавиться от них. При отсутствии у детей такого стремления не будет успеха в повышении грамотности учащихся.
Памятка работы над ошибками по русскому языку в начальной школе
№ | Орфограмма | Запомни | Что делать? |
1 | Большая буква в начале предложения. | Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву. Например: Выпал пушистый снег. Дети рады. | |
2 | Пропуск буквы. | Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву. Например: звонок, ученик. | |
3 | Слог. | Сколько в слове гласных, столько и слогов. | Раздели слово на слоги. Обозначь гласные. Например: у|чи|тель – 3 слога. |
4 | Перенос слова. | При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку. | Раздели слово на слоги для переноса. Например: оси – на, ма – ши – на. |
5 | Мягкий знак Ь, обозначающий мягкость согласных. | Подчеркни мягкий знак Ь и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Например: ель, тень, пень; коньки, мальчик, пальто. | |
6 | Гласные после шипящих. Жи-ши, ча-ща, чу-щу. | Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Например: малыши, карандаши, ежи, роща, туча | |
7 | Сочетания ЧК, ЧН, НЩ, ЩН. | Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Например: дочка, речка, мощный. | |
8 | Ударение. | Выпиши слово. Поставь в нём правильно знак ударения. Например: алфавит, звонить, щавель | |
9 | Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (А, О, Е ,И, Я). | Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом. Например: сады – сад, волна – волны | |
10 | Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением. (Слова из словаря). | Запиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова. Например: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный. | |
11 | Проверяемые парные звонкие и глухие согласные. | Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную. Например: морозы – мороз, ягода – ягодка. | |
12 | Большая буква в имени собственном. | Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с заглавной буквы | Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Озерки. |
13 | Разделительный мягкий знак Ь. | Разделительный мягкий знак Ь пишется после согласных перед гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я. | Выпиши слово правильно, запиши 2 слова с этой орфограммой. Подчеркни мягкий знак Ь и гласную букву. Например: вьюга, листья, соловьи. |
14 | Разделительный твёрдый знак Ъ. | Разделительный твёрдый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я. | Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную. Например: съезд, объявление, объём. |
15 | Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих. | Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Например: Луч (м.р.), шалаш , товарищ. Ночь (ж.р.), мощь, тишь. | |
16 | Мягкий знак Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени. | На конце глаголов 2-го лица единственного лица пишется мягкий знак Ь. | Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола с этой орфограммой. Например: пишешь, решаешь, читаешь ( наст.вр., 2 л., ед.ч.). |
17 | Двойные согласные в слове. | Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё 2 однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную. Например: группа, групп-па, групповой, подгруппа. | |
18 | Знаки препинания в конце предложения (. ! … ?) | Выпиши предложения правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак. Например: Сколько тебе лет? Слава нашей Родине! | |
19 | Правописание предлога со словом. | Предлог – отдельное слово. Он пишется отдельно от других слов. Между предлогом и следующим словом можно вставить ещё одно слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов | Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Между предлогом и словом вставь ещё одно слово. Например: к берегу; к (какому?) берегу, к крутому берегу. |
20 | Предлог с местоимением. | Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно | Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму. Например: у нас, ко мне, с тобой. |
21 | Правописание непроизносимых согласных. | Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму. Например: звезда, звёздочка, звёздный. Честь - честный. | |
22 | Гласные и согласные в приставках. | Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 1 слово с этой же приставкой. Например: полетели, побежали, потянули, отнёс, отбежал, отлетел. | |
23 | Правописание приставки со словом. | Приставка - это часть слова. Она пишется слитно со словом. | Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками. Например: заехал, уехал, переехал. |
24 | Не с глаголом. | Выпиши глагол с НЕ. Запиши ещё 3 слова на это правило. Подчеркни орфограмму. Например: не пришёл, не выучил, не знал. | |
25 | Однородные члены предложения. | Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения. Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. [ , ]. Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге. [ и ]. | |
26 | Соединительные гласные в сложных словах (о, е). | Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 3 слова с этой орфограммой. Например: водовоз, самолёт | |
27 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. | Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов-помощников. Подбери и запиши свой пример. Например: на опушке ( на земле , 1 скл. ), на полянке (на земле, 1 скл.), у речки ( у земли, 1 скл.). | |
28 | Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных. | Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного. Например: к лесу ( какому ?) дальнему - м.р., ед.ч., Д.п.). | |
29 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -ТЬ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа. | |
30 | Разбор предложения. | Слова в предложении связаны по смыслу и грамматически. Связь слов устанавливается при помощи вопросов от слова к слову | Выпиши предложение. Подчеркни грамматическую основу предложения. Обозначь части речи. Выпиши словосочетания с вопросами. Например: Седые туманы плывут к облакам. (Повеств., невоскл., прост., распр.) туманы (какие?) седые, плывут (куда? к чему?) к облакам. |
31 | Состав слова. | Выпиши слово, разбери его по составу. Например: заморозки . Запиши 2 однокоренных слова. | |
Если не смог справиться со своей ошибкой – обратись к учителю! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
памятка для работы над ошибками в начальной школе по русскому языку
Памятка для работы над ошибками по русскому языку в начальной школе...
Работа над ошибками в начальной школе
Памятка поможет учащимся самостоятельно работать над своими ошибками....
Работа над ошибками в начальной школе
Памятка по выполнению работы над ошибками для обучающихся начальной школы....
Эффективные способы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальное школе.
Повышение грамотности учащихся, способы решения данной проблемы....
Эффективные способы формирования орфографической зоркости у младших школьников.
Формирование у школьников прочных орфографических навыков - одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимания...
Работа над ошибками в начальной школе как один из эффективных способов формирования орфографической грамотности.
Нет такого учителя, который бы не стремился к достижению высокого уровня грамотности детей....
Эффективные приёмы формирования орфографической зоркости у младших школьников.
Орфографическая грамотность учащихся – это одна из важнейших проблем, стоящая перед школой на протяжении всего её исторического развития. Психологи П.С.Жедек, В.В. Репкин, Г.Г. Граник , методист...