русский язык 3 класс Тема урока: " Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)
Цели: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.
Задачи:
1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.
2. Развивать умение различать разделительный мягкий знак и Ь -показатель мягкости согласных.
3.Продолжать учить уметь находить и обозначать орфограмму в слове.
4.Воспитывать умение осуществлять контроль, самоконтроль, самооценку.
Оборудование: тест, плакат с правилом, компьютер.Цели: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.
Задачи:
1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.
2. Развивать умение различать разделительный мягкий знак и Ь -показатель мягкости согласных.
3.Продолжать учить уметь находить и обозначать орфограмму в слове.
4.Воспитывать умение осуществлять контроль, самоконтроль, самооценку.
Оборудование: тест, плакат с правилом, компьютер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_russkomu_yazyku_dibdina_l.a.docx | 58.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык Дибдина Лариса Анатольевна МАОУ СОШ №1 г.Белебей
Тема урока: " Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь). ".
Цели: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.
Задачи:
1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.
2. Развивать умение различать разделительный мягкий знак и Ь -показатель мягкости согласных.
3.Продолжать учить уметь находить и обозначать орфограмму в слове.
4.Воспитывать умение осуществлять контроль, самоконтроль, самооценку.
Оборудование: тест, плакат с правилом, компьютер.
ХОД УРОКА:
1.Орг.момент.
- Ребята! Прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки.
Я по улице шагала, и улыбки собирала:
Вот улыбка малыша, до чего же хороша!
Вот улыбка почтальона – гордость нашего села,
Вот улыбка продавщицы – очень редкая вещица,
Вот веселый смех ребят – для меня он просто клад.
Всем в ответ я улыбалась – получается менялась.
-Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Ведь улыбка всегда располагает нас к приятному общению.
2. Актуализация знаний.
1) Проверка Д/З с.68, упр.121
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
2) Минутка чистописания
Найдите одинаковый звук в словах:
ДВЕРЬ, ДРОЗД, ПОДУШКА, ПОМИДОР
Что вы можете сказать об этом звуке?
- Какая буква обозначает этот звук на письме?
- Спишите с доски, продолжив закономерность
да Д дб Д дв Д
- Прочитайте пословицу. Объясните смысл. Спишите. Подчеркни букву Д.
Сделал дело – гуляй смело.
Прочитайте еще раз пословицу. Она будет девизом нашего урока.
3) Словарная работа. Словарный диктант.
Огород, картофель, морковь, огурец, овощи, петрушка, горох, компьютер.
-Обменяйтесь тетрадями проверьте, написание по словарю. (работа в парах)
4) Составление предложения
-Составьте с новым словарным словом компьютер предложение.
В современном мире компьютер помогает человеку.
-выделите грамматическую основу
-сколько грамматических основ получилось в нашем предложении?
-Как называется предложение, в котором только одна грамматическая основа?
( простое)
-Какое это распространенное или нераспространенное предложение? (распространенное).
Докажите, что это распространенное предложение. (т.к. здесь есть второстепенные члены).
-Какую роль они играют? (они поясняют главные члены)
-Ребята, у нас сегодня гость, слушайте внимательно, он подскажет вам тему сегодняшнего урока).
Я волшебник. Захочу –
Появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе,
В мель, опасную на море.
Кто волшебник – отгадай,
Выше руку поднимай.
Мягкий голос, мягкий шаг…
Это буква - … (мягкий знак)
-Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? (мягкий знак) Но какой мягкий знак – это вам надо определить.
3. Определение темы и целей урока.
-Посмотрите на слово компьютер. Где вы видите ь? Какие буквы он разделяет? Значит, какую работу выполняет этот ь? Как же его правильно назвать: разделительный или смягчающий?
-Да, мы сегодня будем говорить именно о разделительном мягком знаке)
- А что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке по этой теме?
(где в словах пишется мягкий знак? Для чего мягкий знак нужен? Какие функции мягкий знак выполняет? А я бы хотел узнать, как появился мягкий знак?)
4. Открытие нового знания.
-Сколько букв в русском алфавите?(33)
В IX веке Кириллом и Мефодием был создан первый славянский алфавит на основе греческого письма. Этот алфавит был в употреблении до начала 18-го века и лёг в основу современного русского алфавита.
В славянской азбуке было 43 буквы. Среди них – Ь знак (графически он не отличались от современного Ь), но назывался по-другому.
Буква Ь употреблялась чаще всего для смягчения согласного: купець (в современном языке звук Ц всегда твёрдый).
В современном русском алфавите буква ь выглядят так же,
как в славянской азбуке несколько веков назад. Называться он стал по-другому. Его функция несколько изменились…
- Познавательно было, ребята, узнали, что - то новое? Сейчас вам предлагаю поработать в группе.
Ваше задание: найдите слова с разделительным мягким знаком, спишите их, подчеркните ь.
Листья, парк, жёлуди, старый, ружьё, льют, собака, шерсть, вьюга, платье, ведро, ручьи, метель.
-Что вы можете сказать, посмотрев на эти слова, когда пишется разделительный мягкий знак?
1 вариант сделает звуко-буквенный анализ слова вьюга, а второй вариант – льют.
-Какой вывод сделаете? Чему вы научились, выполняя этот вид работы?
-Давайте обратимся к учебнику и убедимся, правильный ли вывод сделали? познакомимся с правилом. Стр. 68. (Читает ученик правило)
- И так, на что нужно обратить внимание? (пишется мягкий знак в корне между согласным и гласным звуками).
5.МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗМИНУТА (компьютер)
6.Закрепление нового.
-Перейдем к выполнению упражнения.
*Упражнение № 127, страница 69. (письменно)
-Вспомните правило о переносе слов с разделительным ь
- Найдите ребята слова с разделительным мягким знаком (ком/пью/тер, о/бе/зья/на, ва/ре/нье, вью/га)выписываем в первый столбик у доски записывает
- Во второй столбик выпишем слова с мягким знаком показателем мягкости ( ма/лень/кий, ап/рель/ский, день)
- Посмотрите на слова второго столбика
-Что вы сможете сказать о соотношении количества букв и звуков (букв больше, чем звуков)
- Что вы сможете сказать о соотношении количества букв и звуков в первом столбике
(букв больше чем звуков) мягкий знак звука не дает, а вот гласный дает два звука и занимает его место)
*Упражнение на закрепление. (устно)
-Я читаю предложение, а вы заменяете его, одним словом.
1) Дождливая, пасмурная погода. (ненастье)
2) Чувство огромной радости. (счастье)
3) Вид спортивного снаряда с острым наконечником. (Копьё)
4) Одежда, для девочки. (платье)
5) Мебель в виде доски на ножках. (скамья)
– На какую орфограмму встретились слова? (разделительный мягкий знак)
Расскажите правило.
Вывод: ь сигнализирует, что [й'] «прячется» в буквах е, ё, ю, я, которые находятся в корне слова или после корня.
7.Рефлексия.
-У меня для вас тест, на закрепление, поработать с ним, вам нужно самостоятельно на листочках.
1. Разделительный мягкий знак пишется:
А) в середине слова между согласными;
Б) в конце слова;
В) в корне слова после согласных перед гласными е, ё, ю, и, я.
2. Выбери слово, в котором (ь) – показатель мягкости:
А) пальчики;
Б) вьюга;
В) глазунья.
3. Укажи слово с разделительным мягким знаком:
А) солов…и;
Б) руч…ка;
В) ден…ки.
4. Укажи слово с правильным переносом:
А) вь-юга;
Б) крыль-я;
В) маль-чик.
-Какую цель мы ставили перед собой? Достигли ли мы её? Когда пишется ь? В каких словах пишется ь?
-Прокомментируйте свою работу на уроке, продолжив предложения:
У меня получилось…..
Больше всего мне понравилось….
Я смог правильно….
Было трудно….
- Давайте еще раз прочитаем правило в учебнике!
Вывод; Разделительный мягкий знак ПИШЕТСЯ после согласных и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я. Разделительный мягкий знак – орфограмма.
8.Подведение итогов урока
— Над правописанием какой буквы мы работали на уроке?
— Каковы результаты нашей работы?
— Какое задание вам было интересно выполнять?
— Кому нужна помощь учителя или товарищей?
*Оценивание.
*Инструкция выполнения домашнего задания.
На дом страница 69 №126, выучить правило на странице 68
-Спасибо за урок! Мне с вами было приятно работать. Только вот на последок хочу задать вопрос, посмотрите друг на друга, в чьих именах нашего класса есть разделительный мягкий знак? (Илья), значит, в каких еще словах встречается разделительный мягкий знак? Не забудем его писать в именах собственных?
СПАСИБО ЗА УРОК!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.Тема урока "Развитие умения задавать вопросы к словам, обозначающим действие предметов."
Урок по УМК "Школа 2100"...
Урок по русскому языку в 3 классе.Тема: Повторение и закрепление пройденного материала. Правописание слов с б/гласной, непроизносимой согласной.
Урок по русскому языку в 3 классе.Дата: 24.05.2012.Тема: Повторение и закрепление пройденного материала....
Урок-рефлексия с решением частных задач. Мастер-класс по русскому языку на тему "Что я знаю о грамматических значениях слов?"
Урок-рефлексия с решением практичских задач на тему "Что я знаю о грамматических значениях слов?" (система развивающего обучения Эльконина-Давыдова)...
Урок русского языка по теме "Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся, -ться" (Программа «Школа 2100», авторы учебника по русскому языку Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.,4 класс
Урок ориентирован на новый образовательный стандарт начального общего образования: определение целей, формирование универсальных учебных действий, использование технологии деятельностного подхода....
Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс
Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс...
Конспект урока по русскому языку на тему«I и II спряжение глаголов. Правописание ударных личных окончаний глаголов», 4 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о I и II спряжении глаголов; формирование умений определять спряжение глагола по ударному личному окончанию.Планируемые результатыПредметные:...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Урок-игра. Твёрдые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме" - 2 класс
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: Систематизация знаний обучающихся о звуках и буквах; формирование умений практически применять знания о звуках и буквах.Задачи урокаДидак...