План-конспект урока русского языка «Слово и его значение» 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
План-конспект урока русского языка «Слово и его значение» 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gordienko_sofiya_31-shk._plan-konspekt_leksikologiya.docx | 50.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
УМК: «Школа России», 2 класс
(Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий стр. 42-47)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата:
Время:
Место:
Класс: 2
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Слово и его значение»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: организация деятельности обучающихся для изучения и первичного закрепления знаний и умений о лексическом значении слова.
Задачи:
Образовательные: способствовать усвоению и первичному закреплению знаний и умений о лексическом значении слова, формированию умения применять эти знания в практических упражнениях
Развивающие: способствовать развитию речи, логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, умения применять ранее полученные знания, сравнивать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, развитию каллиграфических навыков письма, орфографической и пунктуационной грамотности.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.
Планируемые результаты:
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, актуализировать личностный смысл к изучению темы, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, развитие самостоятельности и личной ответственности за продукты собственной учебной деятельности, проявление интереса к русскому языку, бережного отношения к нему, осознание богатства русского языка, его величия и многогранности.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: ориентируется в учебнике, определяет понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекает информацию, представленную в разных формах, находит закономерности используя ранее приобретенные знания; строит логическую цепочку рассуждений, выдвигает гипотезы и обосновывает их, осуществляет анализ, синтез, сравнение, устанавливает причинно- следственные связи, владеет общим приемом решения орфографических задач.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: выполняет учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставит цель, составляет план работы, осуществляет оценку результативности;самостоятельно планирует и выполняет свои действия на знакомом учебном материале; осуществляет самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: слушает и понимает других, вступает в диалог; следует инструкциям, отвечает на вопросы; адекватно реагирует на замечания учителя, участвует в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывает свою точку зрения, оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работа в парах.
Предметные: умеют правильно определять значение слова, опознавать слова по его лексическому значению, соблюдает нормы речевого этикета и правила устного общения; выражает собственное мнение, аргументирует его с учетом ситуации общения; использует правила орфографии и пунктуации в письменной речи.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.
Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 2 класс, часть 2, В.П. Канакина.
Содержательный компонент урока:
I. Организация начала урока.
1. Приветствие.
У: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут София Романовна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Я рада видеть вас, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Садитесь.
2. Проверка готовности к уроку.
У: - Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.
3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.
У: - На доске вы видите разбросанные слова, из которых надо собрать предложения.
О: Собирают предложения.
У: - Какие предложения у вас получилась?
О: - Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. Любой язык состоит из слов. Русский язык богат словами.
У: - Как вы понимаете эти предложения?
О: - Словами можно назвать то, что мы видим вокруг себя. Слов в русском языке много.
У: - Молодцы! Предположите, о чем пойдет речь на уроке?
О: - О словах.
II. Актуализация умений и знаний.
1.Проверка домашнего задания (если это необходимо, если учитель сказал)
2.Минутка чистописания
У: - Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.
У: - Для начала нужно узнать, какую букву вы будете прописывать сегодня. Посмотрите внимательно на табличку. Найди ту букву, которая повторяется чаще всего.
П У Р Р А Б О Т А Р У Р И С У Н О К Й Р Ц У Ж И Н Р Х Т З А В Т Р А К П В Р М О Р О З А Н
У: - Какая буква встречается чаще всего?
О: - «эр».
У:- Какие звуки обозначает эта буква?
О: [р], [р`]
У:- Охарактеризуйте звук [р]
У: - Верно. Сейчас вы пропишите строчную букву «эр», соединения этой буквой с другими буквами.
3.Словарно – орфографическая работа. Работа по карточкам.
У: - Ребята, отгадайте слово.
1) Первый слог - первый слог в слове яма. (Я).
2) Второй слог - первый слог в слове город. (ГО).
3) Третий слог - четвертый слог в слове огороды. (ДЫ).
(Ягоды).
У: - Какое слово у вас получилось?
О:- Ягоды.
У: - Верно! Запишите это слово себе в тетрадь, поставьте ударение, выделите орфограмму.
Проверка выполненного задания, анализ деятельности обучающихся на данном этапе. (Критерии в таблице на доске).
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
У: - Разгадайте кроссворд. Прочитайте ключевое слово, и вы узнаете тему нашего урока.
(Учитель читает толкование из толкового словаря, учащиеся заполняют кроссворд индивидуально).
- Группа учащихся средней школы, проходящих в течении года совместно одну общую программу, или комната, в которой происходят учебные занятия одной группы учащихся. (Класс)
- Главное светило на небосводе, дающее свет, тепло и жизнь. (Солнце)
- Плод, который употребляется в пищу в свежем виде. (Яблоко)
- Слово-приветствие, которое говорят люди при встрече. (Здравствуйте)
- Фруктовое дерево, приносящее яблоки. (Яблоня)
Ключевое слово: слово.
У: - Мы начинаем изучение нового раздела, откройте содержание учебника, прочитайте, как он называется?
О: - Раздел называется «Слова, слова, слова …»
У: - Верно! Перейдите на страницу главы и прочитайте, чему мы будем учиться в новом разделе?
О: - Читают.
У: - Как звучит тема урока?
О: - Тема: «Слово и его значение».
IV. Открытие новых умений, знаний.
Игра «Отгадай слово»
У: - Предлагаю вам сыграть в игру. Я загадываю слово, описываю его, вам необходимо отгадать слово. Отвечаем по поднятой руке.
- Хищный зверь с мехом рыжего цвета. Часто встречается в сказках.
О: - Лиса.
У: - Крупное домашнее травоядное животное, даёт молоко.
О: - Корова.
У: - Птица с чёрным хвостом и белыми крыльями. В русских сказках она воровка.
О: - Сорока.
У: - А теперь вы загадайте любое животное, опишите его.
О: - Описывают, загадывают, называют слова.
У: - Что вы делали, когда загадывали слово?
О: - Говорили, что оно обозначает.
У: - Какой же можно сделать вывод?
О: - У каждого слова есть значение.
У: - Прочтите правило в желтой рамке на странице 43.
О: - Читают правило.
У: - Как вы поняли, что такое лексическое значение слова?
О: - То, что слово обозначает.
У: - Верно!
Работа с учебником
У: - Откройте учебник на странице 44 и прочитайте упражнение 51. Прочитайте задание.
О: - Читают задание.
У: - Как вы понимаете задание?
О: - Объясняют, как поняли задание.
У: - В учебнике помещен толковый словарь. Как вы думаете, почему он так называется?
О: - Высказывают предположения.
У: - Ребята, толковый словарь – это словарь, в котором дaeтcя oбъяcнeниe знaчeний cлoв, их толкование. Bce пpeдcтaвлeнныe в нeм cлoвa cтoят в aлфaвитнoм пopядкe. В нашем учебнике тоже есть толковый словарь - он помогает правильно понять лексическое значение слов.
- Определите по толковому словарю на странице 138-140 значение слова шоссе, кто первый найдет, прочитает его.
О: - Читают значение слова шоссе.
У: - Молодцы! Все справились с заданием.
Работа с учебником
У: - А теперь будем выполнять упражнение 53 на странице 45. Прочитайте задание.
У: - Прочитайте, что обозначают выделенные слова.
О: - Болото - это водоем с застоявшейся водой, почвой на поверхности воды. Клюква - болотная кислая ягода. Мох - невысокое растение, образующее сплошной покров. Моховая подушка - небольшое мягкое возвышение из мха.
У: - Спишите первые два предложения. Подчеркни в них главные члены предложения.
О: - Списывают предложения, подчеркивают главные члены предложения.
(Взаимопроверка).
У: - Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, если задание выполнено верно, то ставим +, если не верно, ставим -.
У: - Назовите грамматическую основу в первом и втором предложении.
О: - В первом предложении: клюква поспела. Во втором: ягоды лежат.
У: - Верно! Обменяйтесь обратно тетрадями. Посмотрим, все ли справились с заданием. Поднимите руки те, у кого все правильно?
О: - Молодцы!
У: - Все остальные не расстраиваемся, в следующий раз у вас все получится!
(Критерии в таблице на доске).
V. Физминутка
Упражнение для мобилизации внимания:
И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.
VI. Закрепление открытых умений, знаний.
У: - Итак, ребята, проверим, что вы усвоили сегодня на уроке. Я раздам вам карточки с заданиями, вам необходимо самостоятельно их выполнить.
Задание 1. Подобрать и записать по два слова на любую из тем.
Вариант 1
Звери: __________________
Насекомые: __________________
Птицы: __________________
Вариант 2
Времена года: __________________
Месяцы: __________________
Явления природы: __________________
Задание 2. Найти «лишнее» слово.
Вариант 1
Тополь, ель, роза, берёза.
Опята, оса, груздь, сыроежка.
Вариант 2
Журавль, жук, соловей, жаворонок.
Молоток, портфель, пила, топор.
(Самопроверка)
У: - Проверим, справились вы с заданиями или нет. Сравните свои ответы с ответами на доске.
О: - Молодцы! Задания выполнили верно!
(Критерии в таблице на доске).
Работа в паре
У: - Я предлагаю вам поработать в парах. Для начала вспомним правила работы в паре.
О: - 1) Работать вместе.
2)Советоваться друг с другом.
3) Не перебивать друг друга.
4) Не мешать другим.
У: - У вас на парте есть лист с заданием. Внимательно его прочитайте и приступайте к работе.
Задание.
1.Соедини значение и слово.
Начинающий стареть, немолодой - (какой?)… | баловаться | |
Любящий трудиться, усердный - (какой?)… | ленивый | |
Вести себя безобразно - (что делать?)… | пожилой | |
Человек, который ничего не хочет делать - (какой?)… | трудолюбивый | |
Очень весёлый человек - (какой?)… | жизнерадостный |
О: - Выполняют задания.
У: - Выполняем самопроверку. Я читаю правильные ответы, вы ставите + и -. Выставляем себе отметку.
Проверка выполненного задания, анализ деятельности обучающихся на данном этапе. (Критерии в таблице на доске).
VII. Итог урока. Рефлексия.
У: Попробуйте определить, как мы решили задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на слайде: вспомнили, познакомились, узнали, учились.
У: - Положите перед собой свои карточки для самоконтроля. Оцените свою работу в целом на уроке.
Продолжите предложения:
1)Материал урока был…..
2)Урок помог мне….
3)Для меня было сложным….
4)Урок показался мне….
У: - Спасибо за урок! Урок окончен. До свидания!
VIII. Инструктаж по выполнению домашнего задания
Страница 48 упражнение 57.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Слова с несколькими значениями" 2 класс
УМК "Перспектива". Презентация к уроку....
План-конспект открытого урока русского языка в 3 классе: Проверка безударных гласных в корне слова.
Цель урока: Закрепить умение подбирать проверочное слово для доказательства правильного написания слов с безударной гласной в корне....
Технологическая карта урока русского языка "Слово и его значение" 1 класс "Перспектива"
Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО...
Конспект урока русского языка «Слово и его значение» (УМК "Школа России", 2 класс)
Конспект урока по русскому языкуТема: «Слово и его значение»Цель деятельности учителя: формирование общих представлений о лексическом значении слова, о толковом словаре.Планируемые р...
Конспект урока русского языка "Слово и его значение" (4 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представлений о роли слов в жизни человека, о месте их хранения, для ознакомления с разными значениями слов.Планируемые результаты:Предметные: Знать определение...
Технологическая карта урока русского языка "Слово и его значение" ( 2 класс), УМК "Школа России"
Цель урока: формирование у обучающихся общих представлений о лексическом значении слова, о толковом словаре.Задачи урока Дидактические:1. Познакомить обучающихся с лексическим значением слова;2. ...
Технологическая карта урока русского языка "Слово и его значение" (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)
Цель деятельности учителя: формирование понятия лексического значения слова и умения определять лексическое значение слов.Задачи урока:Дидактические: 1) дать представление о том, как определить л...