Методическая разработка: "Правописание слов с разделительным мягким знаком". 2-й класс
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Блинова Ольга Николаевна

формирование навыков правописания слов с разделительным мягким знаком

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_klass_urok_russkogo_yazyka.docx17.72 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка: "Правописание слов с разделительным мягким знаком". 2-й класс

Цель: формировать навыки правописания слов с разделительным мягким знаком и другими изученными орфограммами.
 
Задачи:

  • Предметные: 
  • Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова.
  • Закреплять умение  употреблять разделительный мягкий знак.
  • Сформировать умения различать две функции мягкого знака: разделительного и показателя мягкости.
  • Учить переносить слова с мягким знаком.
  • Обогащать словарный запас учащихся.
  • Личностные 
  • навыки сотрудничества с учителем и сверстниками
  • мотивация к творческому труду, к работе на результат.
  • Метапредметные:
  • Регулятивные
  • ставить учебную задачу на основе соотнесения известного  и усвоенного материала;
  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Познавательные
  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
  • Коммуникативные
  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • использовать игровые технологии, здоровьесберегающие, информационные.

 

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Вот снова прозвенел звонок –
Мы начинаем наш урок.
Я тетрадочку открою
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою –
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

– Записываем в тетрадях число, классная работа.

Минутка чистописания

II. Актуализация знаний

1. Словарная работа

Учитель показывает слово с пропущенной орфограммой на карточке, один ученик объясняет, какую букву,  надо писать. Все записывают эти слова.

Д…рога, б…рёза, ...нварь, к…ньки, м…роз, м…тель, сн…гирь, р…сунок.

– На  какую тему  эти слова? (Ответы детей.)

2. Орфографическая минутка

– Прочитайте группы слов  на доске и определите по какому признаку они объединены?

Снег, травка, глазки, улов
Поляна, снежок, земля, бросать
Воробьи, заячьи, ребячьи, коньки

– Чем  похожи слова третьей группы? (Во всех словах пишется буква ь)
– Какое слово лишнее? Почему?
(Лишнее слово коньки, в нем мягкий знак показатель мягкости.)
Докажите. Обоснуйте свой ответ.
Что общего у оставшихся слов? (Разделительный мягкий знак)
 Запишите слова, подчеркните в них орфограмму.

III. Самоопределение к деятельности

– О какой букве написано правило в стихах?

Что за буква, кто узнает,
Звука не обозначает.
Может только показать,
Как согласную читать.    
(Это буква мягкий знак.)

О какой «работе» мягкого знака идет речь в этом стихотворении? (Мягкий знак показатель мягкости.) 
Послушайте следующее стихотворение об этой букве.

Перед Е, Ё, И, Ю, Я
Я в корнях стою, друзья.
Воробьи, семья, жилье  –
Перед Я, И, Е, Ю, Ё.

– Какую «работу» выполняет мягкий знак здесь? (Это разделительный мягкий знак.) 
Чему мы будем учиться сегодня на уроке?

IV. Физкультминутка

А сейчас все дружно встали,
Отдохнем, как на привале.
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поклонись!
Руки вверх, руки вбок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы вы, ребятишки!

V. Работа по теме урока

1. Работа с учебником

Упр. 67 (с. 38).

2. Упражнение в определении значения мягкого знака

Карточка 1 (Приложение)

Запиши слова в два столбика. В первый столбик с мягким знаком для обозначения мягкости согласного, а в другой – с разделительным мягким знаком. Раздели вертикальной чертой слова для переноса.

С Ь, обозначающим мягкость                                С разделительным Ь

Соловьи,  льдина, гостья, птичьи, больница, друзья, пальто, перья, здоровье, шалунья, жильцы, большой.

Проверка. Прочитайте слова с мягким знаком для обозначения мягкости согласного по слогам, как вы разделили для переноса.

– Прочитайте слова с разделительным мягким знаком.

3. Упражнение в написании  разделительного мягкого знака

Карточка 2  (Приложение)

Спиши слова, вставляя, где нужно,  разделительный мягкий знак.

Ночю, ули, шёт, лёт, птичя, вороби, лют, медвежя, деревя, семя, листя, друзя,  солови, перя, заячи.

Проверка. Учащиеся по очереди подходят к доске и на месте мягкого знака ставят вертикальную черточку.

4. Замените словосочетания одним словом с разделительным Ь. Запишите эти слова. (Словосочетания читает учитель)

Снежная буря   – вьюга
Мама, папа, дети –
семья
Ягоды, сваренные в сахаре –
варенье
Дом, жилище –
жильё
Домики для пчёл
– ульи
В какое время года птицы улетают в тёплые края?  –
 осенью

5. Составьте из слов предложения. Запишите.  Подчеркните слова с разделительным мягким знаком. (Слова записаны на доске)

сидит, на, снегирь, рябине
птицы, деревьях, на,  гнёзда,  вьют

Какие слова с мягким знаком вы не подчеркнули? Почему?
– Какие орфограммы ещё встретились в этих предложениях?

VI. Самостоятельная работа

1.Выпишите только те слова, в которых надо поставить разделительный мягкий знак.

Плат..е, земл..я, гост..я, кол..есо, ш..ет, Кат..я, Дар..я.

– В каких словах написали разделительный мягкий знак?

2. Тест-игра «Выбери нужное слово»

VII.  Рефлексия

– Над правописанием какой буквы мы работали на уроке?
– Какие выводы сделали?
– Какое задание вам было интересно выполнять?
– Возьмите солнечные лучики и капельки дождя. Если вы считаете, что урок полезен, то приклейте лучики к солнышку, а если вам было скучно, вы ничего полезно не узнали и не запомнили, то к тучке приклейте капельки дождя

VIII.  Домашнее задание на выбор

Упр.65 с.37 или написать 3 пословицы, где есть слова с разделительным мягким знаком


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока русского языка, Тема: «Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь)», 2 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя: закрепить и повторить знания о правописании разделительном мягком знаке; формировать умения написания слов с разделительным мягким знаком; формировать умения работать самост...

русский язык 3 класс Тема урока: " Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).

Цели: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.Задачи:1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать ум...

Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс

Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс...

Русский язык «Правописание слов с разделительным мягким знаком (Ь)» 2 класс

Тема: «Правописание слов с разделительным мягким знаком (Ь)»Класс: 2 классТип урока: урок открытия новых знанийЦель: создать условия для формирования у учащихся представлений об употреблен...

Урок русского языка по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком » во 2 классе.

Урок русского языка по теме:  «Правописание слов с разделительным мягким знаком » во  2 классе....