Конспект урока по русскому родному языку "Как писали в старину"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Цель урока- познакомить учащихся с историей развития письменности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 76.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Присакарь Галина Семёновна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа г. Бодайбо»
Тема урока: Как писали в старину (урок № 1)
Цель: познакомить учащихся с историей развития письменности
Планируемые результаты:
- учащиеся получат информацию о первых рукописных книгах;
- будут учиться организовывать собственную деятельность, оценивать ее;
- применять полученные знания в изменённых условиях;
- учиться слушать собеседника и вести диалог.
Оборудование:
- Презентация.
- Учебники.
- Индивидуальные карточки с кроссвордом.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Слайд 1.
- Кто из вас прибежал в школу с таким же настроением? Кто не хочет лениться, а хочет трудиться и узнать что-то новое?
- Как вы будете узнавать новое? (Самостоятельно)
- Какие функции я буду выполнять на уроке? (Вы будете нам помогать, организовывать нашу работу.)
- Чтобы работа была успешной, что необходимо? (Внимательно слушать учителя, друг друга, быть активным, выполнять все задания.)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения.
Слайд 2.
- Прочитайте, что написано на слайде на странице слева. Как вы сумели прочитать?
( Мы знаем буквы, умеем читать)
- Кто знает значение этих слов? ( Выслушать ответы детей).
- Прочитайте слова на правой странице. Что они означают?
3. Выявление места и причины затруднения
- Почему вы не можете ответить на этот вопрос? Что необычного вы заметили? (Мы не знаем значения этих слов)
- Древние славяне зашифровали очень мудрые слова. В этих строках заключена философия жизни наших предков.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Вам интересно узнать что они означают? ( да). Давайте попробуем сформулировать, что мы должны:
Слайд 3.
Узнать….. (как писали в старину, какой писчий материал использовали)
Уметь….. ( отличать старинные буквы от современных)
Использовать….( своё умение для прочтения )
Учитель обобщает ответы учащихся.
5. Построение проекта выхода из затруднения.
- Где мы можем получить информацию о новом? Каким источником воспользуемся?
( учебник стр.63, задание №1)
- Посмотрите на рисунки. Подумайте, чем занимается мастер? ( ответы детей)
Учитель читает текст учебника на стр.64.
- Какую работу выполнял мастер, изображённый на рисунке?
- Почему книги из пергамента ценили и берегли?
Слайд 4.
Текст читает хорошо читающий ученик.
- Чтобы узнать, какой ещё материал использовали для письма в древности, нужно прочитать текст на стр. 64-65.
- Что такое берёста?
- Как называлась тонкая палочка, которой писали на бересте?
Слайд 5, 6.
Читают учащиеся (по желанию) или учитель (зависит от уровня подготовленности класса)
-На чём ещё можно было писать писалом? Узнаем об этом, продолжим чтение.Стр.65-66 ( 1 абзац)
- Что такое цера?
Слайд 7.
- Ребята, был ещё один инструмент – перо. Как вы думаете на чём можно было писать пером и какие перья использовали для письма? (ответы детей)
Чтение 2 абзаца.
Слайд 9,10, 11
- Давайте прочитаем интересный вопрос на стр.67.
ФИЗМИНУТКА
6. Первичное закрепление во внешней речи.
-Давайте ещё раз перечислим, о каких материалах для письма мы узнали и из чего их изготавливали. (ответы детей)
7. Самостоятельная работа.
Выполним задание № 4 в парах
Рассмотрите страницы рукописной книги, обсудите в парах, что особенного вы заметили, сравните их со страницами современных книг.
Дать возможность высказаться всем желающим. Дети слушают внимательно ответы одноклассников и дополняют их.
8. Включение в систему знаний и повторение.
- Вы поработали вместе, в парах, что теперь вам необходимо сделать? (Проверить себя.)
- Я предлагаю вам разгадать кроссворд, записываем по горизонтали. (у каждого учащегося карточка с кроссвордом)
- Самый доступный материал, на котором писали на Руси?(береста)
- Как называлась переписанная от руки книга? (рукопись)
- Отступ от начала строки назывался « … строка» ( красная)
- Рисунок в начале книги или главы? (заставка)
- Жидкость для письма ( чернила)
- Дощечки, покрытые воском ( церы)
- Тонкая палочка для письма ( писало)
- Прочитайте по вертикали ключевое слово. (буквица)
- Молодцы! Вы отлично справились с заданием. В кроссворде встретились слова, которые нам ещё мало знакомы, но вы справились с этим сложным заданием.
- Что такое буквица, заставка, как называлась древняя славянская азбука и кто её придумал мы узнаем на следующем уроке!
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Слайд 12.
- К сожалению, ребята, мы сможем увидеть такие книги только в музеях, но всё же мы должны знать историю их возникновения.
-Итак, ребята, давайте вспомним, какую цель мы поставили вначале урока?
- Как вы считаете, мы узнали , как писали в старину, какой писчий материал использовали? Сделайте вывод- мы достигли намеченной цели?
- Сумеете ли вы отличить старинные страницы книг от современных?
Слайд 13.
- А теперь я предлагаю вам вернуться к первому слайду и попробовать понять смысл фразы, которую оставили нам древние мудрые славяне.
-Как люди мыслят- таков есть наш мир.
- Какой смысл в этих строках? ( ответы детей)
- Я желаю вам, ребята, чтобы у вас рождались только добрые мысли, потому что тот человек, который думает о добром, светлом, будет совершать такие же поступки, а это значит и мир вокруг него будет добрым, светлым, созидающим!
Слайд 14.
- Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Учимся писать письмо" 7класс
Конспект разработан для учвщихся школ 8 вида, 7 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/29/picture-249928-1367216917.jpg)
План -конспект урока по русскому языку для 2 класса "Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова"
План -конспект урока по русскому языку для 2 класса. Урок посвящен юбилею М.В. Ломоносова. Задачи урока:Образовательные:- определять наличие в корне слова изучаемых орфограмм (б...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/08/picture-588672-1423416328.jpg)
Конспект урока по русскому языку в 1 классе УМК "Гармония" с презентацией. Тема урока "Учимся писать записки" (ФГОС НОО)
Урок разработан в соответствии с ФГОС НОО. Материалы для презентации взяла из электронного приложения УМК "Гармония"....
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/17/picture-629547-1431889303.jpg)
конспект урока по русскому языку "учимся писать письмо"
конспект урока по русскому языку "учимся писать письмо"...
Конспект урока по русскому языку "Учимся писать слова с двумя корнями"
Данный материал содержит конспект урока по русскому языку "Учимся писать слова с двумя корнями"...
Конспект урока по русскому языку "Учимся писать суффиксы ик, ек" 2 класс
Может быть использован на уроках русского языка с целью работы над суффиксами....
![](/sites/default/files/pictures/2024/06/13/picture-1153430-1718256080.jpg)
Конспект урока по русскому языку "Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова» 2 класс "Начальная школа 21 века"
Цели и задачи:Формировать умение видеть орфограмму в корне слова;Уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;Развивать орфографическую зоркостьРазвивать внимание, мыш...