Конспект урока русского языка «Слово и его значение»
план-конспект по русскому языку

Анастасия Денисовна Киртьянова

Цель урока: формирование: представления у учащихся о слове и его значении и обогащение словарного запаса учащихся словами разных тематических групп.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Расширять словесный запас словами разных тематических групп;
  2. Закрепить представление о слове как двусторонней языковой единице;

Развивающие:

  1. Развивать умение в полной мере выражать свое мнение в процессе учебного диалога;
  2. Развить самостоятельность мышления и учебной деятельности через самостоятельную работу;

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение внимательно слушать, уважать чужое мнение в процессе парной работы;
  2. Воспитывать уважительное отношение к русскому языку.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Дата: 14.11.2022

Школа: МОУ «Великопетровская СОШ имени Героя Советского Союза Ивана Семеновича Пьянзина»

Класс: 3

Урок: 4

Время: 10:40 – 11:20   Кабинет: 8

Студент: Киртьянова Анастасия Денисовна

Группа: 401 НК

Учитель: Луканина Юлия Николаевна

Руководитель практики: Андреева Татьяна Сергеевна

Тема урока: «Слово и его значение»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование: представления у учащихся о слове и его значении и обогащение словарного запаса учащихся словами разных тематических групп.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Расширять словесный запас словами разных тематических групп;
  2. Закрепить представление о слове как двусторонней языковой единице;

Развивающие:

  1. Развивать умение в полной мере выражать свое мнение в процессе учебного диалога;
  2. Развить самостоятельность мышления и учебной деятельности через самостоятельную работу;

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение внимательно слушать, уважать чужое мнение в процессе парной работы;
  2. Воспитывать уважительное отношение к русскому языку.

Оборудование: учебник «Русский язык» автор Климанова Л.Ф., 3 класс 1 часть (УМК «Перспектива»), презентация, раздаточный материал.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(30 сек)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный: монолог учителя

Психический настрой

Приветствует учащихся, настраивает на урок

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Алексеевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Ребята, давайте вместе прочитаем наш девиз, на сегодня.

Садитесь, пожалуйста.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Р: личностное включение в учебную деятельность

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

(2-3 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный метод: беседа

Наглядный метод: работа со слайдом

1.Организует минутку чистописания.

2. Проводит обобщающую беседу по пройденному материалу.

Начнем наш урок с минутки чистописания. Сядьте правильно: выпрямите спину, ноги поставьте прямо.

Откроете свои тетради, возьмите ручку правильно, отступите две рабочих строки, запишите число, классная работа и день недели.

Минутка чистописания

1.Запишите слова в следующем порядке: глагол, имя прилагательное, имя существительное. Вставьте пропущенные буквы.

Зол..то

З..л..титься

З..л..той

Кто прочитает, выделяя пропущенные буквы голосом, как у вас получилось.

А теперь давайте вспомним словарные слова. Вам нужно списать словарные слова в тетрадь, вставив

Записывают число, классную работу и день недели

Выполняют задание

- золотиться, золотой, золото

П: Выделение известной информации и структурирование знаний

Предметные:

Знать:

- словарные слова;

- ранее изученные правила;

Уметь:

- правильно писать словарные слова.

Презентация

пропущенные буквы. Поставьте ударение и подчеркните орфограммы.

Кто хочет работать у доски?

Остальные работают в тетрадях.

_бед, ч_тверг, ч_рный, ж_лтый, к_лыбель,  ко_лекция, кол_ектив, а_куратный, мета_л, а_петит, гра_м.

Давайте проверим.

Если у вас все правильно, то  на полях нарисуйте улыбочку, если есть 1 ошибка , то поставьте нейтральный смайлик, если больше 2 –грустный.

Молодцы.

Обратите внимание на экран, прочитайте выражение.

Как вы понимаете ее смысл?

Верно, молодцы.

А теперь попробуйте без слов продемонстрировать нам эту пословицу.

Ребята, когда проще было представить выражение: словами или без слов? Почему?

Верно, словами намного проще передавать смысл того, что ты хочешь донести человеку, нежели без слов.

Ребята, как вы думаете, как же называется это общение без слов?

Один работает у доски

Проверяют по эталону

Обед, четверг, черный, желтый, колыбель, коллекция, коллектив, аккуратный, металл, аппетит, грамм.

- Клевать носом

- дремать, на мгновение забываться сном (о дремлющем сидя или стоя, в момент засыпанья опускающих голову)

Демонстрируют варианты

-Проще словами, без слов невозможно передать всё точно.

- язык жестов

Постановка учебной задачи
(1 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный метод: беседа

Наглядный метод: работа со слайдом

Подводит учащихся к определению темы, постановке цели на уроке

Тогда, как вы думаете, какая тема нашего урока?

Ребята, тогда, какие цели мы перед собой поставим?

- «Слово и его значение»

Цели:

- Узнать, как общались люди без слов, что обозначают слова.

П: самостоятельное формулирование  темы и цели урока

Л: проявление активности в общей работе

Предметные:

Уметь:

- ставить цель на урок, в соответствии с темой

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (10-15 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный метод: беседа

Наглядный метод: работа с учебником

 Организация беседы по новой теме

Откройте учебник на странице 60, посмотрите на упражнение 92. Посмотрите на картинку, попробуйте описать маленького щенка без помощи слов, назвать цвет его шерсти, рассказать о характере, вашу к нему отношению.

Получилось у вас это?

Теперь попробуйте сделать это с помощью слов. Кто один опишет нам щенка и свое мнение к нему?

Какой вывод мы можем сделать?

Ребята, давайте прочитаем, что нам сказал профессор Самоваров.

Ребята, как вы думаете, с помощью чего же общались наши предки?

Индейцы древнего племени майя также общались жестами. Слово слушай они изображали с помощью двух жестов. Правая рука, указывающая на ухо, означала внимание. Левая рука с вытянутым

- нет

Один учащийся описывает щенка

- используя слова, мы можем лучше описать, что либо, и выразить свое мнение.

Читают:

- как вам известно, в глубокой древности, до того как возник язык, люди общались без слов.

Расскажите, с помощью чего могли общаться наши далекие предки.

- наши предки общались, с помощью языка жестов

Правой рукой показывают

П: поиск и выделение  признаков предметов в общей работе;

П: структурирование знания;

П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

К: инициативность в общем поиске нового знания;

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли;

Р: саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов

Предметные:

Знать:

- правила составления текста;

Уметь:

- составлять текст.

Презентация, учебник

пальцем означала ты. Давайте попробуем

Давайте прочитаем, что нам говорит профессор Самоваров.

Кто может сказать примеры используемых нами жестов?

Мы попытались описать собаку жестами, теперь попробуйте описать ее словами, для этого рассмотрите рисунок и составьте описание щенка, используя слова для справок, они указаны внизу под картинкой. Текст запишите.

Кто закончил, поднимите руку.

Скажите, слова какой части речи вы использовали?

Сейчас вам нужно будет работать в парах. Кто знает правила работы в паре?

Вам нужно будет прочитать сообщение профессора Самоварова и рассказать своему партнеру по парте, о чем шла речь. Откройте учебник на странице 63 и приступайте к заданию.

Кто может кратко, рассказать, о чем сообщил нам профессор Самоваров?

на ухо, а на левой руке показывают вытянутый палец.

- И сегодня люди в общении используют жесты, выражают что-то определенными движениями рук, глаз, головы.

- приветствие – машем

рукой, указываем направление головой или глазами и др.

Пишут описание щенка

- имя прилагательное

Правила работы в паре:

- работать должны оба;

- один говорит, другой слушает;

- свое несогласие высказывай вежливо;

- работать тихо, не мешать другим.

Работают в парах

- профессор Самоваров говорит о том, что раньше

Все верно.

Давайте немного отдохнем.

использовали жесты, но в темноте или на большем расстоянии ими пользоваться было сложно, поэтому начали использовать рисунки, крики и особые знаки. Со временем мы начали общаться с помощью слов, используя звуки при речи и буквы при письме.

Динамическая пауза

Проводит динамическую паузу

Сейчас я буду говорить вам фразы, а вы попробуйте предать их жестами.

-Иди сюда!

-Молчи, Тсс!

-Там!

- Я иду домой

- Я примерный ученик

- Я хочу ответить

Жестами показывают действия

(поманить пальцем)

(прислонить указательный палец к губам)

(указать пальцем направление)

(показать на себя, шаг на месте, домик из рук)

( сесть за парту и положить рука на руку, выпрямиться)

(поднять руку)

Л: установка на ЗОЖ

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способностей к его выполнению

Словесный метод: беседа

Организует выполнение заданий по закреплению первичных знаний.

Давайте прочитаем, что сказал профессор Самоваров.

Посмотрите на упражнение 96. Что нам предлагают сделать?

- Жесты не только сохранились в нашем общении. Мы часто словами описываем жесты. Наш язык до сих пор хранит такие обороты речи. Это устойчивые выражения (фразеологизмы): вешать нос, заламывать руки, грозить пальцем.

- Сравнить прямое и переносное значение словосочетаний, которые отражены на рисунках. Объясните, что обозначают

Л: понимание и выражение в речи цели задания

Р: принятие учебной задачи  к исполнению

Предметные:

Уметь:

- соотносить жесты с их значением;

Знать:

- жесты и их значение.

Презентация, учебник

Выше голову! В прямом значении, что значит?

Тогда, какое переносное значение этого словосочетания?

Хорошо, теперь разберем второе словосочетание. Кто нам его прочитает?

Скажите его прямое и переносное значение, полным ответом.

Молодцы.

устойчивые выражения.

- поднять голову высоко

- это значит, чтобы человек не унывал, был уверенным в себе.

- надуть губу

- Данное словосочетание в прямом значении: вытянуть надуть губы. В переносном же обозначает, что человек обиделся.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(7-8 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Словесный метод: беседа

Практический метод: самостоятельная работа

Организует самостоятельную работу

Сейчас ваша задача, самостоятельно выполнить упражнение.

Кто прочитает задание?

Образец указан выполнения на слайде.

Всем понятно задание?

Приступайте к выполнению задания.

Заканчиваем выполнение. Проверяем. Кто может сказать, что получилось?

Все верно? У кого не так?

Поднимите руку, у кого нет ни одной ошибки.

Вы молодцы!

- спишите устойчивые выражения, а рядом напишите значение каждого из них.

Выполняют самостоятельно упражнение.

-не вешай нос – не унывай; задирать но – гордиться; губы надуть – обидеться; рвать на себе волосы – волноваться, переживать, горевать.

Поднимают руку

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов  выполнения;

Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение  общего  темпа

Предметные:

Знать:

- знать фразеологизмы

Презентация, учебник

Включение в систему знаний, повторение

(3-5 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный метод: монолог учителя

Организует беседу по известному материалу

Теперь откройте учебник на странице 62.

Прочитайте задание к упражнению 95.

Выпишите слова приветствия разных народов.

Домашнее задание

Учебник страница 63 упражнение 98.

Вам нужно будет прочитать строки из стихотворения, понять, отчего произошла неразбериха. Списать предложения, устранив путаницу в словах.

Читают задание

Выписывают слова приветствия

 

П: обобщение и структурирование знаний в речи

Презентация

Рефлексия деятельности

(3-5 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный метод: беседа, монолог учителя

Организация рефлексии

Давайте вспомнить, какая была тема нашего урока?

Какую цель на уроке мы ставили?

Достигли ли мы цели?

Давайте оценим нашу работу на уроке.

придумайте свой знак, который характеризует вашу работу на уроке.

А теперь оцените себя, но используя предоставленные мной знаки. Покажите палец верх – если вы довольны своей работой на уроке, палец горизонтально – если вы не очень довольны своей работай на уроке и палец вниз – если вы не довольны своей работай на уроке.

Хорошо, спасибо за урок.

До свидания!

- Слово и его значение

Цели:

- Узнать, как общались люди без слов, что обозначают слова.

Высказывают свое мнение

Показывают знак, который их характеризует на уроке

П: доказательство качества выполнения задания;

К: умение полно и точно выражать своё мнение

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русском языку "Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся".

Технологическая карта к уроку русского языка для 2 класса по УМК "Перспективная начальная школа"....

Конспект урока по русскому языку "Слова, близкие по значению" 2 класс

Разработка урока соответствует требованиям ФГОС...

Конспект урока по русскому языку Слова близкие по значению

Разработка урока для 2 класса, соответствует требованиям ФГОС...

Конспект урока по русскому языку. "Слово и его значение".

Конспект урока по русскому языку. "Слово и его значение"....

Конспект урока русского языка «Слово и его значение» (УМК "Школа России", 2 класс)

Конспект урока по русскому языкуТема: «Слово и  его значение»Цель деятельности учителя: формирование общих представлений о лексическом значении слова, о толковом словаре.Планируемые р...

Конспект урока русского языка "Слово и его значение" (4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о роли слов в жизни человека, о месте их хранения, для ознакомления с разными значениями слов.Планируемые результаты:Предметные: Знать определение...

План-конспект урока русского языка «Слово и его значение» 2 класс

План-конспект урока русского языка «Слово и его значение» 2 класс...