Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Абджалилова Севиля Фариховна

Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yaz._3.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове.

Цель: развивать умения распознавать парные звонкие и глухие согласные звуки, правильно писать слова с парными согласными, с разделительным мягким знаком.

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач и применять полученные умения и навыки, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Коммуникативные уметь просить помощи, обращаться за помощью, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Ученик на доске звуко-буквенный анализ слов.)

III. Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа

—  Измените слова по образцу, запишите. Подчеркните буквосочетания чк,чн.

Образец: значок — значка.

Крючок, зрачок, сачок, бычок, пучок, пятачок, новичок, паучок.

—  Спишите по образцу. Подчеркните буквосочетания, написание которых нужно запомнить.

Образец: поймать кого? (лещ) — поймать леща. Решить что ? (задача), сложить как ? (куча), позвонить кому ? (врач), поехать куда ? (дача), написать кому ? (товарищ).

—  Спишите, вставьте пропущенные буквосочетания жи ши. Пру..на, вер..на, о..бка, ма..на, пу..нка, сне..нка, дру..на.

2. Фронтальная работа

—  Замените одним словом, запишите. Подчеркните в словах буквосочетания жи — ши, ча — ща, чу шу.

•  Хищная рыба (щука).

•   Солдат, который стоит на часах (часовой).

•   Густой частый лес (чаща).

•   Пастух, который пасёт овец в горах (чабан).

•   Сказочное существо (чудовище).

•   Странный человек (чудак).

•   Чужая страна (чужбина).

•   Растение с кислыми съедобными листьями (щавель).

•  Дикая роза (шиповник).

•   Съедобный гриб с рыжей шляпкой (рыжик).

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают получившиеся слова, называют орфограммы. Целесообразно вспомнить и правило.)

IV. Самоопределение к деятельности

—  Прочитайте слова. Год, сугроб, груз, лёд.

—  Чем они похожи? (Слова с парными согласными на конце.)

—  Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Игра «Шум и голос»

—  Проверяем звуки «на шум и на голос». Произнесите звук [к].

—  Услышали голос? Конечно, нет.

—  А теперь подключите голос. Какой звук получился? ([г].)

—  Теперь давайте, наоборот, выключать голос. Произнесите звук [б].

—  Уберите голос. Какой звук получился? ([п].) Согласные, которые произносятся с «выключенным» голосом и состоят только из шума, называются глухими. Звуки, которые произносятся с участием голоса, намного звонче глухих. За это они получили своё название — звонкие.

  1. Работа по учебнику

Упр. 122 (с. 67).

—  Прочитайте пары слов. Что вы заметили? (Парные согласные произносятся одинаково.)

—  Выполните задание.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и объясняют их написание.)

—  Как правильно обозначить парный согласный звук в корне слова?

—  Приведите примеры.

Упр. 123 (с. 67).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

—  Прочитайте пары слов. Объясните их написание. (Чашка — чашечка, кружка — кружечка, ложка — ложечка, блюдце — блюдечко.)

—  Как вы поняли выражение друг с дружкой? 

  Упр. 124 (с. 68).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

3. Шарады

С глухим согласным наливаюсь в поле,

Со звонким сам звеню я на раздолье. (Колос голос.)

С глухим траву она срезает,

Со звонким — листья объедает. {Коса коза.)

С глухим согласным мы его читаем,

Со звонким — в нём же обитаем. (Том дом.)

С глухим шипящим кругл, как мячик,

Со звонким - как огонь горячий. (Шар — жар.)

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

  1. Работа по учебнику

Упр. 125 (с. 68).

—  Прочитайте стихотворение.

—  Какова его главная мысль? (Нельзя играть на проезжей части дороги.)

—  А где вы играете?

—  Какие правила дорожного движения нужно выполнять, чтобы не случилось беды?

—  Выполните письменные задания к упражнению.

—  В каких словах мягкий знак указывает на мягкость согласного? (Играть, нельзя.)

—  Прочитайте слова с разделительным мягким знаком. (Несчастья, друзья.)

—  Перед какими буквами он пишется? (Перед е, ё, и, ю, я.)

—  Прочитайте ниже сведения о языке.

—  В какой части слова пишется разделительный мягкий знак?

—  Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак?

—  Сколько звуков обозначают буквы е, ё, я, ю, и?

—  Приведите примеры таких слов.

Упр. 126 (с. 69).

—  Прочитайте текст. Как его можно озаглавить?

—  Прочитайте выделенные слова. Что они обозначают?

—  Найдите слова с разделительным мягким знаком.

—  Найдите слова с мягким знаком — показателем мягкости.

—  Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка.)

2. Работа со словом из словаря

- Найдите слово компьютер в орфографическом словаре.

—  Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограммы.

—  Составьте предложение со словом компьютер, запишите.

—  Запомните написание этого слова.

3. Выборочный диктант

—  Выпишите слова с разделительным мягким знаком.

Ишь, разбойничья порода:

Цапнул солнце с небосвода

И с набитым животом

Завалился под кустом.

Да и хрюкает спросонья,

Словно сытая хавронья.

К. Чуковский

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Не хотят его пустить

Чудный остров навестить.

Знайте, вот что не безделка:

Ель в лесу, под елью белка.

Эти витязи морские

Мне ведь братья все родные.

Не печалься же, ступай,

В гости братцев поджидай.

А у князя жёнка есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает;

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А. Пушкин

—  Прочитайте слова, которые вы выписали. Подчеркните разделительный мягкий знак. (Разбойничья, спросонья, хавронья, с сватьей, под елью, братья, ночью.)

VIII. Рефлексия

—  Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Подчеркните парные согласные. Подберите проверочные слова.

То я в клетку,

То в линейку.

Написать по мне сумей-ка!

Можешь и нарисовать...

Что такое я? (Тетрадь тетради.)                                                                             

Кто всю ночь по крыше бьёт

Да постукивает,

И бормочет, и поёт, убаюкивает? (Дождь — дожди.)

Землю пробуравил,

Корешок оставил,

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся. (Гриб — грибы.)

Если хорошо заточен,

Всё легко он режет очень —

Хлеб, картошку, свёклу, мясо,

Рыбу, яблоки и масло. (Нож — ножи.)

—  Что нужно сделать, чтобы правильно обозначить парный согласный в корне слова?

—  Устно назовите одним словом.

•   Приспособление для сидения (скамья).

•   Сочинение небольшого размера для журнала или газеты (статья).

•   То, без чего птица не улетит (крылья).  

 Верхняя женская одежда (платье).

•   Заросли высокой травы (бурьян).

•   Чистый отвар из мяса (бульон).

—  Какую работу выполняет мягкий знак в этих словах? (Разделяет согласный звук и гласный.)

—  Какая орфограмма называется проверяемой?

—  Какая орфограмма называется непроверяемой?

—  Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

—  О каких орфограммах мы говорили на уроке?

Домашнее задание

Упр. 127 (с. 69).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова. 2 класс

Презентация к уроку: Обобщение раздела. Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова. 2 класс....

Конспект урока по русскому языку в 3 классе Правила записи слов (проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова). Правила переноса.

Работа на уроке по теме « Правила записи слов (проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова). Правила переноса.» начинается с организационного момента, который  мотивирует деятельность уч...

Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова

Урок русского языка разработан  по  программе "Планета знаний"....

Конспект урока по русскому языку во 2 «в» классе по теме: «Проверяемые и непроверяемые орфограммы.Представление об орфограмме». (УМК "Школа России")

Задачи урока направлены на закрепление  умения «видеть» орфограмму в  корне  слова с безударной гласной и объяснять её написание;развивать умение пользоваться правилом написания бе...

Проверочная работа по теме :Слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами. 2 класс УМК "Школа России"

Данная проверочная работа рекомендована для учащихся 2 класса. Задания подобраны с целью проверки знаний по изученной теме. В конце работы детям предлагается рефлексия  в виде игрового задания....

Урок русского языка во 2 классе по теме «Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы»

Урок русского языка во 2 классе по теме «Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы» УМК "Школа России"...

Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами

Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами...