Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Россия на карте" 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Николаева Дарья Вячеславовна

Тема: «Россия на карте»

Цели деятельности учителя: формирование умения, связанные с чтением карты; умение правильно показывать объекты на настенной карте

Планируемые результаты

Предметные:

знать: что такое карта, условные обозначения на карте.

уметь: читать карту, показывать объекты на настенной карте.

Личностные: проявлять интерес к изучению темы; осваивать новые виды деятельности; желание приобретать новые знания; понимание собственных достижений при освоении учебной темы

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: УМК «Школа России», 2 класс, 2 часть, презентация, карта


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vr.pptx1.5 МБ
Microsoft Office document icon karta_rossii.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здравствуйте, ребята!

Слайд 2

Тема: Россия на карте

Слайд 3

Ц ели: 1. Узнать, что такое карта 2. Научиться читать карту 3. Научиться правильно показывать объекты на карте

Слайд 5

144 554 993 человек

Слайд 7

Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков

Слайд 10

Иван Грозный

Слайд 11

1.Стой у карты справа. Не закрывай собой то, что показываешь на карте. 2.Показывай только указкой 3. Показывай не надпись, а сам объект 4. Показывай аккуратно и точно, названия произноси чётко.



Предварительный просмотр:

Этап урока. Методы и приемы

Хронометраж

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

I Организационный этап

Словесный: слово учителя

30 сек

Здравствуйте, ребята!

- Мы пришли сюда учиться,

  Не лениться, а трудиться,

  Работаем старательно,

  Слушаем внимательно.

Улыбнитесь друг другу. Ребята, желаю вам успехов и удач на уроке.

Садитесь.

Принимать установку учителя

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

II Мотивационный этап

Словесный: слово учителя, уч. диалог

Наглядный: карточки с городами

1 мин

-Ребята, обратите внимание на экран. Перед началом урока я предлагаю вам посмотреть занимательный фрагмент видео по сегодняшней теме.

«Почемучка» Географические карты (фрагмент).

- О чем было это видео?

-Что нового вы узнали для себя о картах? (какие они бывают, где располагаются и т.д.)

-Отлично.

-Теперь, попробуйте отгадать загадку.

Моря есть – плавать нельзя,
Дороги есть - ехать нельзя,
Земля есть - пахать нельзя.
 (Карта)

Карта России на стене.

Слушать учителя

Отвечать на вопрос учителя

Слушать загадку

Отгадывать загадку

П:  преобразование учебного материала, действия;

К: строить речевое высказывание;

П: осознавать познавательную задачу;

III Постановка целей задач и ее решение

Словесный: беседа

Практический: определение темы, постановка целей урока

3 мин

-Ребята, глядя на доску с картой и опираясь на загадку, предположите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о карте России)

-Какие цели мы поставим на данный урок?

1. Узнать, что такое карта

2. Научиться читать карту

3. Научиться правильно показывать объекты на карте

- Ребята, поднимите руку те, кто уже когда-либо работал с картой. Хорошо, сегодня вы будете моими помощниками.

- Теперь откройте ваши учебники на с.  90.

- Кто прочтет название темы?

- Теперь найдите, что мы сегодня будем делать на уроке. Кто прочтет?

- Правильно ли мы определили цели урока?

- Наша страна очень большая. Россия - самое большое государство в мире по площади. Его площадь равна 17 125 191 км².

-Кто-нибудь сможет назвать численность населения? Как вы думаете, сколько миллионов человек проживает на территории Российской Федерации? (144 554 993 чел.)

-Молодцы, ребята. Теперь отправляемся в путешествие по нашей стране.

Определять тему урока, ставить цели урока

Соотносить с учебником правильность определения темы и целей.

К: строить речевое высказывание;

Р:  принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

IV Основной этап. Открытие новых знаний.

Словесный: уч. диалог, слово учителя

Практический: чтение уч. текста 

Словесный: уч. диалог

Наглядный: уч. иллюстрация

Словесный: слово учителя

Словесный: уч. диалог

Наглядный: гербы

Словесный: слово учителя

Словесный: уч. диалог

Словесный: слово учителя

Словесный; уч. даилог

Практический: чтение 2 части текста

Практический: практическая работа с картой

Словесный: слово учителя

13 мин

-Ребята, а сейчас предлагаю вам сравнить изображение нашей страны на карте и глобусе, представленном на слайде.

- Посмотрите на изображение на карте и глобусе, немного подумайте и скажите в чем же отличие?

( На карте можно увидеть больше объектов, но на глобусе более точное изображение).

-Откройте учебники на стр. 91. Давайте прочитаем определение, что же такое карта.

- Прочитайте определение каждый про себя.

-Кто прочитает нам вслух определение? Слайд: Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.

-Теперь закройте учебники и попробуйте по памяти записать определение карта в рабочей тетради на стр. 59.

-Откройте учебники и проверьте сами себя, верно ли вы записали определение. Отлично.

История возникновения карты: уходит в глубокую древность. Тогда ещё люди не знали письменности. Они делали рисунки на камнях, бересте, дереве, шёлке, костяных пластинках. Возраст первых найденных карт – 10 – 15 тысячелетий. Слайд.

В России первая карта появилась в 16 веке. Царь Иван Грозный велел «землю измерить, и чертёж государства сделать». Первая карта в России называлась «Большой чертёж». Слайд.

-Ребята, для того, чтобы путешествовать по карте, надо научиться её читать.  Читать карту –это не значит читать только надписи. Надо понимать и особый язык карты –условные знаки. К ним относятся различные цвета и другие обозначения.

-Откройте учебники на стр. 95. Давайте, прочитаем правила как нужно показывать объекты на настенной карте.

1.Стой у карты справа. Не закрывай собой то, что показываешь на карте.

2.Показывай только указкой

3. Показывай не надпись, а сам объект

4. Показывай аккуратно и точно, названия произноси чётко.

-Давайте, прочитаем все эти правила хором.

-Отлично.

-Ребята, посмотрите внимательно на то, как это нужно делать. Показ

-Теперь, откройте учебники на стр. 92-93.

-Кто попробует показать на карте все необходимые объекты, строго следуя правилам.

Выходят несколько учеников.(2-3)

-Отлично. Молодцы.

- Путешествуя, отправляясь торговать, люди вычерчивали карты тех мест, где они проходили и проплывали. На эти чертежи наносились реки, горы, моря, города, леса. Изученных территорий становилось всё больше и больше. Люди договорились между собой, что все эти объекты они будут обозначать на картах одинаково. Это для того сделали, чтобы люди живущие в разных странах, могли ориентироваться по любой карте.

- Теперь ребята, давайте с вами, научимся определять стороны горизонта на карте: север, юг, запад, восток.

-Может быть, кто уже работал ранее с картой, попробует выйти к карте и показать стороны горизонта самостоятельно?

-Все остальные внимательно следят. Отлично.

-Итак, внимательно следите за тем как я показываю, как определять стороны горизонта на карте: север на карте –вверху, юг –внизу, запад –слева, восток –справа.

- Сейчас вам предстоит работа в парах. Откройте рабочие тетради на стр. 59. Читаем 3 задание. Практическая работа.

-Итак, первое задание, под буковкой а. Что вам необходимо сделать, прежде чем преступить к работе? (открыть одному из нас учебники на стр. 90-91, а другому на стр. 94- 95). Далее, обозначить на карте стороны горизонта, используя правила из учебника.

-На выполнение данного задание даю вам 30 секунд.

-Проверяем. Слайд. Каждый проверяет свою тетрадь, сверяясь с верным ответом на слайде.

-Поднимите руки те, кто не допустил ошибок

-Молодцы.

-Теперь те, кто сделал 1 или 2 ошибки.

- Вы увидели свои ошибки? Исправили их?

-Отлично.

-Теперь, давайте будем разбираться, что же обозначают цвета на карте.

-Откройте учебники на стр.94. Второй пункт.

- Итак, ребята. Вы внимательно прочитали, какие объекты на карте обозначаются определенными цветами. А для того, чтобы ещё лучше запомнить это послушайте меня.

Голубым цветом на карте- обозначена вода, а зеленым, желтым и коричневым - суша. Показ на карте

Зеленым и желтым обозначают равнины, а коричневым –горы.

-Ребята, почему же равнины обозначены разными цветами? (на равнинах есть низкие места –низменности и более высокие места – возвышенности).

-Каким цветом на карте обозначают низменности? (зеленым цветом)

-А возвышенности? (желтым)

-Итак, мы с вами узнали что такое карта, как её нужно читать и что необходимо для этого знать и даже потренировались показывать объекты на карте, строго следуя правилам.

Сравнивать глобус и карту

Работать с учебником

Читать определение

Запоминать определение

Работать в рабочей тетради

Слушать учителя

Работать с учебником

Читать правила работы с картой

Работать с настенной картой

Слушать учителя

Показывать стороны горизонта на карте

Слушать учителя

Работать в парах

Работать в рабочей тетради

Проверять свою работу

Оценивать себя

Читать материал учебника

Слушать учителя

Беседовать с учителем

Р:  учит выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

самоопределение к деятельности

П: осознавать познавательную задачу;

поиск и выделение необходимой информации;

структурирование знаний;

устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

К: строить сообщения в устной и письменной форме;

П: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме;

Физминутка

1 мин

Море Галилей.

Выполнять элементарные физические упражнения, повторяя их за учителем или одноклассниками

Р: контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.

V Решение частных задач

Наглядный: уч. иллюстрации

Словесный: слово учителя, уч. диалог

Практический:

работа в рабочей тетради

Словесный: беседа, слово учителя

15 мин

-Узнав всё, что необходимо о карте и о том, как её читать нам необходимо закрепить это знание.

-Теперь, откройте рабочие тетради на стр. 60. Прочитайте задание.

-Что вам необходимо сделать? ( раскрасить как обозначены на карте, воду, горы и равнины) .

-Отлично. Приступайте к выполнению задания.

-Теперь обменяйтесь тетрадями со своим соседом. Проверьте верность выполнения работы, сверяясь с верным ответом на слайде. Слайд. 

-Поднимите руку те, кто выполнил всё верно в этом задании.

-Отлично. Молодцы.

-Те ребята, которые допустили ошибки, не переживайте. Вам ещё предстоит закрепить эту тему.

- Прочитайте задание, после упражнения 3 в рабочей тетради.

 -Кто прочитает нам вслух определение?

-Каждый читает задание сам про себя.

-Что вам необходимо сделать?(показать на карте в учебнике водные объекты, равнины и горы).

-Ребята, раз мы сегодня учимся показывать объекты на карте. Поэтому давайте выполним данное задание не только в учебнике, но также покажем эти объекты на карте, не забывая правила работы с картой.

Выходят несколько учеников.

-Отлично. Молодцы, ребята.

- Но это ещё не всё, что вам необходимо знать, работая с картой. Давайте, прочитаем пункт номер 3 в учебнике на стр. 94-95.

-  Кто прочитает нам вслух определение?

- Каждый читает сам про себя.

-Прочитайте. О чем говорится в этом пункте? ( существуют определенные условные знаки на карте, благодаря которым можно увидеть и другие объекты на карте).

-Давайте, попробуем разобраться, что обозначают эти знаки?

-Откройте учебники на стр. 90-91. Там, где у вас находится карта.

-Условные знаки, представленные в учебнике, вы можете увидеть на слайде.

-Итак, поработаем с картой в учебнике и условными знаками.

1 условный знак, это столица РФ. Найдите пальчиком в учебнике, условный знак столица РФ. После того как вы нашли, покажите это своему соседу. Я в это время прохожу и смотрю, все ли верно нашли столицу РФ.

-Кто-то один, покажет нам на настенной карте. Кто самый смелый и хочет мастерски научиться работать с настенной картой?

Ученики выходит к доске (2 чел).

-Следующий условный знак, это города. Найдите несколько городов на своей карте в учебнике. Я всё также слежу за выполнением задания. Кто-то один покажет несколько городов на карте.

-3 условный знак-это государственная граница РФ. Помним правило из учебника, которое гласит, что показывая объект мы обводим его границы.

-4 условный знак- это граница полярных владений РФ. Снова следим пальчиком в учебнике. И обводим границу полярных владений РФ.

-5 условный знак –это реки. Найдите реки на вашей карте в учебнике и следите пальчиком.

Работа с настенной картой.

-6 условный знак –это озёра и водохранилища. Найдите на карте и назовите несколько озер и водохранилищ, которые вы нашли на тер-ии РФ.

-Отлично, молодцы.

-Продолжаем работу ( рассматриваем следующие условные знаки).

-Ребята, вы отлично справились с этим заданием. Теперь, откройте рабочие тетради на стр. 60, задание номер 3.

-Прочитайте задание, каждый сам про себя.

-Что вам необходимо сделать? ( с помощью учебника узнать и подписать, следующие условные знаки).

-Работаем. На выполнение этой работы у вас есть 5 минут.

-Отлично. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте правильность ответов, сверяясь с верными ответами на слайде. Слайд.

- Поднимите руку, кто не сделал ни одной ошибки.

-Отлично, молодцы.

-Кто сделал 1 или 2 ошибки?  

-Вы увидели в чем ваши ошибки? Исправили их?

-Отлично.

Работать с рабочей тетрадью

Выполнять взаимопроверку

Читать задание из учебника

Отвечать на вопрос учителя

Показывать объекты на карте

Читать задание из учебника

Отвечать на вопросы учителя

Работать с картой учебника

Работать с настенной картой

Работать с условными знаками

Работать в рабочей тетради

Читать задание из учебника

Выполнять взаимопроверку

Оценивать себя

Р:  планирование своих действиий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;

К:  строить сообщения в устной и письменной форме;

строить монологическое высказывание;

огласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь;

VI Закрепление изученного материала

Практический: самостоятельная работа

5 мин

-  Откройте рабочие тетради на стр.61. Прочитайте задание 1 варианта.

-Что вам необходимо сделать? (дописать названия).

Работаем в парах.

- Отлично. Проверяем. Показ на карте (2 чел).

-Сейчас, прочитайте задание номер 2.

-Что здесь вам необходимо сделать? (определить и записать, что перечислено в строке).

-Продолжаем работу в парах.

-Проверяем.  Показ на карте (2 чел).

Слушать задание учителя

Работать в парах

Выполнять задание из учебника

Выполнять самопроверку

К:  правильно выражать свои мысли в речи,

уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя;

П: поиск и выделение необходимой информации;

структурирование знаний;

 

Итог урока. Рефлексия

2 мин

А теперь подведем итоги урока.

- Какая тема урока у нас сегодня была?

- Какие цели на урок мы ставили?

- Добились этих целей?

- Люди каких профессий используют карту в своей работе? (учителя, гиды и т.д.)

- Где вы можете применять полученные знания?

У вас на партах лежат листочки в виде мишеней. Закрасьте самый большой круг. Если материал урока был вам понятен и вы активно работали на уроке. Круг поменьше, если материал урока вызвал у вас небольшие затруднения. Самый маленький кружок, если материал урока был вам непонятен.

-Поднимите руки те, кто закрасили самый большой кружок. Отлично. Теперь те, кто закрасили кружок поменьше. Хорошо. И те, кто закрасили самый маленький кружок.

-Ребята, так как большинство из вас закрасили самый большой кружок, мы можем сделать вывод, что наш урок прошел не зря и вы отлично поработали.

- Сегодня на уроке мне особо понравилась работа следующих ребят «…» .Они получают оценку отлично за сегодняшний урок.

 Спасибо большое за урок. Мне было приятно с вами работать. Урок окончен!

Оценивать свою работу на уроке

Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру "Введение. Этот удивительный мир" 1 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Окружающий мир: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.Ф.Виноградова. Рабочая тетрадь (с.4). Тема: "Введение. Этот удивительный мир". Цель: создать условия для формирования представлен...

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Россия - наша Родина" во 2 классе

Урок организован  в соответствии с ФГОС, при использовании информационно-коммуникативных технологий. Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Земля – наш общий дом».     На уро...

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Растения луга" (2 класс)

В технологической карте урока по окружающему миру русписаны УУД. Показаны формы и методы работы на уроке....

Технологическая карта урока по окружающему миру:"Откуда в снежках грязь?" 1 класс

Технологическая карта урока по окружающему миру, 1 класс, ФГОС, программа "Школа России"...

Технологическая карта урока по окружающему миру "На суше как дома" 3 класс

Интегрированный урок по окружаещему миру и робототехнике....