Русский язык «Правописание слов с разделительным мягким знаком (Ь)» 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Тема: «Правописание слов с разделительным мягким знаком (Ь)»
Класс: 2 класс
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель: создать условия для формирования у учащихся представлений об употреблении разделительного мягкого знака и правописании слов с разделительным мягким знаком; учить проводить звуко-буквенный анализ слов с разделительным мягким знаком.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знают: правило написания слов с разделительным мягким знаком
Умеют: использовать при письме разделительный мягкий знак; сопоставлять произношение и написание слов; звуки и буквы; проводить звуко-буквенный разбор слова; определять место орфограммы в слове.
Личностные результаты:
- Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
- Мотивация к учебной деятельности.
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
- Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
- Определять план выполнения заданий на уроках.
Познавательные:
- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные:
- Участвовать в диалоге.
- Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus_yaz.docx | 42.8 КБ |
razdelitelnyy_myagkiy_znak.ppt | 2.56 МБ |
Предварительный просмотр:
ГАПОУ «Городецкий Губернский колледж»
Конспект урока по русскому языку,
проведенного во 2 классе
МБОУ СШ № 2 г.Городца
обучающейся 412 группы
специальности «Преподавание в начальных классах»
Тема: «Правописание слов с разделительным мягким знаком (Ь)»
Тема: «Правописание слов с разделительным мягким знаком (Ь)»
Класс: 2 класс
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель: создать условия для формирования у учащихся представлений об употреблении разделительного мягкого знака и правописании слов с разделительным мягким знаком; учить проводить звуко-буквенный анализ слов с разделительным мягким знаком.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знают: правило написания слов с разделительным мягким знаком
Умеют: использовать при письме разделительный мягкий знак; сопоставлять произношение и написание слов; звуки и буквы; проводить звуко-буквенный разбор слова; определять место орфограммы в слове.
Личностные результаты:
- Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
- Мотивация к учебной деятельности.
- Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Понимают значение знаний для человека и принимают его
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
- Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
- Определять план выполнения заданий на уроках.
- Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
- Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
- Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Познавательные:
- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные:
- Участвовать в диалоге.
- Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
- Оформлять свои мысли в устной форме.
Образовательные ресурсы: УМК «Школа России»
Оборудование: презентация, учебник, тест, карточки
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Мотивация к учебной деятельности (2-3 мин) | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Евгеньевна. Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Быть должны у нас в порядке Ручки, книжки и тетрадки. - Проверьте, пожалуйста, готовность своих рабочих мест к уроку. - Садитесь, пожалуйста. | Приветствуют учителя | Личностные: Освоение личностного смысла учения, желания учиться. Мотивация к учебной деятельности |
Актуализация знаний, постановка проблемы (5-7 мин) | Минутка чистописания (Ь). Я тетрадочку открою, Уголочком положу. Я, друзья, от вас не скрою, Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я примусь. Откройте тетрадь. – Что надо записать? - Верно, записываем 27 января. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». - Догадайтесь, какую букву мы будем писать на минутке чистописания? Что за буква, кто узнает? Звука не обозначает, Может только показать Как согласную читать. - Да, сегодня будем писать «Ь». Вспомните, как пишется «Ь» знак, из каких элементов он состоит? Запишите по образцу… Подчеркните самую красивую букву. На доске: 1) иллюстрации: листья, платье, варенье 2) карточки со словами: варене – варенье плате – платье листя - листья - Рассмотрите иллюстрации на доске и назовите изображённые на них предметы. - Выберите карточку с правильным написанием данного слова и соотнесите с иллюстрацией. (Варенье, платье, листья) - Все ли согласны? - Какое правило объединяет данные слова по написанию? - Какова роль разделительного мягкого знака в словах? - Объясните, почему же вы не выбрали эти карточки? | Дату Написать «Классная работа» Предположения детей из короткой наклонной линии и полуовала Соотносят Да Написание слов с разделительным мягким знаком Он показывает, что согласные и гласные звуки при произношении не сливаются В них нет разделительного мягкого знака, и при произношении согласный звук сливается с гласным | Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Коммуникативные: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. |
Определение темы и цели учащимися | - Кто догадался, какова тема нашего урока? - Какие цели мы перед собой поставим? - Молодцы! А чему мы должны научиться на уроке? | Слова с разделительным мягким знаком Будем упражняться в написании слов с разделительным мягким знаком, узнаем, какую роль еще играет мягкий знак в словах и т.д. использовать при письме разделительный мягкий знак; сопоставлять произношение и написание слов; проводить звуко-буквенный разбор слова; определять место орфограммы в слове | Регулятивные: Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Определять план выполнения заданий на уроках. Познавательные: Определять тему. |
Планирование достижения намеченной цели | Как мы достигнем этой цели? Давайте составим план урока: 1.Выяснить, для чего нужен разделительный мягкий знак? 2.Узнать, когда пишется разделительный мягкий знак в словах? 2.Научиться, без ошибок писать слова с разделительным мягким знаком. - Что мы делали сейчас? | Планировали свою деятельность | Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя |
Открытие новых знаний | - Откройте с. 31 учебника и прочитайте тему урока. Ребята, посмотрите на доску. Льет, вьюга, коньки, олень, семья. — Прочитайте слова. На какие две группы их можно разделить? (льет, вьюга, семья; коньки, олень) - Давайте сравним слова с разделительным мягким знаком и с мягким знаком - показателем мягкости в словах. - Давайте сравним слова семья и семя по значению. - Как вы понимаете слово семья? - А слово семя? - Верно. Семя - это орган размножения растения, зерно, из которого развивается новое растение. - Слова семя и семья – это разные по значению слова? Какой мы можем сделать вывод, какую роль играет мягкий знак в словах? - А какая роль мягкого знака в слове вьюга? - Ребята, мы ответили с вами на первый вопрос «Для чего нужен разделительный мягкий знак?». — Сколько звуков и букв в слове коньки! — Почему звуков меньше, чем букв? — Какую роль играет мягкий знак в этих словах? Сейчас мы выполним с вами фонетический разбор слова коньки или по-другому звуко-буквенный анализ. - Записываем слово коньки, подчеркиваем гласные - На какой слог падает ударение? - Пишем транскрипцию. Буква К обозначает звук К, буква О, обозначает звук А и т.д. Буква К обозначает звук К, какой он? - Подведем итог с вами, в этом слове 2 слога, 6 букв и 5 звуков - А почему звуков меньше, букв? — Сколько звуков и букв в слове льет? - Записываем слово льет, подчеркиваем гласные. - На какой слог падает ударение? - Пишем транскрипцию. Буква Л обозначает звук Ль, буква Ё обозначает 2 звука Й` и О и т.д. - Подведем итог с вами, в этом слове 1 слог, 4 буквы и 4 звука. В каких случаях мы прочитаем слово, а в каких – только слог? На доске: пю – пью, лёт – льёт, чи – чьи, бёт – бьёт. - В чем особенность написания этих слов? - А что случится со словами, если убрать Ь? - Какую роль разделительный мягкий знак играет в этих словах? - Внимательно посмотрите на слова с разделительным ь знаком и скажите, перед какими гласными буквами он пишется? - А перед какой буквой употреблен разделительный ь знак в слове семья? - Попробуйте сами сформулировать правило об употреблении разделительного ь знака в словах. - Прочитайте правило в учебнике. (Стр.32). - Сравните наш вывод с выводом учебника. - Еще раз прочитайте правило и выделите ключевые слова. - Откроем упр.51, стр. 31. - Произнесите пары слов. Одинаково или по-разному они произносятся? -Какой буквой они различаются? -Сколько букв и звуков в слове полю, а в слове полью? -Какой звук мы слышим в словах после (л’) в каждом из выделенных слов? -А за какой буквой «прячется» этот звук? Сделайте вывод: для чего нужен разделительный мягкий знак в словах, на что он указывает? Вывод: разделительный мягкий знак разделяет согласную от гласной, чтобы не сливалась. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - Поиграем в игру «Бывает – не бывает». Я буду предлагать вам различные высказывания. Если вы с ними согласны, то будете тянуться вверх, а если – не согласны, будете приседать. Готовы? Ночью идёт дождь. (тянутся вверх) У слона есть крылья. (приседают) У охотника есть ружьё. (тянутся вверх) Ночью бывает радуга. (приседают) Варенье варят из ягод. (тянутся вверх) Жильё белки в дупле. (тянутся вверх) - Молодцы! Садитесь, пожалуйста. | Разделительный мягкий знак На слова с мягким знаком, обозначающим мягкость, и на слова с разделительным мягким знаком Группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе. Зерна, предназначенные для посева. От места ь знака зависит значение слова. Мягкий знак меняет значение слова, важно его не пропустить, т.к. люди должны понимать, о чем вы хотите сказать Показывает, что согласные и гласные звуки при произношении не сливаются Да Пять звуков и шесть букв Мягкий знак звука не обозначает Он обозначает мягкость предыдущего согласного звука Коньки, 2 гласные значит 2 слога На И Коньки [кан’к’и] К [к] — согласный, глухой парный, твёрдый О [а] — гласный, безударный Н [н’] — согласный, звонкий непарный, мягкий Ь [-] не обозначает звука К [к’] — согласный, глухой парный, мягкий И [и] — гласный, ударный Мягкий знак звука не обозначает Четыре буквы и четыре звука Льёт, 1 гласная значит 1 слог На Ё Льёт [л’й’от] л — [л’] — согласный, звонкий непарный, мягкий Они написаны с мягким знаком. Они превратятся в слоги. Разделяет согласную и гласную, чтобы они не стали слогом. Ю, ё, и Перед Я Формулируют Разделительный мягкий знак пишется перед буквами е, ё, и, ю, я и показывает, что согласный не сливается с гласным. По-разному Мягким знаком (ь) В слове полю – 4 буквы, 4 звука; в слове полью – 5 букв, 5 звуков Звук [й] За гласной Разделительный мягкий знак нужен, чтобы показать, что за согласным произносится звук (й). | Регулятивные: Корректировать выполнение задания в дальнейшем. Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. |
Этап применения знаний – развития умений | Упр. 52 (с. 32). (Выполнение в соответствии с заданиями.) — Сделайте вывод: перед какими гласными буквами пишется разделительный мягкий знак? - Превратите мягкий знак для обозначения мягкости согласного в разделительный мягкий знак. На доске: Пить – пью, лить -…, бить - …, шить - …. Степь – степью, дверь - …, ночь - …, тетрадь - …. - Молодцы! Работа по учебнику Упр. № 54 (стр.33) - произнести названия предметов и записать; выделите корень - подберите устно однокоренные слова - выяснить в какой части слова находится разделительный мягкий знак. - Ребята, мы ответили с вами на второй вопрос «Когда пишется разделительный мягкий знак?» - Так, когда же он пишется разделительный мягкий знак в словах? — Прочитайте сведения о языке. Почему разделительный мягкий знак — это орфограмма? | Ответы учащихся Перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И Лить-лью, бить-бью, шить-шью, дверь-дверью, ночь-ночью, тетрадь-тетрадью Платье, воробьи, колосья Платье, платьице, платяной. Воробьи, воробьишко, воробьиный. Колосья, колосок, колоситься. Разделительный мягкий знак находится в корне слова Да Разделительный мягкий знак пишется перед гласными е, ё, и, ю, я и показывает, что согласный не сливается с гласным. Читают Он не обозначает звука, а пишется между согласным и гласным звуками, если слышим звук [Й’]. | Регулятивные: Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. Корректировать выполнение задания в дальнейшем. Познавательные: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. |
Самостоятельная работа по эталону | Выполните тест. Выберите правильный ответ, обведя кружочком правильный ответ. (ПРИЛОЖЕНИЕ А) Ответы: 1-а 2-б 3-б 4-а, в, г 5- Критерии: 5 - нет ошибок 4 – 1 ошибка 3 – 2 ошибки 2 – больше 2 ошибок | Личностные: Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Регулятивные: Корректировать выполнение задания в дальнейшем. | |
Рефлексия учебной деятельности | В заключение урока мы должны подвести итог, как мы поработали. - Что нового узнали на уроке? Вставьте пропущенные слова: Мягкий знак не обозначает звука, может быть разделительным и может обозначать мягкость. Мягкий знак может менять значение слова. Разделительный мягкий знак показывает, что согласные и гласные звуки при произношении не сливаются. Разделительный Ь пишется в корне слова. – Когда в словах надо писать разделительный мягкий знак?
– Что сегодня было легко? – В чем испытывали затруднения на уроке? - Молодцы! Хорошо сегодня на уроке работали, что вы со всем справились. Домашнее задание. Учебник стр. 31-33 правила. Упр. 56 | Мягкий знак – это орфограмма Разделительный Ь пишется после букв, обозначающих согласные звуки. Разделительный мягкий знак пишется перед буквами е, ё, и, ю, я Что согласный и гласный звуки при произношении не сливаются | Регулятивные: Корректировать выполнение задания в дальнейшем. Познавательные: Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что за буква, кто узнает? Звука не обозначает, Может только показать Как согласную читать.
варене – варенье плате – платье листя - листья
листья платье варенье
варене – варенье плате – платье листя - листья
Тема урока Слова с разделительным мягким знаком.
План урока: Выяснить, для чего нужен разделительный мягкий знак. Узнать, когда пишется разделительный мягкий знак в словах. Научиться, без ошибок писать слова с разделительным мягким знаком.
Льет, вьюга, коньки, олень, семья . 1 группа: Льет Вьюга Семья 2 группа: Коньки Олень
Семья семя
Коньки
Льёт
Пю – пью, лёт – льёт, чи – чьи, бёт – бьёт .
Упр.51, стр. 31
Упр. 52 стр. 32
Ь – разделительный е ё ю я и
Пить – пью, лить -…, бить - …, шить - …. Степь – степью, дверь - …, ночь - …, тетрадь - ….
Упр. № 54 стр.33
Ь – разделительный е ё ю я и
Мягкий знак не обозначает …. , может быть ….. и …. Мягкий знак не обозначает звука , может быть разделительным и обозначать мягкость…. Мягкий знак может менять … слова. Мягкий знак может менять значение слова.
Разделительный мягкий знак показывает, что … и … звуки при произношении не сливаются. Разделительный Ь пишется в … слова. Разделительный мягкий знак показывает, что согласные и гласные звуки при произношении не сливаются. Разделительный Ь пишется в корне слова.
«Для меня сегодняшний урок…» 1.На уроке я работал активно / пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3.Урок для меня показался коротким / длинным 4.За урок я не устал / устал 5.Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку."Правописание слов с разделительными мягким знаком"
Конспект с УУД...
Урок по русскому языку "Правописание слов с разделительным мягким знаком"
Цель урока : развитие умений обозначать звук [й\'] после согласных перед гласными с помощью ь, определять его функцию и писать слова с разделительным ь....
Урок русского языка "Правописание слов с разделительным мягким знаком"
Материал содержит конспект урока в 3 классе "Правописание слов с разделительным мягким знаком" и презентацию к нему. УМК "Школа России". Тип урока: усвоение новых знаний. Цел...
Технологическая карта урока русского языка. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Правила переноса, 2 класс
Урок систематизации и обобщения знанийЗадачи: Образовательные: Формировать навыки правописания слов с разделительным мягким знаком; учить делать перенос слов с разделительным мягким знаком. Разви...
Русский язык «Правописание слов с разделительным мягким знаком (Ь)» 2 класс презентация
Презентация 2 класс УМК "Школа России"...
Конспект урока русского языка «Правописание слов с разделительным мягким знаком» (УМК Школа России 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о правописании слов с разделительным мягким знаком, развитие речи и мышления. Планируемые результаты:Предметные: Знать:...
Урок русского языка по теме "Правописание слов с разделительным мягким знаком "2 класс УМК"Школа России"
Урок формирует навыки правописания слов с разделительным мягким знаком,учит переносить слова с разделительным мягким знаком, подбирать примеры к данной орфограмме...