Технологическая карта урока по русскому языку «Корень слова»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Технологическая карта урока по русскому языку «Корень слова»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
12_russkiy_yazyk_3_klass.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
1. Ф. И. О. учителя: Ковган Алёна Владимировна
2. Класс: 3 Предмет: русский язык
3. Тема: Корень слова
4. Цель: развитие умений различать однокоренные слова и выделять в них корень, единообразно писать гласные и согласные в корне однокоренных слов
5. Задачи:
- образовательные: развивать умение различать однокоренные слова и выделять в них корень;
- развивающие: развивать зрительное восприятие;
- воспитательные: воспитывать положительное отношение к учебной деятельности, усидчивость, упорство в труде;
6. Планируемые результаты (ПР):
- предметные (Пр): формировать умения определения корня, умеют выделять его в слове; знают, что такое однокоренные слова, их признаки; уметь находить однокоренные слова; находить слова с изученными орфограммами, видеть сигналы орфограмм, выполнять орфографический разбор;
- метапредметные:
* познавательные (П): находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строить несложные рассуждения; осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщать языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям, находить необходимую информацию в учебной и справочной литературе.
* регулятивные (Р): : принимать учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполнять учебные действия в умственной и громкоречевой форме, планировать свои действия для решения задачи, учитывать правило в планировании способа решения.
* коммуникативные (К):
- личностные (Л): строить монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; участвоваь в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействииуются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности; проявлять интерес к изучению русского языка
7. Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, толковый словарь, словообразовательный словарь, компьютер, интерактивная доска, презентация «Корень слова»
Структура занятия | Формы, | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы | |
осуществляемые | формируемые умения | ||||
I. Мотивирование к учебной | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Добрый день, ребята! - Прозвенел и смолк звонок, Начинаем мы урок. Улыбнулись, подтянулись, Друг на друга посмотрели И спокойно, тихо сели. - Сегодня на уроке Фея русско-го языка приглашает нас в интересное путешествие по одной чудесной стране! Рассказать секреты слова Я для вас всегда готова. Но на уроке будь готов Сам раскрыть секреты слов. - Что нам необходимо, чтобы раскрыть секреты слов? (1 слайд) -Верно. Внимательно слушайте - И всё услышите. Внимательно смотрите - И всё увидите. Думайте - и всё поймёте! -Посмотрите, что написано на воротах, ведущих в волшебную страну? ( Хочу всё знать!) (2 слайд) -Кто согласен с этим? -Это и будет девиз нашего урока. | Приветствуют учителя. - Добрый день! Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Отвечают на поставленные вопросы. -Внимательно слушать, смотреть и думать. | Л* – осознают важность правильной организации рабочего места как условия успешной учебной деятельности, проявляют готовность к работе на уроке, доброжелательный настрой. | Готовность к уроку |
II. Чистописание Орфографическая | Фронтальная, индивидуаль-ная. Практический.Письмо. Словесный. | – Чтобы попасть в эту страну, нужно красиво и правильно написать этот девиз. - Найдите и объясните орфограммы в этом предложении. | Выполняют письмо по образцу. Находят и объясняют орфограммы. | Пр. – владеют навыками каллиграфически правильного письма букв и буквосочетаний. Пр. – находят слова с орфо-граммами, видят сигналы орфограмм, выполняют орфографический разбор | Правильное написание |
III. . Постановка учебной задачи IV. Актуализация знаний 1.Словарная работа: V. Постановка учебной задачи VI. Усвоение действий. 1.Уточнение представлений 2. Уточнение представлений об однокоренных словах 3.Уточнение алгоритма выделения корня в слове Физкультми-нутка VII. Закрепление знаний Физкультминутка для глаз Тест Словарная работа VIII. Рефлексия учебной IX Домашнее задание | Коллективная. Словесный. Чтение. Практический. Фронтальная, индивидуаль-ная, парная. Практический.Письмо. Словесный Фронтальная. Словесный. Беседа Фронтальная. Словесный, практический. Коллективная. Словесный, наглядный, практический. Чтение, беседа, письмо Коллективная. Словесный, наглядный, практический. Чтение, беседа Коллективная. Практический Фронтальная, индивидуаль-ная. Практический.Письмо. Словесный Коллективная. Практический Фронтальная. Словесный. Беседа Фронтальная. Словесный. Чтение | - Ворота открываются, и перед нами чудесная страна «Морфемика»! (3слайд) -Что же это за страна? -Чтобы это понять, найдите в словаре значение слова «морфема». -Каким словарём воспользуетесь? - Откройте учебник на с.73. (4 слайд) - Что мы будем изучать в течение нескольких уроков, путешествуя по стране «Морфемика»? Чему будем учиться? Прочитайте, работаем поднятой рук. -Итак, в этой чудесной стране живут части слова: приставка, корень, суффикс и окончание. Чтобы узнать, с какой частью слова мы познакомимся сегодня ближе, разгадайте кроссворд, который лежит у каждого на парте. На выполение работы у вас 2 минуты. Какое слово увас получилось? -Проверим (5 слайд) - Верно. Тема нашего урока «Корень слова».(6 слайд) - Что нового нам нужно сегодня узнать? На какие вопросы ответить? Чему научиться? Для постановки целей урока можно воспользоваться помощью учебника. - А зачем нам нужно уметь правильно находить корни в словах и знать его секреты? -Мы должны выяснить, что такое корень слова - Мы знаем о корне, что это часть слова. Сейчас познакомимся с ним ближе. - Вспомним о многозначности слова корень. Что общего у всех значений? - Верно. Посмотрите на слово, в котором есть все другие части, а корень исчез. Какой можно сделать вывод? (учитель пишет на доске слово, а потом стирает корень слова) – Внимательно рассмотрите форзац учебника. Обратите внимание на схему: о чем она вам говорит? (7 слайд) – Какая часть слова во всех примерах выделена красным цветом? Почему?. - Итак, что такое корень слова? Отметим наши новые знания. В стране Морфемика слова так же, как и люди живут семьями. У одних семьи маленькие, а в Других семьях бывает более 200 слов. -Как же эти семьи называются? - Вспомните определение однокоренных слов (8 слайд) -Назовите два главных признака -Подумайте, как используя знания о корне и однокоренных словах, ответить на 2 вопрос: Как найти в слове корень? - Проверим наше предположе-ние по учебнику (с.75) (10 слайд) Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо, Раз - вперед и 2- назад, Листья кружатся, летят. -На странице75 прочитайте упражнение 133 -На выполение задания даётся 3 минуты (11 слайд) -Проверим (12 слайд) Морфемике. Какой вывод можно сделать? - Проведём физминутку для глаз. -На слайде представленн тест. Выполните задания. В рабочей тетради запишите ответы. (указываю на доске пример записи в тетрадь) 1. а) и т.д. (13-14 слайд) -Проверим -Узнаем о происхождении слова, пользуясь текстом упражнения 135 на стр. 76. (15 слайд) -Какие группы однокоренных слов встречаются с тексте? (16 слайд) – Что же такое корень слова - Как правильно найти в слове корень? О каких его секретах нужно помнить? (17 слайд) – Закончите предложения: 1. Урок помог мне… 2. Я узнал (а)… 3. Я научился (а)… 4. Для меня было сложным… 5. Мне понравилось… 6. Я хотел (а) бы… Благодарит за работу, оценивает ответы. Задание по выбору: 1.Создать свою модель семьи родственных слов 2.Сочинить сказку о корне 3.Составить кроссворд или другое занимательное задание для одноклассников по теме «Корень» | - Толковым словарём. Работают с толковым словарём, объясняют значение слов «морфема» и «морфемика». Работают с учебником, Отвечают на поставленные вопросы -Состав слова.
Читают Вписывают в кроссворд словарные слова по горизонтали: класс, солнце, мороз, ветер, малина, коньки. Проверяют -Корень. - Нам нужно точнее узнать, что такое корень слова, и научиться правильно находить корни в словах. - Для того, чтобы правильно понимать значение слова и грамотно его писать. -То, что корень - это важная, главная часть чего-либо. - Корень - это главная значимая часть слова. Изучают схемы, выводы о том, что представлены гнезда однокоренных слов, красным цветом - Корень является общей частью родственных слов. Делают вывод Отвечают на поставленные вопросы. Вспоминают определение, выделяют -Однокоренные слова -Одинаковый корень, общее значение Высказывают предполо-жение. Читают правило в учебнике, сравнивают со своим выводом Выполняют движения по тексту под руководством учителя. Общая часть родственных слов должна быть похожа не только по звучанию и написанию, но и содержать общее лексическое значение. Выполняют движения глазами по тренажёру Выбирают правильные варианты -Выплняют задания -«Главная», «значимая» Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления Слушают учителя, | П.- находят необходимую информацию в учебной и справочной литературе. П – строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям. Р – планируют свои действия для решения задачи П – анализируют изучаемые языковые объекты Р – учитывают правило П – находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий. Р – принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные действия П – строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям. Р – планируют свои действия для решения задачи П – анализируют изучаемые языковые объекты Л – ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности. Р – принимают и сохраняют цель и учебную задачу П – воспринимают смысл читаемых текстов. Пр. – знают определение однокоренных слов, умеют находить их. Р – учитывают правило Пр. – знают определение корня и умеют находить его в слове. П – находят языковые Р – выполняют действия по намеченному плану Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня Пр. – умеют находить Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня К – ориентируются на позицию партнеров в общении Пр. – умеют находить Пр. – знают определение корня, однокоренных слов, признаки однокоренных слов. Р – оценивают свои Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке Р – принимают цель, содержание и способы выполнения задания | Устные развернутые монологические Правильное написание словарных слов, устные ответы Устные развернутые монологические Устные ответы (правильная формулировка правила) Устные ответы Устные ответы Устные ответы (правильная формулировка алгоритма) Тестовые Беседа Правильная запись домашнего |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по русскому языку "Сложные слова" (4 класс)
Технологическая карта урока по русскому языку, тема "Сложные слова" (4 класс). Урок построен с использованием интернет-ресурсов AnsverGarden, Plickers....
Технологическая карта урока по русскому языку "Разбор слова по составу".
Класс: 4Предмет: Русский языкПрограмма: Перспективная начальная школаУМК: Русский язык: учебник для 4 класса: в 3 ч./ М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова, Москва АКАДЕМКНИ...
Технологическая карта урока по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова" 2 класс УМК "Школа России"
Технологическая карта урока по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова" 2 класс УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока по русскому языку "Перенос слов" 1 класс
Технологичексая карта разработа в соответствии с ФГОС...
Технологическая карта урока по русскому языку «Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками» (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование навыка правописания слов с разделительными твёрдым и мягким знаками.Планируемые результатыПредметные: -знать правильное написание разделительного ъ;-уметь разли...
Технологическая карта урока по русскому языку "Разбор слова по составу" 3 класс, начальная школа 21 века
Тип урока: урок рефлексии Цель урока: способствовать формированию деятельности учащихся в отработке алгоритма разбора слов по составу; Задачи урока Дидактические: 1. Повторить части слов; 2. Отработат...
Технологическая карта урока по русскому языку "Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова"(3 класс, УМК "Школа России)
Цель урока: создание условий для формирования представлений у обучающихся о правописании слов с безударными гласными в корне.Задачи урока:Дидактические:1. Сформировать представление ...