Этап урока Методы и приемы | Хронометраж: | Содержание урока | Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Самоопределение к деятельности
Словесный метод: слово учителя Психологический настрой. Рассказ, объяснение(инструктирование).
| 1 мин | - Здравствуйте ребята! Меня зовут Ульяна Владимировна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Рада всех видеть, садитесь. Давайте подарим друг другу хорошее настроение: повернитесь к соседу, прикоснитесь ладошками и улыбнитесь.
- Чтобы урок получился продуктивным, вы будете сами себя оценивать, на столах у каждого из вас есть карта самооценивания. Карта самооценивания нужна нам для того, чтобы понять, как вы освоили материал. В конце урока мы подведем итог. Если вы выполнили задание правильно без ошибок, то ставите себе в карту 2 бала, если у вас есть ошибки 1 бал. | Приветствуют учителя.
Воспринимают информацию. | Р: целеполагание. П: структурирование знаний. Л: самоопределение. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
- Актуализация знаний и мотивация
Словесный метод: рассказ, объяснение(инструктирование)
Наглядный метод: Демонстрация слайда
Практический метод: Работа со слайдом
Проблемная ситуация. | 4-5 мин | - Предлагаю наш урок начать с повторения. - Ребята, давайте вспомним правила посадки во время письма. Нужно сидеть прямо, поставив на пол обе ноги, между тобой и партой должен вмещаться кулачок. Ручку мы держим правильно, покажите как. - Одной рукой мы пишем, а второй мы держим тетрадь. - Но сначала давайте откроем тетради и запишем сегодняшнее число и классную работу (25 сентября). - Посмотрите на слайд. Перед вами 3 предложения. - Миша вышел погулять на улицу.
- Весеннее солнце.
- Крепко спит колючий еж.
- Кто может мне сказать, что из этого является словосочетанием? - А что такое словосочетание?
- Давайте проверим, правильно вы назвали или нет. Посмотрите на слайд.
- Ребята, а вы знаете, что такое слово и какие значения оно имеет? - Хотите узнать, что же такое слово? |
Показывают, как нужно держать ручку. Записывают в тетради число и классную работу. Воспринимают информацию.
- Второе – словосочетание.
- Словосочетание – сочетание двух слов по смыслу.
Воспринимают информацию.
- Не знаем.
- Да. | П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.
Р: целеполагание.
К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.
|
- Постановка учебной задачи
Аналитико-синтетический: подводящий диалог, формулирование темы и цели.
Словесный: Составление плана | 4-5 мин | - Тогда сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.
- А кто может назвать цель нашего урока?
- Давайте познакомимся с планом нашего урока.
План урока:
- Узнать определение понятия «слово» и какую роль оно играет в общении.
- Научиться определять значение слова (по словарю)
- Научиться работать со словарем.
| - Слово и его значение.
- Познакомиться с определением «слово», узнать какую роль оно играет в общении и как узнать значение слова. | Л: самоопределение. П: анализ, синтез.
К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли
П: структурирование. Р: составление плана и последовательности действий. |
- Открытие нового знания.
Объяснительно-иллюстративный: получение знаний учащимися на основе рассказа учителя и работы с учебником, слайдом.
Наглядный метод: Демонстрация слайда
Словесный: беседа
Словесный: работа с учебником, анализ изученного материала. | 7-8 мин | - Давайте откроем учебник на странице 81 и найдем упражнение 129. Кто может прочитать задание? - Один человек читает слова первого известного писателя Т. Шмелёва. - Что вы только прочитали, о чем говорится в данных словах?
- Другой человек читает слова второго известного писателя К. Паустовского. - Как вы понимаете слова Паустовского?
— Вот, вы прочитали высказывания двух известных людей, скажите, что же такое слово?
- Давайте посмотрим на слайд и прочитаем определение.
Слово — одна из основных структурных единиц языка, которая служит для именования предметов.
- Как вы поняли это определение? - Верно. - Кто-нибудь догадался, что же такое значение слова? - Правильно. - Значение слова, это и есть его понятие. - А где мы можем посмотреть и узнать значения слов? - Верно, а сейчас вам надо будет записать эти выражения. 1 вариант записывает слова Шмелёва, второй вариант – слова Паустовского.
- Давайте откроем страницу 82 и найдем слова Самоварова, прочитайте их про себя. - Что вы поняли? - Ребята, посмотрите на слайд, перед вами фотографии словарей Ожегова и Даля. |
- Читают задание. -Читает 1 абзац.
- Говорится о том, что слово нужно для того, чтобы дать имя всему, что окружает нас. - Читает 2 абзац.
-Для любой вещи или живого существа есть свое слово, которое будет описывать, либо животного, либо вещи.
Записывают по вариантам.
- Слово – помощник для описания того, что нас окружает.
- Слово служит для именования предметов.
- Определение слова.
- В интернете, в словарях.
- Что значения слов можно найти или уточнить в словарях Ожегова и Даля. | П: анализ, синтез
К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли
П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
П: структурирование знаний.
К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли
К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли
|
- Первичное закрепление во внешней речи.
Практический: выполнение упражнения
Словесный: диалог с учителем | 4-5 мин | - Перейдем к упражнению 130, на странице 81. - Кто может рассказать, о чем говорится в задании? - Давайте прочитаем первое предложение. «Набрал Медведь ягод и грибов с пять коробов и пошел продавать на базар.» - Ребята, что в этом предложении не так? - Спишите первое предложение. Скажите, почему слово Медведь написано прописной буквой?
- Давайте подчеркнем слова коробов и базар. Знаете ли вы значения этих слов? - А хотите узнать? - Давайте поработаем со словарем Ожегова. И найдем значения этих слов. СЛОВАРЬ Ожегова: КОРОБ, -а, мн. -а, -ов, м. Лубяное или берестяное изделие для укладки, носки че-го-н. * С три короба насказать (нагородить) (разг. ирон.) -наговорить много со- мнительного, такого, чему нельзя верить. II уменьш. коробок, -бка, м. БАЗАР, -а,м. 1. Место для торговли, обычно на площади, а также розничная торговля на таком месте. - Являются ли родственными слова короб – коробка – коробочка? - А почему? Докажите. - Товар – товарный – растоварец? - Перевернем страницу на 82. В самом начале написано: В каком значении в тексте употреблено слово грош? 1. Старинная монета в полкопейки. (Ни гроша нет). 2. Очень низкая цена (Продам за грош.) - Итак, ребята, на основе этого упражнения можно сделать какой вывод? - Значение слов можно найти в словаре. | - Про нахождение значений слов в словарях.
- Есть выделенные слова. - Потому что это название имени собственного.
- Нет.
- Да.
Воспринимают информацию.
Да.
- В втором значении, так как говорится об очень низкой цене.
- Значения слов можно найти в словарях. | П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме. Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном.
П: анализ, синтез.
К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли
К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли
|
- Самостоятельная работа и самопроверка.
Практический: выполнение упражнения | 4-5 мин | - Давайте напишем сейчас самостоятельную работу, чтобы узнать, как вы хорошо усвоили материал. Закрываем учебники, на столах лежат карточки. Вам нужно будет соотнести слова в первом столбике со значениями во втором столбике. Короб | Изделие для носки или укладки чего-нибудь. | Грош | Очень низкая цена. | Базар | Место для торговли, обычно на площади, а также розничная торговля на таком месте. |
- Давайте проверим, правильно вы решили задание или нет. Обменяйтесь листочками с соседом и сверьтесь с эталоном. - Те, кто не допустил ни одной ошибки, поставьте себе в лист самооценивания 2 бала, а кто допустил ошибки 1 бал. По сложности и креативности. - Сейчас вам нужно будет выполнить еще одно задание. На карточке, в которой вы выполняли самостоятельную работу даны слова: «Короб», «Грош», «Базар». Вам нужно будет написать текст из 5 предложений. Главное, чтобы были использованы эти слова. |
Выполняют задание.
- Сверяются с эталоном.
Проводят самооценку.
Составляют текст. | П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме.
Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном.
|
- Включение в систему знаний.
Словесный: подводящий диалог.
Практический: Выполнение упражнения.
Словесный: беседа с учителем насчет упражнения.
Практический: выполнение задания. | 3-4 мин | По креативности - Посмотрите на слайд, перед вами упражнение. Вам нужно будет в парах составить диалог на тему «Путешествие, о котором я мечтаю», используя всего 10 слов. Подготовьте его устно. - Посмотрите на слайд, я придумала такой диалог. - Привет! - Привет! - Куда ездил? - На море. - Понравилось? - Да. - Пока! - Пока! - Вам нужно будет придумать другой диалог, опираясь на мой пример. - Сумели ли вы точно и образно выразить свои мысли? - А почему не сумели?
- У кого получилось, зачитайте нам ваши диалоги.
- У кого получился диалог, поставьте себе в карту самооценивания 2 бала, у кого не получилось 1 бал. - Ребята, посмотрите на слайд. Перед вами предложения с пропущенными словами. Вам нужно прочитать эти предложения и назвать пропущенное слово. По значению узнать слово. 1. Сентябрь – первый месяц осени. 2. Воробей – маленькая птичка с коричнево-серым оперением. 3. Лиса – хитрое животное с рыжей шерстью. |
Выполняют задание.
- Да/Нет, не совсем. - Не хватило слов, получалось больше 10. Рассказывают диалог. | П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном.
К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли |
VIII. Рефлексия деятельности
Словесный: обобщение
Аналитический: ученики соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности | 2-3 мин | - Вот и подошел к концу наш урок. - Давайте вернемся к плану. План урока: - Узнать определение понятие «слово» и какую роль оно играет в общении.
- Научиться определять значение слов.
- Научиться работать со словарем
- Посмотрите и скажите, все мы пункты с вами выполнили? - Тогда поставьте в карту самооценивания 2 бала. - Давайте вспомним, с чем мы сегодня познакомились? - Какая была тема урока? - Какие цели урока? - Давайте подведем итог, посчитайте количество балов, которые у вас в карте успеха. Поднимите руки те, у кого все 6 балов, а у кого 5 балов? У кого 4 бала? -Что вам понравилось на уроке? А что не понравилось? -Спасибо за урок, вы все хорошо работали. До свидания. |
Воспринимают информацию.
- Да. - С определением слова и его значением. - Слово и его значение. - Познакомиться с определением «слово», узнать какую роль оно играет в общении и как узнать значение слова. | Л: самоанализ.
Р: оценка результатов работы. П: анализ, синтез. К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли
|