Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Берёзовская средняя общеобразовательная школа
Технологическая карта открытого урока русского языка во 2 классе по теме
«Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных»,
данного на районном методическом семинаре для педагогов Тайшетского района по теме «Учебно – познавательные и учебно – практические задачи на уроке и во внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС»
учитель начальных классов МКОУ Берёзовской СОШ
Тюжина Татьяна Леонидовна
Февраль 2017 г.
Предмет: русский язык
Класс: 2
УМК: «Школа России»
Уровень: базовый
Тип урока: получение новых знаний
Форма: урок-исследование
Тема: «Имена собственные и нарицательные»
Цель: познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать имена собственные и нарицательные.
Задачи:
образовательные: добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных», осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;
развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;
воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, воспитывать чувства товарищества и взаимопомощи.
Основные понятия:
- имя существительное;
- имя собственное и имя нарицательное;
- правила правописания имен собственных и нарицательных.
Планируемые результаты:
личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.
метапредметные результаты:
регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;
познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, справочные материалы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в группе, формулировать собственное мнение.
предметные результаты:
- понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.
Формируемые УУД:
- уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно (ПУУД);
- уметь осуществлять самооценку результатов работы (РУУД);
- уметь планировать учебное сотрудничество в группе (КУУД);
- уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение (ПУУД);
- выполнять учебное задание в соответствии с правилом (РУУД);
- формулировать понятные высказывания, используя термины (КУУД);
- уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию (ЛУУД).
Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, в группах.
Ресурсы:
компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Русский язык» 2 класс
В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, рабочая тетрадь по русскому языку В. П. Канакина, карточки для групповой работы.
Формы работы: фронтальная (Ф), в группе (Г), индивидуальная (И)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I этап. Организационный Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки
II этап. Актуализация знаний Цель: актуализировать знания
| Эмоциональный настрой. - Солнце поднимается, Утро начинается, Город просыпается, А в городе просыпаются жители… (на слайде рисунки: солнце, город, девочка, мальчик, щенок и записаны слова – солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок) - Утро всегда должно начинаться с улыбки и хорошего настроения, и тогда весь день дела будут идти хорошо. - Покажите «смайликом» с каким настроением вы пришли на урок. - Настроение у всех хорошее – значит всё у нас получится! - Прочитайте слова, записанные на экране. ( солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок) - Какой частью речи они являются? (именем существительным) - Почему вы так решили? (обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?) - Как можно разделить данные существительные на две группы? (одушевлённые и неодушевлённые) - Какие существительные называются одушевлёнными? - Какие существительные называются неодушевлёнными? -Запишите самостоятельно в первый столбик с маленькой буквы неодушевленные имена существительные, во второй столбик – одушевленные. | Показ смайлом настроения.
Распределение сущ-х (на слайде: солнце девочка утро мальчик город щенок) - Оценивание правильности выполнения «смайликом» .
| Личностные УУД: положительное отношение к учению Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнениеПознавательные УУД: находить ответы на вопросы учителя, используя справочные материалы Личностные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия Коммуникативные УУД: ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно |
III этап. Самоопределение деятельности Цель: мотивировать к изучению темы.
.
| (На стенах на карточках развешены слова: Маша, Катя, Игорь, Петя, Шарик, Бобик, Николаевск, Волгоград, дети, карандаш, петух, Рыжик, кот, город, утро)
- Посмотрите вокруг себя, на карточках вы видите записанные имена существительные.
выберите из них название городу, имя мальчику, имя девочке, кличку щенку.
- Почему эти слова написаны с заглавной буквы?
- Молодцы, правила вы знаете. А сегодня мы узнаем что - то новое об этих словах.
Чтобы узнать тему урока, нужно выполнить задание в парах.
Распределите слова по группам - имя человека, отчество, фамилия. Если слова не подходят ни к одной группе, запишите их в четвёртую - без названия. Вспомните правила работы в парах и приступайте. (на слайде: Распределите слова по группам: Аня, Ивановна, Миша, ученик, Королёв, Алексеевна, Петрович, дом, Кузнецов.
- Оцените «смайликом» работу своей пары: дружно, сплоченно вы работали или нет.
- Давайте проверим. Какие слова записали в 1 столбик? во 2 столбик? в 3 столбик?
- Какие слова не попали ни в один из этих столбиков?
( на слайде таблица)
- А теперь оцените «смайликом» правильно ли ваша пара выполнила задание.
- Молодцы. Посмотрите ещё раз на таблицу. Чем отличается написание слов первых трёх столбиков от последнего?
- Какое общее название можно дать словам первых трёх столбиков?
- Учёные в русском языке уже давно придумали специальные термины. Слова первых трёх столбиков назвали собственными именами существительными, а последнего – нарицательными именами существительными.
| Выбор карточек с существительными на стене
Работа в паре Заполнение таблицы
Оценивание работы смайлом. Проверка по шаблону | Коммуникативные УУД: формулировать понятные высказывания, используя термины
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя Личностные УУД: понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.
Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий, планировать свои действия
|
IVэтап. Открытие новых знаний. Цель: научить объяснять различие имен собственных и нарицательных.
| - Попробуйте назвать тему нашего урока.
(на слайде: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.) - Что вы уже знаете об именах собственных и нарицательных? А чему хотели бы научиться? поставьте цель урока.
Сегодня на уроке мы узнаем … научимся … попробуем …
- Сегодня мы на уроке узнаем, какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным, научимся их различать, попробуем свои знания применить на практике.
| Формулирование темы и цели урока | Познавательные УУД: уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение
Личностные УУД: уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию |
| - А вы знаете, что обозначают термины «собственные имена существительные», «нарицательные имена существительные»? - Имена, отчества, фамилии людей – это собственные имена существительные, потому что имена, отчества, фамилии есть у всех людей, но у каждого оно своё, личное и никто их у вас не может отобрать. Это ваше, собственное, больше ничьё. Собственное имя называет только вас.
С какой буквы пишутся имена собственные?
- А все остальные – несобственные - имена существительные нарицательные имена существительные, они называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени.
- В каком столбике у нас написаны имена собственные? А имена нарицательные?
- Прочитаем правило в учебнике на странице 52.
- Какие существительные мы называем собственные?
С какой буквы они пишутся?
А у кого еще может быть своё собственное имя?
Правильно клички животных, названия рек, городов, улиц – это тоже имена собственные.
(слайд)
Приведите примеры собственных имён существительных.
- Прочитаем правило в учебнике на странице 53.
- Какие существительные мы называем нарицательные? С какой буквы они пишутся?
Приведите примеры нарицательных имён существительных.
Физминутка
Встретились ли в словах физминутки собственные имена существительные?
- Покажите «смайликом» как вы поняли, какие имена существительные называются собственными, а какие нарицательными. | Выдвижение версий.
Самостоятельное чтение правила с.52 Определение собственных имен существительных.
Приводят примеры сущ.
Самостоятельное чтение правила с.53 Определение нарицательных имен существительных. Приводят примеры сущ. Выполнение фиминутки РАНО УТРОМ В ПАРК ХОДИЛИ, ТАМ СНЕГОВИКА ЛЕПИЛИ. А ПОТОМ С ГОРЫ КАТИЛИСЬ, ВЕСЕЛИЛИСЬ И РЕЗВИЛИСЬ. В КАТЮ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ, В МАРИНУ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ, В ВАРЮ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ. ПОЛУЧИЛСЯ СНЕЖНЫЙ КОМ. ХОЛОДНО ГУЛЯТЬ ЗИМОЙ, ПОБЕЖИМ СКОРЕЙ ДОМОЙ! | Регулятивные УУД: выполнять учебное задание в соответствии с правилом; уметь осуществлять самооценку результатов работы
Коммуникативные УУД: формулировать понятные высказывания, используя термины; понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию; уметь планировать учебное сотрудничество в группе Личностные УУД: уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию |
V этап. Применение новых знаний. Цель: научить применять знания в практическом задании; формировать умение правописания имен собственных и нарицательных
| Молодцы, но у вас ещё впереди есть уроки, на них вы разберётесь до конца в этой теме. - А теперь нам предстоит учиться различать имена собственные и нарицательные. - Снова посмотрите вокруг себя, на карточках вы видите записанные имена существительные. Подойти, снять любую карточку, прочитать существительное и определить, какое оно – собственное или нарицательное и объяснить почему. - Какие существительные мы называем собственные? С какой буквы они пишутся?
- Какие существительные мы называем нарицательные? С какой буквы они пишутся?
| Различение собственных и нарицательных имен существительных.
|
|
| - Какие слова, кроме имён, отчеств и фамилий людей относятся к именам собственным. - Где в жизни мы встречаемся с именами собственными? - Как называется главный город нашей области?? Иркутск имеет свою историю, традиции, праздники. В нем жили и живут замечательные люди, о которых мы много говорили на часах общения.
Один из них, поэт Александр Биркин написал такие строки о городе: Иркутск – столица Восточной Сибири! Хозяин Байкала, хозяин тайги! Здесь жители город чудес сотворили, В честь самой прекрасной реки́. (слайд)
Мы сейчас будем работать в группах. Вам сейчас необходимо восстановить рассказ о нашем городе, вставив, где нужно собственные имена существительные.
-Какой у вас получился рассказ? (слайд | Называют имена собственные.
Город Иркутск. ______________ - центр Восточной Сибири. Он очень красивый. Рядом с городом текут реки ______________ . В этом городе родились и выросли замечательные люди: космонавт ______________, писатель__________________, олимпийская чемпионка по художественной гимнастке _____________________.
|
|
VI этап. Рефлексия учебной деятельности Цель: научить осознавать свои достижения | VII. Рефликсия деятельности Какие цели мы ставили в начале урока? Достигли ли мы целей?
Домашнее задание:
У. стр. 52, 53 правило по выбору Р. Т. стр.27 упр. 57, 58. или составить весёлый рассказ (5 - 6 предложений) на тему «Мой класс» и подчеркнуть в нём имена собственные
Оцените «смайликом» свою работу на уроке.
С каким настроением вы заканчиваете урок, покажите «смайликом».
|
Сегодня на уроке я узнал (открыл для себя)… научился … могу похвалить себя и одноклассников за ….
Показ настроения смайлом.
| Личностные УУД: понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.
Регулятивные УУД: уметь осуществлять самооценку результатов работы
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение
|