Технологическая карта урока по русскому языку «Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками» (УМК "Школа России", 3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование навыка правописания слов с разделительными твёрдым и мягким знаками.
Планируемые результаты
Предметные:
-знать правильное написание разделительного ъ;
-уметь различать слова с разделительными ь и ъ;
-уметь образовывать при помощи приставок слова с разделительным ъ.
Личностные:
- уметь работать в группе, взаимодействовать с классом;
- оценивать свои умения, знания при решении учебных задач;
- проявлять интерес к учебной деятельности.
Тип урока: «открытие» нового знания
Оборудование: учебник, презентация, раздаточный материал, проектор
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата: 19.01.2021 ФИО учителя: Евстифеева Н.А.
Школа: №152 ФИ студента: Абдрашитова Диана, 35 группа
Класс: 3 «б» ФИО методиста: Кошкарова Л.С.
Кабинет: 209
КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языку
Тема: «Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками»
Цели деятельности учителя: формирование навыка правописания слов с разделительными твёрдым и мягким знаками.
Планируемые результаты
Предметные:
-знать правильное написание разделительного ъ;
-уметь различать слова с разделительными ь и ъ;
-уметь образовывать при помощи приставок слова с разделительным ъ.
Личностные:
- уметь работать в группе, взаимодействовать с классом;
- оценивать свои умения, знания при решении учебных задач;
- проявлять интерес к учебной деятельности.
Тип урока: «открытие» нового знания
Оборудование: учебник, презентация, раздаточный материал, проектор
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный: беседа | 30 сек. | -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Диана Фанильевна. И сегодня я проведу у вас урок русского языка. - Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | К: сотрудничество с учителем, формирование умения слушать и слышать, создание эмоционально – познавательной мотивации Р: нацеливание на успешную деятельность Л: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание к познанию нового |
II. Актуализация знаний и мотивация Словесный: объяснение
| 2 мин. | (Фронтальная форма работы) - Откройте тетради, напишите сегодняшнее число. - А начнем мы урок с минутки чистописания. – Вспомните, какие буквы в русском языке не обозначают звуков. – Запишите строчку, чередуя твердый знак и мягкий знак Учитель показывает пример написания на доске (Парная форма работы) Дети обмениваются тетрадями с соседом по парте и подчёркивают те буквы, которые правильно и аккуратно написаны | Записывают дату вместе с учителем Пишут в своих тетрадях, чередуя буквы ъ и ь, слова с ъ, обращая внимание на соединения букв Проверяют в парах написание ь и ъ | Л: мотивация к учению К: сотрудничество со сверстниками |
III. Постановка учебной задачи Словесный: беседа Практический: письменное упражнение Наглядный: на экране | 5 мин | (Фронтальная форма работы) Словарная работа -А теперь внимание на экран. Замените сочетание слов одним словом. Мать, отец, дети; Снежная буря; Домики для пчёл -Что общего в правописании этих слов? Почему в этих словах написали разделительный ь? — В какой части слова пишется разделительный мягкий знак? — Перед какими буквами он пишется и что показывает? - Устно разделите их для переноса. - Какое слово нельзя перенести на другую строчку? Почему? Загадка. Было сели – стало съели. Догадаться все сумели, Почему случилось так? Кто виновен? — Как вы догадались, что речь идет о разделительном твердом знаке? — Чем отличается слово сели от съели? (на слайде) — Какова роль твердого знака? (твёрдый знак не даёт звукам сливаться) — Между какими частями слова пишется разделительный твердый знак? — Всегда ли между приставкой и корнем пишется разделительный твёрдый знак? — Какова тема нашего урока? - Какие цели мы перед собой поставим? (- объяснять написание разделительного ъ; - различать слова с разделительными ь и ъ знаками) | Списывают слова в нужном порядке. Комментируют выбор написания слов Семья, вьюга, ульи Подчёркивают в словах орфограммы. - во всех словах ь - в корне - ь пишется перед гласными буквами е ё ю я и показывает мягкость согласных - се-мья, вью-га, уль-и - слово ульи нельзя перенести, потому что нельзя оставлять и переносить одну букву - ъ - потому что было сели, а стало съели, в слове съели есть ъ - значением - твёрдый знак не даёт звукам сливаться - после приставки, перед корнем - нет - правописание слов с разделительным ъ и ь знаками | К: аргументация своего мнения П: осознанное построение речевого высказывания К: аргументация своего мнения П: осознанное построение речевого высказывания П: постановка и формулирование проблемы |
IV. Открытие нового знания Словесный: объяснение, беседа, работа с книгой Практический: письменное упражнение Наглядный: на экране Грамматическая физминутка | 8 мин 1 мин | (Индивидуальная форма работы) - Организует наблюдение за правописанием слов с разделительным ъ. Стр. учебника 134, упр. 264. приехать - отъехать ёжился - съёжился выяснить - объяснить юбилей – предъюбилейный - Спишите. Выделите в словах приставки и подчеркните букву, которой заканчивается приставка. - Сравните приставки в словах первого и второго столбика. (Фронтальная форма работы) - На какую букву оканчиваются приставки: гласную или согласную? - После каких приставок пишется разделительный твердый знак? - Перед какими буквами корня он стоит? — Составим алгоритм и сформулируем правило 1) Рассмотреть слово. 2) Определить, есть ли в слове приставка. 3) На какую букву оканчивается? 4) С какой буквы начинается корень? - Сформулируйте правило. — Ребята, вы открыли новое правило. - А как проверить свое открытие? (Прочитать правило в книге) — Правильно, прочитаем правило в учебнике. Ст. 134 (Сравнивают свою формулировку с правилом в учебнике.)
-Внимание на экран. Прочитайте слова. В . юга, с . ел, п . ёт, под .езд, в . юн, с . ёмка - Разделите их на две группы. - По какому признаку разделили слова на группы? (слова с разделительным Ъ и слова с разделительным Ь) - В каком случае слова пишутся с разделительным Ъ?с разделительным Ь? Молчаливый твёрдый знак Не произносится никак! Но нужен многим он словам, Его учить придётся вам! -Ребята, прошу вас встать. - Если вы услышите слово с разделительным ъ – выполняем наклон вперёд, если в слове ъ писать нельзя – присесть. Будьте внимательны! Объявление, поехали, съёмка, прибежал, вбежал, съёжился, соловьи, лисьи, объяснение, разъярён, друзья. | - Читают и выполняют задание. - Высказывают свои предположения. -Замечают, когда пишется ъ - Делают вывод, в каких случаях пишется разделительный ъ. - согласную - от-, с-, об-, пред - е, ё, ю, я - Соотносят свой вывод со сведениями в учебнике -прочитать правило в книге Читают, анализируют слова, предложенные для наблюдения, делят на две группы: 1) вьюга, пьёт, вьюн 2) съел, подъезд, съёмка Анализируют данный материал разделительного мягкого знака (в корне перед гласными е, ё, ю, я) Внимательно слушают учителя и выполняют задание | П: анализ, синтез, сравнение, обобщение; Р: контроль, коррекция П: осознанное построение речевого высказывания П: анализ, синтез, сравнение, обобщение П: осознанное построение речевого высказывания |
V.Первичное закрепление во внешней речи Словесный: беседа, работа с книгой Практический: упражнение по карточкам, письменное упражнение Наглядный: проверка со слайдом | 8 мин | (Парная форма работы) Работаем в парах. Я раздала карточки со словами, а вы найдите лишнее слово. А)Съедобный, подъёмный, пояснительный, разъярённый Б)Въезжать, выехать, прояснить, появиться В)Спрыгнул, надрезал, отбил, объявил Г)Объявление, объедки, подъехал, пояснил -Проверяем (на слайде) (Фронтальная форма работы) - Выполним упражнение 265 на стр. 135. Прочитайте. - Что обозначает выделенное слово? В какой речи оно чаще употребляется: разговорной или литературной? - Спишите. Найдите слова с разделительным твёрдым знаком, выделите в них приставки. Подчеркните разделительный твёрдый знак и букву после него. - Чья пара выполнила задание? -Кто прочитает свой ответ под буквой А? | - Читают задание. Планируют порядок выполнения. Обсуждают и находят лишнее слово. - Читают задание. Комментируют написание разделительного ъ. Проводят самопроверку. | П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия Р: контроль, коррекция П: осознанное построение речевого высказывания |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой Практический: работа с карточками Словесный: объяснение Наглядный: проверка со слайдом | 10 мин | (Индивидуальная форма работа) - У каждого из вас на парте лежат карточки, подпишите ФИ, прочитайте и выполните задания. Кто выполнил, тот сдаёт работу мне. 1. Списать слова с разделительным твердым знаком, выделить приставку, подчеркнуть гласные после Ъ Объезд, съезд, въезд, объявление, съел, объявить, разъезд, разъединить. 2. Выписать слова, в которых требуется вставить разделительный твердый знак. По..езд, сем..я, в..езд, с..ёмка, об..явление, кон..ки, под…езд, с…езд,сол… -Проверим (на слайде) - Поднимите руку те, у кого были ошибки - А у кого не было ни одной ошибки? Молодцы! | Читают задание. Применяют полученные сведения на практике. Сдают выполненную работу Самопроверка | П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; Р: контроль, коррекция, оценка |
VII. Включение в систему знаний Практический: работа в тетрадях Наглядный: на слайде | 5 мин | Выполним следующее задание (Индивидуальная форма работы) (Задание на слайде) Спишите пары слов, вставляя пропущенные буквы. Выделите приставки, обведите твердый знак, гласную букву после него подчеркните: Под…ем в гору, с…едобный гриб, в…ехать в квартиру, об…явление в газете, первый под…езд. -Проверяем (на слайде) - У кого были ошибки? - У кого всё правильно? Молодцы! | Самостоятельно выполняют задание Самопроверка | П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; Р: контроль, коррекция, оценка |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный: рефлексия | 3 мин | Запишите домашнее задание! Выучить правило на стр.134, и выполнить упр. 266, 268 -Какую цель мы перед собой ставили? (- объяснять написание разделительного ъ; различать слова с разделительными ь и ъ) -Достигли её? (Да) -Когда пишется разделительный ь.? (в корне слова после согласных букв перед гласными буквами е, ё, ю, я) -Когда пишется разделительный ъ.? (пишется на стыке приставки и корня, если приставка оканчивается на согласную, а корень слова начинается буквами е,ё,ю,я) (Схема и примеры на экране). -Оцените свою работу на уроке. -Кто доволен своей работой, был активен, аккуратно писал, дружно работал в парах – поднимите вверх правую руку. -Кто считает, что он старался, но были небольшие затруднения в работе – поднимите левую руку. - Спасибо за урок. Желаю успехов! | Принимают учебное задание Отвечают на вопросы учителя. Учитывают правило (алгоритм) в контроле способа решения, осознают способы преодоления трудностей Поднимают руку в зависимости от своего впечатления от урока | П: рефлексия способов и условий действий , контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Л: самооценка; адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности; К: планирование учебного сотрудничества |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Правописание слов с разделительным твёрдым и мягким знаком"
Подробный конспект урока по теме "Правописание слов с разделительным твёрдым и мягким знаком" включает организацию работы учащихся в парах и в группах, комментирование действий, самооценку....
Конспект урока по русскому языку «Правописание слов с разделительным твёрдым знаком»
Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС...
Технологическая карта урока по русскому языку «Правописание слов с удвоенными согласными»
Цель: формировать навык правописания слов с удвоенной согласной и умения переносить их.Задачи:развитие умений наблюдать за орфограммами-буквами удвоенных согласных в корне слова;находить в словах эту ...
Технологическая карта урока по русскому языку "Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова"(3 класс, УМК "Школа России)
Цель урока: создание условий для формирования представлений у обучающихся о правописании слов с безударными гласными в корне.Задачи урока:Дидактические:1. Сформировать представление ...
Технологическая карта урока по русскому языку «Правописание слов с сочетаниями жи - ши». 1 класс
Технологическая карта урока «Правописание слов с сочетаниями жи - ши»....
Технологическая карта урока по русскому языку "Правописание слов с непроизносимой гласной" ( УМК "Школа России" 2 класс)
Тема: «Правописание слов с непроизносимой согласной» Цели деятельности учителя: способствовать формированию знаний о правописании слов с непроизносимыми согласными.Планиру...
Технологическая карта урока по русскому языку " Правописание слов с безударным звуком в корне" ( УМК "Школа России" , 2 класс)
Тема: Правописание слов с безударным гласным звуком в корнеЦели деятельности учителя: формирование умения подбирать и проверять безударные гласные в корне слова; формирование навыка проверки без...