Технологическая карта урока по русскому языку "Разбор слова по составу".
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)

Сажина Елена Сергеевна

Класс: 4

Предмет: Русский язык

Программа: Перспективная начальная школа

УМК: Русский язык: учебник для 4 класса: в 3 ч./ М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова, Москва АКАДЕМКНИГА, 2012

Тип урока: Повторение и систематизация знаний и способов действий

Тема: Разбор слова по составу.

Цели: формировать умение разбирать по составу слова, принадлежащие к разным частям речи.

Задачи:

Развивать устную и письменную речь;  лексическую и орфографическую зоркость; мышление, речь, внимание, память;

познавательные процессы учащихся, обогащать словарный запас учащихся.

Воспитывать любовь к родному языку; интерес к предмету; умение работать в группах.

Планируемые результаты:

Личностные умения:   -  знать нормы речевого этикета при обращении к взрослым людям;

                                         -  осознание успешности при изучении темы.

                                         - развивать умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции;

                                          - оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

                                         - формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

 

Метапредметные умения:

 1) познавательные:   

                                       - развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

                                       - представлять информацию в виде схемы;

                                       - выявлять сущность, особенности объектов;

                                       - делать выводы на основе анализа объектов;

                                       - обобщать и классифицировать по признакам;

                                       - ориентироваться на развороте учебника

 2) регулятивные:         -  выполнять задания в соответствии с целью;

                                       -  выполнять учебное действие, используя правило, алгоритм;

                                       -  выполнять взаимопроверку учебного задания;

                                       - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

                                       - развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

                                       - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

                                       - прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

                                      - осуществлять познавательную и личностную рефлексию

 3) коммуникативные: - формулировать  понятные высказывания, используя  термины;

                                        - учитывать разные мнения в рамках учебного диалога;

                                         - согласовывать своё мнение с партнёром для принятия общего решения в рамках учебного диалога;

                                         - развивать умение слушать и понимать других;

                                         - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

  Предметные умения: - определять состав слова, выполняя пошаговые действия алгоритма;

                                         - графически обозначать части слова;

                                         - составлять схемы слов;

                                         - подбирать слова по схемам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 4

Предмет: Русский язык

Программа: Перспективная начальная школа

УМК: Русский язык: учебник для 4 класса: в 3 ч./ М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова, Москва АКАДЕМКНИГА, 2012

Тип урока: Повторение и систематизация знаний и способов действий

Тема: Разбор слова по составу.

Цели: формировать умение разбирать по составу слова, принадлежащие к разным частям речи.

Задачи:

Развивать устную и письменную речь;  лексическую и орфографическую зоркость; мышление, речь, внимание, память;

познавательные процессы учащихся, обогащать словарный запас учащихся.

Воспитывать любовь к родному языку; интерес к предмету; умение работать в группах.

Планируемые результаты:

Личностные умения:   -  знать нормы речевого этикета при обращении к взрослым людям;

                                         -  осознание успешности при изучении темы.

                                         - развивать умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции;

                                          - оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

                                         - формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Метапредметные умения:

 1) познавательные:    

                                       - развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

                                       - представлять информацию в виде схемы;

                                       - выявлять сущность, особенности объектов;

                                       - делать выводы на основе анализа объектов;

                                       - обобщать и классифицировать по признакам;

                                       - ориентироваться на развороте учебника

 2) регулятивные:         -  выполнять задания в соответствии с целью;

                                       -  выполнять учебное действие, используя правило, алгоритм;

                                       -  выполнять взаимопроверку учебного задания;

                                       - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

                                       - развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

                                       - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

                                       - прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

                                      - осуществлять познавательную и личностную рефлексию

 3) коммуникативные: - формулировать  понятные высказывания, используя  термины;

                                        - учитывать разные мнения в рамках учебного диалога;

                                         - согласовывать своё мнение с партнёром для принятия общего решения в рамках учебного диалога;

                                         - развивать умение слушать и понимать других;

                                         - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

  Предметные умения: - определять состав слова, выполняя пошаговые действия алгоритма;

                                         - графически обозначать части слова;

                                         - составлять схемы слов;

                                         - подбирать слова по схемам 

Технологическая карта урока

              Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1.Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

- Проверьте порядок на столах.

- Поздоровайтесь с гостями.

-Сядьте те дети, чьи имена начинаются с гласного звука, а теперь с согласного.

Проверка подготовки к уроку.

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение.

Понимание требований к уроку.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

- Посмотрите на доску и скажите, что вы видите? (слова: переосмысливание, длинношеий, запеканка(схемы: приставка, приставка, приставка,  корень, суффикс, суффикс, окончание; корень, суффикс, соединительная гласная, корень, окончание; приставка, корень, суффикс, суффикс, суффикс, окончание)

- Что вы об этом думаете?

- А если это слова, то восстановите их по схеме.

- Что вам хотелось бы узнать?

-Сформулируйте тему урока.

Отвечают на вопросы

(Видим схемы, части слов)

 (Что это зашифрованные слова, неправильные схемы и т.д.)

Хотелось бы узнать, что это за слова.

Формулируют тему урока.

Тема «Разбор слова по составу»

Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.

Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.

Понимание собственных достижений при освоении знаний по теме «Глагол»

3. Формулирование цели и задач урока.

 Какие цели и задачи мы поставим перед собой на урок?

- О каких частях слова мы говорим?

- Что называется окончанием?

- А что такое основа слова?

- Что называется корнем слова?

- Что называется приставкой?

- Что называется суффиксом?

Формулируют цель и задачи урока.

Цель: закрепить умение разбирать слова по составу.

Задачи: совершенствовать орфографические и каллиграфические навыки; разбирать слова по составу и восстанавливать их по схемам;

применять полученные знания на практике.

О корне, суффиксе, приставке, окончании, основе.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Целеполагание.

Понимание поставленных задач.

4.Применение знаний и умений  

Парная работа

Работают  в парах. Отгадывают слова.

Отчитываются

Обучаться сотрудничеству, взаимопомощи.

5.  Физминутка

Показ упражнений.    Контроль за ТБ.

    С при – приставкою присесть,

    С по – приставкою подняться,

    С под – подпрыгнуть, подмигнуть,

    С по – приставкой посмеяться.

    С вы- вытягиваем руки.

    С о – опустим их опять.

    Вот и все. Настало время

    С за – зарядку завершать

Скажите какая часть слова прозвучала в физминутке?

Выполнение физических упражнений по услышанным стихотворным строкам.

Приставка

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке

6. Самостоятельная работа по группам.

Проект «Город слов»

1.Выдача заданий группам: Дан город «Город слов» на нём 7 улиц, на каждой улице по три дома.

Каждая группа составляет дома: СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ, ГЛАГОЛЫ.

Всего 7 групп.

2. Помощь по требованию учащихся.

1. Работа в группе.

Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Личностные: оценивание усваемого содержания.

1.Выполнять задания в соответствии с целью.

2.Умение соблюдать диалог.

3. Строить понятные высказывания.

7.Защита проектов.

 – Ответственные групп представьте выполненную работу: всем по 1 мин. (Песочные часы)

2.Корректировка ответов  и контроль времени в защите проектов.

Защита по группам

Познавательные: умение находить нужную информацию.

Регулятивные: умение решать проблемы.

Личностные: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.

8. Обобщение и систематизация знаний

Кластер

У каждого на столе кластер, а затем собираем один большой кластер на доске.

Составляют сначала кластер в группе, а затем на доске.

Познавательные: умение находить нужную информацию.

Регулятивные: умение решать проблемы.

Личностные: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью.

9. Домашнее задание.

Озвучивается домашнее задание:

Базовый уровень:

Подбери по 2 однокоренных слова, в которых были бы:

1)корень и окончание;

2) корень, суффикс и окончание;

3) приставка, корень, суффикс и окончание.

Разбери слова по составу.

Повышенный  уровень:

Проект «Банк заданий».

Составьте карточки по теме: «Состав слова»

Всем спасибо за работу на уроке!

Записывают задания в дневники

Регулятивные: контроль, коррекция;

Личностные: формирование навыков самоорганизации; формирование навыков письма.

10.Рефлексия

     (итог урока)

 Скажите, достигли ли мы цели нашего урока.

Продолжите фразы:

Раньше я думал, что…

Теперь я думаю, что…

Продолжают фразы

Оценивают свою работу

Познавательные: рефлексия. 

Регулятивные: оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности;

контроль, коррекция, оценка Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Личностные: самоопределение.

Умение оценивать свою работу.

Сегодня на уроке ты работал (работала)________________

Хорошо, отлично, замечательно, неуверенно.

Сегодня на уроке ты работал (работала)________________

Хорошо, отлично, замечательно, неуверенно.

Сегодня на уроке ты работал (работала)________________

Хорошо, отлично, замечательно, неуверенно.

Сегодня на уроке ты работал (работала)________________

Хорошо, отлично, замечательно, неуверенно.

Сегодня на уроке ты работал (работала)________________

Хорошо, отлично, замечательно, неуверенно.

Сегодня на уроке ты работал (работала)________________

Хорошо, отлично, замечательно, неуверенно.

Сегодня на уроке ты работал (работала)________________

Хорошо, отлично, замечательно, неуверенно.

Сегодня на уроке ты работал (работала)________________

Хорошо, отлично, замечательно, неуверенно.

Сегодня на уроке ты работал (работала)________________

Хорошо, отлично, замечательно, неуверенно.

Сегодня на уроке ты работал (работала)________________

Хорошо, отлично, замечательно, неуверенно.

Сегодня на уроке ты работал (работала)________________

Хорошо, отлично, замечательно, неуверенно.

Сегодня на уроке ты работал (работала)________________

Хорошо, отлично, замечательно, неуверенно.

Работа в группах

Определите, все ли слова в группах имеют данный суффикс или приставку?

-ок-   грибок, ветерок, сурок, мелок

-ушк-   зимушка, старушка, ушки, игрушка

на-  налить, начать, написать, нахваливать

при- приехать, приоткрыть, природный

Работа в парах

                                          большой дом

-дом-                                   существо, которое по представлениям суеверных людей обитало в каждом  доме              

                                             не дикие животные    

                                                             маленький город

-город-                                               человек, живущий в городе

                                     

                                                           дом, находящийся за городом

                                                       капля дождя

-дожд-                          

                                                      день, с частыми непрерывными дождями

Найди лишнее слово, подумай, что ты можещь сказать об этом слове?

(придумай словосочетание с лишним словом и запиши в тетрадь, прочитать)

Часы –   спят, стоят, идут, спешат. 

Солнце –   греет, веет, сияет, светит. 

Дорога –   стоит, ведёт, бежит, петляет. 

Ветер –   дует, веет, гудит, молчит. 

Река –   бежит, течёт, идёт, движется. 

Дождь –   идёт, стучит, хлещет, бежит

1.Пишите без скобок. Выдели приставки.

Лодка (от) плыла (от) берега. Мы  (до) плыли (до) островка.  Товарищ (с) пустился (с) холма. Мы  (по) шли (по) дороге. (На) опушке рощи (на) шли ежика.

2.Подчеркните грамматическую основу предложения любого.

Игра-конкурс «Эрудит».

В игре принимают участие две команды по 3 человека в каждой. Каждая команда получает лист со словами, их надо разобрать по составу. Кто быстрее и правильно выполнит разбор, тот и победит.

Слова для разбора:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Разбор слов по составу"

Технологическая карта урока по теме "Разбор слов по составу"...

Технологическая карта урока по русскому языку "Слова с буквой Э" 1 класс

Представлена технологическая карта урока по программе "Школа России" для адаптированной программы для обучающихся с ОВЗ....

Технологическая карта урока по русскому языку «Слова, которые можно записать цифрами» ("Начальная школа XXI века", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о словах, которые обозначают число и количество.Задачи урока...

Технологическая карта урока по русскому языку "Слова, называющие признаки и действия предметов" УМК "Начальная школа XXI века" 2 класс

Технологическая карта урока по русскому языку "Слова, называющие признаки и действия предметов" 2 класс.Цель урока: формирование у обучающихся понятия о словах, называющих признаки и действи...

Технологическая карта урока по русскому языку "Слова Антонимы" (УМК "Начальная школа 21 века", 2 класс)

Цель урока: создание условий для формирования представлений, учащихся об антонимах, предложениях, подбирать их к указанным словам.Задачи урока:Дидактические:знать, что такое «антонимы», от...

Технологическая карта урока по русскому языку «Слова с удвоенными согласными»

Технологическая карта урока по русскому языку «Слова с удвоенными согласными»...