Конспект урока по русскому языку "Учимся писать слова с двумя корнями"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Данный материал содержит конспект урока по русскому языку "Учимся писать слова с двумя корнями"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_russkomu.docx | 27.32 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
Учимся писать слова с двумя корнями
ФИО | Смолина Светлана Юрьевна | |
Место работы | МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17 им. В.С.Завойко» Петропавловск-Камчатского городского округа | |
Должность | учитель начальных классов | |
Предмет | русский язык | |
Класс | 3 класс | |
Тема и номер урока в теме | Блок «Правописание» Тема раздела «Сложные слова» Тема урока № 41 «Учимся писать слова с двумя корнями» | |
Базовый учебник | «Русский язык» , 3 класс, С.В.Иванов, А.О. Евдокимова, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко, В.Ю.Романова, в 2-х частях. Ч.1- М.: «Вентана-Граф», 2010. |
- Цель урока: учить составлению и записи сложных слов при помощи соединительных гласных – о, е.
Задачи: личностные: способствовать формированию интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;
регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности; формировать умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
познавательные: создать условия для развития умения анализировать, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;
коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи.
Планируемые результаты:
личностные: интерес к изучению языка, интерес к письму, формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
метапредметные: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умение строить речевое высказывание в устной форме; умение взаимодействовать в группе и оказывать помощь одноклассникам;
предметные: совершенствование умений выделять корни в словах; умение различать, образовывать и правильно писать сложные слова с двумя корнями; формирование навыка устной и письменной речи, осознание важности орфографически грамотного письма.
9. Тип урока: урок - открытие нового знания
10.Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
11.Оборудование: мультимедийный проектор, экран, толковый словарь, компьютеры для учеников, учебник русского языка, конструктор «Лего», схемы, карточки для работы в группах.
Этап урока | Действия учителя | Действия учащихся | УУД | |
1.Орг. момент | -Ребята, цветок тянется к солнцу, а человек тянется к знаниям. Он хочет узнать много нового и интересного. А вы хотите много знать? Доска: Мир освещается солнцем, а человек знанием. - Как вы понимаете это выражение? -Думаю, что и на сегодняшнем уроке вы сможете приобрести новые знания, которые вам потребуются в будущем. | Хором: -Мы урок начать готовы, Будем думать, рассуждать И друг другу помогать! Приветствие гостей. Настраиваются на работу на уроке. -Когда человек много знает, ему легче ориентироваться в жизни. | КУУД: готовность к деятельности; слушать и вести диалог; положительная эмоциональная направленность. | |
2.Словар- ная работа Слайд 1. | -Запишите словарные слова: Карандаш, остров, расстояние, ежевика, народ, июль. -Проверьте себя. -Кто собой доволен? -Почему?
| Самостоятельно проверяют слова по образцу на слайде, исправляют ошибки. | РУУД: контроль, коррекция и самооценка выполненных действий. | |
3.Актуали- зация знаний. | -Возьмите из первых пяти словарных слов первую букву, а из шестого – последнюю и соберите слово. -Какое слово получилось? -Что такое корень слова? -Как найти корень в словах? | Дети собирают слово и отвечают на вопросы учителя. -Корень. -Сначала надо определить значение слова. Затем подобрать родственные слова. Найти общую часть слова – корень. | ПУУД: построение логической цепи рассуждения. ЛУУД: применять правила делового сотрудничества. РУУД: оценивать результаты деятельности. | |
4.Самоопре- деление к деятель- ности. Слайд 2. | - Замените выражение одним словом. 1.Как называют того, кто пьет много воды, буквально – хлебает воду? - Что интересного заметили в словах? -Почему в этих словах по два корня? -Давайте подумаем, от каких двух слов образовались данные слова? -Как называются слова с двумя корнями? - Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока? -Сегодня мы продолжим учиться находить, записывать и образовывать сложные слова, а так же узнаем новое о сложных словах. - А с какой целью человек использует сложные слова? | -водохлёб -лежебока -книголюб -сладкоежка Учащиеся отвечают на вопросы. -Учимся писать слова с двумя корнями. -Чтобы сократить словосочетание, высказывание. | ПУУД: характеристика объекта по одному или нескольким признакам, анализ слова с целью выделения признаков, сравнение, построение логической цепи рассуждения. РУУД: умение определять цель деятельности на уроке | |
5.Постанов ка учебной задачи | -Как соединяются два корня в сложных словах? -Как называются такие гласные? -Вставьте в сложные слова пропущенные соединительные гласные. Доска: снег…пад земл…пашец мыш…ловка дом..хозяйка земл..трясение - Слова одинаковые, а буквы вставлены разные. -Почему были допущены ошибки? -Возникла проблема? -Какая? -Чему мы должны научиться на уроке? | -При помощи гласных. Соединительные гласные. Два ученика выходят к доске, вставляют пропущенные гласные. Анализируют место ошибки, делают вывод, ставят учебную задачу на урок. -Мы должны научиться правильно вставлять соединительные гласные в сложные слова. | КУУД: умение слушать и слышать, оформлять свои мысли в речи. ПУУД: умение на основе анализа объектов делать выводы. | |
6. Физми- нутка | Физминутка. -А сейчас отдохнём. Все встаём. Нашу разминку проводим так: если я называю сложное слово – вы хлопаете, если слово с одним корнем – вы топаете: Снегоход, мышеловка, парта, подводный, водопад, домик, листопад, садовник, рукомойник, морской, мореход. | ЛУУД: установка на здоровый образ жизни. | ||
7.Построение проекта выхода из затруднения Работа в группах (см. Приложение 1) | -Напомните, какая проблема возникла у нас при написании сложных слов? -Для выхода из проблемной ситуации, вы поработаете в группах. Задания: 1группа. Работа с карточкой. Прочитайте сложные слова, выделите корни, подчеркните соединительную гласную. Сделайте вывод: в каких случаях пишется соединительная гласная –о-. 2группа. Работа с компьютером. Найдите в тексте сложные слова, выделите корни, подчеркните соединительную гласную. Сделайте вывод: в каких случаях пишется соединительная гласная –е-. 3группа. Работа со словарём. Найдите в толковом словаре значения слов пешеход, самолёт. Выделите корни в словах. Сделайте вывод о соединительных гласных. 4группа. Работа с карточкой и конструктором Лего. Прочитайте сложные слова. Выделите корни. После каких согласных пишется соединительная гласная –е-. Выложите из конструктора соединительные гласные. 5 группа. Работа с карточкой. Прочитайте сложные слова, выделите корни, подчеркните соединительную гласную. Сделайте вывод: в каких случаях пишется соединительная гласная –о-. | Учащиеся работают над заданиями в группах. | КУУД: формирование умения слушать и понимать учителя и товарищей; совершенст- вование умения правильно изъяснять свои мысли; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, развивать монологическую и диалогическую форму речи. ЛУУД: проявлять доброжелательность, внимательность, помощь.
| |
8.Реализация построенного проекта | -В каких случаях мы пишем соединительную гласную –о-? -В каких случаях мы пишем соединительную гласную –е-? -Сформулируйте вывод. - Вернёмся к нашим словам. Исправьте ошибки. | Выполняют задание, вставляют соединительную гласную. По группам выходят к доске и делают выводы по заданию. Учащиеся подбирают схему к своим словам. Вывод: Если корень первого слова заканчивается на твёрд согласный, то пишется буква О. Если корень первого слова заканчивается на мягк согласный, то пишется буква Е. Твёрдый согл. - О Мягкий согл. - Е | ПУУД: умение применять полученные знания в предложенных ситуациях. | |
9. Первичное закрепление | - Тетрадь «Пишем грамотно» стр. 28 упр. 1 | Учащиеся самостоятельно читают задание и выполняют его. Коллективная проверка. | ЛУУД: умение определять и высказывать своё мнение. ПУУД: умение применять полученные знания в предложенных ситуациях. | |
10. Включение в систему знаний и повторение. Работа в парах. | 1) Рубрика «Интересный материал из истории языка» учебник стр 101. Слово благодарить -Можно слово благодарить назвать сложным? -Докажите. -Почему написали соединительную гласную –о-? 2) Выполнение интерактивного теста (см. Приложение 2) Коллективная проверка на интерактивной доске. | 1) Читают материал рубрики. 1 ученик у доски, остальные в тетради записывают и находят корни, соединительную гласную в слове «благодарить» 2) В парах выполняют интерактивный тест. | РУУД: умение определять успешность выполнения своего задания. ЛУУД: проявлять доброжелательность, внимательность, помощь. КУУД: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, осуществлять совместную деятельность | |
11.Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Слайд 3. | 1-Попробуйте сформулировать, каков ваш результат работы на уроке. – Чему научились? - Какое правило мы вывели с вами? – Кто или что вам помогало справиться? - Что вы теперь можете? – Кто доволен сегодня своей работой? -Кому было интересно? 2) - А теперь поднимите зелёные карточки те ребята, кому всё было понятно и в течении урока не допускал ошибок, жёлтые – если в течении урока были ошибки, но было всё понятно, красные – если на уроке вообще ничего не понятно было. 3) Домашнее задание. Учебник стр. 101 упр. 3 | Учащиеся отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность на уроке. | РУУД: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
Приложение 1.
Работа в группах.
1группа. Работа с карточкой и конструктором Лего. Прочитайте слова, найдите сложные слова, выделите в них корни, подчеркните соединительную гласную. Сделайте вывод: после каких согласных пишется соединительная гласная –о-. Выложите из конструктора соединительную гласную.
Пароход, старость, сероватый, водолаз.
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2группа. Работа с компьютером. Прочитайте стихотворения. Найдите в стихах сложные слова, выпишите их, выделите корни, подчеркните соединительную гласную. Сделайте вывод: после каких согласных пишется соединительная гласная –о -. (При ответе текст стихотворения выносится на интерактивную доску).
Шёл Егор через бор.
Видит: вырос мухомор. (А. Прокофьев)
Листопад, листопад-
Пенится тропинка,
И шумит, как водопад,
Каждая осинка! (Т. Белозёров)
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3группа. Работа со словарём. Найдите в толковом словаре значения слов пешеход, самолёт. Выпишите значения слов. Выделите корни в словах. Сделайте вывод: после каких согласных пишутся соединительные гласные –о-, -е-. (Слова даны на карточках)
Самолёт - _________________________________________________________
__________________________________________________________________
Пешеход -__________________________________________________________
__________________________________________________________________
Вывод:____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
4группа. Работа с карточкой и конструктором Лего. Прочитайте сложные слова. Выделите корни. После каких согласных пишется соединительная гласная –е-. Выложите из конструктора соединительную гласную. (Слова на карточках)
Пылесос, землемер, овощерезка, сталевар.
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5 группа. Работа с карточкой. Прочитайте и найдите сложные слова, выделите в них корни, подчеркните соединительную гласную. Сделайте вывод: после каких согласных пишется соединительная гласная –е-.
Перелесок, картофелекопалка, величайший, землетрясение.
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2.
Интерактивный тест.
- Как называются слова с двумя корнями?
- простые
-сложные
-составные
2. Как соединяются два корня в сложных словах?
-при помощи согласных букв
- при помощи гласных и согласных букв
- при помощи гласных букв
3. Какие соединительные гласные пишутся в сложных словах?
-о, е
- о, а
- и, е
4. Какое сложное слово получится из слов скала и лазать?
-лазоскал
-скалолаз
-скалелаз
5. Какой соединительный гласный надо вставить в слово мор…плаватель?
-о
-е
-и
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе. «Сложные слова. Учимся писать слова с двумя корнями»
Конспект урока русского языка с использованием универсальных учебных действий...
Урок русского языка "Учимся писать слова с двумя корнями" 3 класс
Урок разработан по учебнику С.В.Иванова по программе "Начальная школа 21 века"...
Урок по теме "Учимся писать слова с двумя корнями"
Формировать умения и навыки учащихся в образовании и написании сложных слов....
план-конспект урока по русскому языку "Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова"
Данная разработка может использоваться при изучении темы "Безударные гласные, проверяемые ударением"...
Конспект урока по русскому языку "Состав слова. Единообразное написания корня в однокоренных словах» (2 класс)
Повторение состава слова. Работа над безударными гласными в корне....
Конспект урока Русского языка на тему: "Учимся писать слова с двумя корнями."
Конспект урока на тему "Учимся писать слова с двумя корнями"...
Конспект урока русского языка по теме "Учимся писать слова с двумя корнями"
Материал подойдет к любому УМК русского языка, при изучение темы, как научить обучающихся писать сложные слова....