Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Россия на карте" 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Тема: «Россия на карте»
Цели деятельности учителя: формирование умения, связанные с чтением карты; умение правильно показывать объекты на настенной карте
Планируемые результаты
Предметные:
знать: что такое карта, условные обозначения на карте.
уметь: читать карту, показывать объекты на настенной карте.
Личностные: проявлять интерес к изучению темы; осваивать новые виды деятельности; желание приобретать новые знания; понимание собственных достижений при освоении учебной темы
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: УМК «Школа России», 2 класс, 2 часть, презентация, карта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vr.pptx | 1.5 МБ |
karta_rossii.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема: Россия на карте
Ц ели: 1. Узнать, что такое карта 2. Научиться читать карту 3. Научиться правильно показывать объекты на карте
144 554 993 человек
Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков
Иван Грозный
1.Стой у карты справа. Не закрывай собой то, что показываешь на карте. 2.Показывай только указкой 3. Показывай не надпись, а сам объект 4. Показывай аккуратно и точно, названия произноси чётко.
Предварительный просмотр:
Этап урока. Методы и приемы | Хронометраж | Содержание. Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
I Организационный этап Словесный: слово учителя | 30 сек | Здравствуйте, ребята! - Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться, Работаем старательно, Слушаем внимательно. Улыбнитесь друг другу. Ребята, желаю вам успехов и удач на уроке. Садитесь. | Принимать установку учителя | К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; |
II Мотивационный этап Словесный: слово учителя, уч. диалог Наглядный: карточки с городами | 1 мин | -Ребята, обратите внимание на экран. Перед началом урока я предлагаю вам посмотреть занимательный фрагмент видео по сегодняшней теме. «Почемучка» Географические карты (фрагмент). - О чем было это видео? -Что нового вы узнали для себя о картах? (какие они бывают, где располагаются и т.д.) -Отлично. -Теперь, попробуйте отгадать загадку. Моря есть – плавать нельзя, Карта России на стене. | Слушать учителя Отвечать на вопрос учителя Слушать загадку Отгадывать загадку | П: преобразование учебного материала, действия; К: строить речевое высказывание; П: осознавать познавательную задачу; |
III Постановка целей задач и ее решение Словесный: беседа Практический: определение темы, постановка целей урока | 3 мин | -Ребята, глядя на доску с картой и опираясь на загадку, предположите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о карте России) -Какие цели мы поставим на данный урок? 1. Узнать, что такое карта 2. Научиться читать карту 3. Научиться правильно показывать объекты на карте - Ребята, поднимите руку те, кто уже когда-либо работал с картой. Хорошо, сегодня вы будете моими помощниками. - Теперь откройте ваши учебники на с. 90. - Кто прочтет название темы? - Теперь найдите, что мы сегодня будем делать на уроке. Кто прочтет? - Правильно ли мы определили цели урока? - Наша страна очень большая. Россия - самое большое государство в мире по площади. Его площадь равна 17 125 191 км². -Кто-нибудь сможет назвать численность населения? Как вы думаете, сколько миллионов человек проживает на территории Российской Федерации? (144 554 993 чел.) -Молодцы, ребята. Теперь отправляемся в путешествие по нашей стране. | Определять тему урока, ставить цели урока Соотносить с учебником правильность определения темы и целей. | К: строить речевое высказывание; Р: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение действовать по плану и планировать свою деятельность; |
IV Основной этап. Открытие новых знаний. Словесный: уч. диалог, слово учителя Практический: чтение уч. текста Словесный: уч. диалог Наглядный: уч. иллюстрация Словесный: слово учителя Словесный: уч. диалог Наглядный: гербы Словесный: слово учителя Словесный: уч. диалог Словесный: слово учителя Словесный; уч. даилог Практический: чтение 2 части текста Практический: практическая работа с картой Словесный: слово учителя | 13 мин | -Ребята, а сейчас предлагаю вам сравнить изображение нашей страны на карте и глобусе, представленном на слайде. - Посмотрите на изображение на карте и глобусе, немного подумайте и скажите в чем же отличие? ( На карте можно увидеть больше объектов, но на глобусе более точное изображение). -Откройте учебники на стр. 91. Давайте прочитаем определение, что же такое карта. - Прочитайте определение каждый про себя. -Кто прочитает нам вслух определение? Слайд: Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков. -Теперь закройте учебники и попробуйте по памяти записать определение карта в рабочей тетради на стр. 59. -Откройте учебники и проверьте сами себя, верно ли вы записали определение. Отлично. История возникновения карты: уходит в глубокую древность. Тогда ещё люди не знали письменности. Они делали рисунки на камнях, бересте, дереве, шёлке, костяных пластинках. Возраст первых найденных карт – 10 – 15 тысячелетий. Слайд. В России первая карта появилась в 16 веке. Царь Иван Грозный велел «землю измерить, и чертёж государства сделать». Первая карта в России называлась «Большой чертёж». Слайд. -Ребята, для того, чтобы путешествовать по карте, надо научиться её читать. Читать карту –это не значит читать только надписи. Надо понимать и особый язык карты –условные знаки. К ним относятся различные цвета и другие обозначения. -Откройте учебники на стр. 95. Давайте, прочитаем правила как нужно показывать объекты на настенной карте. 1.Стой у карты справа. Не закрывай собой то, что показываешь на карте. 2.Показывай только указкой 3. Показывай не надпись, а сам объект 4. Показывай аккуратно и точно, названия произноси чётко. -Давайте, прочитаем все эти правила хором. -Отлично. -Ребята, посмотрите внимательно на то, как это нужно делать. Показ -Теперь, откройте учебники на стр. 92-93. -Кто попробует показать на карте все необходимые объекты, строго следуя правилам. Выходят несколько учеников.(2-3) -Отлично. Молодцы. - Путешествуя, отправляясь торговать, люди вычерчивали карты тех мест, где они проходили и проплывали. На эти чертежи наносились реки, горы, моря, города, леса. Изученных территорий становилось всё больше и больше. Люди договорились между собой, что все эти объекты они будут обозначать на картах одинаково. Это для того сделали, чтобы люди живущие в разных странах, могли ориентироваться по любой карте. - Теперь ребята, давайте с вами, научимся определять стороны горизонта на карте: север, юг, запад, восток. -Может быть, кто уже работал ранее с картой, попробует выйти к карте и показать стороны горизонта самостоятельно? -Все остальные внимательно следят. Отлично. -Итак, внимательно следите за тем как я показываю, как определять стороны горизонта на карте: север на карте –вверху, юг –внизу, запад –слева, восток –справа. - Сейчас вам предстоит работа в парах. Откройте рабочие тетради на стр. 59. Читаем 3 задание. Практическая работа. -Итак, первое задание, под буковкой а. Что вам необходимо сделать, прежде чем преступить к работе? (открыть одному из нас учебники на стр. 90-91, а другому на стр. 94- 95). Далее, обозначить на карте стороны горизонта, используя правила из учебника. -На выполнение данного задание даю вам 30 секунд. -Проверяем. Слайд. Каждый проверяет свою тетрадь, сверяясь с верным ответом на слайде. -Поднимите руки те, кто не допустил ошибок -Молодцы. -Теперь те, кто сделал 1 или 2 ошибки. - Вы увидели свои ошибки? Исправили их? -Отлично. -Теперь, давайте будем разбираться, что же обозначают цвета на карте. -Откройте учебники на стр.94. Второй пункт. - Итак, ребята. Вы внимательно прочитали, какие объекты на карте обозначаются определенными цветами. А для того, чтобы ещё лучше запомнить это послушайте меня. Голубым цветом на карте- обозначена вода, а зеленым, желтым и коричневым - суша. Показ на карте Зеленым и желтым обозначают равнины, а коричневым –горы. -Ребята, почему же равнины обозначены разными цветами? (на равнинах есть низкие места –низменности и более высокие места – возвышенности). -Каким цветом на карте обозначают низменности? (зеленым цветом) -А возвышенности? (желтым) -Итак, мы с вами узнали что такое карта, как её нужно читать и что необходимо для этого знать и даже потренировались показывать объекты на карте, строго следуя правилам. | Сравнивать глобус и карту Работать с учебником Читать определение Запоминать определение Работать в рабочей тетради Слушать учителя Работать с учебником Читать правила работы с картой Работать с настенной картой Слушать учителя Показывать стороны горизонта на карте Слушать учителя Работать в парах Работать в рабочей тетради Проверять свою работу Оценивать себя Читать материал учебника Слушать учителя Беседовать с учителем | Р: учит выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; самоопределение к деятельности П: осознавать познавательную задачу; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; К: строить сообщения в устной и письменной форме; П: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; |
Физминутка | 1 мин | Море Галилей. | Выполнять элементарные физические упражнения, повторяя их за учителем или одноклассниками | Р: контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников. |
V Решение частных задач Наглядный: уч. иллюстрации Словесный: слово учителя, уч. диалог Практический: работа в рабочей тетради Словесный: беседа, слово учителя | 15 мин | -Узнав всё, что необходимо о карте и о том, как её читать нам необходимо закрепить это знание. -Теперь, откройте рабочие тетради на стр. 60. Прочитайте задание. -Что вам необходимо сделать? ( раскрасить как обозначены на карте, воду, горы и равнины) . -Отлично. Приступайте к выполнению задания. -Теперь обменяйтесь тетрадями со своим соседом. Проверьте верность выполнения работы, сверяясь с верным ответом на слайде. Слайд. -Поднимите руку те, кто выполнил всё верно в этом задании. -Отлично. Молодцы. -Те ребята, которые допустили ошибки, не переживайте. Вам ещё предстоит закрепить эту тему. - Прочитайте задание, после упражнения 3 в рабочей тетради. -Кто прочитает нам вслух определение? -Каждый читает задание сам про себя. -Что вам необходимо сделать?(показать на карте в учебнике водные объекты, равнины и горы). -Ребята, раз мы сегодня учимся показывать объекты на карте. Поэтому давайте выполним данное задание не только в учебнике, но также покажем эти объекты на карте, не забывая правила работы с картой. Выходят несколько учеников. -Отлично. Молодцы, ребята. - Но это ещё не всё, что вам необходимо знать, работая с картой. Давайте, прочитаем пункт номер 3 в учебнике на стр. 94-95. - Кто прочитает нам вслух определение? - Каждый читает сам про себя. -Прочитайте. О чем говорится в этом пункте? ( существуют определенные условные знаки на карте, благодаря которым можно увидеть и другие объекты на карте). -Давайте, попробуем разобраться, что обозначают эти знаки? -Откройте учебники на стр. 90-91. Там, где у вас находится карта. -Условные знаки, представленные в учебнике, вы можете увидеть на слайде. -Итак, поработаем с картой в учебнике и условными знаками. 1 условный знак, это столица РФ. Найдите пальчиком в учебнике, условный знак столица РФ. После того как вы нашли, покажите это своему соседу. Я в это время прохожу и смотрю, все ли верно нашли столицу РФ. -Кто-то один, покажет нам на настенной карте. Кто самый смелый и хочет мастерски научиться работать с настенной картой? Ученики выходит к доске (2 чел). -Следующий условный знак, это города. Найдите несколько городов на своей карте в учебнике. Я всё также слежу за выполнением задания. Кто-то один покажет несколько городов на карте. -3 условный знак-это государственная граница РФ. Помним правило из учебника, которое гласит, что показывая объект мы обводим его границы. -4 условный знак- это граница полярных владений РФ. Снова следим пальчиком в учебнике. И обводим границу полярных владений РФ. -5 условный знак –это реки. Найдите реки на вашей карте в учебнике и следите пальчиком. Работа с настенной картой. -6 условный знак –это озёра и водохранилища. Найдите на карте и назовите несколько озер и водохранилищ, которые вы нашли на тер-ии РФ. -Отлично, молодцы. -Продолжаем работу ( рассматриваем следующие условные знаки). -Ребята, вы отлично справились с этим заданием. Теперь, откройте рабочие тетради на стр. 60, задание номер 3. -Прочитайте задание, каждый сам про себя. -Что вам необходимо сделать? ( с помощью учебника узнать и подписать, следующие условные знаки). -Работаем. На выполнение этой работы у вас есть 5 минут. -Отлично. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте правильность ответов, сверяясь с верными ответами на слайде. Слайд. - Поднимите руку, кто не сделал ни одной ошибки. -Отлично, молодцы. -Кто сделал 1 или 2 ошибки? -Вы увидели в чем ваши ошибки? Исправили их? -Отлично. | Работать с рабочей тетрадью Выполнять взаимопроверку Читать задание из учебника Отвечать на вопрос учителя Показывать объекты на карте Читать задание из учебника Отвечать на вопросы учителя Работать с картой учебника Работать с настенной картой Работать с условными знаками Работать в рабочей тетради Читать задание из учебника Выполнять взаимопроверку Оценивать себя | Р: планирование своих действиий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности; К: строить сообщения в устной и письменной форме; строить монологическое высказывание; огласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь; |
VI Закрепление изученного материала Практический: самостоятельная работа | 5 мин | - Откройте рабочие тетради на стр.61. Прочитайте задание 1 варианта. -Что вам необходимо сделать? (дописать названия). Работаем в парах. - Отлично. Проверяем. Показ на карте (2 чел). -Сейчас, прочитайте задание номер 2. -Что здесь вам необходимо сделать? (определить и записать, что перечислено в строке). -Продолжаем работу в парах. -Проверяем. Показ на карте (2 чел). | Слушать задание учителя Работать в парах Выполнять задание из учебника Выполнять самопроверку | К: правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя; П: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний;
|
Итог урока. Рефлексия | 2 мин | А теперь подведем итоги урока. - Какая тема урока у нас сегодня была? - Какие цели на урок мы ставили? - Добились этих целей? - Люди каких профессий используют карту в своей работе? (учителя, гиды и т.д.) - Где вы можете применять полученные знания? У вас на партах лежат листочки в виде мишеней. Закрасьте самый большой круг. Если материал урока был вам понятен и вы активно работали на уроке. Круг поменьше, если материал урока вызвал у вас небольшие затруднения. Самый маленький кружок, если материал урока был вам непонятен. -Поднимите руки те, кто закрасили самый большой кружок. Отлично. Теперь те, кто закрасили кружок поменьше. Хорошо. И те, кто закрасили самый маленький кружок. -Ребята, так как большинство из вас закрасили самый большой кружок, мы можем сделать вывод, что наш урок прошел не зря и вы отлично поработали. - Сегодня на уроке мне особо понравилась работа следующих ребят «…» .Они получают оценку отлично за сегодняшний урок. Спасибо большое за урок. Мне было приятно с вами работать. Урок окончен! | Оценивать свою работу на уроке | Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по окружающему миру "Введение. Этот удивительный мир" 1 класс УМК "Начальная школа XXI века"
Окружающий мир: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.Ф.Виноградова. Рабочая тетрадь (с.4). Тема: "Введение. Этот удивительный мир". Цель: создать условия для формирования представлен...
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Россия - наша Родина" во 2 классе
Урок организован в соответствии с ФГОС, при использовании информационно-коммуникативных технологий. Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Земля – наш общий дом». На уро...
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Растения луга" (2 класс)
В технологической карте урока по окружающему миру русписаны УУД. Показаны формы и методы работы на уроке....
Технологическая карта урока по окружающему миру:"Откуда в снежках грязь?" 1 класс
Технологическая карта урока по окружающему миру, 1 класс, ФГОС, программа "Школа России"...
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Органы чувств" 3 класс "Перспектива".
"Органы чувств"...
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Экологическая безопасность" 3 класс "Школа России"
"Экологическая безопасность"...
Технологическая карта урока по окружающему миру "На суше как дома" 3 класс
Интегрированный урок по окружаещему миру и робототехнике....