Конспект урока русского языка «Слово и его значение» (УМК "Школа России", 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Муравьёва Анастасия Владиковна

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Слово и  его значение»

Цель деятельности учителя: формирование общих представлений о лексическом значении слова, о толковом словаре.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать: словарные слова, что такое лексическое значение слова;

Уметь: объяснять лексическое значение слова, при затруднениях обращаться  к толковому словарю.

Личностные: высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами; понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата; объяснять свое мнение.

Тип урока: «открытия» нового знания.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 22.09.2020

Школа: №152                                                                                                                            

ФИО учителя: Селянина Н.В.

Класс: 2 «А»                                                                                                                                

ФИО студента: Муравьёва А.

Кабинет: 215                                                                                                                      

ФИО методиста: Кондратьева И.И.

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Слово и  его значение»

Цель деятельности учителя: формирование общих представлений о лексическом значении слова, о толковом словаре.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать: словарные слова, что такое лексическое значение слова;

Уметь: объяснять лексическое значение слова, при затруднениях обращаться  к толковому словарю.

Личностные: высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами; понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата; объяснять свое мнение.

Тип урока: «открытия» нового знания.

Оборудование: Учебник «Русский язык» 1 часть, 2 класс, В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, (УМК «Школа России»), презентация.

Челябинск, 2020

Этап урока

Время

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределение к деятельности

Психологический настрой, организация урока.

Словесный: слово учителя

Психологический настрой.

2 мин.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Владиковна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- Каждый урок должен начинаться с улыбки и хорошего настроения, и тогда на протяжении всего занятия дела будут идти хорошо и всё будет получаться.

- Сделайте хлопок, если вы пришли на урок с хорошим настроением.

- Настроение у всех хорошее – значит всё у нас получится!

- Ребята, проверьте готовность принадлежностей к уроку.

- Проверьте порядок на рабочем месте. Садитесь. Начнём наш урок.

Приветствуют учителя.

Психологически готовятся на урок.

Слушают учителя.

Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

II. Актуализация знаний и мотивация.

Практический: выполнение заданий в тетради.

Минутка каллиграфии

6 мин.

 - Открыли тетрадь, записали число, классная работа.

-Слушайте внимательно, я вам прочитаю лексическое значение слова, а вы мне скажите, о чем я говорила.

«Лиственное дерево с белой корой и с сердцевидными листьями»

-С какого звука начинается это слово?

-Какой буквой обозначают на письме?

-Пропишите красиво букву «Б».

-Письмо заглавной  буквы «Б».

- Запишите в тетрадь каллиграфически правильно, в строчку заглавную и строчную букву «Б» и слоги с буквы «Б».

-Сегодня на уроке нам пригодится написание этой буквы и слогов.

-А теперь обведите простым карандашом в кружочек самую красивую букву, которая у вас получилась.

Пишут число, классная работа, подчеркивают самую красивую букву

 

О березе.

[б’]

Б

Р.:  принятие и сохранение учебной задачи, сличение с образцом, оценка работы

К.: построение монологического высказывания; развитие речи

III. Постановка учебной задачи

Словарная работа 

4 мин.

-Итак, какое слово вы отгадали?

-А что вам помогло его отгадать?

-Что такое лексическое значение слова?

-Можете вы ответить на этот вопрос?

- Предположите, какая тема нашего урока?

-Какую цель поставим?

- Сегодня мы на уроке будем говорить о значении слов.

-Откройте учебник  на стр. 42, прочитайте название раздела.

-Как вы все и говорили наша тема урока:

«Слово и его значение».

Береза.

Лексическое значение.

Слово и его значение

Узнать что такое лексическое значение слова?

К.: выражение мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Р.: принятие и сохранение учебной задачи.

IV. «Открытие» детьми нового знания

Словесный: беседа

Лексический анализ

Обобщающий вывод

Практический: конструирование предложения.

 

8 мин.

-Ребята, откройте учебник на стр. 42, упражнение№ 48.

-Прочитайте задание про себя.

-Кто не понял, что нужно сделать?

-Давайте рассмотрим рисунок.

-Что на нем изображено?

-Давайте обратим внимание на рубрику «Обратите внимание», она отмечена галочкой.

-Прочитайте про себя.

-Итак, я буду читать, а вы приводите мне пример.

-Люди: девочка….

-Посмотрите на рисунок и придумайте по нему предложение.

- Хорошо, кто хочет выйти к доске и записать предложение: «Дети провожают журавлей.»

-Остальные в тетради.

-Отнесите слова из предложения к группе.

-Слово «дети»

-Слово «журавлей».

-Слово «провожают».

Физкультминутка.

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Потянули…

Покрутили…

Постучали…

И открыли !

Дети, стая, облака, деревья, дом, дорога, журавли.

Мальчик.

Люди.

Птиц.

Действие.

П.: осуществляют сравнение и анализ, классификацию слов по самостоятельно определенным
критериям.

Р.: осознают и принимают
учебную задачу, контролируют учебные действия,

К.: обмениваются мнениями; умеют слушать друг

Л.: определение границ собственного знания и незнания

V. Первичное закрепление

Фронтальная работа

 Метод: практический

Прием: лексический анализ.

 

Прием: орфографический  анализ.

Практический: работа с толковым словарем.

5 мин.

-Посмотрите на упражнение 50 на стр. 43.

-Прочитайте слово, обведенное в рамку.

-Что обозначает это слово?

-Прочитайте правило на странице 43.

-Что такое лексическое значение?

- Обратите внимание, как пишется слово «бЕреза».

- Какая орфограмма?

- А что бы вам было легче запомнить написание этого слово, можно сделать так :

   Б

БЕРЕЗА

   Л

   А

   Я

-И задать вопрос: «бЕреза (какая?) бЕлая»

-Как вы поняли, что такое лексическое значение слова? (То, что слово обозначает.)

-А теперь будем выполнять упражнение №51

В учебнике помещен толковый словарь.

- Как вы думаете почему он так называется?

-Ребята, толковый словарь –это Cлoвapь, в кoтopoм дaeтcя толкавание cлoв.  Bce пpeдcтaвлeнныe в нeм cлoвa cтoят в aлфaвитнoм пopядкe.

-В конце нашего учебнике есть толковый словарь.

-Давайте обратимся к нему и определим значение слова «шоссе»

-Кто нашел поднимите руку, прочитайте его.

Выполняют задание.

Отвечают на вопросы учителя и рассуждают.

Отвечать на вопросы

Выполнять упражнение.

Безударная буква «Е»

К: выражение мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

П: построение логической цепи рассуждений

VI. Самостоятельная работа с взаимопроверкой

Метод: словесный

Прием: беседа

Метод: практический

Прием: морфолог. Упр.

5 мин.

-А теперь будем выполнять упражнение №53.

-Ваша задача, выписать из упражнения выделенные жирным шрифтом слова и подумать о  значение слов.

-Работаете в парах.

-Давайте проверим.

-Слово «клюква», какого его лексическое значение.

-Слово «мох».

-Словосочетание «моховая подушка».

Работают в парах самостоятельно.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, согласованно выполнять совместную деятельность

VII. Включение в систему знаний, повторение

Практич.: решение задачи. 

7 мин.

-А теперь будем выполнять упражнение №54.

-Прочитайте про себя.

-Кто не понял, что нужно сделать?

-Давайте разберем его.

-Скажите, что вы представили, прочитав это слово?

-Почему получились разные представления?

-Прочитайте « обратите внимание».

-Что такое ягода?

-Нужно составить предложение со словом «ягода».

-Запишите в тетрадь предложение:

«По утрам они ходили в лес за ягодами.»

-Подчеркните главные члены предложения.

-Откройте дневники, запишите домашнее задание стр. 44 упр.52

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Малину, землянику и т.д.

Это общее название ягод многих растений.

Они- подлежащее.
Ходили- сказуемое.
По утрам- обстоятельство.
В лес- обстоятельство.
За ягодами- дополнение или обстоятельство

К.: построение речевых высказываний

П.: восприятие информации.

Р.: принимать и сохранять задачу

VIII. Рефлексия

Словесный: беседа

3 мин.

-Какова тема сегодняшнего урока?

- Что такое лексическое значение слова?

- Если мы не знаем лексического значения слова, что нужно сделать?

Ребята, у кого все сегодня получилось, кто доволен своей работой на уроке – поднимите 2 руки.

У кого были трудности, кто не со всеми заданиями разобрался – поднимите правую руку.

Кто совсем ничего не понял – поднимите левую руку.

Слово и его значение.

Рассказ о нём, что оно обозначает.

Л: умение ставить оценку собственной деятельности


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Значения суффиксов" 2 класс. Программа "21 век"

    Данная презентация предназначена для урока по русскому языку во 2 классе по теме "Значения суффиксов" по программе "21 век" к учебнику Иванова....

Урок русского языка "Слово, предложение, текст" в 4 классе УМК "Школа России"

Урок - обобщение знаний. Используется на этапе повторения раздела "Предложение" в 1 четверти. В уроке представлены фронтальная и групповая работы ребят....

Методическая разработка урока по русскому языку с презентацией "Значения приставок" 3 класс

Тема урока: «Значения приставок»Цели урока:способствовать закреплению знаний о роли и значении приставок;формирование умения проводить разбор по составу, образовывать новые слова.Планируем...

Конспект урока по русскому языку "Слова с удвоенными согласными", 2 класс, УМК "Перспектива"

Цели деятельности учителя: Формирование представления о словах с удвоенными согласными и способах их переносаПланируемые результаты:Предметные: Знать что такое орфограмма и уметь правильно ей пользова...

Технологическая карта урока по русскому языку "Определение лексического значения глагола" 3 класс

Тип урока: урок общеметодологической направленности Цель урока: обобщение знаний у обучающихся о лексическом значении глагола Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1 Обобщить...

Конспект урока по русскому языку + презентация Презентация Значение суффиксов 2 класс УМК Начальная школа «XXI век». Тема урока:Значения суффиксов.

познакомить учащихся с группой суффиксов ,упражнять в нахождении суффикса в слове, составлении слов из заданных морфем,закрепить знания детей о корне слова и окончании, отрабатывать алгоритм нахождени...