Русский язык «Правописание слов с разделительным мягким знаком (Ь)» 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Тема: «Правописание слов с разделительным мягким знаком (Ь)»

Класс: 2 класс

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: создать условия для формирования у учащихся представлений об употреблении разделительного мягкого знака и правописании слов с разделительным мягким знаком; учить проводить звуко-буквенный анализ слов с разделительным мягким знаком.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знают: правило написания слов с разделительным мягким знаком

Умеют: использовать при письме разделительный мягкий знак; сопоставлять произношение и написание слов; звуки и буквы; проводить звуко-буквенный разбор слова; определять место орфограммы в слове.

Личностные результаты:

  1. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
  2. Мотивация к учебной деятельности.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

  1. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
  2. Определять план выполнения заданий на уроках.

Познавательные:

  1. умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  2. добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:

  1. Участвовать в диалоге.
  2. Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus_yaz.docx42.8 КБ
Office presentation icon razdelitelnyy_myagkiy_znak.ppt2.56 МБ

Предварительный просмотр:

ГАПОУ «Городецкий Губернский колледж»

Конспект урока  по русскому языку,

проведенного во 2 классе

МБОУ СШ № 2 г.Городца

обучающейся 412 группы

специальности «Преподавание в начальных классах»

Тема: «Правописание слов с разделительным мягким знаком (Ь)»

Тема: «Правописание слов с разделительным мягким знаком (Ь)»

Класс: 2 класс

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: создать условия для формирования у учащихся представлений об употреблении разделительного мягкого знака и правописании слов с разделительным мягким знаком; учить проводить звуко-буквенный анализ слов с разделительным мягким знаком.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знают: правило написания слов с разделительным мягким знаком

Умеют: использовать при письме разделительный мягкий знак; сопоставлять произношение и написание слов; звуки и буквы; проводить звуко-буквенный разбор слова; определять место орфограммы в слове.

Личностные результаты:

  1. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
  2. Мотивация к учебной деятельности.
  3. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
  4. Понимают значение знаний для человека и принимают его

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

  1. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
  2. Определять план выполнения заданий на уроках.
  3. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
  4. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
  5. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Познавательные:

  1. умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  2. добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:

  1. Участвовать в диалоге.
  2. Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
  3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Образовательные ресурсы: УМК «Школа России»

Оборудование: презентация, учебник, тест, карточки

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Мотивация к учебной деятельности (2-3 мин)

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Евгеньевна.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Быть должны у нас в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

- Проверьте, пожалуйста, готовность своих рабочих мест к уроку.

- Садитесь, пожалуйста.

Приветствуют учителя

Личностные:

Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

Мотивация к учебной деятельности

Актуализация знаний, постановка проблемы (5-7 мин)

Минутка чистописания (Ь).

Я тетрадочку открою,

Уголочком положу.

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я примусь.

Откройте тетрадь.

– Что надо записать?

- Верно, записываем 27 января.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

- Догадайтесь, какую букву мы будем писать на  минутке чистописания?

Что за буква, кто узнает?

Звука не обозначает,

Может только показать

Как согласную читать.

- Да, сегодня будем писать «Ь». Вспомните, как пишется «Ь» знак, из каких элементов он состоит?

Запишите по образцу…

Подчеркните самую красивую букву.

На доске:

1) иллюстрации: листья, платье, варенье

2) карточки со словами: 

варене – варенье

плате – платье 

листя - листья

- Рассмотрите иллюстрации на доске и назовите изображённые на них предметы.

- Выберите карточку с правильным написанием данного слова и соотнесите с иллюстрацией. (Варенье, платье, листья)

- Все ли согласны?

- Какое правило объединяет данные слова по написанию?

- Какова роль разделительного мягкого знака в словах?

- Объясните, почему же вы не выбрали эти карточки?

Дату

Написать «Классная работа»

Предположения детей

из короткой наклонной линии и полуовала

Соотносят

Да

Написание слов с разделительным мягким знаком

Он показывает, что согласные и гласные звуки при произношении не сливаются

В них нет разделительного мягкого знака, и при произношении согласный звук сливается с гласным

Познавательные:

умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Определение темы и цели учащимися

- Кто догадался, какова тема нашего урока?

- Какие цели мы перед собой поставим?

- Молодцы! А чему мы должны научиться на уроке?

Слова с разделительным мягким знаком

Будем упражняться в написании слов с разделительным мягким знаком, узнаем, какую роль еще играет мягкий знак в словах и т.д.

использовать при письме разделительный мягкий знак; сопоставлять произношение и написание слов; проводить звуко-буквенный разбор слова; определять место орфограммы в слове

Регулятивные:

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

Определять план выполнения заданий на уроках.

Познавательные:

Определять тему.

Планирование достижения намеченной цели

Как мы достигнем этой цели?

Давайте составим план урока:

1.Выяснить,  для чего нужен разделительный мягкий знак?

2.Узнать, когда пишется разделительный мягкий знак в словах?

2.Научиться, без ошибок писать слова с разделительным мягким знаком.

- Что мы делали сейчас?

Планировали свою деятельность

Познавательные:

умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Открытие новых знаний

- Откройте с. 31 учебника и прочитайте тему урока.

Ребята, посмотрите на доску.

Льет, вьюга, коньки, олень, семья.

— Прочитайте слова. На какие две группы их можно разделить? (льет, вьюга, семья; коньки, олень)

- Давайте сравним слова с разделительным мягким знаком и с мягким знаком - показателем мягкости в словах.

- Давайте сравним слова семья и семя по значению.

- Как вы понимаете слово семья?

- А слово семя?

- Верно. Семя - это орган размножения растения, зерно, из которого развивается новое растение.

- Слова семя и семья – это разные по значению слова? Какой мы можем сделать вывод, какую роль играет мягкий знак в словах?

- А какая роль мягкого знака в слове вьюга?

- Ребята, мы ответили с вами на первый вопрос «Для чего нужен разделительный мягкий знак?».

— Сколько звуков и букв в слове коньки!

— Почему звуков меньше, чем букв?

— Какую роль играет мягкий знак в этих словах?

Сейчас мы выполним с вами фонетический разбор слова коньки или по-другому звуко-буквенный анализ.

- Записываем слово коньки, подчеркиваем гласные

- На какой слог падает ударение?

- Пишем транскрипцию. Буква К обозначает звук К, буква О, обозначает звук А и т.д.

Буква К обозначает звук К, какой он?

- Подведем итог с вами, в этом слове 2 слога, 6 букв и 5 звуков

- А почему звуков меньше, букв?

— Сколько звуков и букв в слове льет?

- Записываем слово льет, подчеркиваем гласные.

- На какой слог падает ударение?

- Пишем транскрипцию. Буква Л обозначает звук Ль, буква Ё обозначает 2 звука Й` и О и т.д.

- Подведем итог с вами, в этом слове 1 слог, 4 буквы и 4 звука.

В каких случаях мы прочитаем слово, а в каких – только слог?

На доске: пю – пью, лёт – льёт, чи – чьи, бёт – бьёт.

- В чем особенность написания этих слов?

- А что случится со словами, если убрать Ь?

- Какую роль разделительный мягкий знак играет в этих словах?

 - Внимательно посмотрите на слова с разделительным ь знаком и скажите, перед какими гласными буквами он пишется?

- А перед какой буквой употреблен разделительный ь знак в слове семья?

- Попробуйте сами сформулировать правило об употреблении разделительного ь знака в словах.

- Прочитайте правило в учебнике. (Стр.32).

- Сравните наш вывод с выводом учебника.

 - Еще раз прочитайте правило и выделите ключевые слова.

- Откроем упр.51, стр. 31.

- Произнесите пары слов. Одинаково или по-разному они произносятся?

-Какой буквой они различаются?

-Сколько букв и звуков в слове полю, а в слове полью?

-Какой звук мы слышим в словах после (л’) в каждом из выделенных слов?

-А за какой буквой «прячется» этот звук?

Сделайте вывод: для чего нужен разделительный мягкий знак в словах, на что он указывает?

Вывод: разделительный мягкий знак разделяет согласную от гласной, чтобы не сливалась.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Поиграем в игру «Бывает – не бывает». Я буду предлагать вам различные высказывания. Если вы с ними согласны, то будете тянуться вверх, а если – не согласны, будете приседать. Готовы?

Ночью идёт дождь. (тянутся вверх)

У слона есть крылья. (приседают)

У охотника есть ружьё. (тянутся вверх)

Ночью бывает радуга. (приседают)

Варенье варят из ягод. (тянутся вверх)

Жильё белки в дупле. (тянутся вверх)

- Молодцы! Садитесь, пожалуйста.

Разделительный мягкий знак

На слова с мягким знаком, обозначающим мягкость, и на слова с разделительным мягким знаком

Группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе.

Зерна, предназначенные для посева.

От места ь знака зависит значение слова.

Мягкий знак меняет значение слова, важно его не пропустить, т.к. люди должны понимать, о чем вы хотите сказать

Показывает, что согласные и гласные звуки при произношении не сливаются

Да

Пять звуков и шесть букв

Мягкий знак звука не обозначает

Он обозначает мягкость предыдущего согласного звука

Коньки, 2 гласные значит 2 слога

На И

Коньки [кан’к’и]

К [к] — согласный, глухой парный, твёрдый

О [а] — гласный, безударный

Н [н’] — согласный, звонкий непарный, мягкий 

Ь  [-] не обозначает звука

К [к’] — согласный, глухой парный, мягкий

И [и] — гласный, ударный

Мягкий знак звука не обозначает

Четыре буквы и четыре звука

Льёт, 1 гласная значит 1 слог

На Ё

Льёт [л’й’от]

л — [л’] — согласный, звонкий непарный, мягкий
ь — [-]
ё — [й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий 
         [о] — гласный, ударный
т — [т] — согласный, глухой парный, твёрдый

Они написаны с мягким знаком.

Они превратятся в слоги.

Разделяет согласную и гласную, чтобы они не стали слогом.

Ю, ё, и

Перед Я

Формулируют

Разделительный мягкий знак пишется перед буквами е, ё, и, ю, я и показывает, что согласный не сливается с гласным.

По-разному

Мягким знаком (ь)

В слове полю – 4 буквы, 4 звука; в слове полью – 5 букв, 5 звуков

Звук [й]

За гласной

Разделительный мягкий знак нужен, чтобы показать, что за согласным произносится звук (й).

Регулятивные:

Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

Познавательные:

умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Этап применения знаний – развития умений

Упр. 52 (с. 32).

(Выполнение в соответствии с заданиями.)

— Сделайте вывод: перед какими гласными буквами пишется разделительный мягкий знак?

- Превратите мягкий знак для обозначения мягкости согласного в разделительный мягкий знак.

На доске: Пить – пью, лить -…, бить - …, шить - ….

Степь – степью, дверь - …, ночь - …, тетрадь - ….

- Молодцы!

Работа по учебнику Упр. № 54 (стр.33)

- произнести названия предметов и записать; выделите корень

- подберите устно однокоренные слова

- выяснить в какой части слова находится разделительный мягкий знак.

- Ребята, мы ответили с вами на второй вопрос «Когда пишется разделительный мягкий знак?»

- Так, когда же он пишется разделительный мягкий знак в словах?

— Прочитайте сведения о языке. Почему разделительный мягкий знак — это орфограмма?

Ответы учащихся

Перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И

Лить-лью, бить-бью, шить-шью, дверь-дверью, ночь-ночью, тетрадь-тетрадью

Платье, воробьи, колосья

Платье, платьице, платяной.

Воробьи, воробьишко, воробьиный.

Колосья, колосок, колоситься.

Разделительный мягкий знак находится в корне слова

Да

Разделительный мягкий знак пишется перед гласными е, ё, и, ю, я и показывает, что согласный не сливается с гласным.

Читают

Он не обозначает звука, а пишется между согласным и гласным звуками, если слышим звук [Й’].

Регулятивные:

Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

Познавательные:

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Самостоятельная работа по эталону

Выполните тест. Выберите правильный ответ, обведя кружочком правильный ответ.

(ПРИЛОЖЕНИЕ А)

Ответы:

1-а

2-б

3-б

4-а, в, г

5-

Критерии:

5 - нет ошибок

4 – 1 ошибка

3 – 2 ошибки

2 – больше 2 ошибок

Личностные:

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные:

Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

Рефлексия учебной деятельности

В заключение урока мы должны подвести итог, как мы поработали.

- Что нового узнали на уроке?

Вставьте пропущенные слова:

Мягкий знак не обозначает звука, может быть разделительным и может обозначать мягкость.

Мягкий знак может менять значение слова.

Разделительный мягкий знак показывает, что согласные и гласные звуки при произношении не сливаются.

Разделительный Ь пишется в корне слова.

– Когда в словах надо писать разделительный мягкий знак?

 


– Что он показывает?

– Что сегодня было легко?   

– В чем испытывали затруднения на уроке?
- Выскажитесь по поводу сегодняшнего урока «Для меня сегодняшний урок…»

1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал
5.Мое настроение стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
7.Домашнее задание мне кажется легким / трудным
интересно / не интересно

- Молодцы! Хорошо сегодня на уроке работали, что вы со всем справились.

Домашнее задание. Учебник стр. 31-33 правила. Упр. 56

Мягкий знак – это орфограмма

Разделительный Ь пишется после букв, обозначающих согласные звуки. Разделительный мягкий знак пишется перед буквами е, ё, и, ю, я

Что согласный и гласный звуки при произношении не сливаются

Регулятивные:

Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

Познавательные:

Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы 

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности..


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

Что за буква, кто узнает? Звука не обозначает, Может только показать Как согласную читать.

Слайд 5

варене – варенье плате – платье листя - листья

Слайд 6

листья платье варенье

Слайд 7

варене – варенье плате – платье листя - листья

Слайд 8

Тема урока Слова с разделительным мягким знаком.

Слайд 9

План урока: Выяснить, для чего нужен разделительный мягкий знак. Узнать, когда пишется разделительный мягкий знак в словах. Научиться, без ошибок писать слова с разделительным мягким знаком.

Слайд 10

Льет, вьюга, коньки, олень, семья . 1 группа: Льет Вьюга Семья 2 группа: Коньки Олень

Слайд 11

Семья семя

Слайд 12

Коньки

Слайд 13

Льёт

Слайд 14

Пю – пью, лёт – льёт, чи – чьи, бёт – бьёт .

Слайд 15

Упр.51, стр. 31

Слайд 17

Упр. 52 стр. 32

Слайд 18

Ь – разделительный е ё ю я и

Слайд 19

Пить – пью, лить -…, бить - …, шить - …. Степь – степью, дверь - …, ночь - …, тетрадь - ….

Слайд 20

Упр. № 54 стр.33

Слайд 21

Ь – разделительный е ё ю я и

Слайд 22

Мягкий знак не обозначает …. , может быть ….. и …. Мягкий знак не обозначает звука , может быть разделительным и обозначать мягкость…. Мягкий знак может менять … слова. Мягкий знак может менять значение слова.

Слайд 23

Разделительный мягкий знак показывает, что … и … звуки при произношении не сливаются. Разделительный Ь пишется в … слова. Разделительный мягкий знак показывает, что согласные и гласные звуки при произношении не сливаются. Разделительный Ь пишется в корне слова.

Слайд 24

«Для меня сегодняшний урок…» 1.На уроке я работал активно / пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3.Урок для меня показался коротким / длинным 4.За урок я не устал / устал 5.Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку "Правописание слов с разделительным мягким знаком"

Цель урока : развитие умений обозначать звук [й\'] после согласных перед гласными с помощью ь, определять его функцию и писать слова с разделительным ь....

Урок русского языка "Правописание слов с разделительным мягким знаком"

Материал содержит  конспект урока в 3 классе "Правописание слов с разделительным мягким знаком" и презентацию к нему. УМК "Школа России". Тип урока: усвоение новых знаний. Цел...

Технологическая карта урока русского языка. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Правила переноса, 2 класс

Урок систематизации и обобщения знанийЗадачи: Образовательные: Формировать навыки правописания слов с разделительным мягким знаком; учить делать перенос слов с разделительным мягким знаком. Разви...

Конспект урока русского языка «Правописание слов с разделительным мягким знаком» (УМК Школа России 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о правописании слов с разделительным мягким знаком, развитие речи и мышления.          Планируемые результаты:Предметные: Знать:...

Урок русского языка по теме "Правописание слов с разделительным мягким знаком "2 класс УМК"Школа России"

Урок формирует навыки правописания слов с разделительным мягким знаком,учит  переносить слова с разделительным мягким знаком, подбирать примеры к данной орфограмме...