II.
III
IV
V.
Vl.
VlI
VlII.
| Актуализация знаний учащихся. Цель этапа: актуализировать знания; создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Слайд №1.
Введение в тему урока. Цель этапа: постановка цели и задач урока, используя побуждающий от проблемной ситуации диалог, мотивация учебной деятельности учащихся. Слайд №2
Изучение нового материала. Цель этапа: организовать поиск решения учебной проблемы с использованием побуждающего к выдвижению и проверке гипотез диалога. Организовать критериальное оценивание работы групп. Слайд №3
Слайд №4
Слайд №5.
Физкультурная минутка Слайд №6.
Слайд №7.
Первичное закрепление. Упражнения в применении знаний. Цель этапа: усвоение учащимися способа проверки непроизносимой согласной.
Слайд №8
Слайд №9
Домашнее задание. Цель этапа: самостоятельное практическое использование полученных знаний Слайд №10 Итог урока. Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Рефлексия. Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.
| Организует повторение знаний, закрепление умений. -Прочитайте стихотворные строки и догадайтесь, какого слова не хватает. Иногда согласные играют с нами в (прятки), Они не произносятся, но пишутся в (тетрадке). - Кто догадался? Прочитайте выразительно. - Назовите рифмующие слова вместе с предлогами. (Орфографический режим, посадка). - Друг под другом запишите рифмующие слова вместе с предлогами, на месте всех орфограмм оставляйте «окошки».
- Проверяем. У кого не так? - Почему во всех показанных «окошками» местах есть орфограммы? - Решите орфографические задачи: закройте «окошки». Проверка.
-У кого не так? -Все ли способы проверки назвали? Какие не назвали? Назовите.
-Что называют слова? - Знания о том, как искать проверочные слова для корня нам сегодня пригодятся. - Почему на месте последних букв остались «окошки»? - Послушайте еще раз двустишье. - Иногда согласные играют с нами в прятки, Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. - Вы знаете о каких буквах говориться?
- А хотели бы узнать ответ на этот вопрос? - Сегодня мы откроем «секрет» таких букв. Будем вместе искать ответ. Создает проблемную ситуацию. Организовывает погружение в проблему. Предлагает понаблюдать. Организует подводящий диалог. -Ребята, какой сейчас идет месяц? -Какой по счету этот зимний месяц? -Какая погода в феврале? -Есть у А. С. Пушкина замечательные строки: Мороз и солнце: день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный? Постановка проблемы. (№1) -Произнесите эти два слова, послушайте себя. - А теперь, прочитайте вслух внимательно, так, как они пишутся. -Сравните произношение с написанием. -Вижу, вы удивлены? Почему? (возникновение проблемной ситуации) Побуждает к осознанию противоречия. - Что интересного вы заметили?
- Проведем небольшой опыт. Попробуйте прочитать и эти слова, выговаривая все звуки. (Грустный, честный).
- Некоторые звуки русского языка трудно выговаривать, когда они попадают между двумя согласными. Вот и решили буквы на месте этих звуков писать, а звуки не произносить. - Как бы вы назвали эти звуки?
- Прочитаем сообщение авторов учебника (с. 66). - Тайну каких звуков мы будем открывать? - На какие вопросы вы бы хотели получить ответ?
- Сформулируйте тему и цель нашего урока.
- Проведем исследование. -Прочитайте слова.
- Что общего? - Где стоит непроизносимый согласный «т»? - На какие две группы можно распределить слова? -Запишите слова в два столбика: в первый- с непроизносимым согласным звуком «т», во второй слова, в которых есть сочетание [с н], но нет звука « т», а поэтому нет и буквы. Проверка. - У кого не так? Подчеркните те буквы, которые окружают букву непроизносимого согласного звука. -Покажем результаты наблюдения в схеме (Задачник с.54) cТн [с н] сн
-Что вы можете сказать о сочетании звуков [с н]? Предлагает поработать в паре. Задание. Обнаружить в словах опасное сочетание звуков [с н]. - Возьмите карточку. Если есть сочетание фишку кладете на знак « +», нет на « -». Будьте внимательны. Слова: вкусный, маска, капустный, лестница, краска, местность, манка, хрустнула.
- Проверяем. -У кого не так? Будьте внимательны. - Какой сделаем вывод?
- Объясните свой ответ. - Что же делать в таких случаях? - Правильно. Организует учащихся по исследованию материала проблемной ситуации. Разбивает детей на группы. Осуществляет дифференцированный подход. Побуждает к формулированию проблемы. Постановка учебной проблемы .(№2) - Предположите, на какой вопрос будем искать ответ? Побуждающий к гипотезам диалог. Подводит к «открытию» новых знаний. - А как проверить?
- Проверим ваши предположения. Поработаем в группах. Оценивать работу будем по критериям. Какими будут критерии, предлагайте.
Критерии оценивания работы групп | критерий | 1гр. | 2гр. | 3гр. | 1.Правильность. |
|
|
| 2.Аргументированность. |
|
|
| 3.Умение сотрудничать. |
|
|
| (+ -) |
|
|
|
Работа в группах. Задание группам. Подобрать проверочные слова (карточки), решить орфографическую задачу, оформить задание на доске. Приготовиться ответить на вопросы: 1)Что называют слова? 2)Каким способом проверяли? 3)Прочитать, доказывая выбор букв. -Ребята, подойдите к командирам, выполните задание.
Поиск решения проблемы. Помощь (карточка) для группы, которая затрудняется. чес?ный честь честный прекрас?ный прекрасен прекрасный
Решение учебной проблемы.
-Ребята, положите перед собой листочек с критериями. Будем оценивать работу групп.
- Слово лестница- нельзя проверить, необходимо запомнить. Написание слова можно проверить по словарю. - Запомним слово: произнесем, прочитаем, проговорим соседу, себе. Сочетание [с*н*] тоже опасное.
Вопросы всем группам. - Что вы можете сказать о проверочных словах? - Как слышатся непроизносимые согласные в проверочных словах? - Почему? - Где ещё мы их видим? - Как пишем корни в однокоренных словах? - Значит, какие слова могут быть проверочными?
-Так как проверить, надо ли в словах писать букву непроизносимого согласного звука?
Учитель устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение.
- Проверочные слова не смогли подобрать, что будете делать, чтобы не ошибиться?
Сличение результатов поисковой деятельности с выводом в учебнике (с.67). -Итог. Значит, мы рассуждали верно. Итог оценки работы групп. Учитель организует физкультурную минутку. Постановка учебной проблемы .(№3) - Как же будем действовать, чтобы узнать, надо в слове писать букву непроизносимого согласного звука или нет? Выражение решения.-Составим алгоритм. Цель: овладение системой определенных действий - Что будем делать сначала? Затем? Алгоритм.( Вынесен на экран. Появляется постепенно). - Произнеси и послушай слово.
- Проверь, есть ли в слове «опасные» сочетания [с н], [с*н*]
- Если есть, подбери однокоренное проверочное слово, где согласный произносится четко и ясно.
- Пиши непроизносимый согласный, если он есть в проверочном слове; не пиши, если его нет.
- Проверь написание и обозначь орфограмму.
Постановка конкретной учебной цели. Организует деятельность по применению нового знания алгоритма и правила, дифференцированную работу. Помощь с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Выявляет тех, кто не усвоил материал. Фиксирует причину затруднения. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. -Потренируемся. Работа в ТПО № 440. (с. 56) (Орфографический режим, посадка) - Прочитайте задание. - вариант - первые три слова.
- вариант – следующие три слова.
-Пользуемся алгоритмом. Организует помощь слабым детям (карточки-подсказки с вопросами). Проверка. Слайд. 1вариант - У кого не так? 2вариант - У кого не так?
- У кого нет исправлений и нет ошибок? - У кого 1 или 2 ошибки? Итог.
- Перечитать и запомнить важные сведения с.67, №441 Творческое задание: придумать ребус к слову лестница (по желанию).
Формирует контрольно-оценочную деятельность. - Какие знания мы открыли?
- С какой целью мы открывали эти знания?
Обсуждает качество выполнения задания в группе (дополнения, уточнения, замечания). Делает общий вывод о работе групп и достижения поставленной задачи. Подводит итог работы отдельных учащихся. - Какую цель ставили?
- Удалось достичь поставленной цели?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что вызвало особые затруднения?
- Где можно применить новые знания?
- Называют ключевые слова темы.
Фиксирует новое содержание, изученное на уроке. Организует рефлексию, самооценку учениками собственной учебной деятельности. - Мы с вами хорошо потрудились, познакомились с орфограммой непроизносимой согласной, но не все тайны непроизносимых мы открыли, а открывать мы их будем на следующих уроках. - Покажите свое настроение на геометрической фигуре. Если вам было интересно, во всем разобрались - прикрепите символ в центр окружности, если некоторые задания вызывали затруднения и вы не справились с ними- прикрепите другой символ. | Выполняют задание, подбирают рифму, наблюдают, анализируют, сравнивают, решают орфографические задачи, проверяют работу и оценивают. Обсуждают спорные моменты.
- В прятки, в тетрадке. На доске ученик выполняет задание. в пря … к … в т…тра…к… (Сигналы обратной связи) -При письме на месте этих звуков всегда нужно выбирать правильную букву. Применяют ранее приобретенные знания о способах решения орфографических задач корня. (Ученик комментирует свой ответ) - Изменю проверяемое слово по команде вопроса. Что сделал? Спрятал. В корне слова напишу парную согласную букву «б». - Много чего? Тетрадок. В корне слова напишу парную согласную букву «д». (Сигналы обратной связи) - Подберу однокоренное слово. - Что? Тетрадочки. - Что? Тетради. - Чтобы найти проверочное слово для корня, можно объяснить значение слова с помощью однокоренного слова. - Слова называют предметы.
-Орфографические задачи в окончании мы еще не учились решать. (Отрицательный ответ)
-Хотели бы.
Ставят цели, формулируют проблему и тему урока, фиксируют противоречие. Составляют план достижения цели. -Февраль. - Третий. - Стоит мороз, а днем светит яркое солнце…
Читают текст, вслушиваются в звучание слов, сравнивают звуки и буквы.
-Произношение расходится с написанием. - Звук «пропадает», когда мы произносим слова. -Во втором слове появилась буква «т», а в первом – ее нет. - Буква есть, а звука нет. - Почему во втором слове «т» не произносится, но пишется? - Грустный, честный. - Трудно.
Обсуждают затруднения (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). - Непроизносимые согласные Читают важные сведения. - Тайну непроизносимых согласных звуков. – Почему в одних совах пишутся непроизносимые согласные, а в других - нет? - Как узнать: писать, или нет? - Тема - непроизносимые согласные. - Мы будем учиться писать слова с непроизносимыми согласными.
Исследуют материал, выявляют возможность разного обозначения буквами одного и того же сочетания звуков. Открывают опознавательные признаки новой орфограммы.
- Слова называют признаки. Есть сочетание звуков [с н]. - Между двумя согласными «с» и «н». - В одну группу слова, в которых между согласными «с» и «н» есть буква непроизносимого согласного звука «т», в другую слова, в которых между такими согласными ее нет. Сверяют правильность со слайдом. Работают со схемой.
-Это «опасное» сочетание. Надо решать орфографическую задачу: писать букву т, или нет. Работают в паре. Обсуждают, выполняют задание.
Ученики: -Счет 5:3 (Сигналы обратной связи) Делают умозаключение о наличии орфограммы на месте выявленных звуковых сочетаний. Вывод. На месте сочетаний этих звуков есть орфограмма непроизносимого согласного звука. - Можно неправильно написать слова. - Проверить.
- Как проверить, надо ли в словах писать букву непроизносимого согласного звука? Выдвигают гипотезы. -Может подобрать однокоренные слова? -А я думаю изменить слова по команде вопросов. Предлагают критерии. 1.Правильность выполнения задания. 2.Аргументированность. 3.Умение сотрудничать.
Командиры получают конверты с заданием, планируют деятельность.
Работают в группе. Применяют ранее приобретенные знания о способах решения орфографических задач корня в новых условиях. У командиров групп на парте лежат конверты с заданием, на карточках даны слова: 1-группа свис?нет хрус?нула скис?нет (свист, свистуны, свистеть, свистя, хруст, хрустит, захрустел, скис, скиснет, прокис)
2-группа интерес?ный капус?ный радос?ный (интерес, интересуется, интересен, капуста, капусты, радость, радуется, обрадовался) 3-группа пес?ня вес?ник лес?ница (песенка, песни, песенник, вести, весть, известен,…) Пытаются решить задачу известным способом. Строят понятные для собеседника высказывания. Итог. -В ходе исследований и наблюдений выяснили… Выражение решения. Проверка. Одна группа выступает. Остальные группы оценивают по критериям. Командиры доказывают написание непроизносимой согласной, остальные проверяют по слайду (сигналы обратной связи). Сверяют с образцом. (Самый частый прием подбора проверочного слова для названий признаков - изменение по «команде вопроса» каков?) -Они однокоренные. -Чётко и ясно. -Потому что они находятся перед гласными. - На конце слов. - Одинаково. - Проверочными могут быть однокоренные слова, в которых: - непроизносимый согласный звук слышится четко и ясно на конце слова; - непроизносимый согласный звук слышится четко и ясно перед гласным звуком. Осмысливают выполненный способ действия, формулируют правило и сверяют свой результат с определением в учебнике. - Надо одним из способов проверки корней подобрать проверочное слово. -Если в проверочном слове непроизносимый согласный звук появился - нужно писать букву. – Звук не появился - букву в этом месте не пишем. - Посмотреть в словарь. - Спросить у взрослых. - Запомнить. Воспринимают при чтении новые сведения, термины. Проверяют правильность действия. Ученик читает. Учащиеся слушают, повторяют, оценивают себя. Выполняют упражнения.
Строят план достижения цели: составляют алгоритм.
Работают самостоятельно, применяя алгоритм. Проверяют по слайду. Ученик читает. - Прочитать, подобрать проверочное слово, сначала вписать проверочное слово, а потом проверяемое. Выделить орфограмму.
Самостоятельная творческая работа по составлению предложений (по выбору).
Проверяют с комментированием по алгоритму. Анализируют, сравнивают, оценивают, еще раз делают вывод.
- Мы узнали, что в словах на месте сочетаний [с н], [с*н*] есть орфограмма непроизносимого согласного звука. - Мы учились проверять такие слова. - Мы учились действовать по алгоритму. - Если в проверочном слове непроизносимый согласный звук появился - нужно писать букву. – Звук не появился - букву в этом месте не пишем. -Чтобы знать, когда пишется непроизносимая согласная и не делать ошибки, писать грамотно.
Рефлексия способов коммуникации и самоорганизации в группе.
Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Отвечают на вопросы.
Заполняют лист самооценки.
| Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний.
Познавательные: строить речевые высказывания.
Регулятивные: самоконтроль, самооценка.
Личностные: стремиться открывать новое знание, новые способы действия. Познавательные: анализировать произношение и написание слов с непроизносимыми согласными с целью выделения признаков; развитие познавательной инициативы.
Познавательные: извлекать информацию из печатного текста.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу; активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
Познавательные: уметь преобразовывать информацию, используя схему; строить логические рассуждения.
Коммуникативные: уметь слушать, распределять роли, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре. Регулятивные: планировать (определять цели, функции участников) способы взаимодействия), контролировать процесс и результат деятельности. Самооценка.
Познавательные: формулировать выводы
Регулятивные: прогнозировать результат действий
Познавательные: стремиться открывать новое знание, новые способы действия
Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование
Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество, распределять роли, договариваться, уметь выражать свои мысли и приходить к общему решению, работая в группе.
Регулятивные: планировать деятельность на уроке в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. . Личностные: навыки конструктивного взаимодействия, организация своей деятельности.
Познавательные: выбирать способ решения орфографической задачи, извлекать информацию, подводить под правило, отрабатывать умение обосновывать выбор проверочного слова.
Регулятивные: волевая регуляция в ситуации затруднения.
Коммуникативны: сотрудничать в поиске и выборе информации; уметь обратиться за помощью, вести диалог, отвечать на вопросы, учитывать чужую позицию. Оценивать по критериям. Уметь аргументировать, принимать мнение других. Познавательные: решать орфографические задачи, строить логическую цепь рассуждений, доказывать.
Регулятивные: сличать способ действия и результат, контролировать, оценивать правильность выполнения, корректировать.
Личностные: готовность пользоваться приобретенными знаниями и совершенствовать умения. Познавательные: ориентироваться в тексте выводов в учебнике, наблюдать и самостоятельно делать выводы.
Регулятивные: сличать способ действия и результат. Самоконтроль. Взаимооценка.
Личностные. Коммуникативные.
Познавательные: уметь ставить, формулировать и решать проблемы как некоего целого, включающего целый ряд логических шагов.
Коммуникативные – выражать свои мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Регулятивные: планировать работу по алгоритму.
Познавательные : переносить имеющиеся знания и умения в новые условия, действовать по аналогии.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для решения орфографической задачи; понимать информацию, представленную в виде алгоритма.
Регулятивные: оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать (совместно с учителем) их причины и способы преодоления.
Познавательные: осознавать способ действия решения новой орфографической задачи.
Регулятивные: сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Познавательные: строить осознанные высказывания по решению новой орфографической задачи Коммуникативные –Взаимооценка на основе выдвинутых критерий. Личностные – соотносить результат действия с поставленной целью, адекватно воспринимать оценку учителя, осознавать возникающие трудности.
Личностные: самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.
|