Технологическая карта к уроку русского языка "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Гречко Анастасия Алексеевна

Технологическая карта к уроку русского языка "Имя существительное" в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhkarta_2_suschestvitelnoe.docx37.25 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 3 «А»

Тип урока: обобщения и систематизации знаний, умений и навыков

Основные понятия: имя существительное,

Тема урока: Имя существительное

Цель урока: Обобщение знаний об имени существительном.

Планируемые результаты

предметные:

  • формировать умения определять число и род имени существительного;
  • подбирать однокоренные слова к данным существительным;
  • проводить разбор слова по составу.

метапредметные:

-познавательные:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • подведение под понятие, выведение следствий.

-регулятивные:

  • постановка учебной задачи;
  • сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
  • оценивание качества и уровня усвоения материала.

-коммуникативные:

  • умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации;
  • умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • формирование умения слаженно работать в паре и в группе.

личностные:

  • формирование мотивации к самостоятельной и коллективной исследовательской деятельности.
  • формирование навыков самоанализа и самоконтроля.
  • формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового.

Методы обучения: наглядные, словесные, практические

Средства обучения: презентация

Ход урока:

Этап урока

Содержание педагогического взаимодействия

Примечание

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организаци-онный этап.

Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Приветственное слово учителя:

Добрый день, ребята!

Ответьте, пожалуйста, как вы настроены сегодня работать на уроке?

Итак, урок русского языка. Он сегодня необычен. Я вас приглашаю вас в путешествие. А вот куда - вы узнаете, разгадав кроссворд.

Приветствие учителя.

Ответы детей

Слайд №1

2.Актуализация знаний.

Кроссворд (Приложение)

Молодцы. Посмотрите на кроссворд и скажите по какой стране мы будем путешествовать?

Правильно! Разгадав кроссворд, мы очутились на острове «Умников и умниц». Путешествие наше будет интересное, так как имя существительное нам приготовило много разных заданий, с которыми я надеюсь вы справитесь очень быстро.

Начнём мы наш путь по реке «Чистописания»

Открыли тетрадочки, сели все ровненько, спинки прямые, ножки на полу, уголочек тетрадки смотрит в пупочек!

  - Каллиграфическим подчерком записываем слово:

путешествие

Решают кроссворд

Имя существительное

Выполняют задание

Игра «Кроссворд»

Фронтальная форма работы

Прием «Чистописание»

3. Первичное усвоение новых знаний

Не спеша мы с вами доплыли  до сказочного  моря «Знаний». 

- Давайте погрузимся  на корабль. Как же нам его переплыть ведь ветра то нет ? Если ответим на все вопросы, то наш корабль доплывёт до Земли «Игр»

  1. Что такое имя существительное?
  2. Приведите примеры.
  3. Какие бывают существительные?
  4. Имеет ли имя существительное число ?
  5. Какого рода бывают имена существительные ?
  6. Что называется склонением?
  7. Назовите падежи и вопросы к ним.

Молодцы! Теперь высаживаемся на берег Земли «Игр».

-Вы, ребята, понравились нашему «хозяину» и поэтому, имя сущ. с удовольствием приглашает вас к себе, поиграть с ним в игры и поучиться уму - разуму

Не надо говорить на ушко,        

Что здесь расставлены ловушки.

Вы карточки возьмите,

Букву «беглянку» - покажите.

К…вер, ши…ка, блю…це, ст…лбы, лягу…ка, пос…дка, творо…, тра…ка, кас…а,  яго…ка, утю…, к…за, лист… я, под…езд, ч…шка, рощ…, сер…це, ключ.. к, кни..ка, (на) столе.

А теперь проверьте себя по эталону. Молодцы!

На Земле «Игр» мы на минуточки заглянем в «Родовое село» и поможем живущим там мальчикам и девочкам.

Хлопни, если в слове нужно писать - ь - (объясните, почему)

Малыш, ночь, дочь, помощь, чиж, плащ, меч, мелочь, врач, смерч, полночь, ключ,  вещь,  мышь,  речь,  клещ.

Гора «Ошибок»

Мы оказались на горе ошибок.

- Найдите в данных словах ошибки запишите эти слова. Выделите ту часть слова, в которой допущена орфограмма.

Слова записаны на доске:

Улыпка, пасадка, пришёл, молодёж_, перевяска, николай, наездник, зомазка, опастность, краска, шалашь, корандаш, планета земля, грачь, снешок, сапог, непоехал,

Часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопросы «кто?что?»

Нарицательные и собственные

Да

Мужской, женский, средний

Изменение по родам, числам, падежам

Перечисляют

Выполняют задание

Аргументируя, выполняют задание 

Взаимопроверка, ученики проверяют по ММП

Игра «Экспресс-опрос»

Игра: «Обозначь орфограмму. Вставь букву.»

Работа в парах

Прием «Словарная работа»

Игра: «Найди ошибку»

Слайд 5

4. Первичная проверка понимания

 Тропинка «Перепрыгни кочку»

- Девочки записывают существительные в форме единственного числа.

- Мальчики в форме множественного числа.

Крыло, руки, ноги, лапа, фонарь, одежда, корзины, ножницы, стол, ворона, ландыши, вагон, гаражи, самолёт, пароходы, муравей, рассказы, кастрюля, кроссовки, помидор.

- Продолжаем наше путешествие. Сейчас вы будите работать по группам.

-У вас на партах лежат листочки с заданием: просклонять имена существительные и выделить окончание.  Выполните их пожалуйста.

ЗАДАНИЕ 1

-  1 группа (ряд у окна)

   берёза, грач

одуш.

неодуш.

И. п.

И. п.

Р. п.

Р. п.

Д. п.

Д. п.

В. п.

В. п.

Т. п.

Т. п.

П. п.

П. п.

- 2 группа (ряд по середине)

волк, осина

одуш.

неодуш.

И. п.

И. п.

Р. п.

Р. п.

Д. п.

Д. п.

В. п.

В. п.

Т. п.

Т. п.

П. п.

П. п.

-3 группа (ряд у двери)

дуб, кошка

одуш.

неодуш.

И. п.

И. п.

Р. п.

Р. п.

Д. п.

Д. п.

В. п.

В. п.

Т. п.

Т. п.

П. п.

П. п.

ЗАДАНИЕ 2

- Переходим к выполнению задания 2. К существительным мужского рода подобрать сущ. ж. р. Три ученика работают у доски.

-  1 группа: папа мужчина баран сын сосед

 -  2 группа:  дядя козёл брат кабан внук

-  3 группа: заяц дедушка мальчик волк ворон

Сейчас мы с Вами попали в город «Антонимов»

-  1 группа:Героизм(1) - трусость(З). Ложь(З) - правда(1). Трудолюбие (2) - лень(З). Радость(З) - горе(2).

-  2 группа: Война(1) - мир(2). Темнота (1) - свет(2); Нищета(1) - богатство. Скука(1) - веселье(2).

-  3 группа: Ночь(З) - день(З). Сила(1) - слабость(3).Тишина(1)-шум(2). Злость(3)-доброта(1).

Выполняют работу.

Выполнение заданий

Самостоятельная работа

Игра: «Поймай слово».

Работа в группах

Игра: «Подбери пару»

Физкультминутка

5. Первичное закрепление

- Ребята, наше путешествие по стране Имени существительного подходит к концу. Мы подошли с вами с самому главному дворцу, к дворцу «Грамотеев» и выполнить два последних задания, которые нам приготовило Имя Существительное.

Запись на экране:

-Висенние каникулы вася  провёл у Бабушки вали.
- Навирхушке дерева сидел пивчий саловей.
- Рибята расчистили трапинку, а потом катались налыжах.

-Замените одним словом.

Орать во всё горло

Спать мёртвым сном. 

делать на скорую руку

Выполняют задание

Громко

Крепко

Наспех

Игра: «Исправь ошибки»

Игра: «Фразеологизмы»

6. Подведение итогов занятия

Наше путешествие завершается . И мне хочется услышать ваше мнение.

Как вы считаете можно ли в нашей речи обойтись без имени существительного?

Ответы детей

Игра «Да-нет»

7. Рефлексия

- Что повторили мы за урок?

- Что нового узнали на уроке?

- Чему научились?

- Что вызвало особый интерес?

Перед вами лист самооценки. Вам нужно подчеркнуть один из предложенных ответов.

Лист самооценки

  1. На уроке я работал активно - пассивно
  2. Своей работой на уроке доволен – не доволен
  3. За урок я не устал - устал
  4. Моё настроение стало лучше – стало хуже
  5. Материал урока мне был понятен – непонятен

Лёгким -трудным

Ответы детей

Прием «Оценка проделанной работы»

8. Информация о домашнем задании

Открываем дневники, записываем дз – Придумайте 1 одушевлённое и 1 неодушевлённое именя существительное и просклоняйте их.

Записывают домашнее задание.


Приложение А

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1(кроссворд и ответы)

1.

  1. Что значит один гласный звук или гласный звук в сочетании с согласным (или согласными), которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха?
  2. Выделение каким-либо акустическим средством одного из компонентов речи?
  3. Какой член предложения показывает о ком или о чём говорится в предложении?
  4. Назовите единицу речи, которая выражает законченную мысль?
  5. Из чего состоит предложение? Поставьте в н.ф.
  6. Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов?
  7. Как звук обозначается на письме?
  8. Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов?
  9. Что обозначает имя существительное?
  10. В повседневной жизни мы используем устную и письменную…..?
  11. Назовите часть речи, которая обозначает действие предмета?
  12. Общая часть родственных и однокоренных слов?
  13. Часть слова, которая служит для образования новых форм слова?
  14. Служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении?
  15. Главный член предложения, который показывает, что говорится о подлежащем?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку русского языка "Имя существительное"

Урок-повторение по теме "Имя существительное"...

Технологическая карта открытого урока русского языка. Правописание окончаний имён существительных в Р., Д. и П. падежах (сопоставление)

Это урок с применение интерактивной доски и документ камеры. Цель урока: сформировать представление о правописании безударных окончаний имён существительных, о роли склонения и падежа в правописании о...

Технологическая карта + презентация урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России". Тема урока: «Правописание мягкого знака (ь) на конце имён существительных после шипящих»

Цели урока поставлены с учетом особенностей учебного материала, это первый урок по теме .Считаю, что идеи урока  доведены до обучающихся.  Поставленные задачи старалась реализоват...

Технологическая карта открытого урока русского языка 4 класс. Тема "Склонение имён существительных множественного числа"

Окрытый урок по русскому языку 4 класс УМК "Школа России" Тема урока: "Склонение имён существительных множественного числа"Технологическая карта урокаПриложение к уроку...

технологическая карта к уроку русского языка "Единственное и множественное число имен существительных" 2 класс

технологическая карта к уроку русского языка "Единственное и множественное число имен существительных" 2 класс...

Технологическая карта открытого урока русского языка в 4 классе :"Падежные окончания имён существительных 3 склонения".

Цель:создать условия для совершенствования умений различать и проверять безударные окончания существительных;  для формирования навыка правописания безударных окончаний имён существительных 3 скл...