Конспект урока по русскому языку на тему "Заглавная буква в именах собственных". 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
"Заглавная буква в именах собственных".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx | 20.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку 1-й класс
Тема: « Заглавная буква в именах собственных».
Цель: создание условий для ознакомления с правилом употребления заглавной буквы в именах собственных и формирования умения отличать имена собственные от имён нарицательных.
Задачи урока:
- образовательная: формировать знания о правилах написания имён, отчеств, фамилий людей, кличек животных, названий городов, рек, деревень, улиц, персонажей сказок; учить использовать полученные знания на практике;
- развивающая: содействовать развитию речи учащихся, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы
- воспитательная: способствовать воспитанию уважительного отношения к другим людям, вызвать интерес к изучению названий населённых пунктов своей страны.
Тип урока: изучение нового материала
Планируемые результаты:
- предметные: учащиеся научатся писать имена собственные с большой буквы, объяснять их написание; получат возможность научиться: находить информацию о названии своего населённого пункта, составлять ответы на вопросы;
- метапредметные: познавательные – работать с текстом, отвечать на вопросы, сопоставлять факты, находить объяснения, соотносить полученные знания с примерами;
- коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться печатными средствами и электронными ресурсами;
- регулятивные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять;
- личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества во взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Ход урока
Этапы урока | Действие учителя | Действие учащихся |
1. Организационный момент: проверка готовности к уроку, оформление записей в тетради. | Что дети любят делать больше всего на свете? Конечно, играть. Давайте поиграем. Игра называется «Меня звали. Меня зовут. Меня будут звать». Вот меня в детстве звали Светочка, а сейчас как зовут? А потом будут звать бабушка Света. А вас? СЛАЙД 1Повернитесь и назовите друг другу все ваши имена. Правда, имена у всех красивые? Давайте попробуем записать наши имена. - Но прежде чем начать письмо, давайте разогреем наши пальчики. Становимся в круг: пальчиковая гимнастика, упражнение «Готовим салат». СЛАЙД 2 | Бегать, прыгать, играть. Ребята поворачиваются друг к другу и называют свои имена. Работа в парах. Ребята становятся в круг и выполняют за учителем упражнения пальчиковой гимнастики. Учатся взаимодействовать с учителем и со сверстниками. |
2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | - Кто готов написать на доске имя своего лучшего друга? Я тоже запишу рядом имя своей подруги. | Несколько учеников записывают имена на доске. (Анализируем записанное). |
3. Актуализация и пробное учебное действие. | - Так почему же я написала с большой буквы, Анна с маленькой, а Лиза тоже с большой? Кто из нас прав? Ответить на вопрос нам поможет наш урок. | Понимают, что могут допустить ошибки; способны понять причину своего неуспеха. Обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. Действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя. |
4. Выявление места и причины затруднения. | - В связи с чем у нас возникли трудности? - Давайте посмотрим, на какой вопрос каждый из вас должен будет дать ответ в конце урока. (Стр. 122 учебника). -Так вот в конце урока мы увидим, кто же правильно написал имя своего друга. СЛАЙД 3: дублирование вопроса учебника. | Не знаем точно, как правильно писать. Работают по учебнику. |
5. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). | - Как вы думаете, какой будет его тема? А зачем нужно это знать? СЛАЙД 4: тема, цель, задачи. - Встречали ли вы ещё слова, которые пишутся с заглавной буквы? - Давайте посмотрим анимацию и попробуем ответить на вопрос, какие же слова в русском языке пишутся с большой буквы. (к теме: «Заглавная буква в именах собственных», сюжет «анимация»). Вопросы после просмотра частей: СЛАЙД 5
- Попробуйте сделать вывод. Какие же слова пишутся с заглавной буквы? Проверим наш вывод по упр. 1 с. 122. работаем в малых группах по 3 человека: по две группы слов каждой группе. Каждая группа делает вывод по своим словам. -Так что же нужно сделать, чтобы правильно написать слова? -Как определить, какую букву выбрать? Запишите по одному словосочетанию из любой группы слов. СЛАЙД 6: группы слов на слайде. - А теперь давайте обратим внимание на слово Москва, записанное на с. 123. -Что это за слово? Работа со словарным словом: прослушивание информации о слове Москва. - Кто может сказать, как пишется это слово? Почему нужно запомнить его правописание? Запишем слово в тетрадь. Составим предложение. -Ребята, а вы знаете, что названия городов, деревень, посёлков появились не просто так? СЛАЙД 7: вопрос о названии городов. - Давайте попросим группу экспертов рассказать, почему именно так названы города. - Слушаем экспертов: ребята сами выбирают, кто о каком городе рассказывает. - Никита, как ты понял, почему именно так названы города? | Ребята пытаются сформулировать тему, цель урока. Варианты детей. Ответы детей. Заглавные. Название города, имя, фамилия. С заглавной буквы. Дети записывают по одному словосочетанию из любой группы слов, один ученик записывает на доске. Словарное. С заглавной буквы. Составляют предложение, запись в тетрадях и на доске. Группа ребят из работает с материалами странички для любознательных. Остальные ребята выполняют задание в рабочей тетради упр. 76. Взаимопроверка, выявление причин затруднения. |
Физминутка для глаз | СЛАЙД 8 | |
6. Реализация построенного проекта. | - А теперь давайте вспомним игру в начале урока. Почему меня раньше называли Света, а теперь называют Светлана. Это что – разные имена? - О том, как называются эти имена, узнаем из текста учебника с. 123. | Разбиваем столбики между парами учащихся. Работа в парах: упр. 2 |
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | - Как будем выполнять задание? -А теперь каждый из вас попробует сам найти полные и сокращённые имена и написать своё полное и сокращённое имя. | Ответы ребят. Ребята пытаются самостоятельно написать свои имена. |
Физминутка: | Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательным и средним пальцами встают в них «как ноги». Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог: Мы едем на лыжах, Мы мчимся с горы, Мы любим забавы Холодной зимы! | Ребенок комкает, начиная с уголка предмет прямоугольной формы (носовой платок, кусок полиэтилена, тетрадный лист бумаги) так, чтобы он весь уместился в его кулачок. |
8. Самостоятельная работа с самопроверкой. | Выполняем упр. 75 из рабочей тетради. -Кто допустил ошибку. Как думаете, почему? - А теперь давайте выполним тестовые задания с. 44 з. №2, с. 45 з. 6, 7. Выяснение, почему допущены ошибки. Коррекция знаний. СЛАЙД 9: правильные ответы на тестовые задания. | Самопроверка. Самопроверка (правильные ответы на доске). |
9. Включение в систему знаний и повторение. | -Почему одних людей называют по имени, а других по имени отчеству? Как лучше? - Давайте прочтём заметку, с. 124. Да действительно, ребята, называя собеседника по имени, отчеству, мы показываем своё уважительное к нему отношение. - И последнее задание на сегодня. Запишем предложение и подчеркнём известные нам орфограммы. СЛАЙД 10: У Марины живет собака по кличке Жучка. | По имени мы называем сверстников, а по имени отчеству людей, которые старше нас. Самопроверка, анализ написанного, обоснование орфограмм. |
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | - Вот и подходит к концу наш урок? Давайте посмотрим на записи, сделанные в начале урока. Кто же правильно написал имя друга? Почему? - Можем ли мы ответить на главный вопрос нашего урока? Давайте продолжим фразу: СЛАЙД 11: На уроке я узнал, что… Я выполнял задания… (Как?) Лучше всего у меня получилось…. Я работал (самостоятельно или с помощью кого – то?)…. Лучше всего у меня получилось…. | Прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. |
Список использованной литературы:
- В. П. Канакина. Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс. – М.: Просвещение, 2011.
- В. П. Канакина. Русский язык. 1 класс. Учебник. – М.: Просвещение, 2011.
- Е. М. Тихомирова. Тесты по русскому языку. 1 класс. Ч. 2 (М.: Издательство «Экзамен», 2013.
- О. И. Дмитриева. Поурочные разработки по русскому языку: 1 класс. – М.: ВАКО, 2012.
- Электронное приложение к учебнику В. П. Канакиной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. Тема:"Заглавная буква в именах собственных", 2 класс
УМК : самостоятельно составленный комплектПредмет: русский языкУчебник: Т.Г. Рамзаева "Русский язык", в 2 - ух частях. Москва ,"Дрофа" , 2008 г....
Открытый урок во 2 классе. Провела учитель начальных классов Севастьянова О. В. Предмет: Русский язык Тема: «Заглавная буква в именах собственных
Урок закрепления новых знаний. Дети закрепляют знания о правописании имен собственных. Урок построен в игровой форме с использованием заданий поискового, творческого характера, способствующих ра...
урок русского языка "Правописание большой буквы в именах собственных"
Предлагаю вниманию коллег урок русского во втором классе по программе «Школа -2100» по теме «Алфавит. Большая буква в именах собственных». Работаю по учебнику русского языка для 2-го класса (1-4) авто...
3 класс. Конспект урока по русскому языку по теме: "Именительный падеж имен существительных"
Предмет: Русский языкКласс: 3 «е»Тема урока: Именительный падеж имен существительныхЦели урока: познакомить с особенностями именительного падежа; развивать умение определять падеж по вопросу и п...
3 класс. Конспект урока по русскому языку по теме: "Родительный падеж имен существительных"
Предмет: Русский языкКласс: 3 «е»Тема урока: Родительный падеж имен существительныхЦели урока: познакомить с особенностями родительного падежа; развивать умение определять падеж по вопросу и пре...
Конспект урока по русскому языку на тему "Способ образования имени существительного" 3 класс
Конспект урока по русскому языку на тему "Способ образования имени существительного" 3 класс УМК " Начальная школа 21 века"...
конспект урока по русскому языку 1 кл. по теме "Имя собственное"
Технологическая карта урока по русскому языку "Имя собственное " 1 кл УМК "Перспектива"...